Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

Содержание

Что делать, если неожиданно пришла налоговая проверка

Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

Так же рекомендуем к прочтению статью нашего эксперта — налогового адвоката Тылика Павла «Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?» из содержания которой вы узнаете о том, как налоговики выбирают того, к кому они придут с проверкой.  

Тенденция последних лет такова, что количество выездных проверок снижается, но при этом значительно выросла сумма доначислений. В Москве в 1 квартале 2018 года окончено 11 выездных проверок со средним размером доначислений 50,5 млн.руб.

Налоговое ведомство отмечает 100-процентную результативность налоговых ревизий. Поэтому несмотря на снижение вероятности встретиться с выездниками у себя в офисе, к проверке нужно быть готовыми как физически (наличие правильно оформленных документов, создание резервов под возможные доначисления), так и психологически.

В каких случаях налоговая может прийти с проверкой без предупреждения

О своем приходе в офис налоговики не обязаны предупреждать организацию заранее. Выездная начинается с даты вынесения решения о ее проведении, которое должно быть вручено налогоплательщику. При некоторой доли везения, между датой его получения и днем прихода инспекторов может быть временной разрыв. Например, если решение направлено по почте или по ТКС.

Организация может спрогнозировать возможности попасть под выездной контроль, тщательно проанализировав свою деятельность, долю фискальной нагрузки, присылаемые по контрагентам «встречные» требования.

Одним из весомых признаков планирующейся встречи с выездниками является истребование инспекцией банковских выписок за три года, о чем фирме может стать известно при наличии доверительных отношений с сотрудниками банка, в котором открыты счета.

Как правило, вместе с решением о проведении ВНП налогоплательщик сразу же получает первое требование о представлении документов.

В случае, если они запрашиваются по ТКС, первая очная встреча с контролерами может произойти значительно позже начала ревизии.

Какими могут быть причины явки налоговой инспекции?

Включению организации в план проведения ВНП предшествует проведение предпроверочного анализа. Именно по его результатам налоговики отбирают претендентов для ревизии. При его проведении учитываются такие факторы, как:

  • низкая налоговая нагрузка
  • разрывы по НДС
  • убытки
  • возмещение НДС
  • высокорисковые методы оптимизации налогов и т.д.

Важным моментом является у организации (а с конца 2016 года также у учредителей и руководителей) наличие достаточного количества денежных средств и иного имущества для погашения потенциальных доначислений. В исключительных случаях ревизия может проводиться вне утвержденного плана, например, по рекомендации иных государственных органов или при наличии обоснованных жалоб на данную фирму.

Общие положения о действии во времени налоговой проверки предприятия и ИП

Ревизией может охватываться период деятельности фирмы не превышающий 3 года до года, в котором начата ВНП. Так, в 2018 году может анализироваться 2015-2017 гг.
В НК РФ написано, что сама ВНП длится 2 месяца, но этот срок можно продлить.

Кроме того, налоговики активно пользуются правом ее приостанавливать (например, для получения информации). Таким образом, фактический срок значительно увеличивается.

Однако важно, что в период, когда выездная приостановлена, фискальный орган не имеет права проводить каких-либо контрольных мероприятий.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Права должностных лиц инспекции перечислены в ст. 31 НК РФ:

  • Запрашивать документы и информацию как у самого налогоплательщиков, так и у его контрагентов и 3-х лиц;
  • Проводить процессуальные мероприятия (осмотры, допросы свидетелей, выемку);
  • Привлекать переводчиков, экспертов и специалистов;
  • Определять суммы налогов расчетным путем.

В процессе ВНП контролеры могут привлекать лиц, виновных в совершении налоговых и административных правонарушений, к ответственности. Например, оштрафовать свидетеля не явившегося на допрос.

Действия руководителя и бухгалтера предприятия при проведении налоговых проверок

Самое главное правило – не поддаваться панике. Результат выездной во многом определяется грамотными действиями организации на этапе ее проведения.

Как только стало известно о начале ревизии необходимо объявить сотрудникам о ревизии и подготовить офис. Нужно убрать «с глаз долой» все лишние бумаги, печати и штампы (если такие имеется).

На столах сотрудников должны быть только те бумаги, с которыми они работают в настоящий момент.

Внимательный инспектор всегда обращает внимание на разговоры персонала, стикеры, забытые в ксероксе листочки.

Выездникам желательно выделить отдельный кабинет с телефоном дабы избежать ненужные хождения по офису.

Важно определить круг лиц, которые будут «контактировать» с представителями инспекции. Как правило, это руководитель (при его желании), главный бухгалтер или юрист.
Первое, что получит фирма при ВНП – решение о ее проведении. В нем указаны:

  • налоги, которые будут рассматривать инспекторы;
  • анализируемый период;
  • пофамильный список выездников с указанием должностей.

При допуске инспекторов на территорию нужно попросить их предъявить служебные удостоверения и убедиться, что это именно те сотрудники ИФНС, которые указаны в решении. Сотрудники правоохранительных органов, участвующие в проверке, также должны быть указаны нем. Если состав группы меняется, выносится отдельное решение. Вы можете отказать в пропуске лицам, не упомянутым в списке.

Очень важна работа организации с требованиями должностных лиц инспекции. Их анализ помогает понять, какие нарушения ищет фискальный орган. Работая на опережение, стоит попытаться собрать дополнительные доказательства корректности ведения учета в данном направлении.

Перед передачей инспекторам все договоры, первичка, счета-фактуры и другие бумаги должны быть проверены на правильность оформления. Не должно быть противоречий в датах, отсутствующих реквизитов, не подписанных документов. Пометки и стикеры следует удалить.

Ответ на требование обязательно должен содержать подробную опись.

Учитывая огромные объемы запрашиваемых документов, фирмы часто жалеют времени на составление описей, передавая материалы «коробками», папками на __ листов, что в дальнейшем служит основанием для начисления налогов или штрафов за их непредставление, поскольку доказать, что конкретный документ был представлен без описи довольно сложно.

Девизом организации во время проверки является правило «не давать и не говорить лишнего». Каждый раз получая требование нужно четко понимать, что из списка налогоплательщик обязан представить, а что нет.

Если запрашивается только договор, не нужно представлять все приложения и спецификации к нему, листы согласования и прочее.

При истребовании конкретного счета-фактуры, не нужно представлять все счета-фактуры по данному контрагенту, только потому, что все они хранятся в одном файле. Лучше потратить лишнее время, но выделить отдельный акт.

Также обязательно удостовериться, что все, что запрашивают выездники относятся к налогам и периоду времени, анализируемым в рамках данной ВНП. Организация вправе не представлять документы, датированные более ранней датой, если только они не имеют отношения к рассматриваемому периоду.

Довольно часто налоговики просят предоставить им доступ к программному обеспечению, в котором ведется бухгалтерский учет. Этого нельзя делать ни в коем случае. Самостоятельно выберете оттуда запрашиваемую информацию и передайте ее в электронном или бумажном виде.

На сегодняшний день, налоговики активно пользуются практикой проведения допросов персонала. К допросам также необходимо готовиться. Стоит разъяснить сотрудникам, как им себя вести, на какие вопросы отвечать, а на какие нет, напомнить про содержание ст.

51 Конституции (право не свидетельствовать против себя).

Помимо руководства, бухгалтерии и менеджеров, фискалы старается допросить бывших сотрудников компании. Если вас просят представить список потенциальных свидетелей, желательно выбирать более лояльных к организации лиц.

По возможности желательно пригласить опытного адвоката. Помимо чисто практической помощи (он не позволит задать незаконный вопрос, укажет на некорректную или двусмысленную трактовку ответа), это повысит психоэмоциональный уровень свидетелей.

Одним из важнейших правил является внимательное чтение всего, что предстоит подписать. Вы должны четко понимать, какие мероприятия в отношении компании проводятся и на каком основании; какие материалы запрашиваются; какие нарушения предъявляются организации.

Также при подписании крайне необходимо ставить актуальную дату подписания, поскольку при обжаловании решения вопросу соблюдения сроков уделяется значительное внимание.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Не всегда при проверке инспекторы действуют в точном соответствии с нормами законодательства. Ваша задача не допустить злоупотреблений с их стороны. Частыми нарушениями являются:

  • нарушение сроков
  • необоснованное истребование документов (например, за пределами рассматриваемого периода или не являющихся основанием для расчета налогов)
  • проведение контрольных мероприятий в период, когда выездная приостановлена
  • нарушения при проведении допросов (свидетель не предупреждается об ответственности и праве не свидетельствовать против себя)

В каких случаях можно обжаловать действия налоговой во время проверки

Законодательство позволяет обжаловать не только итоговое решение, но и действия или бездействия должностных лиц при проведении ВНП. Для этого подается жалоба в территориальный или вышестоящий фискальный орган.
Однако в случае совершения чиновниками процессуальных нарушений следует оценить, что является более выгодным:

  • пресечь нарушение в ходе ревизии
  • или получить дополнительные основания для оспаривания решения в целом.

Например, организация случайно узнала, что в период приостановления контрольных мероприятий в СРО или лицензирующий орган направлено требование представить информацию.

Если указать на данное нарушение в ходе ревизии, сотрудники ИФНС постараются исправить допущенную ошибку (например, направят требование повторно). Указав же нарушение в ходе обжалования решения, налогоплательщик сможет говорить о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона.

После проверки ваши действия следующие

Выездная заканчивается составление Акта, в котором фиксируются все обнаруженные нарушения, а также сумма налогов, которая по мнению ИФНС не была уплачена организацией в бюджет. После внимательного изучения Акта (желательно вместе с юристом) следует оценить перспективы его дальнейшего оспаривания.

В течение 1 месяца после получения акта на него можно подать возражения о необоснованности его выводов. Возражения и акт будут в присутствии организации рассмотрены руководителем ИФНС или его заместителем.

В тоже время подача возражений может послужить основанием для проведения дополнительных мероприятий контроля, в ходе которых инспекция будет собирать дополнительные доказательства виновности фирмы.

После рассмотрения возражений и проведения доп.мероприятий принимается окончательное решение, с указанием не только недоплаченных налогов, но и штрафов и пеней. Оно вступает в силу по истечение 1 месяца.

Потом ИФНС начнет процедуру взыскания недоимки. Организация может отсрочить взыскание, подав апелляционную жалобу в вышестоящий фискальный орган.

Обжаловать решение по проверке в суд можно только после получения ответа на апелляционную жалобу.

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/chto-delat-esli-neozhidanno-prishla-nalogovaya-proverka/

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

Сроки выездной налоговой проверки
Как проходит выездная проверка
Чем заканчивается выездная проверка

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки. Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы.

Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

Экспертиза.

В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

  1. выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;

  2. во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;

  3. на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;

  4. проверяемая компания имеет обособленные подразделения;

  5. налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;

  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

В своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

Важно!
После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Важно!
Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями.

На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями.

Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности.

Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Налоговые юристы нашей компании обладают колоссальным опытом в области сопровождения выездных проверок.

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kak-prokhodit-vyezdnaia-nalogovaia-proverka-i-chem-zakanchivaetsia-5100/

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Право ИФНС на выездную проверку

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Итоги

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения.

Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик.

В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы.

Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного “физика” на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_vyezdnoj_nalogovoj_proverki_nyuansy/

» Отражение в учёте результатов налоговой проверки | Фин Эксперт Групп

Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений налогов. Помимо них налоговиками начисляются соответствующие суммы пеней и штрафов.

В резолютивной части решения, которое фискалы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:

– уплатить выявленные недоимки по налогам, пени и штрафы (штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности);

style=”display:inline-block;width:240px;height:400px” data-ad-client=”ca-pub-4472270966127159″

data-ad-slot=”1061076221″>

– внести соответствующие исправления в налоговые и бухгалтерские документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчётности).

Исполнение решения, принятого по результатам налоговой проверки, как видим, состоит из нескольких этапов: – уплата начисленных сумм налогов, пеней, штрафов; – отражение результатов проверки: – в бухгалтерском учёте; – налоговом учёте и налоговой отчётности.

Решение по выездной налоговой проверке согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю).

Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

Если же указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

Пример 1

20 июня 2016 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации. При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма.

Письмо было отправлено 28 июня, шестой рабочий день приходится на 6 июля. Отсчёт месячного срока начинается со следующего дня после вручения решения, то есть с 7 июля, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца – 6 августа.

Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу 7 августа 2016 года.

Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными.

В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС России по субъекту РФ соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Окончание примера 1
Поскольку решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 6 июля, то он вправе подать апелляционную жалобу, воспользовавшись каналами телекоммуникационной связи, до 24 часов 6 августа 2016 года (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Решение по итогам налоговой проверки, которое ещё не вступило в силу, налогоплательщик вправе не выполнять. В то же время он может добровольно исполнить это решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы.

Указанный срок может быть продлён руководителем налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу, дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы, а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, вышестоящая налоговая инстанция может, в частности (п. 3 ст.

 140 НК РФ): – оставить апелляционную жалобу без удовлетворения; – отменить решение налогового органа полностью или в части; – отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке). Вышестоящий налоговый орган согласно пункту 2 статьи 101.

2 НК РФ может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое. Такое решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом. Налогоплательщик, как было сказано выше, вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа до момента его вступления в силу.

И такая отсрочка может продлиться до двух месяцев в общем случае: – месяца, отведённого для подачи апелляционной жалобы, и – месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе, – либо до трёх месяцев, если вышестоящей налоговой инстанцией будет продлён срок для получения дополнительных документов.

Если налогоплательщик согласен с решением фискалов и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он может уплатить указанные в решении суммы налогов, пеней и штрафа и отразить их в бухгалтерском учёте на дату вступления в силу решения по проверке.

Многие налогоплательщики на практике не торопятся исполнить рассматриваемое решение налоговиков, используя все законные способы для снижения размера доначислений: – сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, – затем при необходимости и в арбитражный суд.

Подача апелляционной жалобы, с одной стороны, позволяет налогоплательщику отложить исполнение итогового решения по проверке до двух месяцев.

Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Вышестоящий налоговый орган, повторимся, может и отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия. Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придётся возвращать из бюджета излишне взысканные суммы налогов, а также пеней, штрафов.

С другой стороны, пени в силу пункта 3 статьи 75 НК РФ будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу. Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придётся уплатить в бюджет.

Примечание. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Уплата доначисленных сумм налогов (а также соответствующих пеней и штрафов) до вступления в силу решения по выездной проверке приводит к отвлечению из оборота денежных сумм (размер которых может быть довольно значительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займёт некоторое время.

Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведёт к увеличению суммы пеней. Отсрочку на срок до двух (до трёх) месяцев для исполнения решения по проверке даёт только апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган.

При обращении с иском в суд арбитрами будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. Доначисленные суммы налогов, пеней (и, возможно, штраф) с вероятностью, близкой к 100%-ной, налогоплательщику придётся уплатить до окончания судебного разбирательства.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьёй 69 порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

В требовании об уплате налога фискалами указываются сведения: – о сумме задолженности по налогу; – размере пеней, начисленных на момент направления требования; – сроке исполнения требования, а также – мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения налогоплательщиком.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 1, 2, 3 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке, налогоплательщику желательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке позволит несколько уменьшить сумму пеней, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Опять же досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования.

Отражение в бухгалтерском учёте

Примечание. Налогоплательщик на законном основании может отсрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. При этом у него есть возможность выбора, когда и в каком объёме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.

Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учёте в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговиков, приведёнными в решении по выездной проверке.

– доначисленных налогов

Источник: http://www.finexg.ru/otrazhenie-v-uchyote-rezultatov-nalogovoj-proverki/

Две сложные ситуации во время выездной проверки

Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает  плательщику.  Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала  в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае: 

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально.

То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным.

Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии.

То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57). При этом  ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде».

Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году.

Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?    

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.  

Представить «уточненку» можно и после выездной проверки, но при условии, что в рамках ревизии проверяющие не обнаружили ошибок или неточностей, которые компания собралась исправить (подп. 2 п. 4  ст. 81 НК РФ).  

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае  условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.  

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1515

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.