Проверяемый период выездной налоговой проверки

Содержание

Выездная налоговая проверка в 2016-2017 году: порядок и сроки проведения, план, что проверяют

Проверяемый период выездной налоговой проверки

Налоговая служба осуществляет контроль уплаты налогов, применяя различные формы, среди которых выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ) имеет ведущее значение. Как правило, это мероприятие осуществляется на территории проверяемого предприятия, но в случае отсутствия условий для проведения ревизии, в виде исключения она осуществляется в налоговой администрации.

Какие субъекты предпринимательской деятельности подлежат выездным проверкам

Любой руководитель всегда приходит в состояние крайнего волнения за судьбу предприятия, когда находится в ожидании выездной проверки. Многие бизнесмены задаются вопросом, можно ли получить информацию заранее о предстоящей проверке.

В соответствии с действующим законодательством, план проверок все еще остаётся тайным, федеральная НС не уведомляет предприятия о предстоящих выездных ревизиях.

Хотя в свете последних изменений, вероятность попадания отдельных компаний в перечень проверяемых становится более предсказуемым.

Предприниматель может просчитать действия налоговиков, к примеру, по тому, была ли проведена камеральная налоговая проверка и каковы её результаты. Если будут обнаружены многочисленные вычеты, свидетельствующие о невыплате налогов, значит, пора готовиться к выездной проверке.

В 2016 году ревизии с выездом подвержены предприятия, имеющие следующие характерные признаки:

  • Слишком часто корректируют НДС, после внесения изменений не проводят уточнение данных в декларации.
  • Недочёты и нарушения, выявленные налоговыми агентами в ходе камеральной проверки-2016, списываются, объясняя тем, что они допущены по вине контрагента.
  • Невыполнение требований по налогу на добавленную стоимость.
  • Масштабы финансового нарушения более 10 млн. руб.

Если все перечисленное выше имеет место на конкретном предприятии, вероятность выездной проверки достаточно высока. Такие мероприятия обычно влекут за собой риски не только оказаться в числе штрафников, но и подвергнуться более радикальным мерам воздействия: арестом имущества или приостановка работы компании.

Схема работы налоговой проверки

Претендентами на попадание в список выездных аудитов в 2016 году могут также стать компании, которые допускают следующие вольности:

  • Руководство компании игнорирует требования ФНС в плане представления отчётов о начислении налогов.
  • Демонстрация «нулевого баланса».
  • Большое количество нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки.
  • Предприятие находится в состоянии предстоящей ликвидации.
  • Наличие множества нарушений по итогам анализа деятельности.

Наиболее крупные субъекты-плательщики налогов также наверняка подвергнутся ВНП в 2016 г.

Вынесение решения налоговой инспекции

Решения о проведении ВНП носят различный характер. Некоторые из них касаются проверок крупных компаний. При принятии такого решения ФНС руководствуется ст.83 НК РФ. В этом случае его принимает орган, поставивший данное предприятие на учёт в качестве крупного плательщика налогов.

При подготовке к ВНП субъекта со статусом участника проекта по коммерциализации результатов исследований выносит орган, который ставил его на учёт в ФНС.

Самостоятельная ревизия с выездом организовывается на основе решения территориального отделения контролирующего органа. Данное решение содержит следующую информацию:

  • Подробное и краткое наименование предприятия либо ФИО ИП.
  • Цель ревизии — соответствие действительности расчётов и своевременность уплаты налогов.
  • Период, который планируется охватить проверкой.
  • ФИО и должности инспекторов ФНС.

Форма документа утверждается представителем федеральной исполнительной власти по вопросам контроля уплаты налогов.

Образец решения о ВНП

Стандартная форма для заполнения

Суть выездной ревизии: что проверяют, зачем проводится

Как указано в документе об осуществлении предстоящей выездной ревизии, её предметом является выявление возможных нарушений относительно правильности расчёта размера налогов и соблюдения сроков их уплаты.

Законом разрешается проверять деятельность компании за период не более трёх календарных лет. Если плательщик использовал уточнение налоговой декларации, проверке подлежит период, за который производилась корректировка (п.4 ст.89 НК РФ).

Осуществлять две или более выездных ревизий на одном и том же предприятии по одним и тем же видам налогов и за тот же период запрещается (п.5 ст.89 НК РФ).

По одному субъекту нельзя осуществлять более двух выездных ревизии за один год. Исключением является специальное решение со стороны представителя федеральной исполнительной власти по надзору за соблюдением законности по уплате налогов.

На количество ВНП не влияет проведение самостоятельных ревизий филиалов и прочих структурных подразделений данной компании.

Налоговый мониторинг и проведение выездной налоговой проверки

Налоговики не имеют права осуществлять рассматриваемый вид проверки за период, когда проводился налоговый мониторинг, кроме таких моментов:

  1. Осуществление ВНП вышестоящим налоговым органом с целью контроля за работой налоговиков, проводивших мониторинг.
  2. При преждевременном завершении мониторинга.
  3. Игнорирование со стороны плательщика мнения контролирующего органа.
  4. Если плательщик налогов подал откорректированную декларацию за период, совпавший с проведением мониторинга, и при этом размер налога уменьшился по сравнению с представленным ранее.

Процедура, порядок и сроки осуществления ВНП

Ревизия проводится по любой из названных выше причин, но в независимости от этого, она делится на две части: анализ представленных документов и подведение итогов ревизии.

Первый этап начинается с уведомления руководителя компании о ревизии, предъявлении удостоверений личности и документа, дающего право на осуществление проверки. После подписания данного документа руководителем компании налоговики получают полное право доступа к хозяйственной деятельности:

  • Истребование документации для проверки, объяснений касательно их оформления. Руководитель компании или бухгалтер не менее чем через пять дней должен предоставить копии всех необходимых бумаг. Уже за несвоевременную подачу требуемых документов можно получить штрафные санкции.
  • Доступ к территориям, задействованным в бизнесе для получения дохода. Инспектора ФНС свободно передвигаются по производственным и складским помещениям, что позволяет убедиться воочию, насколько реальная ситуация совпадает с отражённой на бумаге.
  • Выемка «первички» об уплате налогов и других финансовых бумаг происходит в присутствии уполномоченных представителей компании и понятых. Процедура осуществляется в рабочее время.

Если руководитель будет производить любые действия, чтобы не выполнить требования ФНС, проверяющие вправе обратиться в правоохранительные органы. Так, с помощью инспекторов полиции налоговики легче справятся с поставленной перед ними задачей.

Налоговая проверка — может быть как выездная, так и камеральная:

Выездная или камеральная — прямое сравнение

С текущего года срок осуществления проверки с выездом налоговиков ограничен двумя месяцами. Однако ревизия продлевается до 4 — 6 месяцев в следующих ситуациях:

  • Если подлежит ревизии крупная корпорация.
  • Форс-мажорные обстоятельства (аварии, ЧС).
  • Проведение встречных проверок, уточнение информации о компании.
  • Непредвиденные ситуации.

Оформление результатов ревизии

ВНП осуществляются для достижения следующих целей:

  • Глубокое изучение специфических особенностей проводимой компанией хозяйственной деятельности.
  • Выявление ошибок, неточностей, заниженных начислений налогов и их анализ, нарушений в составлении налогооблагаемой базы.
  • Начисление налоговых платежей, которые не были уплачены и давно просрочены.
  • Определение взыскания за допущенные нарушения: штрафы или привлечение представителя компании к ответственности.
  • Разработка рекомендаций для исправления допущенных ошибок, устранения недостатков, чтобы направить деятельность предприятия в правовое поле.

Последним, завершающим шагом выездной проверки является составление полного отчёта. Он начинается с подробного описания компании, её характерных особенностей, специфики деятельности. Проводится сравнительный анализ и составляется акт о допущенных нарушениях. Аналитические материалы, расчёты являются приложением к отчёту.

Образец акта проверки:

Форма заполнения ММВ-7–2

Причины для проведения повторной ревизии

Как выражаются бухгалтера, хуже ВНП может быть только повторная проверка.

Несмотря на запреты повторных ревизий, существуют причины, позволяющие их проводить:

  • Осуществление ВНП вышестоящим контролирующим органом ФНС с целью проверить работу налоговых инспекторов регионального уровня.
  • Внесение коррективов в декларацию за период, подлежащий ВНП, когда размер налога уменьшается.

Образец акта повторной проверки:

Форма САЗ-3–06

Как подготовиться к ВНП в этом году?

Практически все налоговые проверки завершаются доначислениями налоговых платежей и предъявлением штрафных санкций. Например, в 2015 г. В Москве после проведённых за три квартала около 2,5 тысяч проверок, в 98% случаев доначислено налоговых платежей в бюджет на сумму свыше 45 миллионов рублей.

Не стоит рассчитывать на нулевые результаты, ведь попасть в 2% законопослушных налогоплательщиков очень сложно.

Налоговые органы, готовясь к ВНП, «планируют доначисления», прикладывают максимум усилий, используя все формы и методы, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу.

Из практики известно, что даже если представитель проверяемой стороны выполняет правильно все требования налоговиков, это не оградит его от выявления нарушений, тем более повлиять на размер доначисленных сумм.

Очень разумно будет подготовиться к худшему, и в случае несогласия, принять соответствующие меры, чтобы оспорить результаты проверки.

Не согласен — возражай

Акт, подготовленный на основе инструкций и правил, утверждённых соответствующим министерством, составляется по унифицированной форме. Он является основным документом о результатах деятельности предприятия — плательщика налогов.

Не все плательщики станут безропотно выполнять предписания, многие набираются терпения и обращаются в ФНС в течение двух недель после получения акта, заявив о своём несогласии с результатами проведённой ревизии с выездом. В письменном виде подаётся документ с мотивами отказа. Это может быть протокол разногласий или объяснение. К ним можно приложить бухгалтерские документы, судебные акты по рассмотрению подобных дел.

Образец возражения:

Форма составления — индивидуальная

Налоговая служба назначает время и место рассмотрения спорного вопроса, о чём заранее уведомляется податель возражения.

ФНС может вынести одно из следующих решений:

  1. Привлечь субъекта к налоговой ответственности, считая его правонарушителем.
  2. Отказаться от привлечения плательщика за нарушение налоговой дисциплины.
  3. Назначить дополнительные мероприятия, чтобы устранить недоразумения.

После принятия первого решения налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд.

Кстати, можно одновременно обращаться в налоговые и судебные органы и заявлять о признании недействительными результаты ревизии. К жалобе прилагается документация в таком составе:

  • Копия решения, подлежащего обжалованию.
  • Акт проверки налоговиков.
  • Подтверждающие первичные документы.
  • Прочие документы, содержащие сведения, касающиеся предъявленной жалобы.

Данная жалоба должна рассматривается налоговой инспекцией на протяжении одного месяца.

Если заявителю не удалось доказать неправомерность решения контролирующего органа, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Обращение за помощью к юристам поможет избежать многих негативных моментов и правовых коллизий. Кстати, адвокаты советуют не торопиться с уплатой доначисленных сумм, ведь проверяющие могут расценить это не в пользу компании.

Это может вызвать подозрение о том, что не все в порядке с бухгалтерией и могут провести повторную ревизию. Лучше не пожалеть средств на судебное разбирательство и оспорить свои права.

Тогда в момент повторной проверки представители контролирующего органа будут иметь ограничения в виде решения суда.

Главное — при любой налоговой проверке — наличие документов обо всех сделках на предприятии, соответствие товарных запасов на складе документам бухгалтерского учёта, а также правильная и своевременная уплата налога на добавленную стоимость бюджет. При учёте всех этих факторов налоговая проверка пройдёт для вас быстро и безболезненно.

Источник: http://ideamaniya.ru/vyiezdnaya-nalogovaya-proverka-v-2016-2017-godu.html

Периоды проверки выездной проверки

Проверяемый период выездной налоговой проверки

В общем случае проверяемый период выездной налоговой проверки составляет три предыдущих года. Читайте, в каких случаях и на сколько контроллеры могут расширить рамки проверки.

По общему правилу инспекторы могут проверять три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о выездной проверке. Из этого правила есть исключения. Во-первых, налоговики могут проверять не только предыдущие, но и текущий год. Во-вторых, НК РФ называет ряд условий, при которых контролеры могут углубляться в еще более ранние периоды. Расскажем обо всем подробно.

Какой период охватывает выездная налоговая проверка

Период, охватываемый выездной налоговой проверкой, определен в п.4 ст.89 НК РФ. По общему правилу инспекторы могут рассматривать сведения и документы за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Пример

Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. Значит, инспекторы могут проверять полноту начисления и уплаты налогов за 2015, 2016 и 2017 годы.

Также период выездной налоговой проверки может затрагивать и текущий год. Дело в том, что НК РФ ограничивает нижний предел, а верхний предел ревизии не ограничен. Следовательно, инспекторы могут проверять деятельность компании вплоть до даты вынесения решения о проверки.

Пример

Возвращаясь к предыдущему примеру, дополним ответ: проверять могут не только 2015-2017 годы, но и период с 1 января до 4 декабря 2018 года.

Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой, например:

  • Определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737,
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012,
  • Постановление ФАС Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П,
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08.

За предыдущие три года инспекторы могут проконтролировать любые налоги и сборы. А за текущий год обычно проверяют полноту и правильность начисления:

  • Авансовых платежей по налогам, для которых налоговым периодом является календарный год, например, налог на прибыль или имущество юридических лиц,
  • Налогов с коротким налоговым периодом, например, НДС, для которого налоговый период ограничивается одним кварталом.

Совсем не обязательно, что налоговики будут проверять полностью все три предыдущие года. Они могут выбрать для проведения ревизии любые периоды в пределах предыдущих трех лет. Проверяемый период будет указан в решении о проведении выездной проверки, которое подписывает руководитель налогового органа или его заместитель.

Пример

Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. На основании п.4 ст.89 НК РФ налоговики могут проверять 2015, 2016, 2017 и 2018 годы. В решении о проведении проверки указан проверяемый период: с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года.

Обратите внимание: на глубину охвата не влияет год, в котором о проверке узнал налогоплательщик. Например, если решение вынесено в декабре 2018 года, а налогоплательщика ознакомили с ним уже в 2019 году, проверке подлежит период с 2015 по 2018 год:

  • Три года, предшествующих году, в котором вынесено решение, то есть 2015, 2016 и 2017 годы,
  • Год, в котором вынесено решение, то есть 2018 год.

Из-за того, что налогоплательщик узнал о проверке в 2019 году, глубина охвата не изменится. Важен только год, в котором принято решение, это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Когда проверяют период больше трех лет

Выездная налоговая проверка не всегда охватывает трехлетний период, есть исключения.

Во-первых, налоговики смогут выйти за пределы трехлетнего срока, если в рамках выездной проверки налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию. Контроллеры смогут охватить период, за который представлена декларация (абз.3 п.4 ст.89 НК РФ).

Во-вторых, правило трех лет не распространяется на повторные проверки, начатые в связи с подачей уточненной декларации с уменьшением суммы налога. В этом случае так же, как в предыдущем, инспекторы будут контролировать тот период, за который налогоплательщик подал уточненку (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ).

В-третьих, не соблюдается правило трех лет при выездной проверке организации, исключенной из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Чтобы выйти за рамки трехгодичного периода, инспекторы должны выполнить два условия (п.16.1 ст.89 НК РФ):

  • Проверять налог на прибыль и налог на имущество юридических лиц,
  • Инициировать проверку не позднее трех месяцев после уплаты соответствующего налога.

В-четвертых, при проверке организации, которая применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции, инспекторы могут захватить любые периоды в течение срока действия соглашения. В том числе и периоды старше трех лет (п.1 ст.346.42 НК РФ).

Источник: https://www.RNK.ru/article/216321-proveryaemyy-period-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Особенности проведения выездной налоговой проверки

Проверяемый период выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — это проверка деятельности налогоплательщика, а точнее корректности исчисления им налогов, которая проводится на его территории. Предлагаем вашему вниманию особенности такой проверки, а также некоторые правила, соблюдение которых позволит избежать лишних вопросов со стороны фискалов.

Правила выездной проверки: список

Права фискалов на проверку

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Место проведения проверки

Зачем проводится выездная проверка

Как исчисляется срок налоговой проверки

Заключение

Правила выездной проверки: список

Выездной налоговой проверке присущи некоторые особенности, которые обязательно должны соблюдаться проверяющими лицами:

  • Проверка проводится только на территории налогоплательщика.
  • Основное направление проверки — правильность расчета сумм уплачиваемых налогов, а также своевременность их перечисления.
  • Проверке предшествует ознакомление налогоплательщика с решением о ее проведении.
  • Проверяемый период не может быть больше 3 предшествующих лет.
  • Каждый налог за период проверки проверяется единожды.

Следует отметить, что для выездных налоговых проверок в 2016 году этот список дополняется новой особенностью.

Так, выездная налоговая проверка не назначается по итогам представления специальной декларации, подтверждающей наличие у налогоплательщика имущества или участие в уставной деятельности организаций, находящихся за рубежом (срок представления такой декларации — до 30.06.2016).

Права фискалов на проверку

Права налоговиков на выездные налоговые проверки в 2016 году остались прежними. Так, выбор плательщика осуществляется по его территориальной принадлежности к конкретному органу.

Однако из этого правила есть исключения и касаются они крупнейших налогоплательщиков, которых проверяют определенные инспекции, работающие только с такими лицами.

Также к категории исключительных лиц относятся обособленные подразделения.

При определении ИФНС, которая будет проводить выездную налоговую проверку, следует учитывать признак территориальной миграции юридических лиц и ИП.

Он может повлиять на определение инспекции при несвоевременном внесении изменений в сведения о местонахождении налогоплательщика.

В этом случае выездная налоговая проверка будет проводиться инспекцией по старому месту нахождения.

Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что налоговые органы не имеют права назначать выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщиков, не состоящих у них на учете. Стоит отметить, что факт учета транспорта и имущества не является основанием для назначения рассматриваемой проверки.

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Налоговые органы начинают готовиться к проверке задолго до ее начала. Так, например, для составления плана выездных налоговых проверок на 2016 год необходимо провести предпроверочный анализ в отношении субъектов, подпадающих под определенные критерии риска, являющиеся основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Перед непосредственным началом проверки составляется и вручается проверяемому лицу специальный документ — решение о проведении проверки. Этот документ очень важен, так как является основанием для проверки, поэтому ему уделяют повышенное внимание.

И если инспектор допустит какие-либо ошибки в отношении указанного решения (несвоевременное вручение и др.

), то это будет являться нарушением процессуальных норм и впоследствии выступит основанием для признания выездной налоговой проверки незаконной.

Данное решение составляется ИФНС, которой проводится выездная налоговая проверка (т. е. по территориальному признаку), и содержит в себе сведения о налогоплательщике, проверяемых налогах и проверяющих лицах.

Указанный документ подлежит подписанию руководителем инспекции либо его заместителем и лично вручается налогоплательщику.

В случае если последний отклоняется от получения, следует воспользоваться почтовыми услугами, но в таком случае письмо обязательно должно быть заказным.

Место проведения проверки

Итак, как уже было отмечено выше, порядок проведения выездной налоговой проверки подразумевает, что местом осуществления контрольных действий является территория налогоплательщика.

Однако на практике часто встречаются случаи, когда площадь помещения проверяемого лица не позволяет разместить всех инспекторов и обеспечить им комфортные рабочие места. В таких случаях налогоплательщик должен проинформировать об этом контролеров и попросить перенести место проверки в здание ИФНС.

Если плательщик не проявляет такую инициативу, то соответствующее решение принимается руководителем выездной налоговой проверки.

Отдельно стоит отметить ситуации, когда проверяющие решают перенести место проверки без каких-либо на то оснований.

Такие действия будут являться нарушением законодательно утвержденной процедуры проверки, и в случае наличия дополнительных ошибок в ее проведении результаты выездной налоговой проверки могут быть аннулированы.

В то же время наличие единственного вышеуказанного нарушения не будет являться основанием для отмены решения. На это указал в 2013 году ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № А75-3810/2012.

Также следует отметить, что место проверки никаким образом не влияет на обязанность по исполнению требований налоговиков по представлению необходимой документации и по обеспечению доступа к осмотру помещений проверяемого лица.

Зачем проводится выездная проверка

Из изложенного выше следует, что выездная налоговая проверка проводится для установления возможных ошибок при исчислении налогов, а также контроля своевременности перечисления налоговых платежей. Помимо этого, контролеры обращают внимание на ведение бухучета, и если выявляют ошибки, обязательно указывают на это проверяемому субъекту.

Выездная налоговая проверка имеет ограничения по проверяемому промежутку времени.

Так, контролеры могут проверить только деятельность за 3 предыдущих года, но, как правило, на практике помимо указанного временного периода проверяется и истекший период отчетного года.

Например, если выездная налоговая проверка в 2016 году началась в октябре, то фискалы проверят 2013–2015 годы и 9 месяцев 2016 года.

Говоря о количестве налогов, подпадающих под проверку, необходимо указать на тот факт, что каждый налог проверяется единожды за период проводимой выездной налоговой проверки. В то же время фискалы не ограничены в выборе количества проверяемых налогов, на что указывают положения ст. 89 НК РФ.

Как исчисляется срок налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется в том случае, если налоговики пользуются дополнительными преференциями, в противном случае законодательно установленный срок проверки составляет 2 месяца.

К таким преференциям относят право на продление и приостановление выездной налоговой проверки.

Первый срок составляет 4 или 6 месяцев, второй — 6 или 9 месяцев в зависимости от конкретных обстоятельств контрольного мероприятия.

Обычно налоговые органы пользуются указанными правами в случае, если нужно найти информацию о спорных вопросах, а также закрепить подозрение на нарушение законодательными актами. Исключение составляют проверки филиалов налогоплательщика, их срок составляет всего 1 месяц и они могут быть только приостановлены.

Днем начала выездной налоговой проверки считается день вручения решения о ее проведении, а днем окончания — день подписания и вручения акта по итогам контрольного мероприятия. Промежуток между указанными днями является сроком проведения проверки и максимально он может составлять (с учетом продления и приостановления) 1 год и 3 месяца.

Проверяющей группе необходимо провести все контрольные действия, которые были запланированы ранее, именно в указанный выше срок. Это связано с тем, что любые доказательства не могут быть приобщены к делу по истечении срока выездной налоговой проверки.

Заключение

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно отметить наиболее важные моменты. Выездная налоговая проверка — это контрольное мероприятие, проводимое в строгом соответствии с регулирующими ее нормами.

Несоблюдение данных норм влечет за собой правовые последствия, вплоть до отмены решения выездной налоговой проверки.

Указанное последствие гарантировано в случае нарушения права налогоплательщика принимать участие в рассмотрении материалов проверки.

Применив на практике указанные в нашей статье положения порядка проведения выездной налоговой проверки в 2016 году, вы сможете отстоять свои права и интересы при возникновении вопросов со стороны налоговых органов.

Источник: https://okbuh.ru/nalogovyj-uchet/osobennosti-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Проверяемый период выездной налоговой проверки

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

решения о проведении  выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/viezdnaya-nalogovaya-proverka-poryadok-provedeniya-oformlenie-rezultatov

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Проверяемый период выездной налоговой проверки

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.

Общие положения о налоговых проверках

В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.

Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).

По итогам проверочных мероприятий почти всегда составляется акт. Форма его утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23). Исключением является случай, когда при камеральных проверочных действиях не выявлено нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения.

Период камеральной налоговой проверки

В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.

За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.

При проверке определенного налогового периода сотрудники ФНС вправе сопоставлять представленную декларацию с иными документами, которые не относятся к периоду проверки.

В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб.

По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).

За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п. 3 ст.

89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года.

Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.

По этому же принципу определяются проверочные периоды при:

  • проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
  • проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.

К таким исключениям относится:

  1. Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
  2. Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  3. Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.

Трехлетний период проверки исчисляется не до даты вручения решения о проверочных мероприятиях налогоплательщику, а до момента его вынесения. Например, если решение было вручено в 2018 году, а вынесено в 2017 году, проверкой не может дополнительно охватываться период с момента вынесения решения до момента его вручения.

***

Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakoj-period-mozhet-byt-okhvachen-nalogovoj-proverkoj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.