Обжалование акта выездной налоговой проверки

Содержание

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Обжалование акта выездной налоговой проверки

Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.

И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.

Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании.

Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса.

Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.

Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:

  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Процедура обжалования решения ИФНС осуществляется с учетом индивидуальных особенностей дела. Например, если налоговая вынесла решение меньше месяца назад, и оно еще не вступило в силу, то хозяйствующий субъект вправе подать апелляционную жалобу в ВНО.

В то же время, если с даты вынесения решения прошел месяц, и оно уже вступило в силу, можно пожать жалобу, подготовив всю необходимую документацию по делу и направив ее для рассмотрения. Сделать это можно не позже, чем через год с даты вступления акта в силу.

Как нужно действовать налогоплательщику?

  • Для начала составить жалобу и направить ее в вышестоящую инспекцию через территориальное отделение налоговой, которое приняло решение, затронувшее интересы заявителя.
  • Далее необходимо подождать ответ. Срок ожидания равен 1-2 месяцам.
  • Если налогоплательщика не устраивает ответ, он вправе обратиться в суд или настоять на том, чтобы дело рассмотрела вышестоящая инстанция.

Налогоплательщикам лучше не ждать, пока решение вступит в силу, а начать процесс обжалования в досудебном порядке. ВНО рассматривает подобные обращения в течение 1-2 месяцев.

Способы подачи обжалования

Обжаловать решение инспекторов по итогам аудита налогоплательщик разрешается несколькими способами. Вот они:

  • Руководитель или представитель хозяйствующего субъекта может лично прийти в отделение ИФНС. Если налоговый орган посещает представитель, то у данного лица в распоряжении должна быть нотариальная доверенность, чтобы подтвердить свои полномочия.
  • Жалобу можно отправить по почте, как ценное письмо. Жалоба и документация должны сопровождаться описью вложения, а также уведомлением о вручении.
  • Третий вариант — электронная подача жалобы на сайте ФНС.

На период рассмотрения жалобы исполнение вынесенного ИФНС решения могут приостановить. Но для этого налогоплательщику следует подать такое ходатайство в ВНО или суд.

Обжалование в судебном порядке.

Если досудебное урегулирование вопроса не принесло желаемых результатов, хозяйствующий субъект вправе обратиться в суд.

Здесь нужно учитывать, что сделать это НК РФ разрешает лишь в том случае, если жалоба уже была подана в вышестоящую налоговую инспекцию по всем законодательным правилам.

Если же вышестоящая инспекция не вынесла решение по жалобе в законодательно отведенный период, допускается обращение в суд.

Иски на акты налоговой инспекции судебный орган рассматривает в соответствии с АПК РФ и НК РФ.

Фнс о преимуществах досудебного обжалования

Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:

  • Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
  • Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
  • Налоговые органы смогут работать более эффективно.

Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.

Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.

Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.

Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.

Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:

  • Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
  • Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
  • При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.

По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.

Как оформить жалобу?

В НК РФ сказано, как нужно оформлять заявление на обжалование. Следует помнить, что подавать документ необходимо исключительно в письменной форме. На ней обязательно должен расписаться заявитель или его доверенное лицо. Если жалобу подает представитель, ее сопровождают документацией, которая подтверждает, что данное лицо наделено соответствующими правами.

В жалобе непременно прописывают следующую информацию:

  • Название предприятия, по какому адресу оно расположено/ФИО и адрес физлица.
  • Какой акт налоговой инспекции заявитель хочет обжаловать.
  • Название отделения ИФНС, принявшего решение, с которым не согласен налогоплательщик.
  • На каких основаниях заявитель считает, что его интересы ущемлены.
  • С какими требованиями он обращается в вышестоящий налоговый орган, чего хочет добиться.

В законодательстве РФ о форме данного документа ничего не сказано, а потому составлять ее можно произвольно, но с обязательным включением вышеуказанной информации.

В документе можно отразить и иные данные, например, номера телефонов, факсы, e-mail, которые позволят своевременно рассмотреть его.

Также заявитель по желанию может сопроводить жалобу документами, подтверждающими его позицию и требования.

Как рассматривается жалоба?

В данный момент рассмотрение жалоб производится в особом порядке, и некоторые моменты нельзя назвать выгодными и удобными для налогоплательщика. На основании НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривает заявление без участия истца.

Раньше инспекторы в некоторых ситуациях могли разрешить лично налогоплательщику или его представителям участвовать в рассмотрении жалобы, однако обязательным правилом это не являлось. У судов на этот счет была аналогичная точка зрения. Подход налоговиков к данному вопросу они считали разумным.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Еще одно нововведение заключается в том, что истец имеет право предъявить документацию, которая подтверждает его правоту как одновременно с жалобой, так и после ее предоставления. НК РФ разрешает подать эти документы до того, как вышестоящая налоговая инспекция вынесет решение по делу.

Но ВНО рассмотрит и учтет эти бумаги при принятии решения по жалобе только если налогоплательщик пояснит, по какой причине ранее не предоставил их в территориальное отделение ИФНС, вынесшее оспариваемое решение.

Также согласно новым правилам, вышестоящий налоговый орган теперь вправе устранять нарушения, которые в ходе изучения результатов налогового аудита и формирования актов по нему допустили нижестоящие ИФНС.

При выявлении нарушений в ходе изучения заявления ВНО вполне может отметить решение ИФНС и рассмотреть дело по новой, приняв, соответственно, новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы

После изучения жалобы ИФНС выносит соответствующее решение. Варианты развития событий следующие:

  • Налоговый орган отказывает в обжаловании акта. Но налогоплательщик в этом случае может обжаловать акт в суде и привлечь к данному делу профессиональных юристов.
  • ИФНС отменяет результаты проверки и назначает дополнительный аудит. То есть, проводится повторная проверка, но уже более углубленная.
  • Налоговая отменяет результаты проверки и одновременно останавливает правонарушительное производство. Это наиболее благоприятный исход развития событий, при котором инстанция признает, что компания права, защищая свои интересы, а значит, не обязана исполнять требования, описанные в незаконном акте налогового аудита.
  • Налоговый орган по итогам рассмотрения вопроса принимает какое-либо другое решение.

Подведем итоги. Если налогоплательщика не устраивает решение, вынесенное ИНФС, он вправе подать жалобу в ВНО или обратиться в Арбитраж. При этом обжаловать решение в судебном порядке разрешается только в том случае, если было соблюдено досудебное урегулирование. Такое правило, вступившее в силу с 2014 года, было введено из-за сильной нагрузки на арбитражные суды.

Подать жалобу и иск в суд заявитель может в течение 3 месяцев после того, как получил решение налоговой. Если этот период субъект пропускает по уважительным причинам, его могут восстановить. Это, конечно, удобно для налогоплательщика.

Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен помнить, что всегда может обжаловать итоги налогового аудита, если он с ними не согласен. Таким правом его наделяет НК РФ. Налогоплательщикам, безусловно, стоит отстаивать свои интересы и действовать активно, защищая свой бизнес.

Как показывает статистика, чаще всего плательщики стремятся обжаловать итоги ВНП, реже — камерального расследования. Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на благоприятный исход в свою пользу, лучше довериться опытным специалистам — юристам и бухгалтерам. Их квалифицированная помощь в любом случае окажется кстати.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/obzhalovanie-rezultatov-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Обжалование акта выездной налоговой проверки

Сроки обжалования налоговой проверки
Обжалование не зависит от вида проверки
Порядок обжалования – досудебный
Пошаговая инструкция по обжалованию акта

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (абз. 4 п. 3.3 приложения № 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда.

Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Выездная налоговая проверка. Как обжаловать результаты

Обжалование акта выездной налоговой проверки

Вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, сейчас более чем актуален.

Нередко по результатам проведенных проверок налогоплательщик привлекается к ответственности и несет обязанность по уплате выявленных недостающих сумм налогов и штрафов.

Из двух основных видов существующих налоговых проверок, наиболее “опасной” является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка — это вид налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика и по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в то время, как камеральная налоговая проверка — по месту нахождения налогового органа и на основе налоговых деклараций и иных документов, полученных от налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган, будучи “в полях” имеет больше шансов обнаружить те или иные нарушения, допущенные налогоплательщиком, и составить по результатам проверки отнюдь не радостный документ.

Результаты выездной налоговой проверки

Результатом выездной проверки становится акт налогового органа. Ему предшествует справка о проведенной выездной проверке, которая выдается налоговым инспектором сразу после окончания проверки.

Вышеупомянутый акт должен быть составлен не позднее 2-х месяцев со дня составления справки и передан руководителю налогоплательщика не позднее 5 дней с момента его составления.

В том случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговый орган направляет его заказным письмом и в этом случае датой вручения считается шестой день, начиная с даты отправки письма.

Как обжаловать результаты выездной налоговой проверки

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным актом, он вправе предоставить письменные возражения в течение одного месяца с даты получения акта.

По истечении месяца, отведенного для предоставления возражений, налоговые инспекторы передают материалы проверки руководителю налогового органа или его заместителю. Он должен рассмотреть их и в течение 10 рабочих дней принять решение. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.

Копия вынесенного решения должна быть вручена руководителю налогоплательщика под расписку в течение 5 дней с даты вынесения решения.

Итак, после вынесения решения у налогоплательщика возникает право обжалования данного документа. С 1 января 2014 года обязателен досудебный порядок урегулирования спора.

Первый вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и ещё НЕ вступившего в законную силупутем подачи апелляционной жалобы. Срок, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба — 1 месяц с момента вручения решения налогоплательщику. 

При этом, жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, однако, указанный срок может быть продлен ещё на 1 месяц. 

Результатом рассмотрения апелляционной жалобы могут быть: оставление первоначального решения без изменения, жалобы – без удовлетворения; отмена первоначального решения полностью или в части, либо принятие нового решения с отменой первоначального.

В том случае, если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по рассмотренной апелляционной жалобе, он вправе ещё раз обжаловать по выбору в ФНС и/или в суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе. На практике же налогоплательщики после одного обжалования в вышестоящем налоговом органе сразу обращаются в суд.

Второй вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и УЖЕ вступившего в законную силу (срок для апелляционного обжалования истек). Срок для обжалования в таком порядке — 1 год с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. 

Жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, также этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц. 

Результаты рассмотрения жалобы: 

  • оставление первоначального решения без изменения, а жалобы без удовлетворения; 
  • отмена первоначального решения полностью или в части; 
  • принятие нового решения с отменой первоначального.

Также, если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением вышестоящего органа, он вправе ещё раз обжаловать в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

Стоит отметить, что с 3 августа 2013 года срок для судебного обжалования начинает течь с момента, когда заявителю стало известно о принятом решении или с момента истечения срока для апелляционного обжалования.

На сегодняшний день судебная практика складывается таким образом, что ненормативные акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа оспариваются только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.

В том случае, если налогоплательщик желает оспорить акты по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей либо отсутствия основания для привлечения к ответственности и нарушения процедуры принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, то осуществить это возможно только при условии, если одновременно будет заявляться требование о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.

Также можно отметить случаи, когда нарушения, допущенные налоговым органом, положительно отражаются на налогоплательщике. Налоговый кодекс указывает только на два случая существенного нарушения:

  1. проверяемый налогоплательщик не смог участвовать и (или) через своего представителя;

  2. налогоплательщик не смог представить свои объяснения.

Вышестоящий налоговый орган или суд признают иные нарушения процедуры в качестве оснований для отмены решения, вынесенного по итогам проверки, только в том случае, если такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения.

Так или иначе, обжалование решений налоговых органов — сложный и трудоёмкий процесс, требующий и знаний, и опыта.

Источник: https://ensocompany.ru/publication/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Обжалование результатов налоговой проверки: акта выездной или камеральной проверки, других решений налоговых органов

Обжалование акта выездной налоговой проверки

В настоящий момент в России существует два основных вида налоговых проверок:

  • камеральные налоговые проверки(проверка налоговой декларации по одному конкретному налогу по месту нахождения налогового органа);
  • выездные налоговые проверки(комплексная проверка деятельности налогоплательщика с точки зрения ее соответствия налоговому праву с выездом к налогоплательщику).

С 2012 года в российском налоговом праве также появился дополнительный вид налоговых проверок, который ведется по своим собственным правилам, – проверка цен в контролируемых сделках, совершенных взаимозависимыми или приравниваемыми к ним лицами. Подробнее об этом виде проверок см. в специальном разделе нашего сайта (см. подробнее).

Каждый из названных видов налоговых проверок ведется по своим правилам, процедурам и согласуется со своими сроками. И каждый из них грозит для налогоплательщика своими негативными последствиями.

Этапы и общие правила обжалования результатов налоговой проверки

Строго говоря, под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются три обязательных этапа защиты интересов налогоплательщика:

  • обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе;
  • обжалование решения налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе (УФНС РФ);
  • обжалование в Арбитражном суде.

Однако, по нашему опыту обжалование эффективно в должной мере только тогда, когда на первых этапах проверки, оно было связано с грамотным сопровождением ее течения и налогоплательщик последовательно защищал свои интересы не только на стадии вынесения решения, но и ранее – на стадии вынесения Акта налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля. Возражения, жалобы и корреспонденция с налоговым органом на каждом этапе налоговой проверки, в конечном счете, является залогом успешной защиты интересов.

Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.

Объективно, что не следует пренебрежительно относиться к процедуре досудебного обжалования решений налоговых органов – в большинстве случаев требование о взыскании недоимки будет выставлено уже по итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, т.е.

в этот момент деньги фактически уже будут изъяты из оборота компании.

Это крайне важный и болезненный момент для любой компании еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о подключении к проверке органов полиции и возбуждение уголовного дела.

Особенности сопровождения и обжалования результатов выездной налоговой проверки

Любая выездная налоговая проверка сопряжена с существенными рисками для налогоплательщика. «Безрезультативных» выездных налоговых проверок, когда налогоплательщику не предъявлены никакие претензии, на практике практически не бывает. Налоговый орган имеет в своем арсенале большой набор мероприятий, направленных на выявление недоимки у налогоплательщика.

Наиболее важные этапы проведения выездной налоговой проверки представлены ниже на схеме, каждый из них должен быть проанализирован и при необходимости действия налогового органа на каждом этапе должны быть обжалованы в целях эффективной защиты налогоплательщика:

Стоит отметить, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, вынесенное руководителем налогового органа, можно обжаловать в апелляционном порядке только до момента вступления в силу такого решения.

После вступления в силу решения о привлечении к ответственности при условии, что налогоплательщик не обжаловал его в апелляционном порядке, также можно обжаловать, но обращаться уже нужно в вышестоящий налоговый орган.

Срок для подачи обжалования установлен 1 год с момента вынесения обжалуемого решения.

Обжалование выездной налоговой проверки нашими специалистами может осуществляться как в форме консультирования по текущим действиям налогового органа, составлением ключевых документов (возражений на акт налоговой проверки, апелляционной жалобы и заявления в суд), так и в форме личного присутствия налогового юриста в офисе Вашей компании для эффективной защиты Ваших интересов непосредственно в ходе проведения налоговым органом процедур контроля.

Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок

Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно.

Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками.

Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.

Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения схематично отражены на рисунке ниже.

Как правило, камеральные проверки, которые не содержат в себе рисков отказа в налоговых вычетах, рисков доначислений и штрафов, проходят, минуя все указанные выше мероприятия.

Если Вы столкнулись с одним или с несколькими указанными выше мероприятиями, то, вероятно, камеральная проверка поданной декларации может быть сопряжена для Вас с налоговыми потерями.

В таком случае важно не упустить момент для эффективной защиты Ваших интересов.

Наши услуги и перечень необходимых документов

Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:

  • оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
  • оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
  • обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
  • подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
  • подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.

Наши юристы помогут провести процессдосудебного обжалования решений налоговых органов максимально эффективно, тем самым уменьшив потребность в последующем обращении в суд и снизив риски возбуждения уголовного производства.

Эффективное решение разногласий с налоговыми органами в досудебном порядке сэкономит Вам не только деньги, но также время и нервы.

Вы можете записаться на консультацию со специалистами нашей Налоговой практики, связавшись с ними в любое удобное Вам время.

Для эффективного и быстрого анализа хода налоговой проверки мы просим Вас предоставить до консультации или в ее ходе все документы, вынесенные в ходе проверки налоговым органом, включая решение о назначении проверки, требования о предоставлении документов, справку о завершении налоговой проверки, решения о назначении (дополнительных) мероприятий налогового контроля, решение о приостановлении / продлении налоговой проверки, акт налоговой проверки, а также все процессуальные документы, направленные Вами в адрес налогового органа с момента начала проверки (письма, жалобы, возражения, описи предоставленных документов и пр.). Анализ этих материалов имеет принципиальное значение для обжалования хода и результатов проверки.

Налоговое консультирование крупнейшего представителя химической промышленности

Клиентом является крупнейший производитель химической продукции в Восточной Европе, лидер отрасли с объемами поставок произведённого сырья до 100 тысяч тонн в год.

Консультантом анализировались проблемные вопросы налогового учета, связанные с получением целевого процентного займа в иностранной валюте, а также с порядком учёта в расходах затрат на приобретение экспедиторских услуг при применении различных базисов поставки.

Анализируемые вопросы являются важным компонентом деятельности группы компаний, т.к. она осуществляет значительный объем поставок производимой продукции по всей территории России, а также за ее пределы.

Полученные клиентом квалифицированные консультации по данным налоговым вопросам имели, по оценке клиента, важное значение для осуществления его предпринимательской деятельности способствовали принятию эффективных бизнес-решений.

Трансфертное ценообразование в отрасли «FinTeсh»

Клиентом является российская компания, разрабатывающая уникальное высокотехнологическое оборудование, используемое при проведении банковских транзакций.

Клиент поставлял оборудование для совместного проекта Московского Кредитного банка (банк ТОП-10 в России) и «Mastercard» по созданию нового для России платежного инструмента, который принимается в более 7 миллионов торговых площадок в 107 странах мира.

Работа Консультанта заключалась в подготовке трансфертной документации, предусмотренной российскими налоговым правом, для обоснования соответствия уровня цен рыночному уровню в сделках клиента.

Уникальность продукции требовала сложного подбора и обоснования правил ценообразования, что было эффективно сделано Консультантом. Документы по сделкам были представлены в налоговые органы и признаны надлежащими для подтверждения соответствия закону.

Налоговая проверка крупной федеральной сети

Клиентом является крупная федеральная сеть в сфере проведения досуга, ведущая свою деятельность более чем в 30 городах России и СНГ и имеющая в настоящий момент долю рынка до 20%. Консультант был привлечен клиентом в ходе камеральной налоговой проверки.

Консультантами были подготовлены квалифицированные письменные ответы на многочисленные запросы налогового органа о предоставлении пояснений и документов, направленные в адрес компаний группы.

Запросы налогового органа касались сложнейших аспектов актуального налогового законодательства Российской Федерации (специализированные аспекты налогообложения прибыли).

После направления клиентом подготовленных Консультантом мотивированных возражений, налоговые органы полностью отказались от предъявляемых ранее в отношении группы компаний претензий и требований.

Источник: https://pravo.cliff.ru/nalogovaya-praktika/soprovozhdenie-nalogovykh-proverok/obzhalovanie-rezultatov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.