Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

Содержание

Спорные ситуации представления документов по требованию налоговых органов

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

07.07.2016

Екатерина Колесникова, Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса 

Cпециально для компании «Такском»

Сталкиваться с требованиями о представлении документов (информации) из налоговой инспекции приходилось, наверное, каждому налогоплательщику. В разных случаях как содержание полученных требований, так и порядок представления документов по ним могут сильно отличаться друг от друга.

Давайте рассмотрим различные ситуации, когда документы и/или пояснения запрашиваются в рамках статьи 93 НК РФ в ходе проведения проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, что необходимо отличать от процедуры, проводимой в отношении контрагентов проверяемого лица в рамках статьи 93.1 НК РФ.

В первую очередь, при получении требования необходимо определить основание для его выставления. Таковыми могут являться проведение выездных или камеральных налоговых проверок, а также иные мероприятия налогового контроля, проводимые как в отношении вашей организации, так и в отношении вашего контрагента, либо третьего лица.

Разберем конкретные примеры, с которыми на практике встречаются компании.

Представление документов при проведении выездной налоговой проверки

Представители налогового органа обладают наиболее полным объёмом полномочий при проведении выездных налоговых проверок. Это касается и того перечня документов, который может запрашиваться у проверяемого лица по требованию о представлении документов в рамках статьи 93 НК РФ.

При выездной налоговой проверке нужно помнить, что запрошенные документы должны относиться строго к проверяемому периоду. Требования проверяющих не могут выходить за рамки проверяемого периода и предмета.

Кроме того, не стоит забывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ у налогоплательщика есть все права на то, чтобы не представлять повторно те документы, которые ранее уже направлялись им в инспекцию.

1. Требование о представлении документов в последний день выездной налоговой проверки

Каждая выездная налоговая проверка начинается с выставления налогоплательщику требования о представлении документов. Это известно каждому, кто уже сталкивался с проверкой. Однако вопрос заключается в том, может ли выездная проверка закончиться требованием о представлении документов?

Речь идет о ситуации, когда проверяющие вручают требование о представлении документов в последний день проверки, может даже совместно со справкой об окончании проведения выездной налоговой проверки. Как быть в таком случае? Ведь срок представления документов однозначно будет выходить за период проведения проверки.

Свежее мнение по данному вопросу изложено в Определении Верховного Суда РФ от 13.05.2015 № 305-КГ15-5504, в котором суд постановил, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы в последний день выездной налоговой проверки, если запрошенные документы необходимы для проведения мероприятий налогового контроля и относятся к проверяемому налоговому периоду.

Отметим, ранее суды имели кардинально противоположную точку зрения. Примером тому служат Определения ВАС РФ от 20.07 2012 № ВАС-8442/12 и ВАС РФ от 12.

032014 № ВАС-2609/14, которые не только говорят о неправомерности выставления требования в последний день проведения проверки, но и о невозможности привлечения лица к ответственности по статье 126 НК РФ в случае непредставления запрошенных документов.

Но, несмотря на ранее сложившуюся судебную практику, руководству, разумеется, стоит использовать в своей работе последние разъяснения, Верховного Суда. Это позволит избежать лишних препирательств и доначисления штрафных санкций.

2. Представление документов во время приостановления выездной проверки

Не менее острым вопросом является обязанность представления документов, когда проведение выездной налоговой проверки приостановлено.

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ любые контрольные мероприятия в отношении проверяемого налогоплательщика на время приостановления проверки должны быть приостановлены. Из нормы следует, что проверяющие не имеют права выставлять требование о представлении документов, когда проверка приостановлена.

Однако, если требование о представлении документов было вручено представителю налогоплательщика до вынесения Решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, срок представления запрошенных документов исчисляется в общеустановленном порядке. Такой вывод подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 30.

07.2013 № 57.

Представление документов в рамках камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной налоговой проверки, когда у налогоплательщика могут запрашиваться любые документы, касающиеся проверяемого налогового периода, при камеральной налоговой проверке строго регламентирован перечень документов и обстоятельства, при которых они могут запрашиваться у налогоплательщика. Разберем основания для истребования документов в ходе проведения камеральной налоговой проверки.

1. Применение налогоплательщиком налоговой льготы

Если в налоговой декларации заявлены налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право применения этих льгот (в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ).

Для того чтобы определить, когда могут запрашиваться документы, нужно, в первую очередь, разобраться что представляет собой льгота в трактовке налогового законодательства.

Определение льготы дано в пункте 1 статьи 56 НК РФ, согласно которому под льготой понимаются предоставление преимуществ налогоплательщику или плательщику сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Принципиальным моментом в определении данного понятия является тот факт, что льготы предоставляются только отдельным категориям, а не всем налогоплательщикам.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/spornie_sityatsii/

Мы доказали, что компания имеет право не показывать бухгалтерские регистры

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

Инспекторы во время проведения камеральной налоговой проверки потребовали у нашего клиента – компании, входящей в состав крупного холдинга – представить регистры бухгалтерского учета. Налоговики хотели сопоставить их данные с показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль.

Однако руководство компании было по ряду причин против того, чтобы показывать бухгалтерские регистры налоговикам. И мы решили доказать, что делать это компания и не обязана вовсе. Ведь в соответствии с утвержденной ею учетной политикой налоговый учет осуществлялся в специально разработанных для этого регистрах.

У компании были основания не передавать на проверку регистры бухгалтерского учета

Причины отказать налоговикам в представлении регистров бухгалтерского учета были достаточно веские. Большинство операций компании связаны с приобретением товаров у формально независимых, но фактически дружественных лиц.

Для организации управленческого учета субконто счетов по расчетам с такими контрагентами имели специальное обозначение. Естественно, это было видно в карточках счетов и не осталось бы незамеченным налоговиками – перед инспекцией открылась бы полная структура группы компаний.

Фактически налогоплательщик передал бы налоговикам информацию, которую они смогли бы использовать для выявления взаимозависимых лиц и трансфертного контроля.

Кроме того, опять же в целях организации управленческого учета, система имела некоторые особенности отражения товарооборота.

У налогового органа могли возникнуть необоснованные подозрения о связи компании с фирмами-однодневками или основания для проверки ценообразования компании по взаимоотношениям с взаимозависимыми лицами.

Объяснения и разбирательства по этому вопросу могли бы отнять у компании много времени, сил и средств. Кроме того, это могло повлечь проверку других компаний холдинга.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

У руководства существовали и иные опасения.

Ведь налоговый орган при проведении камеральной проверки направил требование о представлении большинства «основных» регистров счетов бухгалтерского учета, как необходимых для проверки, так и мало относящихся к ней.

В результате налоговый орган при анализе регистров мог обнаружить ошибки, прямо не относящиеся к текущему предмету проверки. И это, в свою очередь, послужило бы основанием инициации камеральной или даже выездной налоговой проверки по другим налогам.

Взвесив все, компания решила, что представлять проверяющим избыточные данные неосмотрительно. Поэтому было принято решение представить налоговому органу только специализированные регистры налогового учета.

Исполнение требований НК РФ может быть очень выгодным для налогоплательщика

Отметим, что большинство организаций не применяет положений статьи 313 НК РФ при формировании налоговой учетной политики. И напрасно, потому что ее нормы предоставляют налогоплательщику право исчислять налог на прибыль при помощи специальных регистров налогового учета.

Напомним, что налог на прибыль исчисляется исключительно по данным налогового учета. А под налоговым учетом может пониматься любая система обобщения информации для определения налоговой базы.

Если регистры бухгалтерского учета позволяют исчислить налоговую базу, налоговый учет можно вести на их основе. Они могут быть дополнены в этих целях необходимыми данными. Но если этих данных недостаточно, то компания вправе разработать самостоятельные регистры налогового учета.

При этом степень достаточности или недостаточности данных бухгалтерского учета определяет сам налогоплательщик.

Статья 313 НК РФ также корреспондирует с нормами первой части Кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При этом в статье 11 НК РФ закреплено, что способ учета необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика определяется его учетной политикой.

Компания при составлении учетной политики учла возможность ведения налогового учета и составления налоговой отчетности на основании собственной системы регистров. Отметим, что требования к налоговому учету определены только в двух статьях – 313 и 314 НК РФ.

И они содержат лишь самые общие принципы его организации, правила ведения аналитических регистров налогового учета и требования к их содержанию.

Самым ценным из этих положений является прямое указание на необязательность привязки налоговых регистров к бухгалтерским.

Современные программы ведения бухгалтерского учета позволяют вести его так, чтобы потом можно было легко сформировать и распечатать необходимый налоговый регистр. Этим и воспользовалась компания, предоставив вместо регистров бухгалтерского учета сводные аналитические таблицы и данные налогового учета.

Доказывая свою правоту, мы опирались на позицию ВАС РФ

Естественно, что проверяющих такой поворот событий не устроил. Компании грозили штрафы за непредставление истребуемых документов. Ей вменяли в вину непредставление сведений, необходимых для налогового контроля. Ответственность за это нарушение установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Защищая позицию налогоплательщика, мы сослались на нормы статей 82, 88 и 89 НК РФ. Из названных статей следует, что предметом налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также полнота и достоверность данных налогового учета.

Мы обратили внимание инспекторов на положительную арбитражную практику. А она подтверждает, что требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно исчерпывающе их конкретизировать, а также обосновывать связь истребуемых документов с предметом налоговой проверки.

На это, в частности, указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.04.08 № 15333/07.

Там же отмечено, что налогоплательщик не привлекается к ответственности за непредставление документов, если требование налогового органа не исполнено по той причине, что эти документы не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности требования.

Поскольку компания отразила в учетной политике, что ведет учет налогов на основании именно регистров налогового учета, то их она и должна предоставить для проведения налогового контроля. Регистры бухгалтерского учета в этом случае не имеют отношения к предмету налоговой проверки.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/2919-my-dokazali-chto-kompaniya-imeet-pravo-ne-pokazyvat-buhgalterskie-registry

Нужно ли представлять налоговикам регистры бухучета

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

Источник: http://www.klerk.ru/buh/

Примечание. Тему статьи предложила Елена Владимировна Ткаченко, главный бухгалтер ООО “Молпродкомплект”, г. Барнаул.

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

Камеральная проверка: когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

(!) Основные правила истребования документов при проведении камеральной проверки закреплены в ст. 88 НК РФ. И там прямо не предусмотрено представление проверяющим бухгалтерских регистров.

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контроля1.

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибкам2.

(+) Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов3 (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомости4.

Внимание! Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещению5.

(!) При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречий.

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное – чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

(!) По разъяснениям налоговой службы данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами6.

Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся.

Однако это не так – просто эти разъяснения надо правильно понимать.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович – Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации.

Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов7.

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверок”.

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

Примечание. Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в декларации8. Но это редкий случай.

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

(!) При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок9, разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки.

В числе прочего указаны и приказ об учетной политике и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.)10.

По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета11.

(!) Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки12.

Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета13.

Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать14.

(+) Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть.

А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет.

Штрафа за непредставление таких документов быть не должно15.

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб.

за каждый непредставленный документ16. Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять.

А значит, штрафовать организацию не за что17.

(!) При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен .

Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов18.

* * *

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования19. За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ20. А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб.21

——————————–

  1. Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/52749-nuzhno-li-predstavlyat-nalogovikam-registry-buhucheta.html

Курс молодого бухгалтера: выездная проверка

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

Благоприятный имидж предприятия в глазах налогового инспектора значительно снижает вероятность назначения выездной проверки.

Если налоговая проверка все-таки назначена, то бухгалтерии следует формировать для предприятия имидж профессионального налогоплательщика, который хорошо знает свои права и то, как их отстаивать.

Мы подготовили для вас 10 советов, позволяющих сформировать такой имидж.

Чтобы снизить риск прихода налоговых ревизоров, предприятию следует формировать имидж добросовестного налогоплательщика. В настоящее время политика ИФНС в отношении планирования налоговых проверок достаточно открыта. Еще в июле 2007 года была опубликована Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/ 333@).

В ней указаны общеизвестные факторы, при наличии которых предприятие автоматически оценивается налоговыми органами как потенциальный нарушитель. Это — убытки, непредставление пояснений налоговым органам, неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы и т. п.

Если налоговая проверка все-таки была назначена, то бухгалтерии следует формировать для предприятия имидж профессионального налогоплательщика. Рассмотрим подробнее советы, которые позволят сформировать такой имидж.

Совет № 1. Выбирайте удобное для вас место проведения проверки

Не каждый бухгалтер знает, что предприятие может фактически выбирать, где будет проводиться проверка: в офисе предприятия или в ИФНС.

По общему правилу выездная проверка проводится в помещении налогоплательщика (ст. 89 НК РФ). Но налогоплательщик имеет право заявить об отсутствии у него возможности предоставить помещение для налоговой проверки.

Если это заявление будет сочтено обоснованным, выездная налоговая проверка будет проведена в офисе ИФНС.

Такую возможность следует использовать, когда вы не хотите пускать инспекторов на свою территорию, чтобы максимально ограничить их возможность непосредственного общения с бухгалтерской службой.

Ведь зачастую инспекторы предпочитают не «копаться в бумажках», а получить максимум информации от общения с сотрудниками бухгалтерии, просят подготовить различную аналитику и другую информацию в готовом виде.

Если проверка будет проходить в ИФНС, то необходимо будет представить налоговикам оригиналы всех документов за проверяемый период. С другой стороны, у бухгалтера всегда будет время между получением запроса от ИФНС и представлением данных документов проверяющим.

Совет № 2. Сосредоточьтесь на проверяемом периоде

Готовясь к проверке, нет смысла «шерстить» и «подчищать» все свои ошибки и недочеты. Период налоговой проверки всегда четко ограничен, и проверяющие не вправе его нарушать. Так, инспекторы могут проверить не более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проверке (п. 4 ст. 89 НК РФ).

К тому же ИФНС не может повторно проверить в выездном порядке период и налоги, которые уже были проверены ранее при выездной налоговой проверке. Из этого случая есть исключения:

  • проверка назначена вышестоящим органом. Например, если ранее ваше предприятие проверяла городская инспекция ФНС, то повторно (за тот же период и те же налоги) вас могут проверить по решению Управления ФНС по субъекту федерации;
  • при подаче «уточненки» на уменьшение налога. В этом случае может быть проверен период, за который подана декларация;
  • в случае реорганизации или ликвидации предприятия.

Во всех случаях повторной проверки не может быть проверен период более трех лет, предшествующих году вынесения решения о повторной проверке. И при выявлении нарушений, которые не были обнаружены при первичной проверке, штрафы не накладываются.

ИФНС не вправе проверять вас в выездном порядке более двух раз в одном календарном году (за исключением случая, когда проверка будет назначена руководителем ФНС России). Кроме того, проверки филиалов и представительств вашего предприятия в эти два раза также не учитываются.

При нарушении указанных требований вы вправе требовать от инспекторов их устранения. В противном случае решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Если у вас есть недочеты по периодам, не входящим в период проверки, можно не бояться их выявления. Данные нарушения не могут включаться в акт проверки.

Совет № 3. Берите «тайм-аут»

Проверяющие имеют право требовать от бухгалтера дачи пояснений, представления подлинников и копий документов. Однако у вас всегда есть определенное время для выполнения данных требований инспектора не в спешке, а обстоятельно и обдуманно.

К тому же порядок представления объяснений налоговым инспекторам законом не прописан. Поэтому бухгалтер всегда может взять время на подготовку ответов на вопросы контролеров. Сослаться можно на то, что ему необходимо вспомнить ситуацию, ознакомиться с «первичкой» и т. п.

При выездной проверке вы должны обеспечить возможность проверяющих ознакомиться с подлинниками документов. В какие сроки это требование должно исполняться, Налоговым кодексом не прописано. На практике налоговые органы зачастую направляют предприятию письменное требование по статье 93 Налогового кодекса, на исполнение которого у бухгалтера есть 10 рабочих дней.

Если проверяющие в устной форме просят представить подлинники документов, то возможны два варианта поведения. Первый: представить документы в разумный срок (по согласованию с инспектором).

Второй: попросить письменное требование, сославшись на жесткие внутренние правила, установленные руководством (они могут быть прописаны в положении о коммерческой тайне или в ином документе об использовании бухгалтерской и коммерческой информации).

Копии документов проверяющие должны запрашивать только путем вручения представителю предприятия требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса.

После вручения требования у бухгалтера есть 10 рабочих дней для подготовки и передачи инспектору копий запрошенных документов. То есть бухгалтеру нет необходимости сразу «бежать» копировать документы для инспектора. Бухгалтер имеет право «взять тайм-аут» и попросить письменное требование.

Кроме того, предприятие может попросить отсрочки представления документов, письменно уведомив проверяющих об этом.

Совет № 4. Не давайте информации больше, чем положено

Законом не определен точный перечень информации, которую налогоплательщик должен представить проверяющим. Общее требование закона — представить проверяющим «документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов» (п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89 НК РФ).

В связи с этим вы не обязаны представлять инспекторам информацию, прямо не относящуюся к исчислению налогов: доступ к компьютерной базе данных бухгалтерского учета, документы управленческого учета, бухгалтерские регистры, если они не используются для исчисления налогов и т. п. Идеальный случай — представить инспекторам только первичные документы и налоговые регистры.

Передачу документов проверяющим лучше письменно фиксировать: актом в свободной форме, письменными требованиями и т. п. В противном случае возможны споры с ИФНС о представлении всех документов, подтверждающих расходы.

Следует учитывать, что бухгалтер не обязан представлять инспекторам никакую информацию и документы после истечения срока проверки. Общий срок проверки — два месяца с даты вынесения решения о ее проведении, однако он может быть продлен до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Также инспекторы не имеют права работать с документами бухгалтерии в периодах приостановления проверки.

Совет № 5. Не давайте налоговикам «работу на дом»

По закону сотрудники ИФНС должны знакомиться с подлинниками документов только на территории предприятия. Исключение составляет случай проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС.

То есть инспекторы не вправе брать «работу на дом» и выносить подлинники документов из помещений проверяемого предприятия, например, чтобы обсудить их с коллегами в ИФНС.

Изъять у предприятия подлинники документов налоговые инспекторы могут только на основании специального постановления, когда есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Эта процедура именуется «выемкой документов» (ст. 94 НК РФ).

Совет № 6. Вносите исправления, если вам это выгодно

Целесообразно ли подавать «уточненку» на увеличение суммы налога, если вы уже узнали о проведении проверки? Имеет ли это смысл?

Во-первых, если вы узнали о налоговой проверке еще неофициально (то есть не получили решение о назначении проверки), то предприятие будет освобождено от налоговых санкций (при условии, конечно, доплаты налога и пеней перед подачей декларации).

Во-вторых, даже если предприятие уже официально уведомлено о налоговой проверке, подавать декларацию имеет смысл, так как это послужит смягчающим ответственность обстоятельством. И по ходатайству предприятия налоговые санкции могут быть снижены как минимум в 2 раза.

Нередко после выхода на проверку налоговые инспекторы говорят бухгалтерам, что после ее начала подавать «уточненки» за проверяемый период нельзя. На самом деле подобного запрета в Налоговом кодексе не существует.

Скорее всего, такие действия инспекторов связаны с отсутствием взаимосогласованности работы отдела выездных проверок и отдела, занимающегося «разноской» данных уточненных деклараций.

И нередко возникает ситуация, когда одна сумма разносится на лицевой счет налогоплательщика дважды — один раз на основании уточненной декларации, второй — на основании решения налогового органа о доначислении налога.

В-третьих, подача уточненных деклараций является необходимой для снятия доначислений налогов, пеней и штрафных санкций, в случае «перекидывания» налоговым органом налоговой базы из одного периода в другой.

Пример

В акте налоговой проверки за 2007 год проверяющие указали, что предприятием неправомерно принят к вычету НДС за январь 2007 года и включены в расходы по налогу на прибыль суммы затрат по информационным услугам ООО «Эксперт». Свои доводы налоговый орган мотивировал тем, что документы на услуги оформлены декабрем 2006 года. В результате фирме доначислили НДС и налог на прибыль за январь 2007 года.

Налогоплательщик до рассмотрения акта налоговой проверки подал уточненную декларацию по НДС за декабрь 2006 года и по налогу на прибыль за 2006 год, где отразил соответствующие вычеты НДС и расходы по налогу на прибыль.

В результате доначисление проверяющими налогов за январь 2007 года «нивелировалось» возникшей переплатой за декабрь 2006 года. Налогоплательщик был освобожден от штрафных санкций и пеней.

Совет № 7. Все вопросы к ответственному

Если налоговые инспекторы при выездной проверке будут общаться непосредственно со всеми сотрудниками бухгалтерии, это может привести к ухудшению выполнения бухгалтерами текущей работы и несанкционированной передаче коммерческой информации. Поэтому есть смысл все общение с инспекторами осуществлять через одного человека, который будет отвечать за подготовку документов и информации, а также их передачу налоговикам.

Этим человеком может быть главный бухгалтер, его заместитель или представитель консалтинговой компании. Такое решение следует оформить приказом руководителя, доверенностью и информировать проверяющих, что все вопросы и требования передаются через ответственного специалиста.

это важно

Практика показывает, что более половины претензий налоговых инспекторов можно разрешить до подготовки акта налоговой проверки (представить инспектору дополнительные документы, судебную практику, письма Минфина и ФНС, подтверждающие позицию бухгалтера и т. п.).

Совет № 8. Дисциплина — залог порядка

Выше уже обращалось внимание на важность установления внутренним распорядительным документом порядка передачи информации контролерам. Еще раз подчеркнем: это необходимо для обеспечения сохранности документации и предотвращения несанкционированной передачи информации.

В распорядительном документе можно предусмотреть, что любая дополнительная информация помимо той, что непосредственно относится к исчислению налогов, представляется налоговым инспекторам только с письменного разрешения руководителя предприятия (желательно установить подробный перечень такой информации).

За нарушение режима и правил использования документов можно предусмотреть дисциплинарную ответственность.

Совет № 9. Спорьте профессионально

Если вы не согласны с мнением налогового инспектора, не бойтесь отстаивать свою точку зрения. С налоговыми инспекторами можно спорить по профессиональным вопросам.

Обоснованные процедурные требования контролеров надо выполнять (не задерживать представление документов по письменному требованию и т. п.). При этом желательно поддерживать максимально положительный эмоциональный фон в отношениях с инспектором.

Это сохранит ваши нервы и создаст условия для конструктивного профессионального диалога по результатам проверки.

Для обжалования решений ИФНС необходимы знания процессуальных моментов. Кроме того, подготовка жалоб и заявлений в суд потребует для бухгалтера дополнительных трат времени. Поэтому целесообразнее привлекать для выполнения данной работы консультантов, специализирующихся на налоговых спорах.

Совет № 10. Требуйте снизить штрафы

При самых неблагоприятных результатах проверки у предприятия есть право ходатайствовать о снижении налоговых санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств. К ним относят:

  • совершение налогового правонарушения впервые;
  • добросовестная уплата налогов за предыдущие периоды;
  • тяжелое финансовое состояние и др. (ст. 112, 114 НК РФ).

На практике подобные требования удовлетворяются в большинстве случаев, при этом штрафы снижаются как минимум в 2 раза.

Анализ арбитражной практики о снижении штрафов при наличии смягчающих обстоятельств содержится в статье «Снижаем штраф в два раза».

Источник: https://www.ippnou.ru/print/005285/

Нужно ли представлять налоговой инспекции регистры бухучета? | Отчётсдан

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

Л. А. Елина

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

Камеральная проверка: когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

Основные правила истребования документов при проведении камеральной проверки закреплены в ст. 88 НК РФ. И там прямо не предусмотрено представление проверяющим бухгалтерских регистров.

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контроля .

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибкам .

Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомости .

Внимание! Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещению .

При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречий .

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное — чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

По разъяснениям налоговой службы, данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами .

Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся.

Однако это не так — просто эти разъяснения надо правильно понимать.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«В Письме ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации.

Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов .

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверок».

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

Примечание. Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в декларации . Но это редкий случай.

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок , разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки.

В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) .

По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета .

Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки .

Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета .

Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать .

Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть.

А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет.

Штрафа за непредставление таких документов быть не должно .

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб.

за каждый непредставленный документ . Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять.

А значит, штрафовать организацию не за что .

При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен .

Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов .

* * *

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования . За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ . А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб.

__________________

Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11.

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/nuzhno-li-predstavlyat-nalogovikam-re/

Единые требования к выездной проверке

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

Выездная проверка начинается, как известно, с решения налогового органа о ее проведении. Форма такого решения приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. В бланке должны быть указаны период и предмет проверки, состав проверяющих, наименование налогоплательщика.

В письме рекомендовано при проведении ревизии по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета) устанавливать единый период, за который она проводится. Но при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления их налоговыми агентами в бюджет.

Предмет ревизии составляют проверяемые налоги. Решение может содержать либо перечисление конкретных налогов, либо запись «по всем налогам и сборам». Спецрежимников предписано проверять «по всем налогам и сборам». Указания в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

Напомним, что выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Из этого правила предусмотрено единственное исключение: если в рамках проверки плательщик представляет уточненную декларацию, то налоговики проверяют период, за который она представлена.

Применяя эту норму, инспекторы должны учитывать:

  • норма применяется в случае представления «уточненки» за период, выходящий за пределы трехлетнего срока;
  • период, за который представлена уточненная декларация,  налоговики проверить вправе;
  • момент представления «уточненки» (во время проведения проверки, до ее проведения или после) для применения нормы значения не имеет. Важно лишь то, проводилась ранее проверка по тому же периоду и налогам или нет. Ведь НК РФ не дает инспекторам право проводить повторную выездную ревизию по одному и тому же основанию.

Когда могут изменить решение

Вносить изменения в решение о проведении выездной проверки налоговый орган по общему правилу не вправе. Но есть ряд исключений.

Первое. Если есть необходимость изменить состав лиц, проводящих ревизию. Например, заменить руководителя проверяющей группы или привлечь сотрудников органов внутренних дел. Кстати, решение о замене контролеров обязательно должно быть принято до составления справки об окончании выездной проверки.

Второе исключение: во время проверки произошла реорганизация налогоплательщика в форме присоединения. Тогда в решение могут включить указание провести ревизию налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций.

Конечно при условии, что ранее эти компании не проверяли по тем же налогам за соответствующий период, а оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.

Если реорганизация происходит незадолго до ее окончания (что ограничивает инспекцию во времени для проведения мероприятий налогового контроля), то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Рекомендуемая форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@.

В иных случаях изменять решение чиновники не вправе. Особенно если речь идет о проверяемых налогах и периодах.

Сотрудники органов внутренних дел могут быть привлечены к проверке в следующих случаях.

1. Если обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачете или возврате иного налога), или признаки необоснованного предъявления сумм к возмещению.
2. Если выявлены схемы уклонения от уплаты налогов, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ст.

198–1992 УК РФ: – после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки плательщик предпринимает действия, направленные на уклонение или затруднение налогового контроля, либо иным образом активно противодействует проведению ревизии («миграция» компании, смена ее учредителей или руководителей, реорганизация, ликвидация и т. д.

); – в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки в цепочке приобретения или реализации товаров (работ, услуг) обнаружены фирмы-однодневки, в т. ч. зарегистрированные на номинальных учредителей либо имеющие номинальных руководителей, зарегистрированных по утерянным паспортам и др.

; – обнаружены признаки неправомерных действий при банкротстве (преднамеренное и фиктивное банкротство).

Процесс ознакомления

Решение о проведении выездной ревизии должно быть вручено налогоплательщику. Факт ознакомления с документом подтвердит его подпись и дата на экземпляре, остающемся на хранении в налоговом органе. Отправить этот документ по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, могут только в том случае, если вручить его невозможно.

Отметим, что суды признают ненаправление такого решения существенным нарушением процедуры проведения проверки. Это лишает налогоплательщика права присутствовать при ее проведении, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате обязательных платежей (постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 № А68-3935/09).

Повторность

Источник: http://lawedication.com/blog/2013/10/28/edinye-trebovaniya-k-vyezdnoj-proverke/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.