Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги

Содержание

Как отразить в учете расходы на проведение аудита – НалогОбзор.Инфо

Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги

  • 1 Бухучет
  • 2 ОСНО
  • 3 УСН
  • 4 ЕНВД
  • 5 ОСНО и ЕНВД

В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключением является случай, когда организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, признает выручку по мере поступления оплаты от покупателей. Тогда и расходы, в том числе и на аудиторские услуги, такой организации нужно признавать по мере оплаты.

При отражении стоимости аудиторских услуг сделайте такую проводку:

Дебет 26 (44) Кредит 60 (76)

– отражены расходы на аудиторские услуги.

Если аудиторская организация является плательщиком НДС, «входной» НДС отразите проводкой:

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– учтен предъявленный аудиторской организацией НДС.

Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты по счету 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям» (Инструкция к плану счетов). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

Дебет 84 (26, 44) Кредит 75-3

– отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

ОСНО

При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Порядок уменьшения налоговой базы на сумму вознаграждения, выплачиваемого аудитору, зависит от метода расчета налога на прибыль, применяемого организацией.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

– в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;

– в последний день отчетного (налогового) периода;

– на дату предъявления акта об оказании услуг.

Такие условия признания расходов установлены в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: на какую дату следует признать затраты на проведение аудиторской проверки при расчете налога на прибыль? Организация применяет метод начисления.

Любые расходы при расчете налога на прибыль можно признать при выполнении условий пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Одним из таких условий является документальное подтверждение затрат. Документом, подтверждающим осуществление расхода на услуги, может быть акт об оказании услуг.

Стоимость аудиторских услуг в налоговом учете нужно признавать в одну из следующих дат:

– дату проведения расчетов в соответствии с условиями договора;

– дату предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);

– последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такая вариативность действий предусмотрена в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

В письме от 25 августа 2010 г. № 03-03-06/1/565 Минфин России рекомендует выбирать одну из дат, приведенных в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, с учетом того, какая из них наступила раньше. Однако в законодательстве такое правило не закреплено.

Поэтому конкретную дату признания расходов организация вправе установить в своей учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается более ранними разъяснениями финансового ведомства (письма от 26 мая 2006 г.

№ 03-03-04/2/149 и от 29 августа 2005 г. № 03-03-04/1/183). Если в учетной политике дата признания расходов по оплате услуг сторонних организаций не прописана, исходите из условий договора.

При этом учитывайте период, когда возникла обязанность оплатить услуги (письмо Минфина России от 12 февраля 2004 г. № 04-02-05/1/12).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проведение добровольной аудиторской проверки (обязанность проводить проверку законодательством не установлена)?

Ответ: да, можно.

Аудит может проводиться как на обязательной, так и на добровольной основе (Закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Норма подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению затрат на проведение аудита в состав расходов. Достаточно, чтобы эти расходы были экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Это подтвердил и Минфин России в письме от 6 июня 2006 г.

№ 03-11-04/3/282. Арбитражная практика, связанная с подтверждением экономической обоснованности расходов на проведение добровольного аудита по российскому законодательству, складывается в пользу организаций (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 3 мая 2005 г. № Ф08-1643/2005-689А, Северо-Западного округа от 4 октября 2005 г.

№ А66-12629/2004.

При расчете налога на прибыль можно учесть и расходы на аудит отчетности, составленной по МСФО или стандартам других стран. Если законодательством установлена обязанность составлять такую отчетность, расходы можно считать обоснованными. В противном случае обоснованию расходов необходимо уделить особое внимание.

Например, расходы можно учесть при расчете налога на прибыль, если акционер компании формирует отчетность по МСФО или таково требование зарубежного банка, предоставляющего кредит. Такие затраты учтите на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 6 июня 2008 г.

№ 03-03-06/2/66, от 23 января 2007 г. № 03-03-06/1/28, от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/535). Арбитражная практика такой подход подтверждает (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2009 г. № ВАС-15303/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 июля 2009 г. № А32-15354/2007-23/441-12/353, от 29 июля 2008 г.

№ Ф08-4212/2008, Поволжского округа от 29 июля 2008 г. № А55-16294/2007, от 18 января 2008 г. № А55-5316/07, от 29 ноября 2007 г. № А55-3597/07, Уральского округа от 26 декабря 2006 г. № Ф09-11325/06-С7). Причем некоторые суды допускают учет таких затрат на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (см.

, например, постановление ФАС Поволжского округа от 18 января 2008 г. № А55-5316/07).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проведение аудиторской проверки по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем?

Ответ: да, можно.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Список организаций, обязательный аудит которых могут проводить только аудиторские организации, ограничен (ч. 3 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Таким образом, если индивидуальный аудитор соблюдает правовые основания проведения обязательного аудита, расходы по такому договору могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В этом случае будут выполняться критерии признания расходов, установленные пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальный аудитор вправе проводить и добровольный (инициативный) аудит (ч. 2 ст. 1 и ст. 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Норма подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению затрат на проведение добровольного аудита в состав прочих расходов.

Следовательно, если с индивидуальным предпринимателем заключен договор на проведение добровольного аудита, то расходы по этому договору учтите при расчете налога на прибыль.

Ситуация: как учесть компенсацию расходов на оплату услуг аудитора, выплачиваемую участнику ООО, при расчете налогов? Участником является гражданин.

Если участник ООО инициировал проведение аудита, оплата услуг аудитора осуществляется за его счет. Эти расходы могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества. Такие правила установлены в статье 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

При расчете налога на прибыль компенсацию учитывайте в составе прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация применяет упрощенку, эти расходы можно принять при расчете единого налога (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом расходы на проведение аудиторской проверки должны быть обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если общее собрание участников решило возместить учредителю расходы за счет нераспределенной прибыли, сумму компенсации при расчете налога на прибыль (единого налога) не учитывайте (п. 1 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

С суммы компенсации затрат на аудиторскую проверку удержите НДФЛ. Объясняется это так. В налоговую базу по НДФЛ включается любой доход, полученный в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ).

В данном случае участник, организуя аудиторскую проверку, действовал в своих интересах. Он не является сотрудником организации.

Освобождение таких сумм от НДФЛ главой 23 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму компенсации не начисляйте.

Данные выплаты не являются объектом обложения этим налогом (взносами), так как с участником у организации нет трудовых отношений и не заключен гражданско-правовой (авторский) договор (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, затраты на аудиторские услуги не уменьшают. При данном объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Организация на упрощенке, которая платит единый налог с разницы между доходами и расходами, может учесть в составе расходов затраты на аудиторские услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом они должны соответствовать условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Организация, применяющая упрощенку, использует кассовый метод учета расходов. В связи с этим учтите расходы на фактически оказанные аудиторские услуги только после их оплаты. Такие правила установлены пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы на аудиторские услуги не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Расходы на аудиторские услуги относятся как к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, так и к деятельности организации на общей системе налогообложения. Поэтому сумму расходов (а также «входной» НДС) нужно распределить (п. 4 ст. 170, п. 9 ст. 274 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Подробнее об этом см. Какие налоги (кроме единого) нужно платить при ЕНВД.

Пример распределения расходов на аудиторские услуги. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма “Гермес”» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Выручка, полученная «Гермесом» от различных видов деятельности в январе, составляет:

– по оптовой торговле (без учета НДС) – 12 000 000 руб.;
– по розничной торговле – 4 000 000 руб.

Сумма расходов на аудиторские услуги в январе составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Расходы относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер «Гермеса» сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Доля выручки от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за январь составляет:
12 000 000 руб. : (12 000 000 руб. + 4 000 000 руб.) = 0,75.

Доля расходов на аудит, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за январь, равна:
(118 000 руб. – 18 000 руб.) × 0,75 = 75 000 руб.

Доля расходов на аудит, которую нужно отнести к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
118 000 руб. – 18 000 руб. – 75 000 руб. = 25 000 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам I квартала.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» прибавит к доле аудиторских расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_otrazit_v_uchete_raskhody_na_provedenie_audita/42-1-0-1078

Информационно-консультационные услуги: как учитывать на УСН?

Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги

Этот вопрос задала одна из участниц вебинара по теме УСН, проведенного в Контур.Школе. Лектор Горбова Наталья Сергеевна так увлеклась ответом, что получилась целая статья! Мы решили поделиться ответом с вами.

Универсального понятия информационно-консультационных услуг, закрепленного на законодательном уровне, нет. Посмотрим, как в разных нормативных документах трактуются такие определения.

Для начала обратимся к статье 148 Налогового кодекса — эта норма не дает четкого определения, тем не менее, разделяет консультационные услуги с юридическими, бухгалтерскими, аудиторскими, инжиниринговыми, маркетинговыми услугами, услугами по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Таким образом, можно предположить, что с позиции главы 21 «НДС» Налогового кодекса это совершенно разные услуги.

В то же время, статья 148 Налогового кодекса определяет услуги по обработке информации — услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Услуги на практике

Одна из участниц вебинара «Учет на УСН в 2014 году: изменения, актуальные вопросы налогового учета» Школы СКБ Контур задала следующий вопрос (посмотреть запись вебинара):

«Затраты на информационно-консультационные услуги не принимаются для налогообложения при УСН. Мы — издательство бухгалтерских журналов (УСН — 15%). Нам оказывают услуги сторонние организации (физ. и юр.

лица) по подготовке материалов и статей по бухгалтерскому и налоговому учету для последующей обработки и публикации в наших журналах.

Не попадают ли эти услуги (авторские договоры не рассматриваем) под статус информационно-консультационных? Можем ли мы их принять к учету при расчете единого налога?».

Первое, на что обращаем внимание — статья 346.16 НК РФ не предусматривает таких расходов. Значит, если организация осуществила такие затраты, то она не вправе отнести их в состав расходов. Однако есть важное замечание — эти расходы можно квалифицировать по другим основаниям для включения в состав расходов при УСН.

Предлагаю автору вопроса рассмотреть свои расходы с указанной выше точки зрения. Тогда, такие расходы можно квалифицировать как производственные и, например, отнести их к материальным расходам с позиции включения при УСН. В силу того, что ст.

254 НК РФ не приводит закрытый перечень материальных расходов, то, прописав их в своей учетной политике для целей налогообложения, можно будет отнести их на расходы. Конечно, такая позиция не бесспорна и, возможно, придется отстаивать ее в суде.

Все дело в «цене вопроса».

Обратимся также к другим документам. Например, в договоре о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014).

В этом документе сказано, в частности, что консультационными услугами признаются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом. Следовательно, если в организации, применяющей УСН, имеются подобного рода затраты, то включать их в расходы, скорее всего, будет нерационально в силу того, что все виды консультаций, перечисленных в этом определении не включены в ст. 346.16 НК РФ.

Как учитывать?

Далее обратимся к Приказу Минфина России № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (с изм. от 17.05.2012) «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Данный документ не имеет никого отношения к УСН.

Однако, некоторые определения в нем приведены.

Так, с позиции Минфина России, в состав прочих расходов включены расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик), с последующим предоставлением заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов).

При этом не относятся к расходам по оплате консультационных и юридических услуг затраты индивидуального предпринимателя по уплате услуг его уполномоченного представителя, а также услуг, связанных с выполнением возложенных законодательством Российской Федерации на индивидуального предпринимателя обязанностей. Опять мы видим, что консультационные услуги и юридические услуги разведены. Поэтому…

Необходимо четко понимать состав действий организации прежде чем говорить о включении (или нет) тех или иных затрат в расходы и, самое главное — на квалификацию расходов. От этого будут зависеть и основания для включения в расходы»

Анализируя нормы этого Приказа, ряд авторов приводит определение информационных услуг.

В частности, это — приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем при наличии подтверждающих документов об их использовании. Часть из этих расходов прямо предусмотрены в ст. 346.16 НК РФ и, при наличии оснований, включаются в расходы при УСН.

https://www.youtube.com/watch?v=Di1ItFovKMQ

Ряд авторов, проводя экономический анализ, приводят определения и информационных услуг, и консультационных услуг.

Консультационные услуги      — это Информационные услуги — это
…особый вид услуг по предоставлению информации в различных формах. Консультирование может осуществляться в письменной (ответы на вопросы) или в устной (консультационные семинары) форме. Причем информация, полученная в процессе консультирования, может касаться любой из сфер деятельности организации…действия субъектов (собственников и владельцев) по сбору, обобщению, систематизации информации и предоставлению результатов ее обработки в распоряжение пользователя (т.е. обеспечение пользователей информационными продуктами). Информационная продукция предоставляется пользователю в разной форме — на электронных носителях, на бумаге, сброшюрованной в сборники нормативных актов, официальных документов, в устной форме и т д.

Как видите, универсального определения информационных и консультационных услуг нет. Кроме того, статья 346.16 НК РФ не разрешает относить на расходы такого рода услуги.

Однако, в ряде случаев, если такие затраты разбить по «элементам», то можно часть таких затрат включить в расходы по УСН, но по другим основаниям или под другим «названием».

Безусловно, нельзя забывать в этой ситуации, что если налоговое законодательство четко не регламентирует порядок налогообложения и предоставляет возможность принимать решение, налогоплательщику необходимо отразить свою позицию в налоговой учетной политике.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/334

Учет расходов на аудиторские услуги

Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги

Т.А. Киселева, редактор–эксперт АГ «РАДА»

Нередко фирмы пользуются услугами аудиторов. Их цена довольно высока. Поэтому важно правильно учесть такие услуги.

Основные понятия

Цель аудита – выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности фирм и соответствия ее порядку ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в пункте 3 статьи 1 Закона от 7 августа 2001 г. № 119–ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудите).

Бухгалтерская отчетность позволяет ее пользователям (например, собственникам) делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении фирмы и принимать решения.

Аудит могут проводить как аудиторские фирмы, так и индивидуальные аудиторы. Он бывает обязательный и инициативный.

Обязательный аудит проходят фирмы, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона об аудите. Например, его не избежать:

– фирмам и частным предпринимателям, объем выручки которых за 2003 год превысил 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на 1 января 2004 года больше 20 миллионов рублей;

– открытым акционерным обществам и т. д.

Инициативный аудит проводится по решению собственников фирмы.

Обязательный аудит могут проводить только аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона об аудите).

Более того, если у вашей фирмы доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале составляет не менее 25 процентов, аудит может проводить только аудиторская фирма, прошедшая открытый конкурс. Порядок его проведения установлен постановлением от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

Отметим, что аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности фирм, которые должны его проходить в обязательном порядке. Об этом говорится в пункте 2 статьи 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете».

Штраф за его непредставление установлен в статье 126 Налогового кодекса. Для фирмы он составляет 50 рублей. Помимо этого наказание за отсутствие аудиторского заключения может понести руководитель или главный бухгалтер. Согласно пункту 1 статьи 15.

6 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составляет от 300 до 500 рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=O3A0uuPkpYI

Также помимо аудита аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие ему услуги. Об этом говорится в пункте 5 статьи 1 Закона об аудите. Так, к ним относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

– бухгалтерское, налоговое, правовое консультирование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

– управленческое консультирование;

– представление фирмы или частного предпринимателя в суде по налоговым и другим спорам и т.д.

Требования к аудиторам

Обычно поиск фирмы, которая проведет аудит, поручают главному бухгалтеру. Для избежания ошибок важно знать, какие требования предъявляет законодательство к аудиторам.

Во-первых, аудиторская фирма может проводить проверки только при наличии лицензии. На это указано в пункте 2 статьи 4 Закона об аудите. Поэтому при выборе ревизора вы можете потребовать копию этого документа. Она также пригодится при налоговой проверке. Этот документ понадобится для подтверждения включения расходов на аудиторские услуги в состав затраты и возмещения НДС по ним.

Правила лицензирования указаны в постановлении от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности». Согласно пункту 3 этого документа, лицензия выдается сроком на пять лет. Поэтому при выборе ревизоров нужно обратить на это внимание. По истечении этого срока лицензия может продлеваться на тот же период неограниченное число раз.

Однако получить лицензию могут не все аудиторские фирмы. Так, одним из условий является наличие в штате не менее пяти аудиторов, которые имеют квалификационный аттестат. Это положение стало действовать с 9 сентября 2003 года.

Во-вторых, следует проверить информацию об обстоятельствах, которые исключают возможность проведения проверки. Они указаны в статье 12 Закона об аудите. Нельзя проводить аудит, если:

– руководители и другие должностные лица аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями или главным бухгалтером вашей фирмы;

– аудиторы состоят в родстве с должностными лицами вашей фирмы;

– аудиторская фирма или индивидуальный аудитор оказывали услуги вашей фирме по восстановлению и ведению бухгалтерского учета в течение трех лет до проведения проверки;

– аудиторская фирма владеет долей в вашем капитале;

– ваша фирма является дочерней по отношению к организации, в которой собственником является аудиторская фирма;

– у вашей фирмы и аудиторской есть общий собственник и т. д.

Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудит проводить нельзя при любой, даже символической доле участия.

Скупой платит дважды. Не забывайте об этом. Гнаться за дешевизной аудиторских услуг не стоит, потому что вы можете наткнуться на аудиторскую фирму-однодневку.

Требования к проверяемой организации

Общее собрание акционеров или участников фирмы утверждает аудитора. Это требование содержится в статье 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) и в статье 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью).

Согласно статье 86 Закона об акционерных обществах, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если его нет, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.

В обществах с ограниченной ответственностью решение о размере оплаты услуг аудиторов принимается общим собранием участников. Об этом говорится в подпункте 10 пункта 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг.

Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может поступить от руководителя фирмы.

В бухгалтерском учете расходы признаются, если они соответствуют требованиям пункта 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

Все операции, которые проводит фирма, должны оформляться оправдательными документами. Требования к их реквизитам установлены в пункте 13 Положения по ведению бухгалтерского учета. Оно утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н.

Следовательно, чтобы включить в затраты расходы на аудит в бухгалтерском учете фирме нужно иметь:

– протокол собрания участников, в котором зафиксировано решение о проведении аудиторской проверки, утверждена аудиторская фирма и размер оплаты услуг;

– договор с аудиторской фирмой;

– копия ее лицензии;

– акт выполненных услуг;

– документы, подтверждающие факт оплаты.

Такие затраты отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на аудиторские услуги учитываются на затратных счетах 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.

В налоговом учете аудиторские услуги относятся к прочим расходам. Это указано в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Отметим, что эта формулировка несколько расплывчата. Некоторые налоговые инспекторы не принимают расходы по инициативному аудиту. Они считают, что уменьшить облагаемую налогом прибыль могут только расходы на обязательный аудит.

Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что при обложении прибыли учитываются только затраты на обязательный аудит. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения, неясности законодательства о налогах и сборах будут толковаться в пользу фирмы.

Пример

Общее собрание акционеров ОАО «Спорт» (протокол № 2 от 12 января 2004 г.) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2003 год. Основание – пункт 1 статьи 7 Закона об аудите. Аудитором организации утверждена фирма «Аудит». Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

ОАО «Спорт» заключило 14 января 2004 года договор с фирмой «Аудит» на проведение проверки за 2003 год. В марте 2004 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение и организации подписали акт приемки-передачи услуг.

По условиям договора ОАО «Спорт» перечисляет аванс в размере 50 000 руб., остальная сумма оплачивается после приемки услуг.

В момент перечисления аванса в бухгалтерском учете ОАО «Спорт» будет сделана проводка:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

– 50 000 руб. – перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, бухгалтер «Спорта» отразит операции следующим образом:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 50 000 руб. – зачтена сумма выданного аванса;

Дебет 26 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – включены в себестоимость расходы на аудит;

Дебет 19 Кредит 60

– 18 000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг;

Дебет 60 Кредит 51

– 68 000 руб. (118 000 – 50 000) – оплачены услуги аудиторов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 18 000 руб. – предъявлен к вычету НДС.

В целях налогообложения прибыли ОАО «Спорт» включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

–конец примера–

Если ваша фирма получила от аудиторов, например, консультационные услуги, в бухгалтерском учете они отражаются так же, как и аудиторские. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, консультационные услуги относятся к прочим расходам. Следовательно, они уменьшают облагаемую налогом прибыль.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://klerk.ru/

Источник: http://en.coolreferat.com/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D1%82_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%BD%D0%B0_%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B8

Расходы на аудиторские услуги в налоге на прибыль

Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги
По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99). Исключением является случай, когда организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства . признает выручку по мере поступления оплаты от покупателей .

Учет расчетов по налогу на прибыль

Минфин не видит никаких рисков в продаже компанией своей дебиторки не просто с убытком, а с дисконтом в 80%. Причем в запросе указывалось, что продавался долг не чужой, а связанной компании.

В ответ на прямой вопрос, можно ли учесть такой убыток, Минфин просто процитировал НК РФ: отрицательная разница между доходом от реализации долга и его стоимостью признается убытком и включается в состав внереализационных расходов (Пункты 1, 2 ст. 279 НК РФ)

Неделя бератора «УСН на практике»

Действовавший до 1 января 2013 года Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождал фирмы, применяющие УСН, от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).Рекомендуем прочесть:  Расходные договоры

На индивидуальных предпринимателей законодательство о бухучете не распространяется. Они обязаны вести только налоговый учет.

В соответствии с налоговым законодательством затраты по ведению бухгалтерского учета фирмы вправе отнести на расходы.

Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги

Многие организации при решении сложных вопросов по налогообложению и бухучету обращаются за консультациями к специалистам.

Кроме того, некоторые фирмы регулярно проводят аудиторские проверки. Услуги консультантов и аудиторов стоят недешево.

Как учесть расходы на эти цели?

Какие налоги придется заплатить организации при получении консультаций? Налогообложение расходов на аудиторские и консультационные услуги зависит от характера этих услуг.

Внереализационные расходы

Всем компаниям и ИП нужно представлять ту или иную статистическую отчетность. И форм этой отчетности такое множество, что не мудрено в них запутаться. Чтобы помочь респондентам, Росстат разработал специальный сервис.

воспользовавшись которым можно определить, какую статотчетность нужно сдавать конкретному респонденту. Однако, к сожалению, данный сервис работает не всегда корректно.

Наконец-то устранена неопределенность по вопросам заполнения и срока представления документов для подтверждения основного вида деятельности для взносов «на травматизм» на 2019 год.

Налог на прибыль организаций

  1. российские организации ;
  2. иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр.

Аудит прибыли

Аудит прибыли — это один из блоков комплексной аудиторской проверки, но, в последнее время, приобретает все большую значимость как самостоятельная услуга.

Эта услуга становится востребованной, прежде всего, для средних и крупных организаций на этапе, когда собственники или акционеры компании отходят от вопросов управления и эти функции передаются наемным управляющим или директорам.

Но может быть актуальна и для малых предприятий, опять-таки, в ситуации, когда собственники организации не участвуют в текущем управлении организацией.

Бухгалтеры не любят ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах».

Необходимость раскрытия информации об аффилированных лицах в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности, в виде отдельного раздела предусмотрена п. 14 ПБУ 11/2000. Информацией об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности называются данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.

Расходы на консультационные, юридические и аудиторские услуги

Что касается юридических и консультационных услуг, то тут со стороны налоговых инспекторов в ходе проведения проверок наблюдается повышенное внимание. Согласно подп. 14 и 15 п. 1 ст.

264 НК РФ .

затраты предприятия на консультантов и юристов относятся к «прочим» расходам.

– при составлении актов об оказании услуг стороны должны подробно расписать, какие именно и в каком объеме услуги были оказаны, а также привести расчет цены услуг с разбивкой по составу услуг.

Источник: http://ruslanhasanov.ru/rashody-na-auditorskie-uslugi-v-naloge-na-pribyl-31592/

Главные претензии к расходам на консультационные услуги

Расходы организации на аудиторские и консультационные услуги

Источник: журнал «Главбух»

Инспекторы считают, что расходы на консультационные услуги снять довольно просто, поскольку доказать их реальность практически невозможно. Но это не так.

Документы оформлены неправильно или их не хватает

Обычно контролеры требуют один и тот же комплект бумаг: договор, акт приемки-передачи оказания услуг, письменный отчет консультанта, счета, платежные поручения счета-фактуры. И претензии к ним всегда стандартные.

Договор. В договоре на оказание консультационных или юридических услуг необходимо указывать:

  • предмет договора. Нужно четко прописать, что за услуги будут оказаны. Договор будет считаться заключенным, лишь когда в нем перечислены конкретные действия исполнителя (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. № 48);
  • формат консультаций. Устные, письменные, мини-семинары для работников компании. Доказать, что услуги оказаны устно, очень сложно. Так что все равно понадобится письменный отчет консультанта либо акт. Пригодится также аудио- или видеозапись консультаций;
  • критерии качества. В тексте контракта может быть условие, что консультации по сложным вопросам проводят только специалисты определенного уровня (например, аттестованные аудиторы). Это поможет обосновать, почему компания обратилась именно к этому исполнителю, а не к другому.

Акт приемки-передачи услуг. Он является обязательным для списания расходов на консультационные услуги. Самые большие претензии налоговики предъявляют оказанных услуг.

Инспекторы считают, что в акте должно быть описание до мельчайших деталей.

Если в документе лишь общие фразы, например запись вроде «консультационные услуги по договору оказаны в полном объеме, претензий по качеству нет», то расходы снимут.

Поэтому, чтобы избежать споров, безопаснее детально перечислить оказанные услуги. Но если проверяющие будут настаивать, что и акт неконкретный, с ними можно поспорить.

Судьи считают, что записи в актах не так важны. Главное, чтобы документ был и содержал все реквизиты, требуемые законодательством о бухучете (постановления ФАС Московского округа от 10 октября 2011 г. по делу № А40-30370/10-127-132 и от 2 февраля 2011 г. № КА-А40/15635-10).

Сейчас это дата составления, содержание операции, подписи сотрудников с расшифровкой и другие реквизиты, перечисленные в статье 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Отчет консультанта. Налоговики настаивают, чтобы помимо акта приемки-передачи был еще и отчет специалиста. Однако судьи считают такие требования излишними. Если по условиям договора составлять отчет не нужно, без него вполне можно обойтись. Об этомпостановление ФАС Московского округа от 28 июля 2010 г. № КА-А40/7316-10.

Если вы решите не доводить до суда, то в отчете необходимо описать, какие оказаны услуги. Также исполнитель должен дать конкретные рекомендации по поставленным задачам, указать источники информации и возможные риски для компании, которая воспользуется предложенной рекомендацией.

Дополнительные документы. Зачастую инспекторы действуют по принципу: документы лишними не бывают. Например, могут запросить программы семинаров их расписание, список обучающихся и пр. Если они есть, то покажите их инспекторам.

Если же нет, отбиться от претензий удастся, если вся информация будет детально описана в договоре и актах оказанных услуг (постановление ФАС Московского округа от 22 февраля 2013 г. по делу № А40-12064/11-107-51).

Плата за консультации списана единовременно

Консультационные и юридические услуги являются разновидностью прочих расходов. Компании, применяющие метод начисления, учитывают такие затраты целиком и сразу, когда происходят расчеты либо в последний день отчетного периода (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Несмотря на то что в главе 25 Налогового кодекса РФ прописаны четкие правила, в некоторых случаях инспекторы требуют списывать расходы на консультационные услуги через амортизацию.

Покупка основного средства. Инспекторы утверждают, что, если консультационные или юридические услуги сопровождают сделку по покупке основного средства, тогда их стоимость нужно включать в первоначальную стоимость имущества. Соответственно, списать такие расходы сразу нельзя, можно только через амортизацию.

К счастью, судьи считают иначе. Для расходов на консультационные и аналогичные услуги определен особый порядок их учета. Следовательно, в первоначальную стоимость основных средств плату за подобные услуги включать не нужно. Данные выводы есть в постановлениях ФАС Московского округа от 30 ноября 2012 г. по делу № А40-77244/11-129-330, от 7 июня 2010 г. № КА-А40/5378-10 и др.

Предстоящая реконструкция здания. По версии инспекторов, расходы на консультацию по предстоящей реконструкции здания также включаются в первоначальную стоимость имущества. И списывать их надо только через амортизацию.

Но судьи уверены, что плату за консультации в данной ситуации компания вправе учесть при расчете налога на прибыль полностью и сразу. Это правило действует, даже если потом реконструкцию здания решили не проводить (постановление ФАС Московского округа от 3 декабря 2010 г. № КА-А40/14164-10-2).

Консультации были не нужны

Еще один популярный среди инспекторов способ снять расходы на консультационные услуги — сказать, что они вообще необоснованны.

Дублирование функций внештатными сотрудниками. Речь идет о ситуации, когда компания оплачивает услуги приглашенных со стороны юристов или консультантов при наличии штатных. Ревизоры уверены: в данном случае происходит не что иное, как дублирование функций. Значит, расходы являются необоснованными.

Избежать подобных претензий можно, если подробно прописать функции штатных работников в должностных инструкциях.

Допустим, в компании есть юрист. В его обязанности входит сопровождать типовые сделки, оценивать налоговые риски и защищать интересы предприятия в суде.

Поэтому, чтобы разобраться с оформлением сделки по купле-продаже земли, компания может привлечь стороннего эксперта. Такие выводы следуют, например, из постановлений ФАС Московского округа от 9 февраля 2012 г.

№ А40-131877/10-114-778 и от 9 ноября 2012 г. по делу № А40-14280/12-107-69.

Расходы на услуги по риск-менеджменту, в частности проверка данных о потенциальных контрагентах или соискателях на вакантные должности. Инспекторы утверждают, что компания излишне привлекает для этого чужих специалистов, так как можно провести оценку собственными силами.

Но, во-первых, штатники могут и не обладать нужными навыками и источниками информации. Во-вторых, услуги оплачены, чтобы компания успешно вела свой бизнес.

То есть руководители организации смогли избежать сделок с сомнительными контрагентами и не приняли на работу людей, которые могли навредить (например, репутации или имуществу). Именно такие аргументы помогают налогоплательщикам защитить расходы.

Об этом свидетельствует постановление ФАС Московского округа от 10 декабря 2012 г. № А40-33064/12-115-6).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/43978-glavnye-pretenzii-k-rashodam-na-konsul-tacionnye-uslugi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.