Раздельный учет в некоммерческих организациях

Особенности и задачи бухучета в НКО

Раздельный учет в некоммерческих организациях

Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.

 Схема работы некоммерческих организаций

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Бухгалтерская отчетность НКО

Итоги 

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

ДействиеДтКтПримечание
Получены и учтены в доходах целевые средства07, 08, 10, 50, 51, 5276НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86
7686
Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств50, 51, 52(86)86(50, 51, 52)С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:«Какой проводкой формируются отрицательные курсовые разницы»;«Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»
Проценты от размещенных на депозитах целевых средств55 (58)86Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств
Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств0860Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)
01, 0408
6051
8683Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС
Начисление амортизации ОС010Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)
Выбытие ОС8301, 04Списана балансовая стоимость ОС, НМА
Продажа ОС50, 5176Оплата покупателя ОС
7691-1При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
91-368НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств»
8301Списание учтенной стоимости проданного ОС
1091-1Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС
Финансовый результат от продажи ОС91-9(99)99(91-9)Выявлена прибыль (убыток)
99(84)84(99)Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная
84(86)86(84)Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств
Списана учтенная амортизация ОС010План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01
Отражены организационные затраты НКО20, 2668, 76Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО
1060Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)
20, 2610
20, 2669, 70, 71Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО
20, 2676Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)
20, 2668Налог на имущество, земельный налог, транспортный
8620, 26Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности
Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО8676Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям
7601, 10, 50, 51, 52

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах.

К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход.

Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок.

Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела».

При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

ДействиеДтКтПримечание
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств0860НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС
1960
01, 0408
6051
8683Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств
Выручка от реализации товаров, оказания услуг6290-1Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям
90-368
Отражаются расходы, связанные с предпринимательством20-2, 26-269, 70Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве
20-2, 26-210, 76, 60Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП
1910, 76, 60
20-2, 26-202, 05Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве
Формирование результатов от предпринимательства90-241, 43, 45Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров
90-220-2, 26-2Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты
90-9(99)99(90-9)Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90
99(84)84(99)Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств
84(86)86(84)
Покупка-реализация ценных бумаг5860, 76Приобретение ценных бумаг.С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях:«Бухгалтерский учет финансовых вложений – ПБУ 19/02»;«Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)»
60, 7658
58(91-2)91-1(58)Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная)
91-276Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг
7691-1Проданы ценные бумаги
91-258Списана учетная стоимость ценных бумаг
Формирование результатов от операций с ценными бумагами91-9(99)99(91-9)Выявлена прибыль (убыток)
99(84)84(99)Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности)
84(86)86(84)

Бухгалтерская отчетность НКО

Ежегодно по итогам своей деятельности НКО, как и обычные коммерческие организации, должны фиксировать результаты бухучета своих операций в бухгалтерской отчетности.

Все без исключения НКО сдают в обязательном порядке 2 формы (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств.

НКО, занимающиеся предпринимательством, дополнительно формируют отчет о финансовых результатах.

Отчеты о движении денежных средств и движении капитала НКО сдают только при наличии требований в отраслевых узкоспециализированных законах.

С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций».

Итоги

Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством.

В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91.

Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/osobennosti_i_zadachi_buhucheta_v_nko/

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях: принцип ведения бухгалтерии

Раздельный учет в некоммерческих организациях

Для налаживания и организации учета в некоммерческой организации достаточно обратиться к некоторым статьям законодательства, которые определяют правила ведения бухгалтерии для предприятий. Порядок выполнения отчетности и сдачи бухгалтерских документов для НКО происходит так же, как и для других частных организаций.

Однако, если Вы не уверены в правильности своих действий или просто желаете расширить границы своих бухгалтерских знаний, то рекомендуется помощь высококвалифицированного специалиста, который с первого раза сможет в подробностях объяснить все нюансы ведения документооборота и помочь избежать распространенных ошибок начинающих предпринимателей.

Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, автономные некоммерческие организации бухгалтерский учет и налоговые счеты, основные средства целевого фонда

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно Закону о некоммерческих организациях. Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все некоммерческие организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Учетная политика некоммерческих организацийВ соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету (далее ПБУ 1/2008).

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/2008.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.

Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

С сайта: http://to09.minjust.ru/ru/osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-v-nekommercheskih-organizaciyah

Ведение учета в НКО

Бухгалтерский аутсорсинг — экономия времени и денег

Бухгалтер заносит документы клиента в бухгалтерскую базу 1С на сервере.

Главный бухгалтер дополняет данные бухгалтерского учета клиента различными бухгалтерскими справками, расчетами налогов, заработной платы, проводок, амортизацией основных фондов и НМА, расчетами процентов, осуществляет учет лизинговых/ факторинговых операций и т.п., формирует регистры бухгалтерского и налогового учета клиента.

Особенность учета некоммерческих организаций состоит в том, что в зависимости от формы организации НКО (фонд, партнерство, товарищество собственников жилья, союз, потребительский кооператив и пр) будет зависеть и формы и методы учета, порядок определения доходов НКО, учетные функции специалиста, ведущего бухгалтерский учет.

Чтобы не тратить кучу времени на изучение законов, связанных с деятельностью некоммерческих организаций, спецификой бухгалтерского и налогового учета в НКО, рекомендуется обращаться к проверенным профессионалам, которые займутся ведением бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Это предостережет вас от проблем, защитит бизнес от огромного количества штрафов, налогов.

Вы стремительно пойдете к своей цели. Благодаря упрощенной системе налогообложения, снизится налоговая часть расходов и упростится контроль.

Особенности учета в некоммерческих организациях

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях часто осуществляется в упрощенном варианте. Целевые и нецелевые поступления – вот главная особенность бухгалтерского учета некоммерческих организаций.

Аутсорсинг в НКО

Благодаря аутсорсингу, ваша компания сохранит финансовое положение и даже сможет сэкономить стратегически важные средства. Привлечение сторонних специалистов, осуществляющих бухгалтерский учет в НКО, позволит добиться следующего

  • Начальство может не терять время на бухгалтерию, благодаря чему сохраняется время для руководства всеми процессами в организации.
  • Компания может избежать расходов на организацию работы бухгалтера, осуществляющего ведение бухгалтерского учета в нко, выплату зарплаты, уплату налогов и пр.
  • И главное, аутсорсинговая фирма обязана возместить утечку средств, связанную с ошибочным расчетом налогов, повлекшим штрафы. Особенности учета некоммерческих организаций известны нам в совершенстве!

С сайта: http://a-finance.consulting/uslugi/buhgalterskij-uchet/vedenie-ucheta-v-nekommercheskih-organizatsiiah

Налогообложение некоммерческих организаций, план бухгалтерского учета в нко с нуля: проводки

Довольно часто перед организациями, не ведущими коммерческую деятельность, возникают вопросы, какую систему налогообложения они имеют право применять.

https://www.youtube.com/watch?v=kw6HBy7TTNg

Согласно НК РФ АНО имеет право применять УСН и добровольный переход ее на упрощенную систему налогообложения  производится в соответствии с главой 26.2. Организации, занимающиеся отдельными видами деятельности и при наличии определенных условий, предусмотренных  в статье 346.12 п. 2.1 и п.3 Налогового кодекса не имеют права применять  упрощенную систему налогообложения.

Об этом же говорится в письме ФНС РФ за № 22-0-10/1986@) от 28. 12. 04 года и в постановлении Президиума ВАС России за № 3114/04 от 12 октября 2004 года.

Статья 346. 13 пункт 1 НК РФ  гласит, что, если организация собирается работать по УСН, то  ей нужно передать в налоговую инспекцию, в которой она состоит на налоговом учете, заявление в срок с 1. 10 по 30.11 года, предшествующего году, с которого она  собирается применять УСН. Форма заявления утверждена приказом Федеральной Налоговой Службы РФ за  № ММВ-7-3/182@ от 13. 04. 10 года.

При создании организации заявление о применении упрощенной системы налогообложения можно подать в налоговый орган в течение 5 дней с даты, когда предприятие было поставлено на учет в налоговом органе (дата в свидетельстве ИНН). Данное условие указано в письме МФ РФ за № 03-11-06/2/92 от 19 мая 2009 года и в статье 346. 13 пункт 2 НК России.

Относительно платных услуг в области образования и повышения квалификации специалистов и руководства предприятий и исключения полученных доходов из облагаемой базы по единому налогу, следует отметить, что доходы, которые получает АНО от оказания услуг в данной области, подлежат обложению единым налогом.

Если все полученные  организацией доходы расходуются на нужды самой организации (а также и на зарплату), для дальнейшего развития процесса обучения  в ней, то такая деятельность в соответствии со ст.46 п. 2 данного Закона не считается предпринимательской.

Определение состава таких доходов производится в соответствии со статьями  249, 250 НК России. Доходы, полученные в соответствии со статьей 251 НК РФ, не включаются в налоговую базу по единому налогу.

В статье 249 Налогового Кодекса указано, что налогом на прибыль облагается доход  от реализации или  выручка от реализации товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 39 Налогового Кодекса под реализацией товаров, работ и услуг понимается  передача права собственности на них за определенную плату от одного лица другому лицу.

Дополнительно к этому статья 251 НК России, в которой перечислены все виды доходов некоммерческих предприятий, которые  не облагаются налогом на прибыль, не предусматривает доходы от оказания  платных образовательных услуг.

Источник: http://buhvopros.com/uchet-v-nekommercheskih-organizatsiyah/

Ведение раздельного учета средств в НКО

Раздельный учет в некоммерческих организациях

Имущество, полученное НКО в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются. При этом НКО, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений).

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения.

Это означает, что необходимость ведения раздельного учета некоммерческими организациями закреплена законодательно и обусловлена строго определенной целью — средства целевого финансирования не должны рассматриваться как подлежащие налогообложению.

Здесь речь идет о налоговом учете и, соответственно, ведении самостоятельных регистров налогового учета. Тем не менее их можно и не вести.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.

25 НК РФ, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые им регистры бухгалтерского учета специальными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Поскольку дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета определенными реквизитами менее трудоемко, чем вести самостоятельные регистры налогового учета, то НКО, осуществляющим наряду с уставной некоммерческой предпринимательскую деятельность, проще вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходов (расходов) по коммерческой деятельности непосредственно в бухгалтерском учете.

Что следует понимать под ведением раздельного учета — ни в налоговых, ни в бухгалтерских нормативных документах не сказано. На практике под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, который позволяет достоверно:

  • отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по разным видам деятельности;
  • определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога.

Избранный метод раздельного учета следует обязательно закрепить в своей учетной политике, причем как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Раздельный учет доходов

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (если они есть) отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом целевых поступлений дело обстоит несколько сложнее.

НКО обычно имеет несколько источников целевого финансирования — это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц.

Для разделения полученных целевых средств, следует, как и в случае с доходами от предпринимательской деятельности, воспользоваться возможностями синтетических счетов, а именно различными субсчетами. Как уже было сказано выше, целевые доходы НКО отражаются на счете 86 «Целевое финансирование».

Аналитический учет по этому счету ведется в соответствии с назначением целевых средств и в разрезе источников поступления.

Рассмотрим пример:

Некоммерческая организация в течении 1 квартала получила средства целевого финансирования из нескольких источников: субсидия на содержание помещения, пожертвования от частных лиц на уставную деятельность, пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции, средства от благотворительного фонда на реализацию программы. В данном случае, аналитический учет в разрезе 86 счета будет выглядеть следующим образом:

86.1 – субсидия на содержание помещения

86.2 – пожертвования от частных лиц на уставную деятельность

86.3 – пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции

86.4 —  средства от благотворительного фонда на реализацию программы

Таким образом, мы получаем возможность разделить источники финансирования и вести установленный законодательством учет целевых поступлений.

Раздельный учет расходов

Напомним, что целевые средства некоммерческие организации должны расходовать строго по назначению. То есть только на те цели, которые указаны организацией (физическим лицом) — источником целевых средств. В соответствии с пунктом 4 статьи 582 Гражданского Кодекса РФ, иное использование пожертвования возможно только с согласия жертвователя.

Использование пожертвования не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, дает ему право требовать отмены пожертвования. При изменении целевого назначения средств без согласия лица, являющегося источником целевых поступлений, у некоммерческой организации могут возникнуть налоговые последствия.

Средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по целевому назначению (исключая бюджетные средства), признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Это происходит в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись. Так сказано в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, НКО должны не только вести раздельный учет расходов по предпринимательской и уставной деятельности, но также организовать раздельный учет расходования целевых средств, поступивших на содержание и ведение уставной деятельности НКО. Это можно осуществить с помощью сметы.

Смета — это финансовый план поступления и расходования денежных средств на покрытие расходов по уставной деятельности организации. Для выполнения целевых программ по уставной деятельности некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени — месяц, квартал, год, ряд лет.

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности.

Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, необходимо составлять отдельные сметы по каждой из них. Ведь по окончании отчетного периода либо после выполнения каждой целевой программы нужно составлять отчет об исполнении сметы.

Те или иные расходы НКО при согласовании сметы должны быть ограничены только целями и задачами, определенными учредительными документами организации.

Жертвователи, грантодатели и учредители вправе определить цели, на которые ими предоставлены средства (в пределах целей и задач, определенных уставными документами некоммерческой организации).

Если некоммерческая организация выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике организации.

К административно – хозяйственным (или распределяемым) расходам относят обычно расходы на связь, Интернет, обслуживание помещения и пр. Т.е те расходы, которые необходимы для функционирования организации не только во время реализации проекта.

Если целевые программы рассчитаны на несколько лет, целевые средства расходуются в течение всего срока реализации этих программ.

Обычно некоммерческие организации распределяют такие расходы следующим образом:

  • путем списания всех административно-хозяйственных расходов на выполнение тех программ, в которых сметой предусмотрены такие расходы и определены их конкретные размеры;
  • путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.
  • применяя оба метода.

Первый метод распределения расходов производится на основании сумм, указанных в утвержденной жертвователем смете и подходит скорее для тех НКО, у которых есть только один или два источника целевого финансирования.

Что касается второго метода, то здесь существует определенная методика распределения расходов, основанная опять же на сметах организации.

Для того, что бы правильно распределить общехозяйственные расходы, организации необходимо определить долю каждого источника финансирования в общем бюджет.

Эта доля рассчитывается путем деления общей суммы финансирования по отдельному проекту на сумму всех целевых поступлений организации.

В случае если сумма целевых поступлений организации изменяется (например, добавляется новый источник финансирования), доля отдельных проектов может быть пересчитана на соответствующий период. В законодательстве не предусмотрены формы, отражающие данный расчет, но организация вправе самостоятельно ввести новый внутренний документ, отражающий распределение общехозяйственных расходов.

Третий метод распределения расходов наиболее оптимальный, т.к. позволяет совместить оба способа распределения расходов.

Что касается аналитического учета расходования целевых средств, то стандартные рекомендации бухгалтерского учета здесь не очень подходят – определяемые для разнесения расходов счета 20 «Основные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»  не слишком приспособлены для отражения средств целевого финансирования. По этому, НКО вправе относить целевые расходы сразу на 86 счет по соответствующим субсчетам.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по целевой и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Необходимо ставить пометки на первичных документах, которые помогут быстро и правильно отнести указанный вид расхода к тому или иному источнику финансирования.

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье).

Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.

) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы.

Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам.

Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся.  В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации.

Например:

Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц.

Средства целевого финансирования из нескольких источников:

(А)субсидия на содержание помещения – 100000 р. на 12 месяцев,

(Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р.

(В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р. на 12 месяцев

Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев.

Определим долю каждого проекта:

(А):  100000/810000 = 12%

(Б): 10000/810000 = 1%

(В): 700000/810000 = 87%

Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом:

На проект (А): 15000*12% = 1800 р. в месяц

(Б): 15000*1% = 150 р.

(В): 15000*87% = 13050 р.

Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы.

Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами. Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

Источник: http://songo63.ru/2016/07/14/razdelnyi-uchet-sredstv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.