Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

Содержание

Кто признается плательщиком водного налога – НалогОбзор.Инфо

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

  • 1 Ответственность
  • 2 Когда платить водный налог не нужно
  • 3 Постановка на учет

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года.

После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору.

До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий.

До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии?

Нет, не нужно.

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды. Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта?

Да, нужно.

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование.

После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию.

Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/vodnyj_nalog/kto_priznaetsja_platelshhikom_vodnogo_naloga/82-1-0-2140

Водный налог и водопользование, налоги на землю

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: водный налог и водопользование, налоги на землю.

Водный налог и земельные налоги взимаются за пользование природными ресурсами, водой и землёй.

Почему налог на воду упомянут в единственном числе, а на землю – в множественном? Дело в том, что ставка водного налога едина для всех регионов России, поскольку это федеральный сбор, а тарифы налога на землепользование устанавливаются муниципальными органами, они разные для каждой области России. Смысл этих налогов – плата за пользование землей и водой, которое осуществляется согласно земельному и водному кодексу РФ. Следует различать назначение кодексов: два перечисленных устанавливают правила использования земли и воды, а налоговый кодекс регламентирует, как происходит уплата налога на такую деятельность.

Земельный налог за пользование землей

Налог на землю относиться к муниципальным, то есть, налоговый кодекс устанавливает лишь основные положения, а конкретные ставки земельного налога назначают местные органы власти. Объектом налогообложения считаются земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, где действует земельный налог.

Если земельный участок изъят из оборота, то за его использование налоги не взимаются. Основным законодательным актом, который определяет правила пользования землей, является Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, он же устанавливает, какие участки земли считаются изъятыми из оборота (статья 27).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная в соответствии с Земельным кодексом.

Если земельный участок находится в совместном использовании, то налоговая база определяется для каждого из владельца индивидуально, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Организации, индивидуальные предприниматели и лица, использующие землю для коммерческой деятельности, определяют налоговую базу самостоятельно. Для физических лиц это делает налоговая инспекция на основании информации, которую предоставляют органы, ведущие кадастровый учет.

Ставка земельного налога, льготы по налогам на землю

Ставки налога на землю назначаются муниципальными законами, то есть, для каждого субъекта Российской Федерации они разные. Налоговый кодекс устанавливает только предельную ставку земельного налога, она равна 0.

3% от кадастровой стоимости для сельскохозяйственных угодий, участков, занятых под жилье и используемых для садоводства, подсобного и дачного хозяйства.

Для всех остальных видов землепользования максимальная ставка земельного налога равна 1.5 процента.

Льготы по земельному налогу предоставляются в виде сумм, не облагаемых налогом, и в форме исключения отдельных объектов из перечня облагаемых. Например, для участников войны и инвалидов налоговая база уменьшается на сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика.

Не платится земельный налог с участков, занятых под автомобильные дороги общего пользования или сооружения религиозного и благотворительного назначения. Если земля принадлежит организациям народных промыслов, обществу инвалидов или учреждению уголовно-исполнительной системы, то отчисления за ее эксплуатацию также не делаются.

Освобождаются от сборов коренные малочисленные народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.

Отчетные периоды и порядок уплаты земельного налога

Отчетным периодом для организаций и предпринимателей является первый квартал, второй квартал и третий квартал года, а налоговым периодом – год.

При этом квартальная отчетность по уплате налога на землю может не предоставляться, если на то имеется решение местного органа власти. Уплата земельного налога осуществляется по итогам каждого отчетного и налогового периода в местный бюджет.

Возможны и ежеквартальные авансовые платежи в местный бюджет в размере 1/4 от годовой суммы налога.

Физические лица платят налог на землю на основании налогового уведомления. То есть, для обычных граждан сумму налога рассчитает ИФНС и пришлет уведомление, сколько надо заплатить в казну.

Местная налоговая инспекция может предусмотреть один или два авансовых платежа по земельному налогу размером в 1/2 и 1/3 от налоговой ставки соответственно.

Сроки оплаты землепользования будут указаны в этом налоговом уведомлении.

Заполнение налоговой декларации по налогу на землю

Налоговые декларации и расчеты по налогу на землю заполняются и подаются только организациями и индивидуальными предпринимателями, физические лица избавлены от такой необходимости.

Налоговая декларация по земельному налогу ежегодно представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, в нее включаются земли, уже использующиеся и предполагаемые к использованию для предпринимательских целей.

Форма декларации по налогам утверждена приказом Минфина РФ от 16 сентября 2008 года N 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядков их заполнения». Срок подачи годовой декларации о налогах за землепользование – до 1 февраля.

Водный налог за использование воды

Налог на использование воды относится к федеральному. Водные налоги платят организации и физические лица, использующие воду для целей, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 333.9 Налогового кодекса.

Уплата налога за водопользование производится при заборе воды, использования водных ресурсов для сплава древесины и других целей, в гидроэнергетике. Правовые основы для использования воды различаются для наземных и грунтовых вод.

Водопользование наземными источниками осуществляется в соответствии с Водным кодексом от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, имеющим статус федерального закона. Подземные воды используются на основании закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах».

До 2007 года и тот, и другой вид водопользования требовал наличия лицензии и облагался налогом.

Объекты обложения водным налогом, налоговая база

Объектами обложения водным налогом считаются:- забор воды для различных нужд;- использование акватории водных объектов;- применение для целей гидроэнергетики;

– использование воды для сплава древесины.

Если вода используется для добычи полезных ископаемых, то водный налог не взимается, вместо него платится НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

Не облагается забор воды для лечебных, санитарный и пожарных целей, рыболовства и охоты, для плавания по ней на различных судах, даже если эти суда берут воду для своих нужд.

Не является объектом обложения использование воды для полива земель сельскохозяйственного назначения, для водопоя скота и птицы, а также еще в ряде случаев, перечисленных в пункте 2 статьи 333.9.

По каждому виду использования воды – а их всего четыре – налоговая база определяется отдельно. Так, при заборе воды налог платится за каждый кубометр жидкости, а при использовании акватории – с квадратного метра поверхности.

В гидроэнергетике ставка водного налога установлена для количества произведенной электроэнергии, а при сплаве древесины – как произведение объема древесины на расстояние сплава.

Если точное количество использованной жидкости не поддается учету, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Уплата водного налога и налоговая декларация

Налоговый период равен одному кварталу. Каждый налогоплательщик рассчитывает сумму водного налога самостоятельно, основываясь на утвержденных налоговых ставках.

Водный налог нужно заплатить в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Объект водного налога играет важную роль при определении, куда подавать налоговую декларацию и обращаться за консультациями.

Размер отчислений по каждому виду водопользования равен произведению ставки налога на налоговую базу.

Налоговая декларация по водному налогу составляется и подается в каждый отчетный период, вместе с уплатой налога. Ее форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минфина РФ от 3 марта 2005 г.

 N 29н «Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее заполнения».

Обратите внимание: водная налоговая декларация подается не по месту нахождения и не по месту постановки на налоговый учет, а именно по месту нахождения объекта налогообложения.

Пользование поверхностными и подземными водами

После вступления в силу Водного кодекса отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. Согласно статьям 9…

11 этого кодекса, право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть, в рамках договорных гражданских правоотношений.

В соответствии со статьей 20 Водного кодекса за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера.

Поэтому Налоговый кодекс был дополнен пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Что же касается подземных вод, то законодательство осталось без изменений.

Пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а предприятия, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.

2 НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.

Источник: http://nalogitax.ru/zemelnyy-nalogi-vodnyy-nalog-vodopolzovanie-taxes-waterearth.html

Водный налог. журнал

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

ФОМИЧЕВА Л.П.,
аудитор

 
    Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”).

Если в своей хозяйственной деятельности учреждение пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог, который относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ).


    Всего существуют три способа использования водных объектов – особое, специальное и общее водопользование.
 

Общие положения

 
    Уплата водного налога регулируется главой 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса РФ.
    Водный налог платят учреждения, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения по правилам статьи 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

    Не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (действует с 1 января 2007 года).
    Напомним, что глава 25.

2 “Водный налог” была введена в Налоговый кодекс в 2004 года. А с 1 января 2007 года вступил в силу сам Водный кодекс, по которому специальное и (или) особое водопользование не осуществляется, а пользоваться водным объектом можно на основании одного из двух документов: договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Чтобы избежать неразберихи при обложении налогом, законодатель перед введением в действие Водного кодекса в Федеральном законе от 03.06.2006 № 73-ФЗ разъяснил, что водопользователи сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании решений, лицензий и договоров до истечения срока их действия.

Соответственно, до такого момента они платят водный налог.
    Таким образом, за водопользование в любом случае необходимо платить:     а) для водопользователей по старому закону – водный налог;

    б) для остальных – ставки платы за пользование водным объектом на основании актов водного законодательства. Такая плата носит неналоговый характер.

При этом водное законодательство, в частности Водный кодекс, не регулирует вопросы обложения водным налогом.

    Что касается специального или особого водопользования, то до 1 января 2007 года регулирование пользования поверхностными водными объектами строилось на других принципах. Прежний Водный кодекс, действовавший до 1 января 2007 года, выделял общее, специальное (с использованием сооружений, технических средств и устройств) и особое (для обеспечения государственных и муниципальных нужд) водопользование. Специальное водопользование осуществлялось на основании лицензии, а особое – согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, и на основании разрешительных документов заключался договор водопользования.
    Обратите внимание! Прежняя (до 1 января 2007 года) разрешительная документация сохраняет силу до истечения срока ее действия либо до переоформления документов в соответствии с новым порядком (заключения договора водопользования или получения решения о предоставлении водного объекта в пользование). Такое правило предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации”. Именно определенные ранее виды особого и специального водопользования рассматриваются как объекты обложения водным налогом.
 

Объект налогообложения

 
    Объектом налогообложения водным налогом признается (пп. 1 п. 1 ст. 333.

9 НК РФ):
    1) забор воды из водных объектов;    2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;    3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;    4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Так, в частности, к объектам налогообложения не относится:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

Источник: https://www.referent.ru/40/8894

Водный налог в 2018-2019 годах – сроки и порядок уплаты, ставки

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Порядок расчета водного налога по НК РФ

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату.

Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами.

То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку.

Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями.

О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

Источник: https://nalog-nalog.ru/vodnyj_nalog/

Водный налог (4)

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. По каждомувиду водопользования, признаваемомуобъектом налогообложения в соответствиисо статьей 333.9 настоящего Кодекса,налоговая база определяетсяналогоплательщиком отдельно в отношениикаждого водного объекта.

В случае,если в отношении водного объектаустановлены различные налоговые ставки,налоговая база определяетсяналогоплательщиком применительно ккаждой налоговой ставке.

2. При забореводы налоговая база определяется какобъем воды, забранной из водного объектаза налоговый период.

Объем воды,забранной из водного объекта, определяетсяна основании показаний водоизмерительныхприборов, отражаемых в журнале первичногоучета использования воды.

В случаеотсутствия водоизмерительных приборовобъем забранной воды определяетсяисходя из времени работы и производительноститехнических средств. В случае невозможностиопределения объема забранной водыисходя из времени работы и производительноститехнических средств объем забраннойводы определяется исходя из нормводопотребления.

3. Прииспользовании акватории водных объектов,за исключением сплава древесины в плотахи кошелях, налоговая база определяетсякак площадь предоставленного водногопространства.

Площадьпредоставленного водного пространстваопределяется по данным лицензии наводопользование (договора наводопользование), а в случае отсутствияв лицензии (договоре) таких данных поматериалам соответствующей техническойи проектной документации.

4. Прииспользовании водных объектов беззабора воды для целей гидроэнергетикиналоговая база определяется какколичество произведенной за налоговыйпериод электроэнергии.

5. Прииспользовании водных объектов для целейсплава древесины в плотах и кошеляхналоговая база определяется какпроизведение объема древесины, сплавляемойв плотах и кошелях за налоговый период,выраженного в тысячах кубических метров,и расстояния сплава, выраженного вкилометрах, деленного на 100.

Порядокисчисления налога.

1. Налогоплательщикисчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налогапо итогам каждого налогового периодаисчисляется как произведение налоговойбазы и соответствующей ей налоговойставки.

3. Общая сумманалога представляет собой сумму,полученную в результате сложения суммналога, исчисленных в соответствии спунктом 2 настоящей статьи в отношениивсех видов водопользования.

Порядок исроки уплаты налога.

1. Общая сумманалога, исчисленная в соответствии спунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса,уплачивается по местонахождению объектаналогообложения.

2. Налогподлежит уплате в срок не позднее 20-гочисла месяца, следующего за истекшимналоговым периодом.

Налоговаядекларация.

1. Налоговаядекларация представляется налогоплательщикомв налоговый орган по местонахождениюобъекта налогообложения в срок,установленный для уплаты налога.

При этомналогоплательщики, в соответствии состатьей 83 настоящего Кодекса отнесенныек категории крупнейших, представляютналоговые декларации (расчеты) в налоговыйорган по месту учета в качестве крупнейшихналогоплательщиков.

2. Налогоплательщики- иностранные лица представляют такжекопию налоговой декларации в налоговыйорган по местонахождению органа,выдавшего лицензию на водопользование,в срок, установленный для уплаты налога.

2.1. Изменения в законодательстве

Посмотрим, какие изменения вналогообложении пользователей воднымиобъектами произошли в 2005 году.

С 1 января 2005 года была введенав действие глава 25.2 «Водный налог»Налогового кодекса7,а Федеральный закон от 06.05.98 № 71-ФЗ «Оплате за пользование водными объектами»(далее — Закон № 71-ФЗ) утрачивает силу.Таким образом, вместо платы за пользованиеводными объектами будет взиматьсяводный налог.

Перечень плательщиков водногоналога приведен в статье 333.8 НК РФ. Этоорганизации и физические лица,осуществляющие специальное и (или)особое водопользование по законодательствуРоссийской Федерации. Как видим, нарядус организациями и индивидуальнымипредпринимателями плательщиками водногоналога станут и физические лица, неявляющиеся индивидуальнымипредпринимателями8.

Глава 25.2 Кодекса не связываетвозникновение обязанности по уплатеводного налога непосредственно сналичием лицензии на водопользованиеили с осуществлением деятельности(пользования водными объектами),подлежащей лицензированию, как этопредусматривается статьей 1 Закона №71-ФЗ.

Условием возникновения такойобязанности будет факт осуществленияспециального и (или) особого водопользованияв соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. Для правильноготолкования нормы главы 25.

2 Кодексанеобходимо обратиться к актамзаконодательства, регулирующегопользование водными объектами, и преждевсего к Водному кодексу.

Под специальным водопользованиемв Водном кодексе понимается использованиегражданами и юридическими лицами водныхобъектов с применением сооружений,технических средств или устройств.

Приэтом указанная деятельность должнаосуществляться только при наличиилицензии на водопользование, заисключением случаев использованияводных объектов для плавания на маломерныхплавательных средствах и для разовыхпосадок (взлетов) воздушных судов.

Видыспециального водопользования определяютсяв перечне, утверждаемом специальноуполномоченным государственным органомуправления использованием и охранойводного фонда (ст. 86 Водного кодекса).Так, перечень видов специальноговодопользования в отношении поверхностныхводных объектов утвержден приказом МПРРоссии от 23.10.98 № 232.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Zz1zS0WiLmM/2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.