Возражения на акт налоговой проверки: образец

Содержание

Возражения на акт налоговой проверки

Возражения на акт налоговой проверки: образец

Возражения на акт налоговой проверки – это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).

Возражения могут быть поданы следующими способами:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную.

Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.

Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) – это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее – НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

Оформление и содержание возражений

Возражения составляется в письменной форме  – так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.

Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

  • вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);
  • описательная (основная часть возражений);
  • резолютивная.

В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

“В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Налогоплательщик  не  согласен  с  фактами,  изложенными  в  акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем  на основании   пункта   6  статьи  100  части  первой  Налогового  кодекса  РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. … “.

В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.

Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.

Также необходимо указать на:

  • ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);
  • ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов
  • ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.

Все нарушения можно разделить на 2 группы:

  • нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);
  • нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

описательной части возражений может выглядеть так:

Факты,  изложенные  в  акте  налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих

В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).

Формулировка резолютивной части может быть следующей:

Учитывая  вышеизложенное,  в  соответствии  со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

1)  вынести  решение  об  отказе  в  привлечении  к  ответственности за совершение налогового правонарушения;

2)  не  доначислять  налог  и  не начислять пени за его несвоевременную уплату.

Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/vozrazheniya-na-akt-nalogovoj-proverki.html

Возражение на акт налоговой проверки образец

Возражения на акт налоговой проверки: образец

Возражение на акт налоговой проверки — это письменное обращение в инспекцию, выражающее несогласие с актом, составленным по результатам налоговой проверки (п.6 ст.

100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых нарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ). Компания может не согласиться как со всем актом налоговой проверки, так и с его отдельными положениями.

Ниже мы привели образец возражения по акту налоговой проверки.

Образец возражения на акт налоговой проверки

Возражение на акт налоговой проверки Образец

по акту выездной налоговой проверки

от 25 октября 2016 г. № 09-117

В период с 1 сентября по 24 октября 2016 года инспекторами ИФНС России № 20 по г. Москве была проведена выездная налоговая проверка Альфа по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам. Проверкой был охвачен период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года. По результатам проверки был составлен акт от 25 октября 2016 г. № 09-117.

После ознакомления с указанным документом организация считает, что ряд выводов, сделанных проверяющими в пунктах 1.2.3, 2.3.4, 3.4.5, не соответствует фактам, имевшим место в деятельности организации за проверяемый период, и нормам действующего

В связи с этим, руководствуясь статьей 100 Налогового кодекса РФ, излагаем свою позицию по отдельным положениям акта проверки.

Организация не согласна с выводами, которые изложены в пункте 1.2.3 акта, о том, что затраты организации на участие в тендерных торгах, которые были проиграны, не являются экономически обоснованными, а значит, не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 252 НК РФ).

Статья 252 Налогового кодекса РФ не ставит экономическую обоснованность произведенных затрат в зависимость от положительного результата тендера, так как заранее этот результат

неизвестен. Суммы, отнесенные на расходы, были перечислены в связи с выполнением требований, которые предъявляют организаторы тендера к участникам. Возврат этих средств условиями участия в тендере не предусмотрен.

Расходы, связанные с участием в тендере, были направлены на получение дохода в будущем, а значит, их можно считать экономически обоснованными. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7.

Все необходимые документы, которые подтверждают расходы на участие в тендере, к проверке были представлены.

Поэтому считаем, что Альфа имела право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов, которые связаны с участием в тендере.

В связи с изложенным считаем неправомерным:

– доначисление налога на прибыль (п. 1.2.3) в связи с исключением затрат на тендер из налогооблагаемой базы;

– начисление пеней (п. 2.3.4 акта) в связи с доначислением налога на прибыль по пункту 1.2.3 акта;

– привлечение Альфы к ответственности (п. 3.4.5 акта) за неуплату налога на прибыль, поскольку налоговая база по этому налогу не искажена (п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 109 НК РФ).

Просим учесть наши возражения при рассмотрении материалов проверки. По остальным положениям акта возражений не имеем.

– письмо Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 – на 1 листе.

Директор __________________ А.В. Львов

Куда направить возражение по акту налоговой проверки

Возражения по акту налоговой проверки направляются в адрес налоговой инспекции, проводившей проверку и составившей документ. Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно на сайте ФНС России с помощью сервиса: Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции. Возражение на акт налоговой проверки можно подать:

  • в канцелярию или окно приема документов налоговой инспекции;
  • отправить по почте.

Возражение на акт налоговой проверки можно подать лично либо через представителей, у которых есть на это право на основании учредительных документов (п.1 ст. 27 НК РФ). Это, как правило, сотрудники организации. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

calypsocompany.ru

Общие положения о возражениях на акт налоговой проверки

Согласно положениям ст. 31 НК РФ, налоговые органы обладают правом проведения проверок. Налоговая проверка представляет собой комплекс мероприятий, имеющих своей целью контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налоговых сборов. При этом налоговые проверки бывают (ст. 87 НК РФ) камеральными и выездными.

Камеральная проверка ФНС осуществляется по месту нахождения налогового органа путем проведения анализа документов (представленных налогоплательщиком и имеющихся в ФНС). Выездная же осуществляется на территории налогоплательщика. При ее проведении не исключена вероятность выявления таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной.

По результатам проведенной проверки составляется акт (ст. 100 НК РФ), который по форме должен соответствовать образцу, установленному приказом ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение № 23), и содержать перечень нарушений, выявленных в результате проверки.

Налогоплательщик вправе отреагировать на выявление нарушений путем составления возражений на акт налоговой проверки — как полностью по всему комплексу перечисленных нарушений, так в какой-то части (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Основные требования к письменным возражениям по акту налоговой проверки

Возражения на акт проверки позволяют обжаловать итоговые выводы сотрудников ФНС, сделанные по результатам проверки. Они должны быть направлены в отделение налоговой службы, проводившее проверку, в течение месяца с момента получения акта.

Законодательно установленной формы для возражения на акт проверки ФНС не существует. Налоговый кодекс РФ устанавливает лишь общие требования к форме и содержанию жалоб, подаваемых в налоговую, в ст. 139.2. Эти положения могут применяться и при составлении возражений.

Согласно указанной норме, возражения на акт проверки должны составляться в письменной форме (в бумажном или электронном формате) и содержать:

  • данные налогоплательщика, в отношении которого был составлен акт (наименование, местонахождение и т. д.);
  • реквизиты обжалуемого документа;
  • наименование подразделения ФНС, в которое подаются возражения;
  • основания, исходя из которых субъект, подающий возражения, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, направившего возражения;
  • способ получения ответа (почта, электронная почта и т. д.).

Направить возражения на акт возможно:

  • через канцелярию подразделения налоговой службы;
  • по почте;
  • в электронном виде через специальную форму или личный кабинет на сайте ФНС РФ.

Принципы составления возражений на акт

К общим принципам составления возражения на акт налоговой проверки можно отнести следующее:

  1. По структуре документ должен условно делиться на три раздела:
    • вводный — сведения о том, когда и в отношении кого была проведена проверка;
    • описательный — здесь перечисляются все нарушения и возражения со стороны субъекта на них, приводятся соответствующие доводы и аргументы;
    • резолютивный — в нем целесообразно помимо прочего указать на необходимость уведомления заявителя о месте и времени рассмотрения возражений.
  2. Возражения необходимо указывать отдельно по каждому пункту, с которым не согласен налогоплательщик, со ссылками на нормы законодательства, действовавшие на момент проверки. Кроме того, целесообразно привести выдержки из судебной практики.
  3. Вне зависимости от сути указанных в акте нарушений можно ссылаться на смягчающие обстоятельства, перечисленные в п. 1 ст. 112 НК РФ.
  4. К возражениям необходимо приложить подтверждающую доводы документацию. Подписывается документ руководителем налогоплательщика.

nsovetnik.ru

Порядок обжалования результатов камеральной налоговой проверки в 2017 году: обязателен ли ответ на акт проверки 

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — предусмотренная Налоговым кодексом форма ответа проверяемого лица на претензии по представленной им декларации, выраженные в акте проверки. Речь может идти только о претензиях и возражениях, поскольку акт составляется только при обнаружении в процессе камеральной проверки нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Более подробно об этом можно узнать из наших статей на сайте:

  • Как проводится камеральная налоговая проверка?;
  • Срок проведения камеральной налоговой проверки;
  • Акт как оформление результатов налоговой проверки. 

При этом необязательно подобные нарушения влекут налоговую ответственность. Например, налогоплательщик может неверно рассчитать сумму авансовых платежей по налогу. В данной ситуации возникает только обязанность уплатить пени, но не ответственность за налоговое правонарушение.

Акт составляется в 10-дневный срок по завершении проверки и должен быть в течение 5 дней вручен проверяемому лицу, а при его отказе — направлен по почте. В этом случае он считается полученным на 6 день (п. 5 ст. 100 НК РФ). Рекомендуем изучить данную процедуру и прочесть на нашем сайте статью Составление акта камеральной налоговой проверки.

С момента действительного или презюмируемого получения исчисляется срок, равный 1 месяцу, для направления письменных возражений по почте либо нарочным (п. 6 ст. 100 НК РФ). Ответ на акт является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Зачем и как этим правом нужно воспользоваться — об этом далее. 

Для чего нужны возражения на акт налоговой проверки, форма и реквизиты возражения 

Для положительного для налогоплательщика результата спора с налоговым органом имеет большое значение последовательность позиции проверяемого лица на всем протяжении времени начиная с момента получения требования о даче пояснений, которое направляется при обнаружении нестыковок в декларации.

Если какие-либо доводы и документы появляются только в судебном заседании, это не только вызывает критическую оценку суда, но и может повлечь отказ в вычете (см. постановление АС МО от 22.06.2015 № Ф05-7336/15 по делу № А40-72073/2014).

Поэтому выработка юридически обоснованной позиции — это задача не по подготовке к судебному процессу, а по разработке аргументированного ответа на требования или возражений на акт.

При надлежащем обосновании позиции налогоплательщика на этих этапах привлечение к налоговой ответственности может не состояться.

Возражения оформляются в виде письменного документа (п. 6 ст. 100 НК РФ). Их реквизиты выработаны практикой:

  1. Наименование и адрес налогового органа, куда направляется документ.
  2. Указание отправителя (проверяемого лица), если документ составляется не на официальном бланке, содержащем необходимые реквизиты (наименование, ИНН, адрес).
  3. Исходящий номер и дата.
  4. Заголовок: «Возражения (в единственном числе — при одном возражении по тексту) на акт камеральной налоговой проверки №__ от __ г.».
  5. Текст возражений (аргументация).
  6. Перечень приложений.
  7. Наименование должности подписанта, подпись, Ф. И. О. 

возражений 

По сути, этот документ не отличается от будущей апелляционной жалобы на решение налогового органа, поэтому к его содержанию нужно отнестись ответственно. Целесообразно учесть такие нюансы:

  1. В возражениях проверяемое лицо:
  • выражает несогласие с выводами проверяющих, изложенными в акте, по существу (указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам, нормам НК РФ и разъяснениям Минфина РФ о порядке исчисления налогов и представления декларации);
  • высказывает замечания процедурного характера (о нарушении срока ожидания пояснений, представлении требования, противоречащего п. 7 ст. 88 НК РФ и др.).
  1. Должна быть логика изложения. Приводится довод проверяющих, затем его опровержение, после этого идет переход к следующему доводу.
  2. Каждый аргумент должен преследовать определенную цель. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях может быть получен результат, не соответствующий целям заявителя возражений. Это вытекает из того, что наличие акта не означает полного завершения проверки. Некоторые из указанных проверяемым лицом недостатков налоговый орган может устранить, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). 

Форму возражений можно посмотреть в файле, доступном для скачивания по ссылке: Образец ответа на акт камеральной налоговой проверки. 

Порядок и сроки направления возражений 

Обязанность налогового органа — выждать установленный НК РФ срок, в течение которого проверяемое лицо может представить свои возражения. При этом может возникнуть вопрос об исчислении этого периода.

Его начало — это день, следующий за днем получения акта или за 6 днем после его отправки по почте. Он истекает в соответствующее число через 1 месяц: если акт получен 21.05, то срок истекает 22.

06, а если он выпал на выходной, то на следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

По вопросу о том, когда возражение считается поступившим вовремя, высказано 2 позиции: если оно в последний день срока (22.06 в нашем примере):

  • фактически получено, см. постановление 9-го ААС от 29.01.2016 № 09АП-57918/15 по делу № А40-137588/15;

Источник: https://uridicheskoelico.guru/ip/vozrazhenie-na-akt-nalogovoj-proverki-obrazets.html

Как написать возражение на акт налоговой проверки

Возражения на акт налоговой проверки: образец

Возражение на акт налоговой проверки — это встречный письменный документ, который подает проверяемое лицо, если оно не согласно с фактами, изложенными в акте.

В данном материале расскажем, на что именно можно возразить подобным образом, как и в какие сроки подать названный документ и как его оформить.

Поговорим и о том, что будет после подачи возражений и как выглядит образец возражения на акт налоговой проверки (пример, которым каждый заинтересованный налогоплательщик может всопользоваться, также будет в статье).

В числе прав налоговых органов (по ст. 31 НК РФ) присутствует проведение налоговых проверок (НП) — совокупности процедур, контролирующих верность подсчёта, а также полноту и своевременность оплаты обязательных платежей.

Контролировать могут камерально или на выезде. В первом случае сотрудники ИФНС анализируют информацию, которую предоставило проверяемое лицо, плюс имеющиеся у них данные, в своих служебных кабинетах.

Во втором случае указанный анализ производят там, где находится проверяемое лицо. Проверять могут:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов.

Результаты проверки (наличие нарушений либо их отсутствие) отражаются в акте, его форму определяет Приложение N 23 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]. Выявленные проверкой нарушения чаще всего и становятся поводом для документально оформленных возражений. Причем подать их можно как относительно всего перечня выявленных нарушений, так и его части.

Сроки подготовки спорного документа

Сроки изготовления акта зависят от вида проверки и варьируются следующим образом:

  • десятидневный срок после завершения (речь всегда о рабочих днях, если не указано иное) — при камеральной;
  • в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении — при выездной;
  • в течение трех месяцев со дня составления справки о проведении — при выездной, относительно консолидированной группы налогоплательщиков (Гл. 3.1 НК).

Акт НП в пятидневный срок с его даты вручают лицу, которое проверяли (либо его представителю под расписку). Данный документ могут передать другим способом, который свидетельствует о дате его получения.

Уклонение от получения документа фиксируется в нем, после чего он направляется по почте заказным письмом в место нахождения организации (обособленного подразделения) или место жительства физического лица. Датой вручения при таком развитии событий считается шестой день после отправки заказного письма.

Если проверяли консолидированную группу налогоплательщиков, акт (в десятидневный срок с его даты) вручают ответственному участнику указанной группы.

Для иностранной организации, у которой нет обособленного подразделения на территории РФ (за вычетом международной организации, диппредставительства, иностранной организации, которую ставят на налоговый учёт по п.

4.6 ст. 83 НК), акт НП направляется почтой (заказным письмом) по адресу из единого государственного реестра налогоплательщиков. При этом 20-й день после отправки заказного письма будет датой вручения документа.

Как и в какие сроки подать письменные возражения

Подача возражений на акты налоговых проверок (лично или через представителя) происходит одним из следующих способов:

  • через почту;
  • через канцелярию либо окно приема документов налоговой.

Напомним: при несогласии с фактами, отмеченными в акте НП, а также с выводами и предложениями налоговиков лицо, которое проверяли (его представитель), вправе предоставить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по документу целиком или частично.

На это дается месяц со дня получения документа. Причем указанную бумагу можно дополнить документами (их заверенными копиями), подтверждающими обоснованность протеста.

Как оформляют и что отмечают в возражениях

Документ оформляется письменно, с соблюдением следующей структуры (из трех частей):

  1. Вводная — информирует о самой проверке, ее основаниях, фактическом времени проведения, составе проверяющих, номере и дате документа, с которым спорят.
  2. Описательная — здесь проверяемый вправе подробно и последовательно, с максимальным обоснованием изложить все свои аргументы и доводы (и бесспорные, и сомнительные).
  3. Резолютивная (итоговая) — где могут быть указаны как суммарное доначисление платежей, с которым проверяемое лицо не согласно (с разбивкой по периодам и суммам), так и сумма налога, которую отказываются возмещать.

Образец письменного возражения по акту налоговой проверки

Приведённый ниже образец является универсальным. Следовательно, его можно использовать и как образец возражения на акт камеральной налоговой проверки, и как образец возражения на акт выездной налоговой проверки.

Что будет после подачи письменных возражений

Руководитель проверявшего органа или его заместитель рассматривает письменные возражения на итоги проверки. Это может происходить как в присутствии возражающего лица, так и без него.

В любом случае указанное лицо извещается о времени и месте такого рассмотрения. При ненадлежащем извещении об этом либо при отсутствии проверяемого лица, когда его явка обязательна, рассмотрение будет отложено.

При явке на рассмотрение можно (и устно, и документально) пояснять ситуацию.

Результат разбора — это конкретное решение, которое появляется через десять дней после окончания месяца на обжалование. Рассматривать соответствующие материалы и выносить итоговое решение могут и дольше, максимум на месяц.

Итоговым решением может быть:

  • проведение таких дополнительных контрольных мероприятий, как истребование документов, допрос свидетеля, экспертиза;
  • привлечение к ответственности за налоговое нарушение;
  • отказ в этом.

Что писать в возражениях на акт налоговой проверки? Рекомендации действующего налогового адвоката

Возражения на акт налоговой проверки: образец

Итак, прошла выездная налоговая проверка. Инспекторы завершили её и выдали налогоплательщику справку. Справка означает, что проверка закончена, и больше никаких мероприятий не будет: ни допросов, ни запросов, ни изучения документов, ничего.

После выдачи справки инспекция в течение 2-х месяцев анализирует собранную информацию и к окончанию этого срока должна составить акт выездной налоговой проверки.

По итогам выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. В акте описываются все мероприятия налогового контроля, которые были проведены проверяющими и что в ходе данных мероприятий было установлено.

По итогам камеральной проверки акт составляется если только будут выявлены нарушения налогового законодательства.

Итак, акт составлен. Что дальше?

Дальше инспекция должна вручить акт налогоплательщику. Если этого не сделать, то налогоплательщик не сможет изучить акт и, как следствие, не сможет представить возражения на него. А это значит, что решение инспекции о доначислении налогов (до решения мы ещё дойдём) будет признано недействительным по процессуальным основаниям.

Есть два способа вручения акта:

  • налогоплательщика уведомляют по телефону, и представитель приходит в инспекцию, где получает акт под роспись;
  • акт направляют по почте. В этом случае датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (ст. 31 НК РФ). И неважно, когда налогоплательщик получил его фактически. Этот способ применяется, если налогоплательщик уклоняется от получения акта первым способом.

Самое важное: теперь есть 30 дней (месяц) для подготовки возражения на акт проверки

Это очень важный этап. Нельзя формально относиться к подготовке возражений на акт, считая, что «инспекция всё равно это читать не будет, придётся идти в суд, вот к суду и подготовимся». Почему?

Во-первых, некоторые доначисления удаётся «отбить» на этапе досудебного обжалования в самой инспекции. Во-вторых, некоторые суды отказываются учитывать в деле доказательства, которые компания не представила в возражениях, а сразу указала в иске. Суды при этом ссылаются на то, что получается подмена налогового контроля, а суды не осуществляют налоговый контроль.

Подготовка возражений на акт — это обязательная, тщательная и серьёзная процедура, которая предшествует всему последующему комплексу «отбивания» претензий ФНС.

Что надо сделать, чтобы подготовить грамотные и аргументированные возражения на акт налоговой проверки?

Акт следует тщательно изучить, выявить неточности, выяснить, где инспекция заблуждается, где нет. Необходимо перепроверить информацию, изложенную в акте, сравнить её с первичной документацией, с информацией, полученной ФНС от контрагентов и т.д.

Нужно найти нестыковки, неправильные выводы, искажение обстоятельств, арифметические ошибки и неверные расчёты.

Кстати, про неверные расчёты: бывает, что если взять те же цифры, что использовала инспекция и посчитать доначисления, то можно прийти к совсем иным цифрам, чем те, которые насчитала инспекция.

Возьмём для примера спор по контрагенту-однодневке, ведь большинство споров связано именно с тем, что ФНС считает, что контрагент налогоплательщика — однодневка. На что надо смотреть в акте в таком случае?

Бывает, что допрос директора контрагента неверно оформлен или безусловно не подтверждает выводы проверяющих. Например:

  • допрашивают родственников директора контрагента, а не его самого;
  • ФНС прикладывает копии протоколов допросов, где руководитель контрагента говорит что он номинальный директор в другой компании, а не в той, с которой работали вы. Инспекция говорит «ну вот, смотрите, он признался, что он номинал по той компании, значит, он номинал и в той компании, с которой был заключен у вас договор», но это додумывание в чистом виде;
  • используются протоколы допросов, составленные полицией, а не ФНС при налоговой проверке, акт которой оспаривается.

Конечно, ФНС допускает ошибки, связанные не только с допросом:

  • не проверяется довод о том, что директор контрагента может быть заинтересован дать показания, чтобы самому не нести ответственность за уклонение налогов;
  • не проводятся почерковедческие экспертизы;
  • инспекция заявляет, что компания не находится по месту регистрации. Но даже если это так на момент проверки, то это не значит, что компания не находилась по месту регистрации в проверяемый период;
  • ФНС анализирует банковские выписки и говорит, что деньги выводятся транзитом и в дальнейшем по цепочке обналичиваются, при этом отсутствуют расходы на нормальную хозяйственную деятельность, например, арендная плата, на канцелярские принадлежности и т.д. Но случается, что это не так и, уточнив банковскую выписку, можно указать, что компания несла все эти расходы, а также в начале своей деятельности покупала мебель, компьютеры и т.д.

ФНС продолжает требовать должную осмотрительность

Часто ФНС вменяет налогоплательщику отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента. Налоговая исследует не только формальное проявление должной осмотрительности (например, запрос учредительных документов контрагента). Инспекция копает глубже и задаёт такие вопросы:

  • как вы нашли этого контрагента?
  • Как вы проверили его платежеспособность, деловую репутацию, наличие людей в штате и достаточность техники для выполнения работ по договору?
  • Дайте «коммерческую раскладку» или маркетинговые исследования рынка, на основании которых вы отдали предпочтение этому контрагенту.
  • Дайте электронную переписку, контакты менеджеров, с которыми вы контактировали.
  • Дайте документы, подтверждающие, что товары доставлялись на ваш объект, ФИО людей, которые проходили на ваш объект, пропуска и т.д.

То, о чём вы прочитали выше — это коммерческая должная осмотрительность, то есть обстоятельства, которые побудили налогоплательщика выбрать именно этого контрагента для заключения договора. ФНС и суды требуют проявления именно её, а не просто формальной должной осмотрительности.

Акт изучен. Что теперь?

Компания изучила претензии налоговиков. После этого компания должна заявить, что совокупность доказательств инспекции недостаточна, а выводы инспекции противоречат собранным ею же доказательствам. Например, нужно по пунктам разложить, что:

  • инспекция не оспорила, что хозяйственные операции были в реальности и имеется конечный результат (например, построенный объект или товар, который был дальше продан и т.д.);
  • стоимость товара или работ от «проблемного» контрагента не превышают среднерыночные;
  • инспекия на доказала, что контаргент компании — однодневка, поскольку банковская выписка подтверждает хозяйственные расходы (компания покупала товары для офиса), брала кредиты, оплачивала транспортные перевозки и т.д.

Очень хороший аргумент в пользу реальности контрагента — что компания участвовала в тендерах, поскольку это предполагает дополнительную проверку компании. Раз контрагент исполняет тендерные обязательства в адрес государственных или муниципальных органов, значит, и в наш адрес контрагент также выполнил обязательства, а значит, он реальный контрагент.

Таким образом, инспекция не собрала доказательств отсутствия должной осмотрительности и нереальности сделки. Следовательно, доначисления по контрагенту незаконны.

Возражения на акт налоговой проверки представлены. Что теперь будет делать инспекция?

Если возражения налогоплательщика серьёзны и обоснованны, инспекция в 9 случаях из 10 возьмёт ещё месяц с целью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Этот месяц нужен инспекции для того, чтобы проверить доводы компании, а говоря честнее — найти ещё что-нибудь, что бы обосновать выводы о том, что компания незаконно экономила на налогах.

После рассмотрения возражений, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней принимается решение. Именно оно и будет предметом дальнейшего обжалования, если в этом решении инспекция решит привлечь налогоплательщика к ответственности и потребует уплатить налоги.

Небольшое лирическое отступление перед выводами

Написание акта налоговой проверки — это творческий процесс, а далеко не у каждого инспектора есть творческие способности.

Случается, что акты пишутся настолько нелогично, сумбурно и непонятно, что на это обращают внимание даже судьи. Иногда такое впечатление, что из текста акта вырвали страницы — настолько нет связи между тем, что изложено в акте и доначислением.

Но увы, судьи закрывают глаза на мотивацию акта, и представлять возражения на акт всё равно приходится, т.к. это процедурный момент который нельзя игнорировать.

Выводы

Акт налоговой проверки составляется как после камеральной, так и после выездной проверки, если проверка нашла нарушения в деятельности налогоплательщика.

Оспаривание акта проверки — важный этап спора с налоговой службой, и пренебрегать этим этапом нельзя. Именно на этом этапе должна формироваться ваша тактика защиты и круг доказательств, которые будут фигурировать на всем этапе обжалования.

Доказательства недобросовестности контрагентов (допросы, банковские выписки и т.д.) можно разложить по полочкам и найти там несоответствие действительности.

Инспекция часто допускает ошибки при составлении акта. За них можно зацепиться и доказать, что позиция ФНС несостоятельна, а значит, доначисления незаконны.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать новости о налогах. Без спама! Одно или, максимум, два письма в неделю по теме налоговой безопасности.

Источник: https://nalog-advocat.ru/vozrazheniya-na-akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Возражение на акт налоговой проверки: образец

Возражения на акт налоговой проверки: образец

Бывает, что итоги проведенной налоговой проверки, отраженные в соответствующих актах, по мнению руководителей проверяемой компании, не всегда правомерны, а представленные документы не приняты инспектором к вниманию.

В этом случае необходимо составить протокол разногласий к акту проверки, или, как еще принято называть этот документ, возражение на акт налоговой проверки.

Никаких кардинальных отличий между протоколом разногласий и возражениями не существует, поскольку законом не установлено ни обязательное использование одного из этих наименований, ни типовая форма документа.

Поэтому выражение несогласия с выводами, представленными в актах налоговых проверок, одинаково верно именовать любым из этих названий. О том, в какие сроки можно подать протокол разногласий в ИФНС, как оформить и какие нюансы при этом учесть, узнаем из этой публикации.

Оформление и содержание документа

Несмотря на то, что составляется протокол в произвольной форме, здравый смысл требует, чтобы в документе присутствовали достаточно убедительные доводы и доказательства, подкрепленные грамотно оформленными документами и соответствующими законодательными нормами. Требуется структурировать текст возражений, составляя документ по аналогии с актом проверки, т. е., объединить все сведения в три основных блока:

  • вводный (общий), в котором представлена информация о собственно проверке, номере и дате акта, периоде проведения;
  • описательный, раскрывающий суть вопросов, ставших основанием для составления возражений. В этом блоке должны быть обстоятельно изложены все доводы проверяемой компании по каждой оспариваемой позиции. Заметим, что составлению протокола предшествует скрупулезная работа предприятия по разбору всех нарушений, отмеченных инспектором ИФНС, поскольку, оформляя такой документ, как протокол разногласий к акту проверки (образец ниже), следует точно знать, какие нарушения компанией действительно были допущены, а какие являются недоработкой или домыслами проверяющих. Обосновывать доводы компании следует, ссылаясь на соответствующие законы, разъяснения Минфина или ФНС, а также существующую судебную практику.

При возможности воссоздания недостающих документов или исправлении недостатков, о которых в акте идет речь, следует их восстановить и представить вместе с возражениями.

Если в акте проверки обнаружены неточности в расчетах либо искаженная оценка хозяйственных операций, эти факты также указываются.

Все спорные вопросы лучше сгруппировать в 2 категории – нарушения собственно процедуры проверки или норм материального права.

Если оспаривание касается только вопросов проведения проверки, руководитель ИФНС может вынести решение об осуществлении дополнительных контролирующих мероприятий, направленных на устранение процедурных упущений.

Как правило, эти нарушения не влияют на финансовое положение организации, и немногие из них оформляют возражения по такому поводу.

Компаниям лучше делать упор на нарушения по существу проверки, поскольку обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности предприятие вправе лишь в том объеме, который оспаривался в вышестоящем налоговом органе;

  • резолютивный, т. е. подводящий итог с указанием суммы доначисленных налогов, с которой организация не согласна и предлагающий определенный алгоритм действий. Кроме того, следует попросить ИФНС уведомить компанию о дне и времени разбора протокола разногласий, чтобы не дать повода налоговикам рассмотреть документ без ведома предприятия.

Если к возражениям приложены документы (копии), их количество следует упомянуть в строке «Прложения». Все копии заверяются полномочным представителем компании и печатью.

Возражения на акт налоговой проверки: срок

Будучи письменным обращением в ИФНС, констатирующим несогласие в определенных пунктах с актом ревизии, возражения на акт выездной налоговой проверки могут быть представлены в канцелярию территориальной ИФНС либо отправлены по почте.

Сделать это можно в течение 1 месяца, после получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Унифицированной формы этого документа не существует, но ФНС разработан весьма удобный вариант «Возражения на акт налоговой проверки».

Образец:

Отметим, что представленная форма подходит для предъявления возражений при любом статусе проведенных налоговых проверок – камеральных или выездных. Компании зачастую разрабатывают форму документа, изменяя ее, в зависимости от отмеченных в акте нарушений. Предлагаем еще один, часто встречающийся документ.

Образец возражения на акт выездной проверки

Возражение на акт выездной налоговой проверки, образец которого представлен, содержит 2 блока – общий и описательный. Резолютивная часть заполняется, опираясь на информацию в предыдущей, описывающей спорные позиции акта.

Чего ожидать после передачи возражений в ИФНС

Окончание срока, предоставленного законом на оформление и передачу возражений (1 месяц со дня получения акта) является началом десятидневного периода, когда руководителем ИФНС разногласия должны быть рассмотрены, и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или приняты его доводы.

Источник: https://spmag.ru/articles/vozrazhenie-na-akt-nalogovoy-proverki-obrazec

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.