Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

Содержание

Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

В определенных случаях налогоплательщики вправе отложить срок уплаты налога, получив отсрочку, рассрочку, налоговый или инвестиционный налоговый кредит. Однако, как показывает практика, в силу ряда причин реализовать это право удается лишь немногим.

Кто принимает решения об изменении срока уплаты налога

Правила предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов содержатся в главе 9 Налогового кодекса.

В частности, в статье 63 определены органы, в чью компетенцию входит принятие решений об изменении срока уплаты налога1.

По федеральным налогам это право принадлежит Минфину России, по региональным – региональным финансовым органам (например, комитету по финансам региональной администрации), по местным – местным финансовым органам.

Если законодательством предусмотрено перечисление федерального налога в бюджеты разного уровня, срок их уплаты в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, может быть изменен решением Минфина России. А в части сумм, поступающих в региональный или местный бюджет, решение принимает соответствующий финансовый орган.

Обратите внимание: данное правило действует только в случаях, когда норматив зачисления налога в тот или иной бюджет закреплен непосредственно в налоговом законодательстве. Пример – налог на прибыль.

Норматив зачисления этого налога в федеральный бюджет – 6%, а в региональный и местный бюджеты – 16 и 2% соответственно (ст. 284 НК РФ). Следовательно, Минфин России вправе рассматривать вопрос об изменении срока уплаты налога в сумме, которая соответствует нормативу 6%.

А региональные и местные финансовые органы вправе принимать решение по оставшейся сумме – в пределах 16 и 2%.

С федеральными регулирующими налогами ситуация иная. Речь идет о налогах, ставки зачисления которых в бюджеты разного уровня закреплены не в налоговом законодательстве, а в законе о федеральном бюджете на соответствующий год2. Территориальным финансовым органам не следует принимать решения об изменении срока уплаты таких налогов в доле, зачисляемой в их бюджет.

Почему? Дело в том, что по данным налогам в налоговых органах ведется единый лицевой счет, а сумма налога уплачивается налогоплательщиком одним платежным поручением.

Поэтому зачисляя платежи по налогам в бюджеты разного уровня, органы федерального казначейства не имеют возможности учитывать решения об изменении срока уплаты налога в территориальные бюджеты, принятые финансовыми органами территорий.

А если все-таки отсрочка, рассрочка или налоговый кредит по федеральному налогу в части территориального бюджета предоставлены? Тогда у налогоплательщика могут возникнуть проблемы при погашении задолженности по истечении срока действия решения. Поясним почему.

Часто решение об изменении срока уплаты налога принимается в одном году, а погашение задолженности приходится уже на другой год. В новом году могут действовать уже иные нормативы отчислений в бюджеты разного уровня.

И налоговые платежи будут зачисляться органом федерального казначейства в разные бюджеты по нормативам, действующим именно на момент платежа, а не на момент возникновения налогового обязательства.

Как следствие, средства, не поступившие в каком-то году в региональный или местный бюджет в результате принятого решения об изменении срока уплаты налога, могут в следующем году попасть уже в другой бюджет.

Так было, например, при отмене отчислений по НДС в территориальные бюджеты.

В результате платежи в счет погашения ранее предоставленных отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов по этому налогу с 2001 года стали перечисляться исключительно в федеральный бюджет.

Получается, что изменить срок уплаты федерального регулирующего налога в части, поступающей в территориальные бюджеты, с учетом действующего порядка распределения регулирующих налогов практически невозможно.

Правда, есть исключения. Например, налог на доходы физических лиц. С 2002 года этот налог, являясь федеральным, полностью зачисляется в бюджеты территорий.

Поэтому решения по изменению срока его уплаты могут принимать территориальные финансовые органы.

Основания для изменения срока уплаты налога

Изменить срок уплаты налога можно только при наличии определенных оснований. Напомним, что они перечислены в статьях 64 – 67 НК РФ.

А в статье 62 приведен закрытый перечень случаев, когда срок уплаты налога изменить нельзя ни при каких условиях.

Таким образом, чтобы получить разрешение на изменение срока уплаты налога, достаточно иметь хотя бы одно основание для этого, подтвержденное соответствующими документами, при отсутствии обстоятельств, перечисленных в 62-й статье.

Обратите внимание: Налоговый кодекс предусматривает возможность получения отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита только по налогам, сборам и суммам начисленных пеней. Отсрочить уплату штрафных санкций в порядке, предусмотренном Налоговым кодеком, нельзя.

Еще одно важное замечание. Часть первая Налогового кодекса вступила в действие с 1 января 1999 года. Поэтому изменить срок уплаты можно только по тем налоговым обязательствам, которые возникли начиная с этой даты.

Характерный пример, иллюстрирующий сказанное: нередко организации обращаются в финансовые органы с просьбами изменить срок уплаты налога по такому основанию, как недостаточное финансирование из бюджетов разного уровня в период до 1999 года.

Конечно, такие организации получают обоснованные отказы.

Далее рассмотрим конкретные основания, наличие которых позволяет налогоплательщику получить отсрочку, рассрочку или налоговый кредит3.

Причинение ущерба

Одним из оснований получения отсрочки, рассрочки или налогового кредита является причинение налогоплательщику «ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы». В подобных ситуациях, как правило, возникают проблемы с тем, что понимать под «обстоятельством непреодолимой силы». Специалисты Минфина России считают, что это последствия стихийных бедствий и катастроф.

Сильный ливень затопил склад и производственные помещения организации. В результате ей был нанесен прямой ущерб – испорчена готовая продукция и сырье. Кроме того, требовалось время на восстановление вышедшего из строя оборудования.

Следовательно, в течение какого-то периода времени организация не могла нормально функционировать. Ей требовались средства для восстановления процесса производства. Поэтому организация обратилась в Минфин России с просьбой об изменении срока уплаты налога. Оно было удовлетворено.

Факт чрезвычайного происшествия организация должна подтвердить документами, которые выдаются уполномоченными на то органами. Например, органами противопожарной службы, МЧС России и др. Помимо этого, необходимо иметь справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным органом.

Заметим, что некоторые налогоплательщики трактуют понятие «обстоятельства непреодолимой силы» иначе и обращаются с просьбой об изменении срока уплаты, фактически не имея на то оснований. Их ждет отказ.

Организация имела кредиторскую задолженность перед поставщиками, которую не могла урегулировать своими силами. Из-за этого она не могла в срок уплачивать налоги.

Организация полагала, что невозможность самостоятельно разрешить проблемы с долгами является обстоятельством непреодолимой силы. И на этом основании обратилась в Минфин России с просьбой предоставить ей отсрочку. Удовлетворить такую просьбу, разумеется, было невозможно.

Задержка бюджетного финансирования

Следующее основание – задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа. Как правило, по таким обращениям налогоплательщиков принимается положительное решение.

Отказы же обычно случаются, если задолженность у организации возникла задолго до обращения.

Например, как уже было сказано, недофинансирование организаций, выполнявших госзаказ в годы, предшествовавшие принятию части первой Налогового кодекса, не может быть основанием для изменения срока уплаты налога.

Угроза банкротства

Еще одно основание – угроза банкротства организации в случае единовременной уплаты ею налога.

Подтверждающим документом по этому основанию служит справка территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Этот орган обязан проанализировать финансовое состояние организации и сделать вывод о том, может ли она единовременно рассчитаться с бюджетом, не рискуя подвергнуть себя процедуре банкротства.

Сезонность производства

На этом основании можно получить только отсрочку или рассрочку, но не налоговый кредит.

Сезонность производства подтверждается Перечнем отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, применяемым при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382.

Организация вправе обратиться за отсрочкой или рассрочкой по причине сезонности производства в том случае, если она в какой-то период не может осуществлять производственную деятельность из-за природных, климатических явлений или сезона года. Эта деятельность должна быть для организации основной. То есть надо доказать, что за счет других видов деятельности невозможно добиться стабильного финансового положения. В противном случае организацию ждет отказ.

Имущественное положение физического лица

Физическое лицо может просить о предоставлении отсрочки или рассрочки, если его имущественное положение не позволяет ему единовременно уплатить налог. Такие обращения в силу характера налогов, уплачиваемых физическими лицами, в настоящее время рассматривают региональные и местные финансовые органы.

Как отсрочить уплату налога

Прежде всего следует обратиться в орган, уполномоченный принимать решение об изменении срока уплаты налога. Для этого понадобятся документы, подтверждающие право на изменение срока уплаты налога, и некоторые другие.

Какие именно документы нужны для изменения срока уплаты федеральных налогов, Минфин России определил в приказе от 30.09.99 № 64н. Многие финансовые органы на местах издали нормативные документы, аналогичные этому приказу.

В связи с выходом приказа в Минфин России поступали и до сих пор поступают запросы по отдельным его положениям, неясным для налогоплательщиков. Например, по каким платежам можно изменить сроки уплаты: только по предстоящим или и по тем, по которым уже истекли сроки уплаты? И по тем и по другим. О такой возможности свидетельствуют положения главы 9 Кодекса.

Часто в Минфин России поступают обращения от организаций, желающих отсрочить уплату текущих налоговых платежей с тем, чтобы своевременно и в полном размере гасить ранее реструктурированную задолженность перед бюджетом. Ответы Минфина России по таким обращениям – исключительно отрицательные.

Главное условие, под которое организации в свое время реструктурировали свою задолженность, – это своевременная уплата текущих налоговых платежей. Одновременно должен соблюдаться график погашения реструктурированной задолженности. Поэтому срок уплаты текущих налоговых платежей не может быть изменен.

В противном случае теряется смысл реструктуризации.

Обратите внимание: решение об изменении срока уплаты налога может быть принято только по конкретным налогоплательщикам. Таковыми в соответствии со статьей 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налоговых платежей.

В то же время многие акционерные общества обращаются в Минфин России с просьбами предоставить отсрочки или рассрочки их структурным подразделениям или филиалам. Разумеется, они получают отказы.

По той же причине не получают одобрения ходатайства глав администраций отдельных территорий об изменении срока уплаты налога организациям, расположенным на подведомственных им территориях.

Значительное количество обращений поступает от организаций, объединенных каким-либо отраслевым признаком. Например, от организаций жилищно-коммунального хозяйства, ликероводочной промышленности и др.

Как правило, такие обращения не подкреплены требуемыми документами.

Минфин России в таких случаях отказывает, объясняя, что рассматриваются ходатайства только конкретных налогоплательщиков, представивших соответствующие подтверждающие документы.

Имейте в виду: отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты предоставляются в пределах лимитов, которые определяются законом о федеральном бюджете на очередной год (ст. 53 Бюджетного кодекса). Такое же правило распространяется и на полномочия территориальных финансовых органов.

Они могут принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в бюджет в пределах сумм лимитов, определенных законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете (ст. 59 Бюджетного кодекса).

Как следствие, отсрочка, рассрочка или налоговый кредит даются не более чем до конца календарного года.

Все это вкупе: жесткие правила изменения срока уплаты налога, предусмотренные Налоговым кодексом, дополнительные ограничения, накладываемые бюджетным законодательством, – приводят к тому, что отсрочку, рассрочку или налоговый кредит получают лишь немногие налогоплательщики. Особенно это касается обращений по федеральным налогам в Минфин России (см. диаграмму).

В заключение отметим, что порядок предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов в ближайшее время должен быть уточнен. В частности, поправки коснутся пакета документов, подтверждающих право на изменение срока уплаты налога.

Диаграмма. Сумма налоговых платежей, по которым приняты решения об изменении срока уплаты налога (по состоянию на 1 августа 2003 года)

1: Здесь и далее под налогом имеются в виду в том числе сборы и пени за несвоевременную уплату налогов и сборов.

2: Эти налоги перечисляются на счета, начинающиеся с «40101». – Примеч. ред.

3: Инвестиционные налоговые кредиты предоставляются по особым основаниям. Суммы таких кредитов должны направляться налогоплательщиком на развитие производства, создание инфраструктуры и другие цели, оговоренные в статье 67 НК РФ. В силу редкости такого способа изменения срока уплаты налога мы его рассматривать не будем.

Источник: https://www.RNK.ru/article/102751-red-otsrochka-nalogovyh-platejey-praktika-predostavleniya

Как отсрочить платежи по налогам

Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

Налоговое законодательство позволяет организациям по согласованию с представителями ФНС в ряде случаев отсрочить уплату налоговых платежей или хотя бы получить рассрочку. Однако, как показывает практика, даже при острой нехватке оборотных средств договориться о подобном бонусе с инспекторами удается далеко не всегда.

Ни для кого не секрет, что рассчитаться по налогам с бюджетом компания должна в установленные сроки.

Однако может случиться, что на дату их уплаты денег у фирмы будет недостаточно, а сама она окажется в положении на грани выживания. В таких случаях законодатель предусмотрел возможность изменения срока уплаты налога.

Исполнить свои налоговые обязательства компания сможет в более позднем периоде, когда ее финансовое состояние улучшится.

Налоговое законодательство устанавливает три способа изменения срока платежа: это отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК).

Правда, последним воспользоваться вправе лишь фирмы, занимающиеся НИОКР и активно ведущие внедренческую и инновационную деятельность, а также компании, осуществляющие выполнение особо важных заказов по развитию региона и предоставляющие населению особо важные услуги (п. 1 ст. 67 НК).

Что касается отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов, то способы эти доступны более широкому кругу налогоплательщиков, в том числе и применяющим специальные налоговые режимы (п. 6 ст. 61 НК). В порядке предоставления этих «послаблений» также существует ряд тонкостей.

Отсрочка и рассрочка: что такое и в чем разница?

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов и сборов представляют собой перенос срока уплаты налога или сбора на будущее. Обычно как отсрочка, так и рассрочка предоставляются на срок не более одного года (п. 1 ст. 64 НК).

Однако если речь идет об уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, срок исполнения обязательства может быть продлен, но не более чем до трех лет. Подчеркнем, что сделать это можно лишь по решению Правительства России (абз. 2 п. 1 ст. 64 НК).

Различие между отсрочкой и рассрочкой уплаты налогов заключается в том, что в первом случае сумма налога по истечении срока, на который предоставлена отсрочка, уплачивается единовременно. А во втором случае сумму налога следует перечислять поэтапно.

Отсрочку (рассрочку) можно получить по одному или по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 64 НК). Причем изменение срока уплаты налогов не отменяет существующей и не создает новой обязанности по их уплате (п. 4 ст. 61 НК).

Круг «избранных»

Получить право на отсрочку или рассрочку налоговых платежей могут далеко не все фирмы. Воспользоваться столь привлекательной льготой компании имеют право при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 2 ст. 64 НК), как то:

  • при задержке финансирования из бюджета или оплате выполненного налогоплательщиком государственного заказа;
  • при угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога;
  • когда имущественное положение фирмы исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • если производство или реализация компанией товаров, работ или услуг носит сезонный характер;
  • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом;
  • если налогоплательщику был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  • Отметим, что определения термина «обстоятельства непреодолимой силы» в налоговом законодательстве не содержится. Значит, в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса следует применять формулировку этого понятия, данную в гражданском законодательстве.

    В частности, в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса сказано, что обстоятельства непреодолимой силы — это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

    К таковым нельзя отнести, например, нарушение обязанностей со стороны контрагентов организации, отсутствие у нее необходимых денежных средств.

    Кроме того, законодатель установил ряд ограничений, которые не позволят компаниям даже при наличии вышеописанных оснований получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов.

    А именно: не могут претендовать на указанную льготу налогоплательщики, в отношении которых возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, или в том случае, если ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.

    Также не предоставляются отсрочка и рассрочка, если есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо есть подозрение, что он собирается выехать за пределы России на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК).

    Куда обратиться?

    Компания, имеющая достаточные основания полагать, что ей предоставят отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, должна обратиться в ФНС, поскольку именно она является органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (подп. 1 п. 1 ст. 63 НК).

    Бывают случаи, когда решение об изменении сроков уплаты налогов ФНС согласует с другими органами власти.

    К примеру, если речь идет об отсрочке уплаты федеральных налогов или сборов в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, то решение выносится Федеральной налоговой службой по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов или муниципальных образований (подп. 2 п. 1 ст. 63 НК).

    А вот при уплате ЕСН согласовать принятое решение ФНС должна с органами соответствующих внебюджетных фондов (подп. 5 п. 1 ст. 63 НК).

    В то же время существуют платежи, решение о переносе срока уплаты которых принимается иными органами.

    В частности, по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, это делает Федеральная таможенная служба или уполномоченные ею таможенные органы.

    А в отношении госпошлин решение принимают органы или должностные лица, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

    Источник: https://gsk-rada.ru/2081-kak-otsrochit-platezhi-po-nalogam/

    Дали срок: как получить рассрочку по уплате налогов

    Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления
    Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ. Здесь же приведен порядок и условия предоставления отсрочки/рассрочки. Кто вправе рассчитывать на рассрочку? Как ее получить? Рассказываем.

    Порядок предоставления рассрочки по уплате налогов

    Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

    Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

    Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.

    Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

    Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

    1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.

    2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.

    3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

    4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.

    5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

    6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.

    7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.

    8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.

    При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

    По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей.

    Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ).

    Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

    Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

    Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов

    Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

    • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
    • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
    • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
    • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

    Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

    Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

    Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

    • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
    • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
    • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
    • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

    Кто не может рассчитывать на рассрочку по уплате налогов

    Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Так, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика:

    • возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению;
    • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;
    • имеются достаточные основания полагать, что плательщик скроет деньги, имущество, либо уедет из РФ на постоянное жительство;
    • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки.

    Кроме того, срок не может быть изменен по заявлению налоговых агентов, а также в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков.

    Подача заявления на отсрочку/рассрочку по уплате налогов

    Чтобы получить рассрочку/отсрочку, нужно подать соответствующее заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в приложении № 1 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-8/683@.

    Уполномоченное ведомство, в которое подается заявление, зависит, опять же, от вида налога, по которому плательщик просит предоставить рассрочку.

    По федеральным налогам и страховым взносам таким уполномоченным органом является ФНС России, по региональным и местным – налоговые органы по месту регистрации плательщика, по налогам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможню – ФТС России.

    В заявлении указываются данные плательщика, вид налога, а также сумма и срок, на которой требуется отсрочить/рассрочить платеж.

    Рис. 1 Образец заполнения заявления на предоставление отсрочки по налогу

    В течение 5 дней со дня подачи заявления в соответствующий уполномоченный орган его копию необходимо будет направить в налоговый орган по месту учета плательщика.

    К заявлению нужно приложить следующий комплект документов (п. 5 ст. 64 НК РФ):

    • справки банков об оборотах по счетам плательщика за каждый из предшествующих подаче заявления 6 месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если в картотеке такие документы отсутствуют, то – справку об их отсутствии);
    • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
    • перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (физлица, не являющиеся ИП, данный документ не представляют);
    • письменное обязательство плательщика соблюдать условия отсрочки/рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности.

    Это обязательный комплект документов. Кроме него, нужно представить еще документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Так, если невозможность уплаты налога возникла вследствие стихийного бедствия, к заявлению прикладывают:

    • заключение о факте наступления в отношении плательщика обстоятельств непреодолимой силы;
    • акт оценки причиненного плательщику ущерба в результате указанных обстоятельств (составляется МЧС или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС).

    Конкретный перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению для различных ситуаций, приведен в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

    Если рассрочка предоставляется по причине невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки, плательщик обязан будет предоставить банковскую гарантию. Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.

    Решение по заявлению принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения. Его копия направляется заявителю в течение 3 дней. При этом решение вступает в действие только с указанного в нем момента. Если рассрочка предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества (п. 8 ст. 64 НК РФ).

    Если налоговики отказывают в удовлетворении заявления, такой отказ должен быть мотивирован. Часто отказ бывает обусловлен банальной неполнотой пакета предоставленных документов, поэтому к сбору сведения и справок следует отнестись обстоятельнее. 

    Источник: https://buh.ru/articles/documents/67935/

    Как получить рассрочку по налогам? Отсрочка налоговых платежей – НК дает такую возможность

    Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

    Президент подписал Федеральный закон №323-ФЗ от 14.11.2017, вносящий очередные изменения в Налоговый кодекс. Рассрочка / отсрочка налоговых платежей – это реальность. Как получить и кто имеет право использовать этот инструмент, рассмотрим в данной статье.

    Речь идет о том, что налогоплательщик, не имеющий возможности единовременно уплатить налоговые платежи может подать в налоговые органы Заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки.

    Чтобы воспользоваться данным инструментом налогоплательщик должен предоставить соответствующие подтверждающие документы и иметь возможность заплатить бюджетную задолженность в период, на который будет действовать отсрочка/рассрочка обязательств.

    Срок, на который предоставляется рассрочка/отсрочка.

    В соответствии с п. 1 ст. 64 НК перенос сроков оплаты налоговых платежей и страховых взносов обычно предоставляется на срок, не превышающий 1 год. При этом оговаривается поэтапная уплата долга (рассрочка) либо единовременный платеж в конце установленного срока (отсрочка).

    При предоставлении переноса сроков оплаты налогов в федеральный бюджет может оговариваться срок от 1 до 3 лет. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

    Кто может получить рассрочку/отсрочку?

    Право получить рассрочку или отсрочку платежа по налогам и страховым взносам имеют юридические лица, ИП и физические лица. Не могут рассчитывать на перенос срока уплаты налогов налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК). Налогоплательщики, участники консолидированных групп, также не могут претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

    В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

    Для получения рассрочки/отсрочки необходимо удовлетворять хотя бы одному из следующих требований:

    1. Причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    2. Не получены или несвоевременно получены денежные средства из бюджета, в том числе в счет оплаты за выполнение заказа для государственных, муниципальных нужд;
    3. Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога;
    4. Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
    5. Деятельность по производству и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер не менее 50% от всей деятельности. Отрасль, также, должна быть в Перечне;
    6. Отсрочка в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, при наличии обстоятельств, установленных таможенным законодательством;
    7. Налогоплательщик не может единовременно уплатить налоговые платежи, обозначенные в налоговом  Требовании направленном в соответствии со ст. 69 НК РФ. В таком случае рассрочка может быть предоставлена только если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

    – Величина обнаруженной недоимки находится в пределах от 30 до 70 процентов прошлогодней выручки;

    – Компания (ИП) не являются банкротом;

    – Компания не реорганизуется и не ликвидируется и ведет деятельность не менее года;

    – Решение по проверке не обжалуется на момент подачи такого заявления.

    Что нужно сделать для получения рассрочки/отсрочки?

    Для получения права на предоставление налоговой отсрочки/рассрочки, налогоплательщику необходимо подать заявление в соответствующий уполномоченный орган (п. 1 ст. 63 НК Ф).

      Затем, в течение 5 дней со дня подачи в уполномоченный орган, передать копию данного документа в местную ИФНС. Заявление заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@.

    К заявлению необходимо приложить следующие документы:

    1. справка из банков о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующих 6 месяцев;
    2. справка о наличии/отсутствии картотеки №2;
    3. справка из банков об остатках денежных средств на всех счетах в  банках;
    4. перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров,  сроков их исполнения, а также копии данных договоров;
    5. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
    6. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 ст. 64 НК РФ.

    Уполномоченный орган может потребовать документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

    Решение о предоставлении или не предоставлении рассрочки принимается уполномоченным налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

    Ограничения при получении

    В некоторых случаях для получения отсрочки или рассрочки платежей может потребоваться наличие гарантии банка. В силу банковской гарантии банк обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налоговых обязательств, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, страховых взносов и пеней.

    Также, немаловажным условием для получения рассрочки является размер денежных поступлений на банковский счет налогоплательщика. А именно, сумма поступлений на счет за 3 месяца до момента подачи заявления должна быть меньше величины краткосрочных долгов налогоплательщика.

    Проценты за пользование отсрочкой

    По сути, отсрочка платежа – это финансирование за счет использования бюджетных денежных средств. Поэтому, в данном случае, речь идет и о процентах, как плате за финансирование.

    Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4,5, 7 приведенных выше, то на сумму задолженности за каждый день начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ действовавшей за период отсрочки/рассрочки (п. 4 ст. 64 НК).

    Когда могут отказать?

    1. Если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
    2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.

    3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.

    4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

    Использование рассрочки или отсрочки платежа по налогам и страховым взносам может быть эффективным инструментом при дефиците финансирования. Если суммы платежей для вас значительны и есть понимание, что денежные средства будут, но не сейчас, а через определенный краткосрочный период времени – пользуйтесь возможностью предоставленной нам Налоговым законодательством.

    У этой возможности есть весьма крупное преимущество! Если, скажем, брать кредит на погашение текущих обязательств в банке, то процентная ставка была бы не столь демократична, чем ставка по НК РФ. Две трети от ставки рефинансирования ЦБ – это гораздо меньше, чем кредитная ставка в банке. Можно сказать, что это дешевое кредитование и возможность выйти из трудной финансовой ситуации. Пользуйтесь, если такая возможность представляется.

    Источник: http://smartbusinessmy.ru/stati/prochie-konsultatsii/otsrochka-platejei/

    Отсрочка налоговых платежей

    Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

    При осуществлении хозяйственной или предпринимательской деятельности могут возникнуть различные обстоятельства, вследствие которых назревает необходимость отсрочки даты перечисления налогов. 9-я глава НК РФ регулируют эту сторону взаимоотношений бизнеса и государства, прописывая основные аспекты решения проблемы.

    Отсрочка налоговых платежей: понятие

    НК РФ определяет термин «отсрочка платежа налога», как перенос срока его перечисления на более позднее время с последующей уплатой долга. Существует и понятие рассрочки, отличающейся тем, что задолженность может быть выплачена частями, а не единой суммой сразу.

    Сроки отсрочки (рассрочки) налоговых платежей варьируются от одного до трех лет. Предоставляться она может по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ), уплачиваемым в федеральный бюджет (НДС, на прибыль, акцизы, транзитные сборы, на добычу полезных ископаемых и драгметаллов), или региональный (транспортный, земельный, торговый сбор, имущество граждан), а также по страховым взносам.

    К сведению! Размер суммы отложенного налога не должен превышать стоимость чистых активов компании (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

    Когда предоставляется отсрочка налоговых платежей

    Законодатель (п.2 ст.

    64 НК РФ) разрешает компаниям и ИП, состояние которых на данный момент исключает возможность перечисления платежа в срок, отложить уплату налога, но причины для этого должны быть весомы, а основания полагать, что фирма сможет погасить долг в период предоставленной отсрочки – достаточны. Перечень ситуаций, когда компания может рассчитывать на отсрочку платежа, включает:

    • ущерб от обстоятельств, не зависящих от организации – техногенной катастрофы, пожара, наводнения, других проявлений стихии;

    • отсутствие оплаты по госзаказу или поступления бюджетного финансирования;

    • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае уплаты крупной суммы налога, в т. ч. по платежам, обозначенным таможенным законодательством при импорте/экспорте;

    • сезонная деятельность компании;

    • неплатежеспособность физлица.

    Как получить отсрочку платежа налога

    С переходом функций администрирования и контроля платежей во внебюджетные фонды, ФНС приказом № ММВ-7-8/683@ от 16.12.2016 обновила порядок изменения сроков платежей по налогам, страховым отчислениям, пеням и штрафам. Этим приказом регулируется процедура предоставления отсрочки и обозначен список необходимых для этого документов.

    На сегодня кардинальных трансформаций в процессе отсрочки налогового платежа не произошло. По-прежнему решение о перенесении срока платежа или об отказе в нем налоговый орган принимает в течение 30 дней (рабочих) с момента подачи заявления, а заявителя уведомляет о нем не позже 3 дней со дня его принятия.

    Заявление об отсрочке платежей в налоговую – это документ установленной формы, рекомендуемый налогоплательщикам для заполнения (приложение 1 к Порядку, утв. приказом № ММВ-7-8/683@)), где указывают:

    • название и реквизиты компании или ФИО заявителя;

    • форму переноса срока уплаты;

    • платеж, для которого необходимо изменить срок уплаты;

    • сумму налога;

    • норму НК РФ как основание предоставления отсрочки;

    • дату и подпись.

    Документы к заявлению об отсрочке

    Кроме заявления для получения отсрочки компании необходимо составить пакет документов (п. 5 ст. 64 НК), состоящий из:

    – о движении средств на счетах за последние полгода;

    – об остатках средств на счетах;

    • Списка контрагентов-дебиторов и копий договоров с указанием по каждому из них стоимости соглашения и сроков исполнения;

    • Расписки (обязательство по форме приложения № 2 к Порядку, утв. приказом № ММВ-7-8/683@) о соблюдении требований предоставляемой отсрочки и примерный график гашения долга.

    В зависимости от основания, послужившего причиной для оформления письма об отсрочке налоговых платежей, налогоплательщик должен включить в пакет документов обоснование своей просьбы (п. 5.1 ст. 64 НК):

    • При обращении за переносом срока платежа из-за обстоятельств непреодолимой силы – документ о фактически произошедшем стихийном бедствии и акт оценки ущерба от него;

    • В ситуации отсутствия финансирования из бюджета – сведения о неполученных суммах от финансового учреждения;

    • Если компания ведет деятельность сезонного характера – справку, что доля доходов от сезонных работ составляет половину общей выручки фирмы;

    • Если уплатить налог не может физлицо из-за временной неспособности – выписку о состоянии счетов и документы на имущество, выступающее в данном случае залогом.

    Кроме того, необходимо быть готовым к тому, что для переноса срока платежа налоговый орган может потребовать какое-либо обеспечение, например, поручительство, залог имущества, банковскую гарантию.

    Представляем заявление об отсрочке налоговых платежей (образец):

    Источник: https://spmag.ru/articles/otsrochka-nalogovyh-platezhey

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.