Обособленные подразделения в гражданском и налоговом законодательстве

Содержание

Налогообложение обособленных подразделений: кто платит – филиал или «голова»?

Обособленные подразделения в гражданском и налоговом законодательстве

Открытие офисов, филиалов, представительств вне адреса нахождения юридического лица – обычная практика для расширяющихся фирм.

Если созданные подразделения являются территориально обособленными, они несут обязанности по уплате налогов и сборов организации в регионах своего расположения.

При этом на учете в местных органах ФНС и внебюджетных фондах в качестве плательщика состоят не отделения фирмы, а ее «голова», которая и отвечает за налогообложение всех своих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение с точки зрения налогового кодекса

Термин «обособленное подразделение» по-своему трактуется гражданским и налоговым законодательством России. ГК РФ четко выделяет из этого понятия филиалы и представительства – как субъекты, наделенные более широкими, в сравнении с обычными подразделениями, полномочиями. Их правовой статус подлежит фиксации в учредительных документах фирмы:

  1. Представительством является подразделение, представляющее организацию в другом населенном пункте, регионе.
  2. Филиал не только защищает интересы компании, но и принимает на себя ее функции, полностью или частично, для деятельности на своей территории.

Налоговый кодекс (п.2 ст.11) под обособленным подразумевает любое подразделение, удовлетворяющее следующим признакам:

  • территориальная удаленность от головной организации;
  • наличие стационарных рабочих мест, как минимум одного, оборудованного на срок более месяца.

Территориальные отделения с любым правовым статусом не являются юрлицами и не могут выступать как самостоятельные налогоплательщики. Каковы полномочия этих подразделений, внесены ли они в Устав организации в качестве филиалов/представительств – для целей налогообложения существенного значения не имеет. Исключение – применение такими фирмами упрощенного налогового режима.

Обособленные подразделения и УСН

Ст. 346 НК РФ (п.3 пп.1) ограничивает для фирм, имеющих обособленные подразделения в форме представительств и филиалов, возможность использовать «упрощенку». Если территориальные отделения не зарегистрированы как филиалы, юрлицу не запрещено облагаться по упрощенной системе, при условии, что оно в принципе имеет на это право.

Однако ФНС обращает пристальное внимание на налогообложение обособленных подразделений при УСН.

Нередко возникают споры между фирмами и налоговиками, когда последние ищут в документах «обычного» структурного отделения признаки филиала или представительства.

Во избежание недоразумений при открытии территориальных офисов «голове» не стоит наделять их имуществом, расширенными полномочиями и прочими атрибутами самостоятельности.

Специалисты рекомендуют уделить внимание следующим моментам при оформлении документов:

  • в Уставе юрлица не должно содержаться упоминание территориальных отделений;
  • в названиях подразделений необходимо избегать употребления слов «филиал» и «представительство»;
  • не нужно разрабатывать для удаленного подразделения отдельного положения, оно может работать на основании приказа гендиректора фирмы;
  • лучше не назначать в обособленный офис руководителя, а если он необходим – строго ограничить его полномочия.

Уплата налогов обособленными подразделениями

Порядок налогообложения структурных подразделений зависит от их правового статуса, вида взимаемых налогов и сборов, наличия/отсутствия у отделения собственного баланса, банковского счета.

НДС

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица. Поскольку подразделения не признаются самостоятельными субъектами, обязанностей по НДС они не имеют.

Головная организация подает декларацию по НДС в инспекцию ФНС по месту постановки на учет самого юридического лица. Исчисление и уплата налога производится общей суммой без распределения на филиалы.

Акцизы

Акцизы подлежат уплате по месту нахождения подразделений, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров и услуг. Для организаций-налогоплательщиков это означает, что подавать декларации по акцизам им необходимо по каждому филиалу отдельно – в их территориальные органы ФНС.

Налоговая отчетность по акцизам предоставляется по факту реализации, передачи подакцизной продукции. Если у подразделения за отчетный период таких операций не было, сдавать за него декларацию не нужно.

НДФЛ

Юридическое лицо как работодатель является налоговым агентом по подоходному налогообложению своих сотрудников – физических лиц. Сведения о доходах персонала компания обязана подавать в «свою» инспекцию. При этом перечислять сумму налогов, удержанную с работников, она должна по месту их регистрации в качестве налогоплательщиков.

Для этого организация при открытии обособленных подразделений становится на учет в налоговые органы по месту нахождения каждого из них. НДФЛ уплачивается по реквизитам соответствующей инспекции, туда же дублируются данные по доходам персонала конкретного подразделения.

Налог на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль юрлицами, имеющими удаленные подразделения, регулируется статьей 288 НК РФ. В части налога, идущего в федеральный бюджет, перечисление авансовых платежей и задолженности на конец налогового периода производится «головой» фирмы общей суммой, без разбивки по филиалам.

Расчеты по налогу на прибыль с региональными бюджетами происходят с учетом места расположения всех структурных подразделений и головной организации. Из общей налоговой базы фирмы необходимо выделить долю, приходящуюся на каждый филиал, представительство.

Затем исчисляются и переводятся авансовые платежи в соответствующие ИФНС – местные и центральную.

Декларации по налогу прибыль предоставляются аналогичным образом – по месту регистрации юрлица и в территориальные органы, ведущие учет региональных представительств.

Имущественный налог

Налог на имущество организации уплачивается раздельно по месту расположения головного офиса и филиалов, если у подразделений имеется свой баланс и принятые на него активы.

Оплата за налогооблагаемое имущество, находящееся на учете в центральной организации, исчисляется и переводится авансовыми платежами в ту ИФНС, где юрлицо зарегистрировано.

Аналогично уплачивается налог на имущество, числящееся за подразделениями. По каждому филиалу отдельно рассчитывается налоговая база, которая умножается на ставку налога, установленную в том или ином субъекте федерации.

Сумма имущественного налога уходит в региональный бюджет.

Транспортный налог

Порядок уплаты транспортного налога зависит от места государственной регистрации транспортных средств. Если автомобиль закреплен за головным офисом, платежи за него будут происходить в центральную ИФНС. При этом фактически машина может находиться в удаленном подразделении. Транспорт, переданный в филиал по бумагам, ставится на местный учет и облагается там же.

Это правило касается только постоянной регистрации транспортного средства. Если оформлен временный учет, во избежание двойного налогообложения налог по месту временного нахождения автомобиля не взимается.

Земельный налог

Уплата земельного налога обособленными подразделениями нормами Налогового Кодекса не регламентируется. В общих случаях организация, владеющая объектом земельного налогообложения по месту нахождения филиала, подает декларацию и производит оплату за участок в местный бюджет.

Если у подразделения есть собственный счет, перечисление суммы земельного налога, рассчитанной за налоговый период, происходит с него.

Расчеты с внебюджетными фондами

Расчетами по страховым взносам своими силами обособленные подразделения занимаются только в том случае, если обладают тремя признаками самостоятельности (№212-ФЗ от 24.07.2009 г., ст. 15, ч.11):

  • собственным балансом;
  • отдельным расчетным счетом;
  • полномочиями выплачивать заработную плату персоналу.

Территориальные отделения компании взаимодействуют со страховыми фондами, встав на учет в местных органах ПФР, ФСС и ФОМС. Если филиал не отвечает перечисленным требованиям хотя бы по одному из параметров, внебюджетные фонды общаются напрямую с «головой».

Для правильного налогообложения обособленных подразделений в 2015 году организация обязана своевременно сообщать об их создании и ликвидации:

  1. Постановка филиалов и представительств на учет происходит через регистрацию изменений в ЕГРЮЛ – в ИФНС по месту нахождения юрлица.
  2. Прекращение деятельности представительства, филиала фиксируется на основании сообщения по форме С-09-3-2, направленного фирмой в трехдневный срок с даты решения о закрытии.
  3. По подразделениям, не являющимся филиалами, срок извещения налоговой составляет 1 месяц – при открытии, 3 дня – при изменении сведений. Форма уведомления – С-09-3-1 подается в «головную» инспекцию.
  4. Снять территориальное отделение с учета необходимо в течение 3 дней с момента прекращения работы.

В соответствии со статьей 116 НК РФ за несвоевременное предоставление информации о создании или ликвидации подразделений фирмы наказывают «рублем»: штрафом в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Источник: https://dezhur.com/db/buhgalteriya/nalogooblozhenie-obosoblennyh-podrazdeleniy-kto-platit-filial-ili-golova.html

Обособленные подразделения – кратко о самом важном

Обособленные подразделения в гражданском и налоговом законодательстве

Ответы, на часто возникающие вопросы об обособленных подразделениях вы найдете в нашем материале. Что является обособленным подразделением, какие налоги уплачивают филиалы и представительства, как поставить на учет обособленное подразделение, как уплачивают налоги обособленные подразделения, ответы на эти и многие другие вопросы найдете здесь.

Что является обособленным подразделением

Гражданский кодекс (ст. 55 ГК РФ)
Обособленными подразделениями организации являются представительства и филиалы.

  • Представительства – обособленное подразделение, которое создаются для представления интересов организации и их защиты.
  • Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.
Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы.

Налоговый кодекс (ст.11 НК РФ)
Согласно Налоговому кодексу к обособленным подразделениям относятся подразделения организации, соответствующие следующим характеристикам:

  • Территориальная обособленность
  • Наличие оборудованных стационарных рабочих мест

Согласно НК РФ, подразделение организации признается обособленным независимо от наличия сведений в учредительных документах.

Таким образом, налоговое законодательство содержит понятие «обособленные подразделения» (далее – ОП), не делая различий между представительством и филиалом.

При этом, не имеет значения тот факт, что устав организации не содержит сведений об обособленных подразделениях , если они созданы организацией, значит у них возникают обязательства по уплате налогов и представлении отчетности.

Что является местом нахождения обособленного подразделения

Место нахождения ОП – место, в котором головная организация осуществляет деятельность, через свое обособленнее подразделение.

Территориальная обособленность ОП

Территориально обособленным является подразделение, которое расположено на территории, отличной от территории места нахождения головной организации.

Иными словами, подразделение должно быть расположено по адресу, который не указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения. При этом Минфин в письме от 22.12.

2004 №03-03-1-04/1/184 пояснил, что территориально обособленным следует считать то подразделение, которое расположено на территории, в которой налоговый контроль осуществляет другая налоговая инспекция.

Какое рабочее место считается стационарным (ст.209 ТК РФ)

Стационарным считается рабочее место, созданное на срок, более одного месяца. Оборудованным считается место, в котором созданы все условия, для того, чтобы работник мог исполнять свои трудовые обязанности.
При этом место, в котором работает сотрудник, должно быть под контролем организации, т.е. должен быть заключен договор аренды, либо являться собственностью организации.

Сообщение о создании, изменениях, закрытии обособленного подразделения (п.2, п.3 ст.23 НК РФ)

Юридическое лицо обязано подать сведения о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. В случае каких либо изменений ранее представленных в ИФНС сведений об ОП, организация так же обязан сообщить в ИФНС:

  • Не позднее одного месяца с момента создания ОП
  • Не позднее трех дней с момента изменения сведений об ОП

При прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии ОП), юридическое лицо обязано подать сведения в свою налоговую инспекцию

  • Не позднее трех дней с момента прекращения деятельности через ОП

Постановка на учет обособленного подразделения (п.1 ст.83 НК РФ)

Если подразделение организации создается на территории, которая относится к налоговой инспекции, в которой уже состоит юридическое лицо, то в этом случае такое подразделение не нужно ставить на учет в ИФНС (п.4 ст.83 НК РФ).Во всех остальных случаях организация обязана поставить на учет каждое обособленное подразделение в налоговую инспекцию по месту его нахождения.

В течение одного месяца со дня создания ОП в территориальную инспекцию подается соответствующее заявление. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии свидетельства о постановке на учет головной организации и документы, подтверждающие создание ОП.

Налоговая инспекция в течение пяти дней осуществляет постановку на учет обособленного подразделения организации.

Ответственность за непостановку на учет ОП (ст.116, ст.117 НК РФ, ст.15.3 КоАП РФ)

НарушениеНалоговая ответственностьАдминистративная ответственность
срок
до 90 днейболее 90 дней
Нарушены сроки подачи заявления о постановке на учет5 000 руб.10 000 руб.500 – 1000 руб.  
Осуществление деятельности без постановки на учет10% от доходов, но не менее 20 000 руб.20% от доходов, но не менее 40 000 руб.2 000 – 3 000 руб.  

Если обособленное подразделение меняет адрес своего места нахождения, головная организация обязана зарегистрировать закрытие ОП, т.е.

снять его с учета в налоговой инспекции, и вновь зарегистрировать его в инспекции, находящейся по новому адресу.

Это объясняется тем, что законодательство не содержит нормы, устанавливающей порядок учета изменений, связанных с изменением места нахождения обособленных подразделений. 

Пенсионный фонд РФ

Регистрации в ПФР подлежат те подразделения, которые имеют выделенный баланс, расчетный счет, начисляют заработную плату работникам.
Регистрация в Пенсионном фонде осуществляется на основании сведений ЕГРЮЛ.

Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения сведений о создании обособленного подразделения, передает сведения в управление ПФР по месту нахождения ОП.

Пенсионный фонд передает страхователю извещение в двух экземплярах, один из которых следует передать в Пенсионный фонд по месту нахождения организации в течение 10 дней.

Фонд социального страхования

Так же, как и в ПФР, в ФСС регистрируются ОП имеющие баланс, счет в банке и производящие выплаты в пользу работников. Регистрация осуществляется в территориальном филиале ФСС, по месту осуществления деятельности ОП.

Организация, в течение 30 дней с момента создания подразделения, обязана подать в ФСС заявление и копии следующих документов:

  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Свидетельство о постановке на учет в ИФНС;
  • Уведомление о постановке на учет в ИФНС по месту нахождения ОП
  • Документы, свидетельствующие о создании ОП (устав, содержащий сведения об обособленном подразделении, положение об ОП, доверенность, выданную руководителю ОП);
  • Извещение о регистрации в ФСС головной организации
  • Информационное письмо из статистики
  • Справку из банка о расчетных счетах, если на момент подачи заявления они открыты.

НДФЛ (п.2 ст.230 НК РФ)

Исчисление НДФЛ производится исходя из суммы выплат в пользу работников, трудящихся в соответствующем подразделении.Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения.Отчеты сдаются в налоговую инспекцию по месту постановки на учет ОП.

Если у работника заключен трудовой договор с головной организацией, а рабочим местом является территория обособленного подразделения, то налог с доходов уплачивается по месту нахождения ОП.Если сотрудник в течение месяца работал в нескольких ОП, налог рассчитывается исходя из отработанного в каждом ОП времени и перечисляется в бюджеты, по месту нахождения всех ОП.

Если подразделение было зарегистрировано не в начале месяца, то НДФЛ с доходов работников следует уплатить пропорционально доле заработной платы, начисленной за время работы в данном ОП.

Следует отметить, что ОП уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке.

В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.

Страховые взносы (п.11-15 ст.212-ФЗ)

Страховые взносы в ФСС и ПФР начисляются на заработную плату работников ОП.Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится ОП.

Отчеты сдаются в управление ПФР и филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.

НДС (ст.174 НК РФ)

НДС исчисляется в целом по организации и уплачивается по месту постановки на учет головной организации. По обособленным подразделениям суммы НДС не распределяются.
Отчетность сдается головной организацией по месту своего нахождения.
Оформление счетов-фактур получаемых и выставляемых обособленными подразделениями имеют некоторые особенности. В счетах-фактурах следует указывать:

  • КПП обособленного подразделения
  • ИНН головной организации
  • В качестве продавца указывается головная организация
  • В качестве адреса продавца указывается адрес головной организации
  • В графах «наименование и адрес грузоотправителя» указывается адрес обособленного подразделения
  • По таким правилам следует составлять как выставляемые, как и получаемые ОП счета-фактуры.

Налог на прибыль (ст.288, ст.289 НК РФ)

Исчисление налоговой базы по налогу на прибыль осуществляется в целом по организации, далее:

  • В Федеральный бюджет налог уплачивается полностью по месту нахождения головной организации, без распределения сумм по обособленным подразделениям;
  • В Бюджеты субъектов сумма налога распределяется между головной организацией и всеми ее подразделениями.

Сумма налога, приходящаяся на организацию и на каждое ОП, исчисляется как средняя арифметическая величина среднесписочной численности работников или выплат в пользу работников и удельного веса остаточной стоимости активов, в отношении которых начисляется амортизация.

В учетной политике необходимо указать, каким образом исчисляется сумма налога, приходящаяся на долю подразделений: с учетом среднесписочной численности работников или с учетом расходов на оплату труда.

В случае, если у организации имеется несколько подразделений, расположенных на территории одного субъекта РФ, то между всеми ОП налог можно не распределять. В этом случае организация:

  • Определяет сумму налога исходя из доли прибыли, приходящейся на ОП расположенные на территории субъекта (по всем подразделениям, действующим на данной территории)
  • Выбирает обособленное подразделение, через которое будет уплачен налог на прибыль
  • Уведомляет о своем решении налоговую инспекцию по месту нахождения ОП, до 31 декабря предшествующего года.

Налоговая декларация представляется по месту нахождения головной организации и по месту нахождения каждого ОП. Головная организация заполняет декларацию в целом по организации и указывает суммы, распределенные по всем обособленным подразделениям. По каждому подразделению заполняется Приложение №5 к листу 02 декларации.

Каждое обособленное подразделение декларацию подает в инспекцию, по месту своего нахождения, заполнив титульный лист, подраздел 1.1, подраздел 1.2 раздела 1, приложение 5 к листу 02.

Обратите внимание, уплата налога на прибыль в бюджет субъектов РФ по обособленным подразделениям, производится независимо от того, выделены ОП на отдельный баланс или нет.

Финансовый результат, полученный по каждому обособленному подразделению – прибыль или убыток, тоже не принимается во внимание, при исчислении налоговых платежей, поскольку налоговая база определяется в целом по организации, а уже затем распределяется между головной организацией и всеми ее подразделениями.

Налог на имущество (ст.384 НК РФ)

Налог на имущество по обособленным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, исчисляется исходя из ставки налога, которая действует на территории субъекта, на которой находится ОП, средней стоимости амортизируемого имущества каждого ОП, определенной за соответствующий период.Налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет субъекта, на территории которого расположены подразделения.

Декларации и расчеты по авансовым платежам сдаются в инспекции, по месту нахождения каждого ОП.

Земельный налог (ст.397 НК РФ)

Земельный налог и авансовые платежи по нему перечисляются в бюджет, на территории которого находятся участки.
Декларация сдается в ИФНС территории, где находятся участки.

Транспортный налог (ст.363 НК РФ)

Налог уплачивается в бюджет региона, в котором зарегистрированы транспортные средства.Отчетность подается в ИФНС территории, в котором зарегистрированы т/с.

Если же транспорт зарегистрирован в головной организации, а эксплуатируется обособленным подразделением, то его следует поставить на временный учет в данном регионе, и уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации.

Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений

Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, составляют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, в состав которой могут входить:

  • Оборотно-сальдовые ведомости
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках

В ИФНС обособленные подразделения бухгалтерскую отчетность не сдают. Бухгалтерские отчеты, включающие данные в целом по организации, в инспекцию по месту своего нахождения сдает головная организация.

Налоговая ответственность обособленных подразделений

Согласно ст.107 НК РФ, за совершение налогового правонарушения ответственность несет организация.

Поскольку обособленное подразделение таковой не является, права и обязанности возлагаются на головную организацию.

Следовательно, к налоговой ответственности в случае нарушения законодательства обособленными подразделениями, будет привлечена организация, в состав которой входит данное подразделение.

Центр Бухгалтерской Практики “Парус”

Сентябрь 2012

Материалы по теме

Как индивидуальному предпринимателю вести деятельность в другом регионе

Источник: https://paruscbp.ru/poleznaya-informaciya/obosoblennye-podrazdeleniya-kratko-o-samom-vazhnom.html

Что такое обособленное подразделение: анализируем признаки

Обособленные подразделения в гражданском и налоговом законодательстве

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях.

Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Пункт 2 ст. 23 НК РФ требует от налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения. Сделать это нужно в течение месяца со дня его образования. Уведомление подается по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@.

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы.

Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое.

Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Для начала рекомендуем обратить внимание на то, что требования гражданского и налогового законодательства по вопросу оформления подразделений компании отличаются весьма сильно.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно:  принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай.

Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст.

11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку.

Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.

02 № ГКПИ 2002-663, определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.

14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве.

Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются.

Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации.

При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация.

Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст.

126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см.

«Сообщить о создании обособленного подразделения нужно и в том случае, если данное подразделение и головной офис будут состоять на учете в одной налоговой инспекции»).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст.

116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст.

116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия.

Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет.

Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст.

23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон от 28.06.14 № 188-ФЗ).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2015/5/9789

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Обособленные подразделения в гражданском и налоговом законодательстве

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать – филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства.

В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия “филиал” и “представительство” приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица.

Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е.

ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства.

Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е.

самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 “О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц”: “…

обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица …

К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица”.

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”. В силу п.

9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е.

населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия – иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом.

Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод – филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса.

Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.

2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Источник: https://www.gestion.ru/news/gestion/filialy-predstavitelstva-i-inye-obosoblennye-podrazdeleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.