Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?

Содержание

Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?

Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?

Критерии отбора на налоговые комиссии
Убыточные комиссии
Зарплатные комиссии
Комиссии по НДС
Налоговая комиссия по недоимке
Комиссии по налоговой нагрузке
Неординарные комиссии
Чем рискует генеральный директор?

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное – ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Критерии отбора на налоговые комиссии

В большинстве случаев налоговики отбирают кандидатов на комиссии по основным критериям: убытки, низкие зарплаты, большие вычеты НДС, низкая налоговая нагрузка и т. д. Все критерии перечислены в письме ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Считается, что на налоговую комиссию инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Как бы там ни было, бояться комиссий не стоит.

Уведомление о вызове на комиссию

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос – когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. Доклады о социально-экономическом положении в Москве за соответствующий период).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, – снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики:
«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Пояснения к убыточной комиссии

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона.

Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше. Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (в Москве МРОТ с 1 июня 2015 года составляет 16 500 руб.).

Теперь они ориентируются на среднеотраслевые зарплаты (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики:
«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения.

В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно.

В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Кстати, в связи с введением с 2016 года новой отчетности по НДФЛ инспекторы с большим рвением будут приглашать компании на зарплатные комиссии. Как показывает наша практика общения с налоговыми органами на зарплатных комиссиях, инспекторы уже сейчас предупреждают, что если компания не пересмотрит зарплаты, то в будущем году приглашать в ИФНС ее будут ежеквартально.

Комиссии по НДС

Кого вызывают. На комиссии по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью «Выездная проверка: как определить. Не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений.

Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга).

Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве
Столичное Управление ФНС России проанализировало причины хронической налоговой недоимки у ряда организаций.

Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей».

Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя.

Вот свежие данные среднеотраслевой налоговой нагрузки, на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений.

На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д.

Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д.

Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки.

Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе.

В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Чем рискует генеральный директор?

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vyzvali-na-nalogovuyu-komissiyu-5200/

Истребование налоговыми органами пояснений у налогоплательщиков | Отчётсдан

Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

 Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Пожалуй, общим для требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган является обязанность налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме указанных документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Порядок направления документов в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.
Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Из Налогового кодекса неясно, в отношении каких операций, по которым применены налоговые льготы, могут быть истребованы пояснения при камеральной проверке.
Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Хотя в правоприменительной практике есть примеры отнесения к налоговым льготам даже положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В пункте 14 данного Постановления указаны налоговые льготы: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

В судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. По аргументации суда, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих услуги (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2015 № Ф02-3231/2015, Ф02-3026/2015 по делу № А69-3560/2014);

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/istrebovanie-nalogovymi-organami-poyasnenij/

Как налоговики общаются с компаниями по телекоммуникационным каналам связи

Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?

С принятием Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ практически во всех сферах взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа стало возможно применение телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

В частности, в электронном виде компания может направить в инспекцию сообщения об открытии и закрытии счетов, о случаях участия в организациях, об обособленных подразделениях, о реорганизации или ликвидации, а также отправить декларации. Инспекторы через ТКС могут отправлять компании требования об уплате налога, налоговые уведомления, требования о представлении документов и другие документы.

Безусловно, общение с помощью электронных каналов связи по сравнению с почтой экономит время и компании, и инспектора.

В то же время практика показывает, что зачастую технические нюансы безбумажной передачи данных налоговики используют в своих целях.

В частности, за несвоевременное представление декларации или неявку в инспекцию компании могут грозить штрафы и отсутствие возможности дать пояснения.

Практика показывает, что при отправке документов по ТКС налоговики часто пользуются отсутствием на руках налогоплательщика «твердого» бумажного подтверждения. При этом подтверждение исполнения налоговых обязанностей при электронной отправке документов зависит в том числе от используемой системы отправки файлов.

Налоговики настаивают, чтобы компании направляли документы не через операторов связи, а на сервер инспекции

Электронный документооборот с использованием ТКС основан на применении программных средств, которые позволяют отправителю сформировать файл, содержащий электронный документ, зашифровать его, заверить электронной цифровой подписью и отправить в адрес получателя. А получателю – принять пакет, расшифровать и открыть полученный файл. У компании есть выбор, кому доверить процесс всех этих технических нюансов – специализированным операторам связи или автоматизированным рабочим местам, установленным в инспекциях.

В первом случае независимый оператор связи организует проход документов компании транзитом через свой сервер к налоговому органу и обратно с помощью специальных программных средств.

Такие посредники заключают договор с управлениями налоговой службы по соответствующему региону об организации электронного обмена. А с налогоплательщиками – договор об оказании услуг по отправке документации посредством ТКС.

Во втором случае приемку файлов от компании обеспечивают установленные в инспекциях автоматизированные рабочие места. То есть без посредников электронные документы напрямую попадают на сервер инспекции.

Сами налоговики отдают явное предпочтение второму варианту. Ссылаясь при этом на большую конфиденциальность и надежность передачи информации из-за исключения лишних звеньев. Отчасти это справедливо, однако компании стоит внимательно взвесить все плюсы и минусы работы с инспекцией напрямую.

Так, при работе через специализированного оператора файл с документом сначала приходит на сервер оператора. Где фиксируется время и дата отправки отчетности. Квитанция о приеме документа направляется в адрес компании. Затем файл пересылается на сервер инспекции. О чем также сообщается налогоплательщику.

После проверки отчета на соответствие техническим требованиям программа налогового органа принимает или отказывает в приемке файла. В результате компании направляется уведомление-протокол входного контроля или уведомление о результате приема.

То есть контроль над процессом находится у посредника, не заинтересованного в наполняемости бюджета.

Тогда как в случае прямого транзита документов на сервер инспекции одна из сторон в ряде случаев может желать, чтобы процедура пересылки документов закончилась неудачей.

Так, если внезапно происходит сбой на сервере инспекции, у компании просто не будет протокола входного контроля. Или отрицательный протокол, что, в принципе, равноценно. При этом налоговики могут заявить, что никакие документы к ним вовсе не приходили.

В этом случае компании приходится распечатывать скриншоты, подтверждающие отправку отчета вовремя.

Впрочем, практика показывает, что разногласия с налоговиками могут возникнуть в любом случае. Даже при использовании услуг спецоператора.

Контролеры могут заявить, что представленные по ТКС документы не соответствуют требованиям формата

Одна из наиболее частых претензий налоговиков – невозможность принять данные из-за их неправильного формата. При этом инспекторы указывают на различные возможные технические ошибки пользователя или оператора, уверяя, что с их программным обеспечением и сервером все в порядке.

В частности, налоговики указывают, что компания вовремя не обновила программный комплекс, в результате формат документов не соответствует требованиям.

Или, напротив, после переустановки программных продуктов произошла повторная регистрация, что привело к задвоению ранее уже отправленных документов.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/2482-kak-nalogoviki-obshchayutsya-s-kompaniyami-po-telekommunikatsionnym-kanalam-svyazi

Пояснения по 2-НДФЛ, которые ждут от компаний инспекторы

Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?

Источник: журнал «Главбух»

В ближайшее время любой компании может прийти требование из ИФНС о необходимости пояснить те или иные данные в справках 2-НДФЛ за 2014 год. Ведь после того как компании и физлица отчитаются о доходах, облагаемых НДФЛ, налоговики начинают тщательно изучать отчетность по этому налогу.

Будьте внимательны: проводить камеральную проверку справок 2-НДФЛ инспекция не вправе. Ведь такие справки не являются декларациями. Поэтому в требованиях обычно стоит ссылка на статью 31 Налогового кодекса РФ. Эта норма позволяет инспекторам запрашивать у компании любую информацию, связанную с расчетом и уплатой налогов.

На такое требование безопаснее ответить иначе есть вероятность, что ИФНС оштрафует директора или главбуха на сумму 2000–4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Мы подготовили для вас четыре образца пояснений, направив которые в ИФНС можно снять все вопросы инспекторов по справкам и при этом не навредить компании.

Отличаются исчисленный, удержанный и перечисленный НДФЛ

Инспекторы уверены: разница в суммах НДФЛ свидетельствует о том, что компания не полностью удерживает и перечисляет налог. Либо делает это с опозданием.

Получив требование о представлении пояснений на этот счет, еще раз проверьте справки. Для этого сравните данные по счету 68 субсчет «НДФЛ» и в справках 2-НДФЛ.

Возможно, платеж был, но потерялся. Тогда стоит провести с инспекцией сверку.

Частая причина расхождений — налог за декабрь 2014 года перечислили уже в январе 2015 года. Бывает также, что в прошлом году закрыли обособленное подразделение и организация перестала платить в инспекцию по месту его учета НДФЛ.

Не исключены и технические ошибки. Скажем, не заполнили в справках перечисленный НДФЛ. Либо случайно продублировали исчисленный, удержанный и перечисленный налог еще и в строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом».

Наконец, могли просто забыть перечислить налог. Тогда доплатите НДФЛ и отдельной платежкой перечислите пени. Это не освободит от штрафа в размере 20 процентов от налога, перечисленного с опозданием (ст. 123 НК РФ). Но оштрафовать организацию инспекторы могут только при выездной проверке.

Итак, если вы нашли ошибку, опишите ее в пояснениях и заново подайте исправленные справки 2-НДФЛ. Но не на всех людей, получавших доходы в 2015 году, а только справки с ошибками.

Допустим, по данным компании ошибок нет. Тогда вы имеете полное право так и написать в пояснениях.

В 2-НДФЛ доходы меньше, чем задекларировали работники в 3-НДФЛ

Возможно, сотрудник вашей компании сдал декларацию 3-НДФЛ за прошлый год. Например, чтобы задекларировать доходы от продажи машины или получить вычет на покупку квартиры, лечение или учебу.

Инспекторы, сверив декларацию со справкой, иногда обнаруживают, что доходов в 2-НДФЛ меньше, чем в декларации. Для налоговиков подобные нестыковки являются одним из признаков того, что компания выдает серую зарплату.

Такого рода расхождения — не забота бухгалтера компании. Действительно, откуда организации знать, почему человек задекларировал больше доходов, чем в справке 2-НДФЛ? Может, это была опечатка. Или же гражданин получал дополнительные доходы от других организаций либо от продажи имущества и пр.

А раз так, пояснять инспекторам происхождение доходов в 3-НДФЛ должен сам человек. Компания же может ограничиться сообщением о том, что в ее справках 2-НДФЛ ошибок нет.

Конечно, перед этим надо еще раз проверить, вдруг неточности в справках все же имеют место быть.

Количество справок отличается от среднесписочной численности

Налоговики всегда сравнивают сведения о среднесписочной численности и количество справок 2-НДФЛ. По мнению проверяющих, если в сведениях о численности количество работников больше, чем количество справок, значит, компания забыла сдать одну или несколько штук 2-НДФЛ.

Причин для таких расхождений может быть несколько. Самая частая — в сведениях завышен показатель (например, посчитали сотрудницу в декрете, хотя не должны были).

Еще одна распространенная причина нестыковок — сведения о численности считают в целом по компании, а часть справок сдали по месту учета обособленного подразделения.

Напишите инспекторам письмо в свободной форме, в котором поясните причину расхождений. Если надо, приложите к письму исправленные сведения о численности. Никакой опасности в этом нет — в законе не предусмотрен штраф за ошибку в сведениях.

Отсутствуют справки по людям, у которых не был удержан НДФЛ

Инспекторы считают, что, даже если было подано сообщение 2-НДФЛ с признаком 2, обязательно сдавать справки с признаком 1. То есть получается по сути дублирование отчетности. Сначала надо сообщить налоговикам (не позднее месяца по окончании года) о том, что налог не смогли удержать. А потом (до 1 апреля включительно) еще раз представить такие же данные уже в справке 2-НДФЛ.

По мнению налоговиков, справки с признаком 1 надо сдавать на всех людей, получивших от компании доход. Даже на тех, у которых она не смогла удержать налог (письмо УФНС России по г. Москве от 7 марта 2014 г. № 20–15/021334).

Так что если компания сдала на каких-то физиков только справки с признаком 2, лучше направить пояснения по 2-НДФЛ, приложив к ним справки с признаком 1. Конечно, только по этим же людям, а не по всем работникам. Будьте внимательны: поскольку справки сданы с опозданием, у налоговиков появляется формальный повод оштрафовать компанию — по 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Однако такой штраф является незаконным. Ведь компания раньше в срок уже сдала справки с признаком 2. Судьи на стороне компаний (постановление ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).

В заключение добавим, что ПФР также может запросить пояснения по 2-НДФЛ. Дело в том, что база по страховым взносам и налогу на доходы схожа (хотя и не идентична).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/46712-poyasneniya

Сдаем отчетность: по почте, на флешке, бумажном носителе, по ТКС

Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?

Налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи должны сдавать те компании, у которых среднесписочная численность сотрудников за год больше 100 человек (п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ). Расчеты по страховым взносам отправить в электронной форме должны все организации, у которых среднесписочная численность персонала больше 50 человек.

Основание – часть 10 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. При этом сведения о персонифицированном учете представляют в электронном виде на 50 человек и более (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Соответственно, если в штате организации ровно 50 человек, придется отчитываться перед ПФР в электронном виде.

Ведь форма РСВ-1 ПФР и сведения о персонифицированном учете сдаются одновременно. А вот остальные фирмы вправе выбрать один из четырех способов сдачи деклараций и расчетов: по почте, в электронной форме на компакт-диске или флешке, в бумажном виде (в том числе можно распечатать форму отчетности со штрихкодами), по телекоммуникационным каналам связи.

Далее подробности о каждом способе сдачи отчетности.

Количество экземпляров отчетности

По почте достаточно отправить один экземпляр отчета. Сдачу декларации (расчета) в этом случае будет подтверждать почтовая квитанция. Отправлять отчетность необходимо ценным письмом с описью вложения. Тогда, если возникнут разногласия с чиновниками, компания сможет доказать, какая отчетность была отправлена по почте.

Оформление почтового отправления

Письмо, в котором фирма пересылает налоговую отчетность в ИФНС, должно содержать опись вложения (п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ). Кроме того, о необходимости описей упоминается и в пунктах 1 и 3.

1 Регламента ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных… (утвержден приказом ФНС России от 18 июля 2012 г. № ММВ-7-1/505@).

Опись на почте составляется только в том случае, когда отчетность отправляется ценным письмом.

Должны отметить, что у ценных писем есть один явный недостаток. Сотрудники почты не доставляют такую корреспонденцию, работники ИФНС, ПФР и ФСС РФ должны самостоятельно забирать ценные письма.

Но на практике часто так не делают. Поэтому велика вероятность, что ценное письмо не дойдет до адресата. Инспекторы могут посчитать отчетность непредставленной.

И предъявить штраф по статье 119 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ не требует, чтобы отчетность в ПФР и ФСС РФ, отправленная по почте, содержала опись вложения. Тем не менее опись лучше заполнить, чтобы избежать претензий из-за несданных расчетов.

Штамп инспектора о приеме отчетности

Даже если компания отправит отчетность по почте, она имеет право позже попросить налогового инспектора поставить на другом экземпляре штамп о приеме.

Для этого квитанцию, подтверждающую отправку письма, и опись, на которой проставлен штамп почтового отделения, принесите в ИФНС, ПФР или ФСС РФ. Тогда на штампе инспектора будет указан день, когда фирма отправила письмо по почте.

Документы, подтверждающие своевременную сдачу отчетности

Таким документом является почтовая квитанция. Однако иногда инспекторы помимо квитанции требуют еще один документ – кассовый чек почтового отделения, подтверждающий прием отчетности. Очевидно, что такие требования налоговиков являются незаконными.

Кроме того, инспекторы не могут обвинить компанию в несдаче отчетности и в том случае, если она затерялась на почте. То есть декларация, высланная по почте, считается сданной в инспекцию в тот день, когда на имя ИФНС было отправлено письмо с описью вложения. Чтобы определить такую дату, достаточно почтовой квитанции.

У компании сменился генеральный директор, но изменения в ЕГРЮЛ еще не внесены

Лучше всего внести изменения в единый госреестр юрлиц до сдачи отчетности. Иначе инспекторы могут посчитать отчетность, отправленную по почте, не сданной вовсе и приостановить операции по счетам из-за того, что Ф. И.О. директора, указанные в декларации, не совпадут с данными реестра.

И хотя такие действия инспекции незаконны (арестовать деньги из-за неверных записей в ЕГРЮЛ п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ не позволяет), все же стоит задуматься об этой проблеме до сдачи годовой отчетности. Внести изменения в реестр несложно. И это позволит избежать проблем в дальнейшем.

Бухгалтер собирается сдавать отчетность в бумажном виде

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/sdaem-otchet-po-pochte-bumajno-tks

Пояснительная записка в налоговую

Является ли мнение Инспекции обоснованным, как организации отстоять свою позицию, файлы с отчетом 2-НДФЛ отправили по телекоммуникационным каналам связи?

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 – «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки.

В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию.

Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет.

Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» – одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы.

Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.

), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnitelnaya-zapiska-v-nalogovuyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.