Оплачивая работникам парковку личного и служебного автотранспорта, компания рискует налоговыми доначислениями

Содержание

Служебная парковка: где и за сколько размещать транспорт компании

Оплачивая работникам парковку личного и служебного автотранспорта, компания рискует налоговыми доначислениями

Владельцу компании при выборе помещений в аренду под офис приходится думать не только о том, где и как расположить сотрудников и производство с продукцией, но и позаботиться о размещении служебного транспорта предприятия и транспортных средств работников. Вопрос парковки встает остро во всех сегментах аренды: офисной, промышленной и складской. Рассмотрим, основные способы решения этой задачи при аренде.

Парковка личного легкового транспорта сотрудников

По данным ООО «Автостат Инфо» количество легковых автомобилей в Санкт-Петербурге достигло 1 735 400 единиц. Большая часть автовладельцев ездит на работу на автомобиле. Значит, рядом с офисом должно быть место, где сотрудники смогут припарковать железного коня.

По данным Colliers International, наш город занимает 26-е место в рейтинге европейских городов по стоимости аренды парковки, Москва, например, занимает 42-ое место.

Отсутствие парковки заметно снижает привлекательность офисного объекта. Некоторые производственные или торговые компании, обладающие обширным парком корпоративных автомобилей, могут отказаться от одного офисного центра в пользу другого, если нет необходимого количества мест на парковке.

Поэтому девелоперы при строительстве вынуждены изыскивать способы обеспечить хотя бы минимальное количество парковочных мест.

Стандартная практика: обычно компании-арендаторы рассчитывают на одно парковочное место со 100 кв.м офиса.

В центре города из-за ограниченности застройки и высокой себестоимости строительства большинство бизнес-центров предоставляют по одному парковочному месту его на 150-200 кв.м арендуемых площадей.

Бизнес-центры, у которых нет проблем с территорией, как правило это периферийные объекты, обычно сочетают платную охраняемую парковку со свободной. Например, выбор есть у клиентов БЦ «Эврика», Т4, «Обуховъ», «Акватория», «Бенуа» и др. Так, БЦ «Санкт-Петербург Плаза» на Малоохтинском проспекте имеет подземный паркинг на 450 машин и открытую автостоянку.

В зависимости от местоположения диапазон средних цен за одно машиноместо на офисной стоянке обычно варьируется в пределах 2500-5000 рублей в месяц (плюс НДС). Есть и более дешевые предложения. К примеру, в 1500 руб. обойдется парковка рядом с периферийными БЦ «Доминат», «Вант», «Софийский».

Расценки в центральных районах города значительно выше. В «Невском центре» на углу Невского проспект и улицы Восстания аренда одного машиноместа составляет 10 тысяч рублей в месяц. В «Сити-Центре» на Петроградской набережной цена на аренду достигают 8000 руб./месяц.

Вблизи скопления административных и общественных учреждений функционируют отдельные платные автостоянки, например, Конюшенная пл., 1, Казанская пл., 2, пл. Островского, на перекрестке Мытнинской наб. с пр. Добролюбова. За парковку в час в среднем берут около 100 рублей.

Услуги по парковке могут оплачиваться отдельно и проходить по отдельному договору, либо включаться в стоимость аренды офиса. Однако чаще на парковку все же заключают отдельные договоры, где прописываются количество мест, уровень оплаты, обслуживание и т.п. Как отмечают в агентства аренды недвижимости, такие контракты оформляются примерно в 70% случаев.

Конечно, парковка обходится недешево, поэтому некоторые арендаторы в последние годы отказывались от аренды машиномест. Но их быстро распределяют среди компаний, оставлявших заявки на расширение. С наступлением кризиса парковку начали использовать в качестве бонуса для привлечения новых арендаторов.

Под открытую охраняемую автостоянку участок, как правило, арендуется у КУГИ. Обычно арендатор оплачивает пропуск на парковку. В закрытых паркингах, которые находятся в собственности владельцев бизнес-центра, арендуется конкретное машиноместо. Большинство офисных комплексов решают вопрос с размещением автотранспорта за счет прилегающих улиц.

Стоимость аренды парковочного места в бизнес-центрах (выборочно)

Ставка аренды, рублей в месяц
Гельсингфорсская ул., 4/1

По данным Praktis CB

Парковка служебного транспорта

Служебный транспорт – это собственность предприятия, который обслуживает их транспортные нужды. Теоретически к служебному транспорту можно было бы отнести также и личный транспорт работников, с которыми заключен договор на использование личного автотранспорта в служебных целях.

Для разгрузки-погрузки в промышленных и складских объектах, как правило, предусмотрены специальные площадки и стоянки. В течение рабочего дня служебный автотранспорт находится в разъездах. Вопрос с парковкой возникает в нерабочее время: выходные, праздники и ночные часы.

Законом парковка легкового служебного транспорта в придомовой зоне не запрещена. То есть водитель такси имеет ли право сосед парковать свой служебный транспорт, а именно машину такси на парковке возле дома, где он проживает. Закон этого не запрещает и нигде об этом не написано. Здесь нужно руководствоваться ПДД РФ.

Если нет запрещающего знака, то парковка разрешена.

Нет специального запрета и для грузовых автомобилей (в том числе «Газелей»), данная ситуация может измениться, если только на общем собрании собственников жилого здания не будет установлен иной порядок пользования придомовой территорией (если собрание примет решение, доступ может быть ограничен, то есть могут установить шлагбаум, например). 

Однако, принимая во внимание, что грузовой и вообще любой служебный транспорт на придомовой территории – не приветствуется жильцами, многие, даже некрупные, конторы паркуют автомобили на обычных городских стоянках. Благо они доступны во всех районах города.

В Московском районе абонемент на месяц на одну а/м стоит 4 000 руб. Суточное хранение автотранспорта – 160 руб. (легкового, грузового до 3,5 т., микроавтобусов и спецтехники-погрузчик, трактор). В Выборгском и Калининском районах в месяц автостоянка стоит 2 000 рублей, это за отгороженную открытую площадку. В крытых паркингах мест дешевле 4 500 рублей в месяц не встречается.

Стоянки для большегрузов

Большегрузы даже в ожидании погрузки-разгрузки могут стоят на месте более суток. И если складской комплекс или промышленная зона не предоставляет специальных «отстойников» для грузового транспорта, компании придется оплатить спец-стоянку.

Так как услуга востребована, на месте, где предлагают парковку для большегрузов, организуют целый комплекс по обслуживанию такого транспорта. На стоянке, как правило, функционирует грузовые шиномонтаж, автомойка и автосервис.

На территории предоставляется электричество. Предоставляются места под перетарку фур и контейнеров. Некоторые предоставляют рабочую силу для погрузочных работ. Цены будут от 4 000 до 5 000 рублей в месяц.

Краткосрочная аренда парковочного места стоит 100-200 рублей в сутки.

Условия парковки на территории Восков Технопарк

Вне зависимости от объемов транспортировок, для арендатора удобнее решать вопрос размещения транспорта компании комплексно. Арендодатель должен продумать и парковку для автомобилей сотрудников, и специальные зоны для длительной стоянки большегрузного транспорта и места для парковки служебных машин.

При аренде помещений на территории технопарка найти баланс для решения всех «парковочных» задач гораздо проще. Во-первых, арендаторам предоставляется одно парковочное место бесплатно на каждые 100 квадратных метров помещения. Единственное ограничение – при аренде крупных площадей, более 1500 кв.

м – предоставляется не более 15 машиномест. Так как территория работает в круглосуточном режиме и служебные автомобили проезжают по оформленным пропускам 24/7, на отведенных арендатору парковочных местах бесплатно может оставаться грузовой транспорт на ночную стоянку или стоянку выходного дня.

Так же не возникнет трудностей с парковкой у посетителей арендатора, так как свободные места для временной парковки рядом с офисными помещениями есть всегда. Главное – предупредить службу контроля въезда о приезде автомобиля, сообщив номер и марку а/м.

Большегрузный транспорт под загрузку или разгрузку может находиться на территории до 48 часов бесплатно. То есть фура под разгрузку спокойно может проехать на территорию технопарка, даже если груз приехал после завершения рабочего дня и в помещении компании некому ее разгрузить. Автомобиль может спокойно дождаться утра, когда персонал компании приступит к разгрузке сырья или товара.

Если требования арендатора по транспортному обеспечению превышают предоставляемые технопарком бесплатные опции, есть возможность расширить занимаемую парковку за счет аренды открытых площадок. В настоящий момент на территории Технопарка имеется более 5 000 квадратных метров асфальтированных участков.

При требовании запарковать машины дополнительно, Восков Технопарк предоставит в аренду площадку по ставке 60 рублей за квадратный метр. Для примера приведу расчет: дополнительные 25 парковочных мест для легковых автомобилей размещаются на площадке площадью 600 квадратных метров. То есть 25 парковочных мест обойдется в 36 тысяч рублей без НДС в месяц.

Если сравнить со стоимостью парковки в других бизнес-центрах, то выгода очевидна.

В качестве дополнительных преимуществ размещения транспорта на территории Восков Технопарка назову наличие автомастерской в специально оборудованных гаражных помещениях с подъемниками.

Это наши недавние арендаторы, они предлагают услуги по текущему сервисному обслуживанию автомашин, шиномонтажу и ремонту. Это удобно для использования при обслуживании служебных автомобилей и есть возможность корпоративного обслуживания частного автотранспорта.

В числе наших арендаторов есть служба эвакуаторов и ремонтники грузовой и спецтехники. Все на одной территории, в шаговой доступности.

  Анна Куценко
«Восков Технопарк»

Источник: http://www.voskov.ru/info/sluzhebnaya-parkovka

Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)

Оплачивая работникам парковку личного и служебного автотранспорта, компания рискует налоговыми доначислениями

Плюсы:

  • Учет всех расходов на автомобиль без каких-либо ограничений.

Минусы:

  • Необходимость уплаты налога на прибыль по договору;
  • Риски доначисления налога на прибыль;
  • Необходимость заключения дополнительного договора;
  • Работник не получает дополнительного вознаграждения;
  • Необходимость оформления кадровой документации на управление транспортным средством (ТС).

Первый вариант предполагает заключение с работником-автовладельцем договора безвозмездного пользования машиной.

Соответственно, транспортное средство переходит во владение организации и находит отражение в ее бухгалтерском учете (как и арендованное имущество, оно учитывается за балансом, т.к. право собственности сохраняется за сотрудником — ст. 689 ГК РФ).

Факт владения имуществом дает следующие преимущества: фирма может учитывать расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а также расходы по текущему и капитальному ремонту (ст. 695 ГК РФ, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, в расходы на законных основаниях можно включить оплату технического обслуживания, страхования, мойки, парковки и т п. То есть фактически расходы учитываются так же, как и по собственным автомобилям (ст. 695 ГК РФ, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В точности таким же, как и по собственному транспорту будет и документальное оформление данных расходов. Для их учета помимо договора ссуды потребуются путевые листы, документы, подтверждающие приобретение ГСМ, оплату услуг по страхованию и т п.

Но не все так безоблачно. Безвозмездное получение права пользования имуществом рассматривается контролирующими и судебными органами как безвозмездное получение имущественного права (см. письмо Минфина России от 19.04.10 № 03-03-06/4/43, п.

 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98). Значит, у организации возникает необходимость включить стоимость этого использования во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но это всего лишь особенность договора.

А главный риск заключается в том, что точно определить размер этого дохода и, следовательно, точно рассчитать налог на прибыль невозможно. Ведь для этого НК РФ предлагает использовать механизмы определения рыночных цен, которые четкостью и однозначностью не отличаются.

Так что, какую сумму налога не заплати, всегда останется почва для споров.

Теперь давайте посмотрим, что при ссуде происходит с налогами и взносами, касающимися собственника транспортного средства.

Очевидно, что налога на доходы физических лиц в данном случае не возникает, поскольку никаких выплат в пользу сотрудника не производится (договор ссуды — безвозмездный).

По той же причине (выплат по договору не производится) данный договор не порождает обязательств, связанных с уплатой страховых взносов. Но даже если бы они и производились, взносов все равно бы не было.

Ведь согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ* выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются.

Надо отметить, что заключение договора ссуды не исключает возможности использования сотрудником автомобиля и в свободное от работы время. Но для этого нужно будет оформить кадровую документацию. В частности, приказ по организации, на основании которого управлять данным автомобилем поручается работнику, являющемуся его собственником.

Кроме того, желательно указать в приказе (или в ином внутреннем документе организации), что машина не обязательно должна храниться в месте нахождения организации. Это позволит сотруднику забирать машину после работы и на выходные дни.

Правда, если планируется делать это постоянно, лучше зафиксировать данное положение непосредственно в договоре, а каждую передачу машины из рук в руки фиксировать актом с указанием показаний одометра, количества топлива в баке и результатов внешнего осмотра автомобиля.

Это поможет избежать проблем с учетом топлива, израсходованного сотрудником во внерабочее время, снимет вопросы по «внеплановому» пробегу и поспособствует урегулированию спорных вопросов, если во время такой «увольнительной» с автомобилем что-то случится.

Вариант 2. Аренда

Плюсы:

  • Учет всех расходов на автомобиль без ограничений;
  • Работник получает дополнительное вознаграждение.

Минусы:

  • Необходимость заключения дополнительного договора;
  • Необходимость оформления кадровой документации на управление ТС;
  • Риск доначисления страховых взносов, если автомобилем управляет собственник;
  • Вознаграждение сотруднику облагается НДФЛ.

Если вы планируете выплачивать работнику вознаграждение за использование личного автомобиля, то договор ссуды не подходит. Ведь по нему никаких выплат быть не может. Максимум, что допускает договор, так это выдачу денег на топливо под отчет.

В такой ситуации можно воспользоваться вторым вариантом и оформить договор аренды автомобиля (ст. 633, 643 ГК РФ). По нему арендатор также может учесть расходы на ГСМ, ремонт, техосмотр и страховку.

Но для этого в договор аренды нужно включить положения о том, что расходы по ремонту (с указанием его типа — текущий, капитальный), техническому обслуживанию и страхованию несет арендатор (ст. 644, 646 ГК РФ, подп. 10 п.

 1 ст. 264 НК РФ).

Обратите внимание, что в нашем случае (сотрудник использует свой личный автомобиль в служебных целях) следует заключать договор аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ). Дело в том, что передавать в аренду автомобиль с экипажем может только лицо, заключившее с водителем трудовой договор (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Очевидно, что при аренде авто у собственного сотрудника это условие невыполнимо — иначе сотрудник должен будет заключить трудовой договор сам с собой. В то же время, законодательство не запрещает закрепить арендованную машину за работником-собственником, издав соответствующий приказ по организации (правда, в этом случае существует риск начисления страховых взносов, т.к.

при проверке данный договор могут переквалифицировать в договор аренды транспортного средства с экипажем).

Сама же арендная плата взносами не облагается. Основание — уже упоминавшийся пункт 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, где сказано, что выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются.

При этом арендная плата является доходом сотрудника (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ), при выплате которого организация должна удержать НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Вариант 3. Компенсация

Плюсы:

  • Не нужно заключать дополнительный договор;
  • Не нужно издавать кадровый документ о поручении сотруднику управлять ТС;
  • Работник получает дополнительное вознаграждение;
  • Выплаты не облагаются НДФЛ и взносами.

Минусы:

  • Ограниченный размер компенсации, которую можно учесть в расходах;
  • Возможны споры по вопросу учета расходов на ГСМ, ремонт и техосмотр;
  • Возможны риски признания выплат объектом обложения НДФЛ и взносами.

В ситуации, когда работнику необходимо не только компенсировать стоимость ГСМ, но и выплачивать вознаграждение за использование личного транспорта, возможен еще один вариант оформления документов. Он отличается простотой, т.к. в данном случае не нужно заключать какой-либо договор.

Достаточно будет служебной записки сотрудника и приказа по организации.

Дело в том, что статья 188 Трудового кодекса говорит, что если сотрудник использует при работе свое имущество, и это происходит с согласия и ведома работодателя, то организация обязана возместить сотруднику расходы, связанные с использованием имущества и выплатить компенсацию за его использование, износ (амортизацию).

Но, применяя этот вариант, нужно учитывать, что максимальный размер компенсации (именно компенсации, а не оплаты ГСМ и прочих расходов!), который можно учесть при налогообложении прибыли, ограничен (подп. 11 п. 1 ст.

264 НК РФ, постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 92). Например, за легковое авто с двигателем объемом до 2000 куб. см. компенсация, учитываемая в расходах, не может быть больше 1200 руб. в месяц.

А для более мощных авто — 1500 руб. в месяц.

А вот НДФЛ и взносами компенсация не облагается независимо от того, в каком размере она выплачивается. Ведь ни статья 217 НК РФ, ни статья 9 Закона № 212-ФЗ не содержат каких-либо ограничений по размеру компенсаций (см. письмо Минфина России от 31.12.10 № 03-04-06/6-327 и определение ВАС РФ от 05.08.11 № ВАС-8118/11).

Не облагаются «зарплатными» налогами и суммы, выплачиваемые сотруднику для компенсации его расходов на ГСМ, ремонт и техосмотр, т. к. они не являются вознаграждением и не образуют доход работника. При этом данные суммы в полном размере учитываются в расходах. Для них в Налоговом кодексе каких-либо лимитов не установлено (п. 49 ст.

264 НК РФ). Правда, Минфин считает, что затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт уже учтены при расчете предельных размеров компенсации (письмо от 16.05.05 № 03-03-01-02/140).

Однако такой подход противоречит статье 188 ТК РФ, которая предусматривает два вида выплат сотруднику, использующему свое имущество в интересах работодателя.

Однако такой вариант оформления, как выплата компенсации, не лишен рисков. Риск возникает в ситуации, когда работник использует в служебных целях автомобиль, собственником которого, согласно данным ГИБДД, является другое лицо.

То есть, проще говоря, с ситуацией, когда работник управляет автомобилем «по доверенности». Последние разъяснения Минфина исходят из того, что в подобном случае суммы, выплачиваемые сотруднику, нельзя считать компенсацией, выплачиваемой на основании статьи 188 ТК РФ.

А значит, такая выплата должна облагаться НДФЛ и взносами (см. письмо Минфина России от 21.09.11 № 03-04-06/6-228).

Такой подход, кстати, налагает дополнительные обязанности на организацию и в той ситуации, когда сотрудники используют для работы свои собственные автомобили. Ведь Минфин требует, чтобы в организации были документы, подтверждающие, что работник, получающий компенсацию, является собственником автомобиля. А значит, у работников нужно требовать ПТС и снимать с него копию.

Надо отметить, что, на наш взгляд, подобный подход Минфина не соответствует логике законодателя. В статье 188 ТК РФ  намеренно использован термин «личное», а не «собственное».

Мы считаем, что это сделано именно для того, чтобы без лишних формальностей отделить имущество, принадлежащее работнику, от имущества организации. И при этом совершенно неважно, на каком именно праве принадлежит имущество сотруднику. Главное, что оно не принадлежит организации.

Минфин же, на наш взгляд, искажает логику законодателя, подменяя понятия. Понятно, что отстаивать свою правоту при наличии подобного письма Минфина, организации придется в суде.

Поэтому, если сотрудник пользуется автомобилем «по доверенности», а организация не хочет втягиваться в разбирательства, то ей стоит избрать другой способ оформления использования автомобиля сотрудника в служебных целях.

* Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/6/6156

Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях приказ, договор, заявление, НДФЛ

Оплачивая работникам парковку личного и служебного автотранспорта, компания рискует налоговыми доначислениями

Торговые представители, выездные специалисты по обслуживанию, менеджеры вынуждены в рабочих целях использовать транспорт. Далеко не все предприниматели обладают достаточным ресурсом, чтобы наделить каждого такого сотрудника автомобилем. В таких случаях возникает нужда в работниках, владеющих собственным транспортом.

Возможность такого использования

Возможность использования личного имущества работника, в том числе и автомобиля, в служебных целях предусматривается ст. 188 Трудового Кодекса России. Однако документ не регулирует ни оплату такого применения, ни сроки эксплуатации, ни порядок компенсации. Единственное, что требует ТК – оформление письменного соглашения, в котором указывается все вышеперечисленное.

Собственно говоря, в законодательных актах нет такого определения, как работа разъездного характера. Каждый работодатель самостоятельно устанавливает параметры таких служебных обязанностей.

Формы оплаты

Критерии разъездной работы фиксируются работодателем в Положении о разъездном характере труда или соответствующем приказе с перечнем таких работ. Для их выполнения работник может использовать и служебный, и личный транспорт. Применение последнего предполагает какую-то форму оплаты. Существует не менее 4 вариантов.

  • Компенсационный механизм – использование личного автомобиля в служебных целях закрепляется соответствующим соглашением или трудовым или коллективным договором. Как правило, такое соглашение предполагает компенсацию за износ машины и возмещение расходов. Обычно компенсация оформляется как определенная сумма за месяц. Если какое-то время работник не использует авто – находится в отпуске, на больничном, то за этот период компенсацию не выплачивают. В возмещение входят расходы на бензин, на мойку, на ремонт. Они также могут быть подробно перечислены в трудовом соглашении.
    • Такой вариант очень выгоден наемщику, так как позволяет создавать весьма гибкий график. Кроме того, компенсационные выплаты до определенной величины не облагаются налогом.
    • А вот с точки зрения работника компенсационный механизм далеко не так выгоден, как кажется: очень сложно подсчитать фактические расходы на ремонт и замену деталей. При таком подходе сотрудник практически беззащитен и редко когда может отстоять свои требования в суде.

Нужно иметь в виду еще одно: ст. 264 НК РФ четко определяет максимальные размеры компенсации за использование личного авто с определенным объемом двигателя. Сумма за месяц не может превышать этой величины. Расходы, связанные с обслуживанием, ограничений не имеют.

  • Аренда – в этом случае личный автомобиль работника предприятие берет в аренду без водителя. Сотрудник же пользуется как бы служебным транспортом. Договор аренды позволяет предусмотреть и оформить все возможные компенсационные выплаты, однако имеет и свои недостатки. Например, поездка на автомобиле вне служебного времени легко может расцениваться как использование служебного транспорта в личных целях, если в договоре аренды не указано особо на эту возможность. Кроме того, аренда предполагает выплату НДФЛ с выплат работнику, переоформление страхового полиса и заключение договора аренды.
  • Ссуда – предполагается безвозмездная ссуда машины предприятию. Автомобиль в таком случае также оказывается на балансе предприятия, что облегает учет расходов и снижает налоговую нагрузку. Сотрудник прямого вознаграждения за использование его машины не получает.
  • Договор гражданско-правового характера – такое соглашение является своего рода альтернативной полноценному трудовому договору. Работник выступает исполнителем, а наемщик – заказчиком. В этом случае установленные законом трудовые нормативы не действуют. При этом возможна аренда с водителем, без водителя, оформление подряда, транспортного обслуживания – все что угодно. Но и здесь есть нюанс: сотрудник должен иметь право на такую деятельность, то есть являться субъектом предпринимательства.

На практике чаще всего прибегают к первому механизму, так как он наиболее выгоден для работодателя.

Договор на компенсацию за использование личного автомобиля

Основанием для выплат при использовании личного авто в служебных целях является соглашение между сотрудником и наемщиком. Оно может являться составной частью Трудового договора или заключаться дополнительно.

Второй вариант более рационален: при смене машины, например, эксплуатационные расходы могут измениться, что отразить в постоянном трудовом договоре не удастся.

Дополнительное же легко расторгнуть и заключить новое соглашение.

В документе обязательно указывается:

  • технические характеристики машины – тип авто, марка, номер двигателя, регистрационный номер и прочее;
  • размеры компенсации;
  • список расходов, подлежащих возмещению: текущий ремонт, расходы на покупку топлива и запчастей, плата за парковку во время рабочей смены, мойка машины, другие производственные траты;
  • порядок выплат компенсации и возмещения расходов, сроки выплаты.

К документу прилагается копия техпаспорта машины и свидетельство о регистрации. Если сотрудник водит машину по доверенности, то требуется также копия полиса ОСАГО, где указано его имя.

На основании соглашения наемщик издает приказ об установлении компенсации за использование личного авто. Во время действия соглашения требуются документы, подтверждающие использование машины:

  • путевой лист или ведомость разъездов в служебных целях (с указанием данных о работнике и машине, а также пунктов назначения и километража);
  • чеки АЗС, подтверждающие заправку;
  • чеки и квитанции об оказании услуг – мойка, ремонт;
  • расчет расходов на основании указанного километража, стоимости бензина или дизельного топлива и норм расхода горючего, которые прописаны в соглашении. Документы служат как подтверждением использования транспорта в служебных целях, так и свидетельствами для налоговой и прочих служб.

Пример договора можно скачать здесь.

Образец договора на компенсацию за использование личного автомобиля

Пример заявления на компенсацию доступен для скачивания тут.

Заявление на компенсацию за использование личного автомобиля 

Как начислить и как рассчитать в 2019

Законодательство предусматривает определенные нормы компенсации при использовании личного авто. Это нужно учитывать при расчете налога на прибыль. Согласно постановлению правительства от 2 июля 2013 года максимальная величина компенсации составляет:

  • 2400 р при объеме мотора до 2 тыс. куб. см;
  • 3000 р , если двигатель автомобиля по объему превышает 2 тыс. куб. см.

Нормы для личного грузового транспорта не определены, а устанавливаются при заключении соглашения с работодателем. Если имеется заключенное соглашение, то расчет компенсации выполняется исходя из количества отработанных дней:

  • ежемесячная сумма делится на число календарных дней, например: 3000/22=136,37 р;
  • результат умножается на число фактически отработанных дней, например: 136,37*12=1636,32 р;
  • возмещение расходов на бензин выполняется согласно чекам АЗС и нормам, установленным распоряжением Минтранса России. Результат прибавляется к предыдущей сумме, например: за пробег в 100 км 7,7*32,5=250,25 р суммируют с компенсацией – 1636,32+250,25=1886,57 р.

Компенсация начисляется в оговоренные сроки полностью. Налог при выплате не удерживается. Как правило, сумма переводится в тот же день, когда выплачивается заработная плата.

Если договоренности о фиксированной сумме нет, то оплата производится по предоставляемым документам: чекам и квитанциям. Такой вариант документально оформить гораздо сложнее.

Приказ на компенсацию за использование личного автомобиля

Приказ на компенсацию за ГСМ

Ндфл и другие налоги в 2019

Компенсация за пользование личным авто в служебных целях не является оплатой труда, соответственно, никакими налогами или страховыми взносами она не облагается. Это своего рода возмещение ущерба. Однако таковым он является только в том случае, если имеются все документы, подтверждающие эксплуатацию машины для выполнения рабочих обязанностей.

  • Наемщику выгоднее оформить соглашение с точным указанием компенсации, чем выписывать работнику премию на ту же сумму, поскольку первая налогом не облагается, а премия подлежит налогообложению.
  • Законодательство ограничивает компенсационные выплаты определенной суммой за месяц. Если компенсация превосходит максимальные размеры, эти сверхнормативные расходы НДФЛ облагаются.

Использование личного автомобиля для выполнения рабочих обязанностей вполне допускается, но должно быть соответствующим образом оформлено. Чаще всего применяют компенсационный механизм, так как он наиболее выгоден наемщику, однако возможны и другие варианты оформления договора.

Компенсация за автомобиль в 1С Бухгалтерия 8 описана в этом видео:

Источник: http://1c-vdruk.ru/trudovoe-pravo-reglament-2019/vyplaty-deklaracija-2019/kompensatsii-direktiva-2019/za-ispolzovanie-lichnogo-avto-dopusk-2019/

Аренда автомобиля или компенсация за использование автомобиля у сотрудника НДФЛ

Оплачивая работникам парковку личного и служебного автотранспорта, компания рискует налоговыми доначислениями

В своей практике работодатели берут в аренду автомобиль у своих сотрудников, так как для них такой подход выгоднее, чем покупка нового авто. Законом предусмотрено, что за использование транспортных средств физических лиц в рабочих целях полагается компенсация. Это возмещение заключается в выплате средств за износ, топливо парковку.

Как оформить аренду автомобиля своего сотрудника?

Существует несколько схем, позволяющих арендовать транспортное средство у сотрудника. Мы рассмотрим самые распространенные способы оформления сделки. Также необходимо будет затронуть тему НДФЛ, ведь доходы граждан облагаются налогом. Какой же способ окажется наиболее предпочтительным и наименее затратным для сторон, попробуем разобраться.

Законодательное подтверждение

Ст. 188 ТК предусматривает обязанность работодателя компенсировать расходы сотрудника, который использует личное авто для выполнения служебных обязанностей. ГК закрепляет условия договора аренды транспортных средств. Ст. 632 — 641 ГК РФ рассматривает вопрос аренды с экипажем, а ст. 642 — 649 ГК – без экипажа.

Способы, посредством которых может быть арендовано авто у сотрудника

Работником может быть предоставлено авто для выполнения задач работодателя на таких основаниях:

  • ссуда;
  • компенсация за износ личного авто;
  • аренда.

Есть еще два варианта – передача авто в безвозмездное пользование, лизинг.

Аренда автомобиля или компенсация за использование личного автомобиля, какой вариант предпочтительней?

Каждый из выше перечисленных способов имеет свои достоинства и недостатки. Для того чтоб понять каким вариантом воспользоваться, нужно знать особенности каждого из них.

Вариант первый – ссуда. Он предполагает заключение между организацией и сотрудником договора безвозмездной эксплуатации авто. В таком порядке транспортное средство переходит на баланс предприятия и числится как арендованное имущество. При этом право собственности сохраняется за сотрудником. Эта возможность закреплена в ст. 689 ГК.

В таком варианте фирма получает возможность учета расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), затрат по текущему и капитальному ремонту.

Более того покрываются расходы могут на оплату технического обслуживания и страхования, мойки и парковки. По факту расходы учитываются точно так же, как и по собственным авто компании.

Точно также проводится и документальное оформление расходов. Вместе с договором ссуды нужно будет оформлять накладные на ГСМ, путевые листы, страховые бумаги.

Но есть в этом варианте и недостатки. Он наименее выгоден и организации, и работнику. Ссуда – порядок безвозмездной передачи прав. В таком случае организации придется включить стоимость аренды в графу внереализованные доходы. Это требование из пункта 8 статьи 250 НК РФ.

При расчете дохода нужно обратить внимание на рыночную стоимость аренды аналогичного имущества. Главный риск заключается в том, что точно просчитать размер дохода и, а значит и вывести НДФЛ невозможно. Сотрудник такой вариант невыгоден тем, что он не получит средств за аренду. Фактически он может претендовать только на компенсацию автомобильных расходов.

Внимание! Вариант выплаты компенсации может быть использован, если ее размеры не выходят за рамки норм, установленных Постановлением Правительства № 92 от 08.02.2002. Как показывает практика, уложиться в предложенные нормативы бывает крайне сложно, что толкает работодателя на подписание договора аренды с сотрудником.

Преимущества ссуды:

  • учет всех расходов на транспортное средство, без всяких ограничений.

Минусы:

  • уплата НДФЛ по договору;
  • риск доначисления налога на прибыль;
  • необходимость оформления дополнительного договора;
  • отсутствие возможности выплаты дополнительного вознаграждения сотруднику;
  • оформление кадровой документации на управление ТС.

Вариант второй – компенсация. Этот способ отличается простотой оформления. В этом случае не потребуется заключать дополнительных договоров. Тут можно обойтись служебной запиской и приказом по предприятию. Кроме того закон не ограничивает сумму расходов за износ авто, но предусмотрены ограничения для компенсационных выплат (за аренду).

Итак, в случае использования легкового авто, в налоговых расходах предусматривается ограниченная нормативами сумма компенсации.

Такое правило должны соблюдать компании, использующие упрощенное налогообложение, а также общую систему (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК, пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК).

Большинство компаний, для того чтоб избежать перерасчета разницы, устанавливают максимальный размер возмещения расходов на амортизацию, что учесть компенсационные расходы.

Постановление Правительства № 92, что от 8 февраля 2002 г. утверждает такие нормативы:

  • для легковых авто с объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно — 1200 руб.;
  • для машин, объем двигателя, которых больше 2000 куб. см. — 1200 руб.;
  • для мотоциклов — 600 руб.

Обратите внимание! Нормативы установлены только для мотоциклов, легковых транспортных средств. Следовательно, законом не ограничиваются размеры компенсационных выплат по эксплуатации грузовых авто. Но схема приемлема для компаний, находящихся на общей системе налогообложения.

Упрощенщики находятся в менее выгодном положении. Их закон ограничивает в возмещении компенсации за грузовой автомобиль. В отличие от предприятий на ОСНО упрощенщики работают с закрытым перечнем расходов. А пп. 12 пункта 1 статьи 346.16 НК разрешено учитывать только компенсацию за мотоциклы и легковые транспортные средства.

Плюсы компенсации:

  • отсутствие необходимости заключения дополнительных договоров;
  • возможность оформления дополнительного вознаграждения;
  • отсутствие надобности издания кадрового документа;
  • не облагается НДФЛ и иными налогами.

Минусы компенсации:

  • ограниченный размер компенсации за аренду;
  • споры с учетом расходов на техосмотр, ремонт, ГСМ;
  • риски признания выплат по НДФЛ и другим налогам.

Вариант третий – аренда.

Сразу стоит отметить, что если у работодателя возникла необходимость компенсации износа авто, а также вознаграждения сотруднику, то ему предпочтительней будет использовать вариант аренды.

При оформлении ссуды максимум, что можно будет сделать, так это включить под отчет деньги на топливо. Порядок оформления договора аренды регулируется ст. 633, 643 ГК.

В таком случае удастся учесть расходы на ГСМ и ремонт, страховку и техосмотр. Но есть важное условие: в договор аренды должен быть внесен пункт, что ремонтные расходы (с уточнением типа — текущий, капитальный), техобслуживанию, страхованию несет арендатор.

Обратите внимание! Если сотрудник использует свое личное транспортное средство в служебных целях, то нужно заключать договор аренды без экипажа (это ст. 642 ГК РФ). А уже передавать в аренду машину с экипажем может только лицо, которое оформило с водителем трудовой договор (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

При этом законодательство не мешает закреплять арендованный автомобиль за собственником (сотрудником). Для этого нужно создать соответствующий приказ по предприятию. Но опять-таки, есть нюансы. В таком положении существует риск начисления дополнительных страховых налогов, так как договор может быть переквалифицирован в аренду транспортного средства с экипажем.

Плюсы аренды:

  • возмещение неограниченных затрат;
  • дополнительная компенсация для водителя.

Минусы аренды:

  • необходимость оформления дополнительного договора;
  • оформление кадровых документов на управление транспортом;
  • вознаграждение подлежит обложению НДФЛ;
  • риск добавления страховых выплат, когда собственник управляет автомобилем.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Источник: https://SocLgoty.ru/kompensatsii/arenda-avtomobilya-ili-kompensatsiya-za-ispolzovanie-avtomobilya.html

Использование служебного автомобиля в личных целях – как оформить, ответственность

Оплачивая работникам парковку личного и служебного автотранспорта, компания рискует налоговыми доначислениями

— Организация бизнеса — Кадры — Использование служебного автомобиля в личных целях

Довольно распространенной на территории Российской Федерации является практика, в соответствии с которой работодатели предоставляют возможность использования служебного автомобиля в личных целях своими сотрудниками.

При этом правовое регулирование данного вопроса является достаточно сложным аспектом с точки зрения оформления пользования транспортом организации.

Так, неправильное оформление использования служебного автомобиля в личных целях, в том числе и в выходные дни или нерабочее время, может повлечь за собой привлечение работника или работодателя к ответственности.

Законы и нормативные акты, регулирующие использование служебного автомобиля в личных целях

С точки зрения российского законодательства, вопрос предоставления работникам права на использование находящихся на балансе предприятия транспортных средств практически никак не рассматривается.

Однако во многих случаях, особенно при длительной работе, большом стаже и определенном уровне доверия со стороны работодателя, предполагается возможность использования служебного автомобиля сотрудником в личных целях, но в данной ситуации у многих работодателей возникает логичный вопрос, связанный с тем, как оформить данную процедуру.

Точных рекомендаций в данном случае законодательством не предусмотрено, в отличие от использования личного автомобиля в служебных целях, для которого есть достаточное количество различных рабочих механизмов с прозрачным законодательным регулированием. Поэтому сейчас работодатели прибегают к нескольким отдельным методикам предоставления рабочего транспорта сотрудникам, к которым можно отнести:

  • Устные договоренности. Использование служебного транспорта в целях расчета расходов предприятия в вопросах налогообложения требует регулярного оформления путевых листов и снятия показателей одометра для установления фактического пробега во время работы. В то же самое время, работникам разрешается ездить на автомобиле во внерабочее время при условии, что они будут заправлять транспорт и фактически никак не повышать расходы предприятия, отдавая автомобиль в том же состоянии. Также может практиковаться и перемотка одометра, если таковая может быть реализована, однако означенные действия имеют под собой еще меньше правовых оснований. Однако данные расхождения впоследствии могут вылиться в привлечение как работника, так и работодателя к ответственности по ряду различных причин, а если с автомобилем пройдет ДТП, то серьезные проблемы также могут возникнуть и у сотрудника, и у работодателя.
  • Оформление приказа о предоставлении права использовать автомобиль в личных целях. В данном случае порядок использования транспорта предприятия его водителями должен предусматривать наличие определенной внутренней нормативной базы в виде локальных актов и правил внутреннего распорядка, непосредственно регулирующих рассматриваемые вопросы. При этом необходимо, чтобы работодатель обратил внимание на ряд дополнительных условий и аспектов подобного предоставления транспорта работнику, без учета которых также может состояться привлечение к ответственности одной из сторон взаимоотношений.
  • Оформление договора аренды с сотрудником. Данный способ является наиболее простым с точки зрения оформления правоотношений, кроме того, он в некоторых случаях позволяет также реализовать и иные схемы использования автомобиля между предприятием и самим работником, что позволит снизить бюрократические затраты. Однако и в этом вопросе есть множество нюансов, которые должны быть учтены, а само оформление договора аренды должно в обязательном порядке учитываться в доходах предприятия, что также может быть негативным аспектом с точки зрения налогообложения.
  • Оформление доверенности на работника. Данный способ является одним из наиболее простых с точки зрения обеспечения права управления транспортом предприятия и применения его в личных целях. Однако в этом случае работодатель должен быть уверен в своем работнике, так как привлечь его к ответственности в случае дорожного происшествия, порчи или повреждения имущества или просто перерасхода горюче-смазочных материалов предприятия будет практически невозможно.

Оформление аренды служебного автомобиля на работника

Заключение договора аренды с сотрудником регулируется на основании положений и нормативов Гражданского кодекса, который предусматривает возможность аренды транспортных средств при помощи своих отдельных нормативов.

Договор аренды в данном случае может предусматривать обязанность арендатора предоставлять автомобиль арендодателю в определенные периоды – например, на время рабочего дня и не использовать его в данное время.

При этом подобный способ использования служебного автомобиля в личных целях требует от работодателя как юридического лица или предпринимателя, передающего свою собственность в аренду, учета доходов от данной аренды.

Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет.

Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:

  • Полный спектр гарантий со стороны работника о сохранности автомобиля и его личной ответственности за его обслуживание.
  • Необходимость уплаты дополнительных налогов за полученные от аренды доходы.
  • Наилучшая в сравнении с любыми другими способами правовая база, обеспечивающая использование служебного автомобиля в личных целях.

Использование автомобиля организации в личных целях на основании приказа и внутренних актов

Работодатель своим приказом или иными распоряжениями может разрешать работникам использовать транспортные средства предприятия в своих личных целях. Однако таковое оформление требует учета множества отдельных нюансов.

Прежде всего, как бы ни была оформлена передача работнику транспорта в данном случае, с точки зрения законодательства таковые действия будут являться передачей автомобиля в безвозмездное пользование.

А значит, могут считаться также и получением работником дохода в натуральной форме.

Чтобы избежать подозрений и претензий со стороны налоговой службы и иных надзорных и контролирующих органов, рекомендуется заключать с работником полноценный договор безвозмездного пользования транспортом, с учетом обязанностей самого сотрудника. Таковые же обязанности должны быть продублированы и в положениях локальных нормативных актов или приказов предприятия.

Если работник будет оплачивать издержки, например – амортизацию автомобиля и ГСМ, то в данном случае использование транспорта уже вряд ли сможет считаться получением дохода в натуральной форме. К главным особенностям подобного способа оформления можно отнести:

  • Уменьшение затрат каждой из сторон.
  • Отсутствие строгого правового регулирования.
  • Наличие рисков привлечения к ответственности в связи с несовершенством правовой базы.
  • Использование служебного автомобиля в личных целях по доверенности

Наличие доверенности на текущий момент не является необходимым для управления транспортным средством – достаточным подтверждением наличия права на управление им является полис ОСАГО. Однако если транспортное средство принадлежит предприятию, оно вправе выдавать доверенности на использование собственного имущества, в том числе и на управление находящимися на балансе организации автомобилями.

При этом в данном случае могут возникать правовые коллизии, так как по мнению некоторых представителей ГИБДД, путевой лист в любом случае является обязательным в отношении работников предприятия, однако для предъявления обвинений в его отсутствии им необходимо все же доказать, что работник передвигается во исполнение рабочих обязанностей, а не по личным делам.

Таким образом, доверенность является достаточно удобным способом для использования служебного автомобиля на выходных или в любое иное время. Однако от предприятия требуется фактически высокий уровень доверия к работнику, так как собственник автомобиля не может требовать от сотрудника ни обслуживания транспортного средства, ни компенсации расходов на бензин либо амортизации.

Тем не менее, этот вариант будет оптимальным, если автомобиль используется директором предприятия в личных целях или одним из его учредителей – например, если изначально транспорт находился в собственности у данного лица и был переведен на баланс предприятия. В целом, особенности подобного механизма пользования служебным транспортом в индивидуальных целях могут быть следующими:

  • Высокие риски организации, так как фактически управляющее автомобилем лицо не несет ответственности за его сохранность.
  • Достаточно простое правовое регулирование без каких-либо дополнительных нюансов и тонкостей.
  • Возможность использовать автомобиль в любое время в личных целях.

Езда на служебном автомобиле в личных целях без оформления и ответственность за нее

С точки зрения законодательства, на транспорт, осуществляющий движение по инициативе какого-либо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должен оформляться путевой лист, в котором должна также стоять отметка о медицинском осмотре водителя.

При этом ситуации, когда работниками используется данный транспорт в нерабочее время не рассматриваются российскими законами в принципе. Ответственность же за езду без медосмотра или путевого листа является достаточно серьезной и может предусматривать до 100 тыс.

рублей штрафа, налагаемого на юридическое лицо и до 500 рублей штрафа – на водителя.

Важный факт – путевой лист может оформляться не только на один день, так что достаточно распространенным механизмом использования служебного автомобиля в личных целях является регулярное оформление путевого листа на длительный срок – например на неделю или месяц. В таком случае никаких оснований для привлечения к ответственности работодателя или работника не будет.

В целом же, отсутствие оформления может грозить как работнику, так и работодателю, а к его особенностям можно отнести:

  • Отсутствие каких-либо бюрократических препятствия и необходимости оформления документов.
  • Минимальный уровень правовой защищенности работодателя и работника.
  • Высокие риски привлечения к ответственности при отсутствии необходимых документов.

(25 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/ispolzovanie-sluzhebnogo-avtomobilya-v-lichnyh-tselyah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.