Расходы на содержание автотранспорта: налогообложение и учет

Учет расходов на содержание автотранспорта

Расходы на содержание автотранспорта: налогообложение и учет

Источник: Журнал “Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”

Наличие автомобиля подразумевает осуществление собственником дополнительных расходов, которые связаны с оформлением страховки по ОСАГО, прохождением технического обслуживания, приобретением ГСМ и запасных частей.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ специальные виды автомобилей должны быть оснащены дополнительным оборудованием (например, тахографами и системами спутниковой навигации).

Об этих и других видах расходов пойдет речь в статье.

Оформление страховки по ОСАГО

В соответствии с п. 1 ст. 4Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом, и является публичным.

В связи с этим страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных ЦБ РФ (п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ; ст.

1, 5, п. 1, 2 ст. 8, ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ).

Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что в соответствии с п. 1 ст.

10 Федерального закона № 40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов. Напомним, что согласно п.

302 Инструкции № 157н[1] для учета таких расходов предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они также отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п. 302 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции № 157н).

Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в декабре 2014 года. Предположим, что страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией №183н[2]:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Перечислены денежные средства в страховую организацию2 302 26 0002 201 11 0001812 000
Отражены расходы на ОСАГО2 401 50 2262 302 26 00012 000
В течение страхового года ежемесячно расходы будущих периодов относятся на текущий финансовый результат(12 000 руб. / 12 мес.)2 109 60 2262 401 50 2261 000

Проведение технического обслуживания

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона № 170-ФЗ[3] под техническим обслуживанием (ТО) транспортных средств понимается проверка их технического состояния[4].

В ходе такой проверки выявляется соответствие автомобиля обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.

Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008. Согласно п. 6 данных правил, а также ст.

16 Федерального закона № 170-ФЗ ТО осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства (или его представителем) и оператором технического осмотра.

Предельный размер такой платы устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 18.10.2011 № 642-а.

В силу Указаний № 65н расходы на обследование технического состояния автомобиля, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности, следует относить на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции № 157н).

Стоматологическая поликлиника, имеющая статус автономного учреждения, заключила договор о проведении ТО служебного легкового автомобиля с оператором технического осмотра.

Согласно договору плата за проведение ТО составила 3 000 руб. Расходы по оплате указанной услуги осуществлены учреждением за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Легковой автомобиль относится к особо ценному движимому имуществу закрепленному за учреждением учредителем.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Начислены расходы по оплате услуг по проведению ТО2 109 60 2252 302 25 0003 000
Перечислены с лицевого счета денежные средства по договору на проведение ТО2 302 25 0002 201 11 000183 000

Приобретение тахографов

Обязанность обеспечить автомобили тахографами вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также Правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47107-uchet-rashodov-na-soderzhanie-avtotransporta.html

Расходы на содержание автотранспорта: налогообложение и учет

Расходы на содержание автотранспорта: налогообложение и учет

Практически любая организация использует в работе автотранспорт. Затраты на приобретение топлива, ремонт и техосмотр, мойку, парковку и страхование – вот перечень основных расходов, связанных с содержанием автомобилей. Статья посвящена их налоговому и бухгалтерскому учету.

Расходы на приобретение топлива1

Порядок учета топлива зависит от того, как оно приобретается: за наличный расчет или по талонам.

Если топливо приобретается за наличные, как правило, водителю выдают деньги под отчет. На них он покупает топливо на автозаправочных станциях (АЗС).

В этом случае к авансовому отчету водитель сможет приложить только кассовый чек, но не счет-фактуру. Ведь при продаже топлива в розницу счета-фактуры продавцы не выписывают. Об этом гласит пункт 7 статьи 168 НК РФ.

Следовательно, покупатель не может принять к вычету НДС, уплаченный в составе цены топлива.

Далее, по мнению МНС России, все зависит от того, выделена ли сумма НДС отдельной строкой в чеке. Если не выделена, организация может включить уплаченный налог в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в составе стоимости приобретенного топлива).

В противном случае (НДС выделен) эта сумма в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включается. Это вытекает из статьи 170 НК РФ.

Иными словами, в подобной ситуации уплаченная АЗС сумма НДС для целей налогообложения попросту теряется.

В бухучете купленное топливо нужно отразить по цене, которая указана в кассовом чеке.

Это следует из пункта 147 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

В нем сказано: если в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материалов, сумма НДС не выделена, расчетным путем она не определяется.

Когда топливо приобретается по талонам, этот способ покупки топлива предпочтительнее, если расходы на него значительны. Ведь организации при покупке талонов выставят счет-фактуру, где будет выделен НДС, который можно принять к вычету. Кроме того, не придется выдавать водителям наличные деньги под отчет.

Талоны могут быть «рублевые», на которых указана стоимость топлива, или «литровые», где прописано количество и марка топлива. Учет талонов ведется в книге движения талонов, где регистрируется дата покупки талонов и их выдача водителям. Форму книги организации разрабатывают самостоятельно.

Бухгалтерский учет талонов зависит от условий договора, определяющих переход права собственности на топливо.

Если договором предусмотрен переход права собственности на него в момент передачи талонов покупателю (как правило, это имеет место при покупке «литровых» талонов), бухучет ведется на счете 10 «Материалы» на субсчетах «Талоны на ГСМ полученные» и «Талоны на ГСМ выданные».

При переходе же права собственности в момент заправки талоны учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет выданных под отчет талонов ведется в разрезе подотчетных лиц и по видам топлива.

Пример 1

Организация приобрела талоны на бензин на сумму 30 000 руб. (в том числе НДС – 5000 руб.). Они оплачены полностью. В этом же месяце все талоны выдали водителям. По договору право собственности на топливо переходит в момент передачи талонов.

В бухгалтерском учете организации были сделаны такие проводки:

дебет 10 субсчет «талоны на гсм полученные» кредит 60
25 000 руб. (30 000 руб. – 5000 руб.) – оприходованы талоны на бензин;

дебет 19 кредит 60
– 5000 руб. – отражен ндс;

дебет 60 кредит 51
– 30 000 руб. – оплачены талоны;

дебет 68 субсчет «расчеты по ндс» кредит 60
– 5000 руб. – принят к вычету ндс;

дебет 10 субсчет «талоны на гсм выданные» кредит10 субсчет «талоны на гсм полученные»
– 25 000 руб. – талоны выданы водителям под отчет.

Признание расходов на приобретение топлива

Стоимость израсходованного топлива включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль на основании первичных документов, подтверждающих обоснованность данных расходов при использовании автомобиля в производственных целях. Основным первичным документом учета работы автотранспорта является путевой лист.Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.

В налоговом учете стоимость топлива учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Об этом сказано в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

На затраты на приобретение топлива, как и на все другие, в полной мере распространяются общие требования к расходам, которые предъявляет статья 252 НК РФ. В частности, требование об экономической оправданности.

Источник: https://www.RNK.ru/article/102687-rashody-na-soderjanie-avtotransporta-nalogooblojenie-i-uchet

Как учесть расходы на содержание служебного транспорта

Расходы на содержание автотранспорта: налогообложение и учет

При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. Еще в 2013 г.

чиновники Минфина России изменили свою точку зрения, что при расчете налога на прибыль расходы на горюче-смазочные материалы учитываются в пределах норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Теперь, по их мнению, чтобы признать в налоговых расходах стоимость купленных горюче-смазочных материалов, компании не обязательно руководствоваться нормами Минтранса России. Столь благоприятный вывод чиновники обнародовали в письме от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097. Стоимость горючего можно списать на основании подпункта 11 п.

1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в составе расходов на содержание служебного транспорта. Причем такие затраты не являются нормируемыми. Тут главное — придерживаться общих правил гл.25 Налогового кодекса РФ. А именно: расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены «первичкой».

Следовать ли нормам, утвержденным Минтрансом России, решать уже компании. Если водители вашей организации предъявляют документы, подтверждающие покупку ГСМ (например, путевые листы и чеки ККТ), то потраченные ими суммы вы без проблем можете отнести на расходы. Естественно, при условии что работник сдал еще и авансовый отчет. Напомним: этот документ можно оформлять как по унифицированной форме № АО-1, так и в произвольном виде.

Не всегда для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение топлива можно квалифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Например, затраты на покупку топлива для техники и грузовых автомобилей, используемых в организациях для обеспечения производственного процесса, являются материальными расходами (подп. 5 п. 1 ст. 346.

16 НК РФ). Они могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным расходам.

Свой выбор с учетом положений статей 318—319 Кодекса налогоплательщику следует зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения

Расходы на страхование основных средств

В подпункте 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны расходы на страхование работников, имущества и ответственности, но только если это страхование является обязательным по закону. Согласно российскому законодательству обязательным является только страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО).

Значит, в налоговой базе разрешено отражать затраты лишь на этот вид страхования. Если страховка оплачена сразу на год вперед, учесть всю сумму в расходах единовременно не получится. Дело в том, что для подобного случая п.

6 статьи 272 Налогового кодекса предусматривает специальное правило: расходы на страхование признаются равномерно в течение срока действия страховки (пропорционально количеству календарных дней действия договора страхования в отчетном периоде).

Если этого не учесть и списать всю сумму страховки сразу, расходы в налоговом учете будут завышены. И, как следствие, занижена налогооблагаемая прибыль. Если такой факт обнаружится во время проверки, штрафов и пеней не избежать.

Расходы на ремонт служебного автомобиля и технический осмотр

Расходы на ремонт учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации.

Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат.

Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты).

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Перед прохождением техосмотра владельцы транспортных средств должны уплатить госпошлину, которая является обязательным сбором (ст. 333.16 НК РФ). Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ налоги и сборы отражаются в расходах сразу после их перечисления в бюджет.

Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль.

Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, платежное поручение. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Аутсорсинг бухгалтерии от 1667 рублей в месяц. Персональная команда для вашего бизнеса: бухгалтер, юрист, налоговик, кадровик и бизнес-ассистент.

Расходы на GPS-навигаторы

На практике у бухгалтеров часто возникают вопросы: по каким правилам учитывать при расчете налога на прибыль расходы на приобретение GPS-навигаторов и можно ли вообще это сделать? Имеет ли компания право списать затраты единовременно?

Учесть эти расходы можно, если вам удастся подтвердить их экономическую обоснованность. Например, если вы доставляете грузы заказчикам, то тут выгода очевидна. Ведь применение навигаторов позволяет сократить как время доставки, так и расходы топлива.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Обратите внимание на такой момент: расходы на покупку навигатора первоначальную стоимость автомобилей не увеличивают. Это не затраты на модернизацию или дооборудование. Ведь объект не меняет своего назначения и новых качеств у него не появляется (п. 2 ст. 257 НК РФ). Автомобиль так и остается автомобилем.

В настоящее время амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью без учета НДС более 40 000 руб. Как правило, навигаторы стоят дешевле. Поэтому их стоимость можно учесть единовременно на основании пп 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Если же цена навигаторов выше, их придется амортизировать. А в течение какого срока? Прямо в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 они не названы.

Но в этом документе упомянуты средства радиолокации и радионавигации. Срок их амортизации — свыше пяти и до семи лет включительно, это четвертая группа. По мнению автора, к ней можно отнести и навигаторы.

Другой вариант — установить срок амортизации, сославшись на данные изготовителя.

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются для расчета налога на прибыль.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ.

Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Помыли автомобиль — не забудьте указать в документах его марку и номер

Как уже отмечалось, Минфин России подтвердил, что расходы на мойку служебного автомобиля экономически обоснованы. Но признать их в налоговом учете можно, если в подтверждающих документах указаны марка и государственный регистрационный номер.

Информация о марке и государственном регистрационном номере автомобиля обычно отражается в акте об оказании услуг по мойке автомобиля.

Акт вместе с платежными документами на оплату данных услуг является документальным подтверждением соответствующих расходов.

Мойку служебного автомобиля, как правило, оплачивает водитель наличными денежными средствами, полученными под отчет. Вместе с остальными документами подтверждает эти расходы и авансовый отчет.

Если акт не заполняется, документом, подтверждающим факт оказания услуг в отношении служебного автомобиля, служит товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины.

Расходы на оплату парковки автомобиля

Выполняя служебные задания, водителям приходится пользоваться услугами городских платных парковок. Водители грузовых автомобилей, осуществляющие междугородние перевозки товаров, как правило, останавливаются на платных автостоянках.

Расходы за парковку также рассматриваются как затраты, связанные с содержанием служебного транспорта, и признаются на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Рассмотрим, какие документы помогут обосновать подобные расходы. Обычно парковку автомобиля водитель оплачивает наличными.

В бухгалтерию он передает авансовый отчет и документ, подтверждающий оплату парковки. Таким документом является кассовый чек или квитанция за парковку автомобилей.

По общему правилу наличные денежные расчеты ведутся с применением контрольно-кассовой техники. Автостоянки, использующие ККТ, обязаны выдавать водителю кассовый чек, который служит подтверждением оплаты парковки или стоянки.

По аналогии с расходами на мойку автомобиля рекомендуем к кассовому чеку приложить еще и товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины. Он будет служить подтверждением того, что услуга оказана именно в отношении служебного транспорта. Квитанция за парковку автомобилей — это бланк строгой отчетности, который заменяет кассовый чек.

Источник: https://delovoymir.biz/kak-uchest-rashody-na-soderzhanie-sluzhebnogo-transporta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.