Рекламные акции: особенности налогообложения

Рекламные акции: виды, налогообложение, документальное оформление

Рекламные акции: особенности налогообложения

Авторы:

Задонская Марина, юрисконсульт

группа компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Обратите внимание, статья опубликована более двух лет назад (11 лет, 12 месяцев, 24 дня). За это время, законодательство могло измениться. Уточнить актуальность данной информации вы можете у наших специалистов, тел.: +7 (495) 287-16-75, 287-16-76.

В последнее время одним из наиболее распространенных способов выделить свой бизнес на фоне конкурентов и привлечь внимание потребителей к продукции (работам, услугам) является устроение различных рекламных акций с раздачей призов.

Рекламные акции – это рекламные мероприятия, призванные повысить покупательский спрос на продукцию рекламодателя. Рекламные акции помогают рекламодателю эффективнее реализовывать свой товар и услуги.

Подобные раздачи призов, в соответствии с действующим законодательством РФ, могут проводиться, например, в следующих формах:

  • публичное обещание награды (Глава 56 Гражданского кодекса РФ)
  • публичный конкурс (Глава 57 Гражданского кодекса РФ)
  • лотерея стимулирующего характера (Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.03 г. № 138-ФЗ)

Публичное обещание награды

Согласно п.1 ст.

1055 ГК РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности, отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения.

Например, акция «Зебра» в сети магазинов «Перекрёсток». Сделай покупку на определённую сумму, получи наклейку, собери максимально возможное число наклеек за определённый период, получи приз из нескольких предложенных вариантов.

Публичный конкурс

Согласно п. 1 ст. 1057 ГК РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Например, публичный конкурс в боулинг-клубе. В период с … по … прими участие в конкурсе на звание лучшего игрока в боулинг и получи приз.

Лотерея стимулирующего характера

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О лотереях»:

Лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Например, лотерея в ночном клубе. Закажи 3 бутылки пива «Корона» и прими участие в розыгрыше призов, главный приз которой – поездка в Мексику.

Из вышеперечисленных акций, наиболее сложной является лотерея и с точки зрения правового оформления, и с точки зрения техники проведения.

Отличительной особенностью лотереи от вышеуказанных форм раздачи призов в виде публичного обещания награды и публичного конкурса, является обязательное наличие розыгрыша призового фонда, то есть процедуры, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей, и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (ст. 2 ФЗ «О лотереях»).

Рекламный характер

Для целей налогообложения важно рассматривать выдачу призов при проведении подобных акций в качестве рекламных расходов. В данном случае, необходимо определить, в каких случаях проведение акций с выдачей призов в любой из вышеуказанных форм, является акциями рекламного характера.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 г. № 38-ФЗ:

реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Источник: http://www.uf-k.ru/publication/reklamnye-akcii.html

Особенности налогообложения рекламных кампаний коммерческих банков

Рекламные акции: особенности налогообложения
Довольно часто коммерческие банки заключают договоры с организациями средств массовой информации о рекламе банка и собственных банковских услуг. Поэтому вопросы об учете в целях налогообложения прибыли таких расходов возникают достаточно часто.

В п. 4 ст.

264 НК РФ указаны затраты по рекламе, относимые на расходы, уменьшающие налоговую базу.

К ним относятся: – расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации СМИ (далее – СМИ), в том числе объявления в печати, передачи по радио, телевидению и телекоммуникационным сетям; – расходы на наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором – четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Однако если договор заключен на размещение рекламного ролика, плаката или ведущий дает устную рекламу банка или его услуг, то в таком случае вопросов не возникает. Хотя для налоговой проверки понадобятся эскизы, сами плакаты, текст речевки и тому подобные документы, подтверждающие, что реклама действительно была.

Об этом необходимо позаботиться заранее перед заключением договора и желательно в договоре предусмотреть обязанность контрагента, оказывающего рекламные услуги, предоставить в определенный срок не только подтверждающие документы в виде счетов-фактур, счетов, актов выполненных работ (оказанных услуг), но и эскизы, плакаты, речевку, а возможно и запись передачи. Особенно это важно, если банк проводит широкомасштабные рекламные акции и тратит на это большое количество средств. Исходя из изложенной выше нормы закона, при наличии подтверждающих документов такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в полной мере.

В случаях когда банк оплачивает еще и сумму выигрыша победителю викторины, проводящейся в данной программе, имеются особенности налогообложения. Определяются они тем, каким образом составлен договор между банком и средством массовой информации. Причем в большинстве случаев СМИ идут навстречу своим рекламодателям в отношении тех или иных юридических формулировок в договоре.

Часто в договоре указано, что банк передает денежные средства в качестве спонсорской помощи. При этом эти деньги не совсем выигрыш, а просто перечисление средств по спонсорству, которое тоже является частью рекламы. Однако это еще придется доказать проверяющим банк налоговым инспекторам.

Поэтому желательно предусмотреть в договоре такую формулировку, которая даст возможность избежать рисков и получить максимальный результат.

Идеальным вариантом являлось бы то, что банк просто оплатил бы услуги по рекламе, предоставляемые средством массовой информации, а редакция передачи решила все производственные вопросы (сколько времени уделить устной рекламе или демонстрации рекламного ролика, при каких условиях выплачивать выигрыш, если это викторина).

Другой вариант, когда в договоре указано, что одна определенная сумма идет на устную рекламу, другая – на рекламный ролик, а третья – на выигрыш. Все эти суммы должны однозначно относиться договором к рекламным услугам, то есть и устная реклама, и рекламный ролик, и выигрыш – все это разновидности рекламы банка. Это должно однозначно просматриваться в договоре.

Бывают ситуации, когда выигрыш не соотносится по договору с рекламой банка. Получается, что банк просто выплатил деньги гражданам, участвовавшим в игре. Это значительно повышает риск непринятия сумм выигрышей в состав расходов, включаемых в уменьшение налоговой базы.

Часто случается, что суммы выигрышей банк зачисляет на выданные им же пластиковые карты. Здесь возможны два варианта: либо сумма выигрыша уменьшается на стоимость карты, либо карта выдается бесплатно.

Выдача бесплатной карты может оговариваться в договоре со средством массовой информации как дополнительный выигрыш. Тогда в расходах для целей налогообложения она будет рассматриваться как часть выигрыша.

Если такой оговорки нет, тогда в целях налогового учета это безвозмездно оказанная услуга, и обычный доход по такой услуге должен увеличивать налоговую базу по налогу на прибыль.

Можно рекомендовать специалистам банков вести подробный налоговый регистр по рекламным кампаниям, в котором четко расписывать все расходы.

Налог на добавленную стоимость

Как уже сказано, бывают случаи выдачи банковской карты бесплатно. Налоговая инспекция часто требует уплатить НДС с бесплатно выданной карты. Ведь при ее изготовлении был уплачен НДС, а при реализации карты нужно заплатить НДС как с безвозмездно переданного имущества.

Это требование налоговых органов представляется нам не вполне корректным.

Карта действительно передается выигравшему, но в соответствии с правилами эмиссии любой банковской пластиковой карты эта карта является собственностью банка (это даже указано на самой карте).

Поэтому эту карту необходимо по окончании срока вернуть в банк. В любом случае, если банк не продает пластиковые карты, то есть нет услуги “Плата за изготовление карты” (которая включает в себя НДС), он берет плату за обслуживание карты (так поступает большинство банков).

Плата за обслуживание в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС.

Если клиент не вернул банку пластиковую карту и банк не истребовал ее в течение 3 лет, то в налоговом учете банк должен поставить себе во внереализационный доход сумму от реализации указанной карты.

Это, как правило, сумма, потраченная на изготовление карты, или та сумма, которую банк берет за изготовление карты. При этом нужно заплатить сумму НДС в бюджет по “реализованной” карте.

Поэтому очень важно наладить механизм возврата карт таким образом, чтобы уберечь банк от ненужных налоговых последствий.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.

224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Таким образом, в случае когда по договору организация СМИ выплачивает выигрыш из денег, перечисленных ей банком в качестве оплаты рекламных услуг, то она является источником дохода.

Если же по договору выигрыш выплачивает банк, то он обязан рассчитать, удержать и перечислить в бюджет 35% от суммы выигрыша, а остаток выдать в качестве выигрыша.

С учетом того, что п. 28 ст. 217 НК РФ предусмотрены 2 000 руб. в качестве налогового вычета, сумму фактической выплаты по выигрышу можно определить как разницу суммы выигрыша и расчетной величины. Эта расчетная величина определяется как 35% от уменьшенной на 2 000 руб. суммы выигрыша.

Необходимо включить в сумму выигрыша и стоимость банковской пластиковой карты, на которую начисляется выигрыш, и даже стоимость букета цветов, если он дарится победителю и оплачен банком. Ведь согласно ст.

210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Более того, согласно ст.

230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов (форма № 2-НДФЛ) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Следует также обратить внимание, что форма сведений № 2-НДФЛ заполняется на основании налоговых карточек, которые также необходимо вести по каждому гражданину, получившему доход в налоговом периоде.

Исходя из вышеизложенного, на каждого получившего выигрыш гражданина банк должен: 1) рассчитать, удержать и перечислить налог в бюджет; 2) сформировать налоговую карточку и форму № 2-НДФЛ (предварительно затребовав паспортные данные гражданина);

3) подать сведения по форме № 2-НДФЛ в налоговую инспекцию по месту регистрации банка.

Заключение

Налоговые органы в последнее время все больше говорят о заложенном в НК РФ относительно расходов принципе – расходы должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными.

Возможно, что в будущем налоговые инспекторы в ходе проверок будут проверять не только документальное подтверждение расходов (зачастую веря на слово экономическому оправданию расходов), но и тот эффект (и доход), который принесли расходы. Для этого им уже могут понадобиться экономические выкладки, расчеты, технико-экономические обоснования расходов, бизнес-планы кампаний и т.п.

Ведь уже сейчас некоторые специалисты налоговых инспекций интересуются: – была ли просчитана эффективность рекламной кампании;

– сколько клиентов дала рекламная кампания вашему банку и т.п.

Поэтому уже сейчас необходимо задуматься о том, как именно подтверждать расходы не только расчетно-платежными, бухгалтерскими, налоговыми, но и другими документами, в составлении которых должны принимать участие налоговые специалисты банков.

Источник: https://bankir.ru/publikacii/20050514/osobennosti-nalogooblojeniya-reklamnih-kampanii-kommercheskih-bankov-1380276/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.