Средства получены из бюджета — будьте осторожны

Содержание

Благотворительная и спонсорская помощь

Средства получены из бюджета — будьте осторожны

Передача товаров в рамках благотворительной помощи не облагается НДС. Однако если ваша компания решит использовать эту льготу, будьте осторожны: ее применение обставлено целым рядом условий.

Кроме того, как показывает практика аудиторских проверок, руководители компаний часто не видят разницы между благотворительностью и спонсорством. Следствием этого являются, как правило, существенные доначисления НДС, а также пени и штрафы.

Минимизировать фискальные риски в подобной ситуации вам поможет наша статья.

Безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), а также безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не облагаются НДС. Такая льгота предусмотрена подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Что относится к благотворительной помощи

Понятие благотворительной деятельности приведено в статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Но далеко не всякая безвозмездная передача имущества рассматривается как благотворительность. Чтобы помощь была признана благотворительной, она должна осуществляться в целях, предусмотренных статьей 2 Закона № 135-ФЗ, например:

– социальная поддержка и защита граждан;

– содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

– содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

– содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

– содействия защите материнства, детства и отцовства.

Помощь, оказываемая в иных целях, благотворительной деятельностью не признается. А раз так, имущество (работы, услуги), переданное безвозмездно в иных целях, чем это указано в статье 2 Закона № 135-ФЗ, облагается НДС.

Безвозмездная передача денег и имущества коммерческим фирмам благотворительной деятельностью не является

Причем безвозмездная передача денег и имущества коммерческим фирмам благотворительной деятельностью не является. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 2 Закона № 135-ФЗ.

Поэтому, даже если в договоре между компанией-дарителем и получателем имущества (коммерческой фирмой) будет указано, что вещи или деньги передаются в рамках благотворительной деятельности, такая передача не будет считаться благотворительной помощью. Следовательно – должна облагаться НДС.

Аналогичную точку зрения не раз высказывали в своих разъяснениях и налоговики (см., например, письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15).

Спонсор спонсору рознь!

Может ли спонсорская помощь считаться благотворительной и соответственно льготироваться?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно операции осуществляет компания в рамках спонсорской помощи.

Определение спонсора приведено в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Так, «спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».

Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Какие бумаги подтвердят благотворительность? Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет. Налоговый кодекс РФ прямых указаний на то, какие документы подтверждают правомерность применения льготы, не содержит. Официальная точка зрения налогового ведомства приведена в письме УФНС России по г. Москве от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

По мнению московских налоговиков, перечень документов, которые могут свидетельствовать о правомерности применения этой налоговой льготы, таков: – договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ или оказание услуг) ; – копии документов, подтверждающих, что получатель принял на учет безвозмездно полученные товары;

– акты или другие бумаги, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в рамках благотворительной деятельности.

Таким образом, на практике возможны два основных случая:

– договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;

– договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то передача имущества в рамках спонсорской помощи под действие льготы по НДС не подпадает

В этом случае передача имущества в рамках спонсорской помощи под действие льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не подпадает. Следовательно, компания-спонсор, передавая имущество безвозмездно, должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной, но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом № 135-ФЗ.

В этом случае применение льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, правомерно. Значит, в подобной ситуации при передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи НДС начислять не нужно.

Пример

В I квартале 2008 года ЗАО «Продукт-сервис» осуществило несколько операций, связанных с безвозмездной передачей имущества.

Операция 1

ЗАО «Продукт-сервис» безвозмездно передало дому инвалидов одежду на общую сумму 100 000 руб. Никаких встречных обязательств перед ЗАО «Продукт-сервис» у дома инвалидов нет.

Передача одежды дому инвалидов под определение спонсорства не подпадает (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Однако такая передача признается благотворительной помощью (ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества дому инвалидов ЗАО «Продукт-сервис» может воспользоваться льготой.

Операция 2

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского конкурса детского рисунка и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб. Согласно спонсорскому договору, предоставление информации о спонсоре не предусмотрено.

Передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» представляет собой спонсорскую помощь.

Одновременно эта помощь является благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства (такая помощь предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации ЗАО «Продукт-сервис» в данном случае может воспользоваться льготой.

Операция 3

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского детского спортивного конкурса и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб.

Согласно спонсорскому договору, спонсируемая некоммерческая благотворительная ассоциация оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку не является безвозмездной (ст.

1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества ему придется заплатить НДС.

Операция 4

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором конкурса «Товар года – 2008» и передало организатору конкурса – ЗАО «Технологии рекламы» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 500 000 руб.

Согласно спонсорскому договору, спонсируемая фирма – ЗАО «Технологии рекламы» оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества ЗАО «Технологии рекламы» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку оказана коммерческой фирме на возмездной основе (ст.

1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Следовательно, при передаче имущества ЗАО «Технологии рекламы» воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества придется заплатить НДС.

Федеральная налоговая служба Америки обнародовала информацию о том, сколько денег потратили на благотворительность Анжелина Джоли и Брэд Питт. Выяснилось, что пара отдала более 8 000 000 долларов в 2006 году: Питт пожертвовал 4 402 317, а Джоли – 4 123 613 долларов.

Пока что в документы не вошли цифры за 2007 год, но известно, что Брэд основал фонд Make It Right, с помощью которого строит дома в Новом Орлеане для жертв урагана «Катрина», и в 2007 году внес туда 5 000 000 долларов личных денег.

Свои 8 жертвенных миллионов Джоли и Питт потратили следующим образом: 2 367 935 – в фонд Брэда по строительству домов, еще по миллиону – в фонд «Доктора без границ» и во «Всемирную организацию по борьбе со СПИДом». 137 935 долларов пара отдала программам Красного Креста в Намибии, где родилась их дочь.

100 000 они пожертвовали фонду Дэниела Перла, чью вдову Джоли сыграла в фильме «Могучее сердце». Еще 100 000 долларов было пожертвовано в фонд Global Green U.S.A и  медицинскую исследовательскую организацию Epidermolysis Bulloma Medical Research Foundation.

20 000 Джолипитты  отдали на строительство Парка искусств в Лос-Анджелесе, и по 5000 каждый пожертвовал двум сиротским приютам, в которых побывала Анжелина.

12

Или когда раздельный учет можно не вести 16:21 (0/40005)

Комментировать | Читать дальше

…влияет «должная осмотрительность» 12:49 (0/4373)

Комментировать | Читать дальше

«В суде нельзя говорить о том, чего нельзя подтвердить документально» 12:38 (0/8066)

Комментировать | Читать дальше

«Законодатели пока не нашли рационального решения проблемы НДС» 15:50 (0/5611)

Комментировать | Читать дальше

12:34 (0/1762)

Комментировать | Читать дальше

13:29 (0/1050)

Комментировать | Читать дальше

12:06 (1/20845)

Комментировать | Читать дальше

11:43 (0/28087)

Комментировать | Читать дальше

11:21 (0/5129)

Комментировать | Читать дальше

15:43 (0/777)

Комментировать | Читать дальше

Источник: http://ndsinfo.ru/article/357

Расходы, не заложены в бюджет и невыполненные обязательства, Перед кризисом, Преодоление кризиса – Местные финансы Библиотека русских учебников

Средства получены из бюджета — будьте осторожны

Финансы Местные финансы Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

течение бюджетного года могут возникнуть преувеличены и незапланированные потребности в бюджетных средствах.

Как и в случае с недополучением доходов, размер незапланированной потребности является важным для определения ее с серьезности.

Такая незапланированная потребность может повлиять на политические решения, которые необходимо принять для решения проблемми.

Внебюджетные расходы – это, как правило, потребность в средствах, которые необходимо выделить, но не были заложены в бюджет. К таким потребностей можно отнести средства, необходимые для устранения последствий стихийных объявления ищ (наводнения, землетрясения и др.) или техногенных катастроф (выброс жидких токсичных отходов в грунтовые воды, реку, систему водозаборару).

Невыполненные обязательства можно охарактеризовать как конкретные законные или, в некоторых случаях,”потенциальные”или моральные обязательства органа власти для решения проблемы непредвиденной финансового кризиса. Сюд ди можно отнести неблагоприятное судебное решение, по которому устанавливается финансовое обязательство органа власти.

Бюджет любой страны или конкретного города сталкивается с непредвиденными расходами в течение года. Большинство органов власти, особенно небольшого масштаба, уже имеют отработанную систему решения таких проблем.

Взвешенная юридическая база является важной составляющей любого политического решения, по которому устанавливается круг ответственности органа власти и определяется система, по которой можно найти необходимые пути выхода из негативных ситуаций.

В подавляющем большинстве случаев, финансовые риски оценить несложно, с ними можно справиться, оставаясь в рамках бюджетного процесса можно использовать стандартный набор инструментов оценки и управления рискамивління ризиками .

Перед кризисом

Во-первых, для решения проблемы непредвиденных расходов до наступления кризиса, должна существовать четкая юридическая база.

Во-вторых, риск, которому подвергается бюджет, имеет оцениваться и осознаваться на стадии фор рмування бюджета.

Хорошо сбалансированные бюджетные системы предусматривают резервные фонды для непредвиденных расходов для покрытия рисков, относящихся к гарантиям органов власти и влияния изменений на обменные курс и стоимости обслуживания долггу.

Практическое правило состоит в том, что резервный фонд для непредвиденных расходов не должен превышать 1-3% общей суммы бюджета. Хорошо сбалансированный бюджет делает различные предположения при анализе потенций ийного экономического влияния на бюджет.

Среднесрочный влияние на стоимость обслуживания долга с учетом изменения обменных курсов и процентных ставок должен периодически оцениваться. Предположения относительно поступление ь и оттока капитала должны тщательно проверяться для принятия во внимание возможных изменений во внешней среде.

Экономические риски, ассоциирующиеся с потенциальными обязательствами также должны оцениваться. Все факторы, перечисленные выше, влияют на размер резервного фонда для непредвиденных расходовтрат .

Преодоление кризиса

В мировой практике для решения проблемы незаложенных в бюджет расходов и невыполненных обязательств, используют методы, которые отличаются друг от друга и зависят от размеров расходов и ситуации й в стране. Прежде всего – это корректировка бюджета.

Если сумма расходов невелика, то одним из первых этапов является внесение изменений в бюджет. Это означает уменьшение расходов кое-где в бюджете для компенсации непередб ачених расходов. Такая мера, как правило, требует юридического согласования.

Может применяться перепрограммирования, если сумма небольшая и если есть соответствующие полномочия. Преодолеть кризис можно путемяхом :

1. Использование резервного фонда для непредвиденных расходов. Это может быть первым вариантом решения проблемы, при условии, что резервный фонд существует и покрывает размер и природу расходов. Изменения в бю юджету могут и не вноситься, но соответствующая совет получение информации об использовании фонднду.

2. Использование непредвиденного ассигнования, следующего после запроса дополнительного ассигнования.

Данная методика широко используется в развитых странах, где дефицит и его обслуживание не является найголовн нишимы проблемами.

Это позволяет временно использовать средства, выделенные под другие программы до того времени, когда конечная стоимость может быть использована как основа для дополнительного ассигнованияня .

3. Использование”фонда на черный день”Правительства некоторых стран основывают на долгосрочной основе”фонд на черный день”для финансирования непредвиденных потребностей.

Как правило, этот фонд задействуется, когда доходы пе еревищують расходы (часто в результате непредвиденных доходов, напр разделение резервов природных ресурсов или приватизация активов).

Создание таких фондов является еще одним средством преодоления дефицита доходовдолання дефіциту доходів .

4. Долг. Взятие долговых обязательств для распределения больших расходов на долгий период времени

5. Повышение налогов и другие доходы

-. Не существует какой-то одной формулы для решения проблемы преодоления кризиса. Чаще всего, решением является сочетание некоторых из перечисленных выше инструментов, чтобы проблема была решена всесторонне

-. Однако, все развитые бюджетные системы определенным образом закладывают решения в бюджет, – или расходы зависят от существующих ассигнований, или в бюджет вносятся изменения

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/finansu/mistsevi_finansi_-_suntsova_oo/vidatki_zakladeni_byudzhet_nevikonani_zobovyazannya.htm

Неправомерное использование бюджетных средств, порядок учета и наказания

Средства получены из бюджета — будьте осторожны

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Налоги > Проверки > Неправомерное использование бюджетных средств, порядок учета и наказания

В основе освоения бюджетных средств находятся два основополагающих принципа: целевой характер и адресность. Не допускается, чтобы бюджет расходовался по произвольному распоряжению.

Впрочем, в нашем обществе отнюдь не редкость такое явление, как неправомерное использование государственных средств. Обычно это связано с переплатами бюджета.

Во всех случаях за нарушения в освоении бюджетных денег предусмотрены административные и даже уголовные санкции.

Расходование сверх лимитов

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

  1. Превышением расходной части над утвержденным финансово-хозяйственным планом за календарный год (например, закупка строительных материалов сверх положенной нормы).
  2. Неправомерным нарушением бюджетной классификации путем использования одних целевых средств на покрытие расходов других целей (ярким примером является перевод средств на ремонтно-строительные работы разных объектов муниципальной собственности).

    Превышение лимита

  3. Нарушением бюджетных уровней, когда расходы одной статьи должны покрываться за счет федерального (муниципального) бюджета.
  4. Направлением государственных денег на непредусмотренные планом расходы (например, покрытие задолженностей, которые связаны с внебюджетными источниками, а не самим бюджетом).
  5. Оказанием финансовой поддержки коммерческим структурам, не входящим в состав бюджетных организаций и фондов.
  6. Оплатой коммунальных расходов без возмещения финансового урона бюджету субъекта.
  7. Осуществлением капитального ремонта или строительства объектов, не входящих в государственную программу (например, застройка элитного микрорайона в обход муниципальных нужд).
  8. Нарушениями, связанными с выдачей субсидий и прочих дотаций нуждающимся регионам.

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и стажа
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Лишние премиальные

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные премии и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Строительные работы

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В обязанности работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

Средства для командировки

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ГСМ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части.

Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме.

Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:

  • Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия:Подписать заключение
  1. учредительные бумаги
  2. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  3. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной инвентаризации собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный особо крупный размер начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/buhuchet/nalog/check/nepravomernoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Средства получены из бюджета — будьте осторожны

Средства получены из бюджета — будьте осторожны

Организация получила деньги из бюджета. А бухгалтера в такой ситуации интересует, будут ли они облагаться налогами и если да, то какими. В статье подробно рассматриваются вопросы поступления бюджетных средств, их классификации и отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

Многие организации получают из бюджетов всех уровней целевые средства (целевое финансирование и целевые поступления) на безвозмездной основе. Они предоставляются организациям как на финансирование капитальных вложений, так и текущих расходов1.

Однако бюджетные средства могут поступать и в качестве оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг, заказчиком которых являются Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования.

Для правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете получения и использования бюджетных средств важно определить, относятся ли они к целевым.

Ведь если полученные из бюджета средства не являются целевыми, они должны быть отражены в составе выручки организации от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и облагаться налогами в общеустановленном порядке.

Давайте разберемся: какие организации могут быть получателями средств из бюджета и в какой форме эти средства могут предоставляться.

Формы предоставления бюджетных средств

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ «получателем бюджетных средств является бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год».

Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджетные средства предоставляются организациям в формах (ст. 69 БК РФ):

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров (работ, услуг), поставляемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

Напомним, что субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

А субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Такие определения даны в статье 6 БК РФ.

Предоставление субсидий допускается в том числе из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами и региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления (ст. 78 БК РФ).

Таким образом, бюджетополучателями могут быть организации любых организационно-правовых форм. Главное, чтобы получение ими бюджетных средств (в том числе субсидий и субвенций) было предусмотрено в бюджетной росписи на текущий год.

Целевые средства из бюджета в налоговом учете

Согласно статье 251 НК РФ в налоговую базу по налогу на прибыль не включается имущество, которое получено организацией в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления.

Целевое финансирование. Исчерпывающий перечень и состав средств целевого финансирования, а также условия, при которых они не учитываются для целей налогообложения, приведены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования:

  1. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  2. в виде полученных грантов;
  3. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством;
  4. в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения;
  5. в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  6. в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
  7. в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  8. в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
  9. в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Средства, не вошедшие в этот перечень, не являются целевыми и, следовательно, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, к целевому финансированию из бюджета в налоговом учете относятся средства из бюджетов всех уровней, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение должно получать бюджетные средства исключительно через специальные лицевые счета бюджетных учреждений.

Целевые поступления. В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, а также целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц. Целевые поступления должны быть использованы указанными получателями по назначению.

Этот перечень является закрытым. Таким образом, поступления, не перечисленные в нем, не относятся к целевым.

Определение бюджетного учреждения

Бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Целью создания бюджетного учреждения является осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.

Деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Такое определение дано в статье 161 БК РФ.

Итак, для целей налогообложения прибыли целевые средства из бюджета предоставляются организациям или в виде целевого финансирования — для бюджетных учреждений по смете доходов и расходов, или в виде целевых поступлений юридическим лицам — бюджетополучателям в форме субсидий и субвенций. Данные целевые средства обязательно должны быть предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов конкретного бюджета на соответствующий финансовый год и предоставляются всем организациям (как бюджетным, так и коммерческим) безвозмездно.

Общество с ограниченной ответственностью выиграло тендер на поставку мебели в детские сады города, проводимый городским управлением народного образования. Деньги за поставленную мебель будут перечислены из городского бюджета.

В данном случае поступление бюджетных средств на расчетный счет организации в оплату поставки мебели будет являться выручкой от реализации, которая включается в налоговую базу по прибыли.

Ведь организация (поставщик) заключает договор поставки с городским управлением народного образования (заказчик), которое и является распорядителем (получателем) бюджетных средств.

Если организация заключит договоры на поставку мебели непосредственно с каждым детским садом (бюджетным учреждением, получившим целевое финансирование из бюджета по смете доходов и расходов бюджетного учреждения), то для целей налогообложения прибыли ничего не изменится. Как и в предыдущей ситуации, организация — поставщик мебели должна отразить полученные из бюджета средства как выручку от реализации. Ведь бюджетополучателем является бюджетное учреждение — детский сад.

Организации — получатели бюджетных средств обязаны израсходовать их строго по целевому назначению, определяемому распорядителем средств и в соответствии с условиями, на которых они предоставлены.

Если бюджетные средства израсходованы нецелевым образом, то согласно статье 289 БК РФ они подлежат изъятию в бесспорном порядке.

На руководителей таких организаций налагается штраф, а при наличии состава преступления они будут нести уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом.

Статьей 251 НК РФ (подп. 14 п. 1 и п. 2) установлено необходимое условие, без выполнения которого полученные из бюджета средства не будут признаны целевыми. Организации-бюджетополучатели обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по коммерческой деятельности и по целевым средствам. При отсутствии раздельного учета такие средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Кроме того, и бюджетным (ст. 163 БК РФ), и налоговым законодательством (п. 14 ст. 250 НК РФ) для получателей средств из бюджета установлена обязанность по своевременному представлению отчета о целевом использовании бюджетных средств.

Все эти условия должны соблюдать как коммерческие организации, так и бюджетные учреждения.

Ндс при использовании целевых средств

Порядок исчисления и применения налоговых вычетов по Ндс при использовании целевых средств из бюджета имеет особенности. Так, средства, получение которых не связано с оплатой реализуемых товаров, выполнением работ (оказанием услуг) и передачей имущественных прав, НДС не облагаются.

Суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются. Эти суммы покрываются за счет целевых средств.

Бухгалтерский учет целевых средств

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании бюджетных средств, предоставленных коммерческим организациям, установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

При получении уведомления о бюджетных ассигнованиях в соответствии с бюджетной росписью налогоплательщик отражает в бухгалтерском учете обязательства бюджета по перечислению денежных средств в виде целевых поступлений.

В пункте 5 ПБУ 13/2000 сказано, что бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету, если имеется уверенность, что:

  • условия предоставления этих средств организациями будут выполнены, подтверждением чему являются договоры на выполнение работ, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.;
  • указанные средства будут получены, подтверждением чему могут служить бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Если оба условия выполняются, то согласно пункту 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухучету, отражаются следующей записью:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86 субсчет «Бюджетные средства»
— отражена задолженность бюджета по выделенным средствам.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
— получены из бюджета выделенные средства.

Если в учетной политике организации утверждено, что бюджетные средства будут отражаться в учете только после фактического получения, то проводка будет другой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 субсчет «Бюджетные средства»
— получены средства из бюджета.

По мере того как организация расходует полученные средства, они признаются в бухучете безвозмездно полученными, а затем — внереализационными доходами. Это следует из пункта 21 ПБУ 13/2000.

Если организация получила бюджетные средства на финансирование текущих расходов (например, на покупку материалов), то данные средства будут признаваться безвозмездно полученными по мере оплаты этих расходов.

Оплатив материалы, бухгалтер сделает в учете организации такую проводку:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 субсчет «Безвозмездные поступления»
— отражены бюджетные средства в качестве безвозмездно полученных средств.

А по мере использования материалов в производстве полученные средства будут включаться во внереализационные доходы организации. Это отражается записями:

ДЕБЕТ 20, 23 КРЕДИТ 10
— использованы материалы в производстве;

ДЕБЕТ 98 субсчет «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 91
— включены бюджетные средства в состав внереализационных доходов организации.

Таким образом, в бухучете целевые средства в конечном итоге включаются во внереализационные доходы организации. А для целей налогообложения они не являются доходом, если выполнены все обязательные требования при их получении и расходовании.

Отчет о целевом использовании средств (имущества)

По окончании налогового периода организации — получатели целевого финансирования или целевых поступлений обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. Это установлено пунктом 14 статьи 250 НК РФ.

Источник: https://www.RNK.ru/article/70933-sredstva-polucheny-iz-byudjeta-budte-ostorojny

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.