Обособленные подразделения: новый порядок уплаты налога на прибыль

Содержание

Налогообложение обособленных подразделений: кто платит – филиал или «голова»?

Обособленные подразделения: новый порядок уплаты налога на прибыль

Открытие офисов, филиалов, представительств вне адреса нахождения юридического лица – обычная практика для расширяющихся фирм.

Если созданные подразделения являются территориально обособленными, они несут обязанности по уплате налогов и сборов организации в регионах своего расположения.

При этом на учете в местных органах ФНС и внебюджетных фондах в качестве плательщика состоят не отделения фирмы, а ее «голова», которая и отвечает за налогообложение всех своих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение с точки зрения налогового кодекса

Термин «обособленное подразделение» по-своему трактуется гражданским и налоговым законодательством России. ГК РФ четко выделяет из этого понятия филиалы и представительства – как субъекты, наделенные более широкими, в сравнении с обычными подразделениями, полномочиями. Их правовой статус подлежит фиксации в учредительных документах фирмы:

  1. Представительством является подразделение, представляющее организацию в другом населенном пункте, регионе.
  2. Филиал не только защищает интересы компании, но и принимает на себя ее функции, полностью или частично, для деятельности на своей территории.

Налоговый кодекс (п.2 ст.11) под обособленным подразумевает любое подразделение, удовлетворяющее следующим признакам:

  • территориальная удаленность от головной организации;
  • наличие стационарных рабочих мест, как минимум одного, оборудованного на срок более месяца.

Территориальные отделения с любым правовым статусом не являются юрлицами и не могут выступать как самостоятельные налогоплательщики. Каковы полномочия этих подразделений, внесены ли они в Устав организации в качестве филиалов/представительств – для целей налогообложения существенного значения не имеет. Исключение – применение такими фирмами упрощенного налогового режима.

Обособленные подразделения и УСН

Ст. 346 НК РФ (п.3 пп.1) ограничивает для фирм, имеющих обособленные подразделения в форме представительств и филиалов, возможность использовать «упрощенку». Если территориальные отделения не зарегистрированы как филиалы, юрлицу не запрещено облагаться по упрощенной системе, при условии, что оно в принципе имеет на это право.

Однако ФНС обращает пристальное внимание на налогообложение обособленных подразделений при УСН.

Нередко возникают споры между фирмами и налоговиками, когда последние ищут в документах «обычного» структурного отделения признаки филиала или представительства.

Во избежание недоразумений при открытии территориальных офисов «голове» не стоит наделять их имуществом, расширенными полномочиями и прочими атрибутами самостоятельности.

Специалисты рекомендуют уделить внимание следующим моментам при оформлении документов:

  • в Уставе юрлица не должно содержаться упоминание территориальных отделений;
  • в названиях подразделений необходимо избегать употребления слов «филиал» и «представительство»;
  • не нужно разрабатывать для удаленного подразделения отдельного положения, оно может работать на основании приказа гендиректора фирмы;
  • лучше не назначать в обособленный офис руководителя, а если он необходим – строго ограничить его полномочия.

Уплата налогов обособленными подразделениями

Порядок налогообложения структурных подразделений зависит от их правового статуса, вида взимаемых налогов и сборов, наличия/отсутствия у отделения собственного баланса, банковского счета.

НДС

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица. Поскольку подразделения не признаются самостоятельными субъектами, обязанностей по НДС они не имеют.

Головная организация подает декларацию по НДС в инспекцию ФНС по месту постановки на учет самого юридического лица. Исчисление и уплата налога производится общей суммой без распределения на филиалы.

Акцизы

Акцизы подлежат уплате по месту нахождения подразделений, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров и услуг. Для организаций-налогоплательщиков это означает, что подавать декларации по акцизам им необходимо по каждому филиалу отдельно – в их территориальные органы ФНС.

Налоговая отчетность по акцизам предоставляется по факту реализации, передачи подакцизной продукции. Если у подразделения за отчетный период таких операций не было, сдавать за него декларацию не нужно.

НДФЛ

Юридическое лицо как работодатель является налоговым агентом по подоходному налогообложению своих сотрудников – физических лиц. Сведения о доходах персонала компания обязана подавать в «свою» инспекцию. При этом перечислять сумму налогов, удержанную с работников, она должна по месту их регистрации в качестве налогоплательщиков.

Для этого организация при открытии обособленных подразделений становится на учет в налоговые органы по месту нахождения каждого из них. НДФЛ уплачивается по реквизитам соответствующей инспекции, туда же дублируются данные по доходам персонала конкретного подразделения.

Налог на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль юрлицами, имеющими удаленные подразделения, регулируется статьей 288 НК РФ. В части налога, идущего в федеральный бюджет, перечисление авансовых платежей и задолженности на конец налогового периода производится «головой» фирмы общей суммой, без разбивки по филиалам.

Расчеты по налогу на прибыль с региональными бюджетами происходят с учетом места расположения всех структурных подразделений и головной организации. Из общей налоговой базы фирмы необходимо выделить долю, приходящуюся на каждый филиал, представительство.

Затем исчисляются и переводятся авансовые платежи в соответствующие ИФНС – местные и центральную.

Декларации по налогу прибыль предоставляются аналогичным образом – по месту регистрации юрлица и в территориальные органы, ведущие учет региональных представительств.

Имущественный налог

Налог на имущество организации уплачивается раздельно по месту расположения головного офиса и филиалов, если у подразделений имеется свой баланс и принятые на него активы.

Оплата за налогооблагаемое имущество, находящееся на учете в центральной организации, исчисляется и переводится авансовыми платежами в ту ИФНС, где юрлицо зарегистрировано.

Аналогично уплачивается налог на имущество, числящееся за подразделениями. По каждому филиалу отдельно рассчитывается налоговая база, которая умножается на ставку налога, установленную в том или ином субъекте федерации.

Сумма имущественного налога уходит в региональный бюджет.

Транспортный налог

Порядок уплаты транспортного налога зависит от места государственной регистрации транспортных средств. Если автомобиль закреплен за головным офисом, платежи за него будут происходить в центральную ИФНС. При этом фактически машина может находиться в удаленном подразделении. Транспорт, переданный в филиал по бумагам, ставится на местный учет и облагается там же.

Это правило касается только постоянной регистрации транспортного средства. Если оформлен временный учет, во избежание двойного налогообложения налог по месту временного нахождения автомобиля не взимается.

Земельный налог

Уплата земельного налога обособленными подразделениями нормами Налогового Кодекса не регламентируется. В общих случаях организация, владеющая объектом земельного налогообложения по месту нахождения филиала, подает декларацию и производит оплату за участок в местный бюджет.

Если у подразделения есть собственный счет, перечисление суммы земельного налога, рассчитанной за налоговый период, происходит с него.

Расчеты с внебюджетными фондами

Расчетами по страховым взносам своими силами обособленные подразделения занимаются только в том случае, если обладают тремя признаками самостоятельности (№212-ФЗ от 24.07.2009 г., ст. 15, ч.11):

  • собственным балансом;
  • отдельным расчетным счетом;
  • полномочиями выплачивать заработную плату персоналу.

Территориальные отделения компании взаимодействуют со страховыми фондами, встав на учет в местных органах ПФР, ФСС и ФОМС. Если филиал не отвечает перечисленным требованиям хотя бы по одному из параметров, внебюджетные фонды общаются напрямую с «головой».

Для правильного налогообложения обособленных подразделений в 2015 году организация обязана своевременно сообщать об их создании и ликвидации:

  1. Постановка филиалов и представительств на учет происходит через регистрацию изменений в ЕГРЮЛ – в ИФНС по месту нахождения юрлица.
  2. Прекращение деятельности представительства, филиала фиксируется на основании сообщения по форме С-09-3-2, направленного фирмой в трехдневный срок с даты решения о закрытии.
  3. По подразделениям, не являющимся филиалами, срок извещения налоговой составляет 1 месяц – при открытии, 3 дня – при изменении сведений. Форма уведомления – С-09-3-1 подается в «головную» инспекцию.
  4. Снять территориальное отделение с учета необходимо в течение 3 дней с момента прекращения работы.

В соответствии со статьей 116 НК РФ за несвоевременное предоставление информации о создании или ликвидации подразделений фирмы наказывают «рублем»: штрафом в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Источник: https://dezhur.com/db/buhgalteriya/nalogooblozhenie-obosoblennyh-podrazdeleniy-kto-platit-filial-ili-golova.html

Налог на прибыль по обособленным подразделениям 2018

Обособленные подразделения: новый порядок уплаты налога на прибыль

Если у фирмы имеются зарегистрированные в общеустановленном порядке ОП, необходимо соблюдать специальный нормативный порядок исчисления и уплаты в пользу государства сумм налога с прибыли.

Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями выполняется с учетом требований п. 1 стат. 288 НК. Здесь определено, что та часть налога, которая направляется в бюджет федеральный (3 %), уплачивается централизовано по адресу фирмы-«головы».

А та часть, что начисляется в бюджет региональный (17 %), подлежит распределению между головной компанией и ее ОП (п. 2 стат. 288).

Указанные ставки налога на 2017-2020 гг. утверждены в п. 1 стат. 284 НК. Следовательно, чтобы правильно заплатить суммы в региональный бюджет, предварительно необходимо выяснить, какая часть налога приходится на головную организацию, а какая – на ОП.

Если у предприятия зарегистрировано не одно подразделение, а несколько, и размещены они территориально в одном субъекте, что делать? В этой ситуации налогоплательщик вправе выбрать одно ОП, через которое и будет уплачиваться налог.

Это же правило распространяется и на фирму-«голову».

Налоговая декларация по налогу на прибыль

Расчет налога на прибыль обособленного подразделения 2018

Как же осуществить расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям? Для корректности данных следует руководствоваться нормами п. 2 стат.

288, где определено, что авансы и сам налог начисляются на основании специальных правил. В первую очередь, определяется доля налога на прибыль по обособленному подразделению.

А чтобы узнать этот показатель, налогоплательщику понадобится вычислить:

  • Трудовой показатель – среднеарифметическое значение удельного веса по численности (среднесписочной) либо расходам по оплате труда персонала отдельного ОП в аналогичном показателе по всему предприятию в целом.
  • Имущественный показатель – удельный вес ОС (стоимость остаточная) амортизируемых активов отдельного ОП в аналогичном показателе по компании в целом.

Как понятно из норм п. 2 стат. 288, предприятие может самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант расчета трудового показателя – по численности или ФОТ.

Способ закрепляется в учетной политике и является обязательным к применению в течение всего налогового периода. Имущественный показатель определяется на основании налоговых данных ОС (п. 1 стат. 257).

При начислении амортизационных сумм по нелинейной методике допускается использование данных бухучета компании.

При этом распределение имущества по ОП производится с учетом того, где фактически эксплуатируются объекты, независимо от факта постановки на баланс. Если же соответствующих основных средств в компании нет, прибыль определяется только по трудовому показателю. Все данные рассчитываются нарастающим способом.

Налог на прибыль по обособленному подразделению – пример расчета

Предположим, что у фирмы (с численностью общей в 35 чел.) имеется одно ОП с численностью в 10 чел. Численность головного офиса равна 25 чел. За 1 кв. получена общая прибыль в 750000 руб.

Основных средств по стоимости остаточной у предприятия – на 1200000 руб.: на балансе «головы» состоят ОС на 800000 руб., ОП – 400000 руб. Трудовой показатель вычисляется по численности штата.

Определим долю налога с прибыли по «голове» и ОП:

  • Значение удельного веса численности ОП – 10 / 35 х 100 % = 28,57 %.
  • Значение удельного веса численности «головы» – 25 / 35 х 100 % = 71,43 %.
  • Доля имущества в ОС по ОП – 400000 / 1200000 х 100 % = 33,33 %.
  • Доля имущества в ОС по «голове» – 800000/1200000 х 100 % = 66,67 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по ОП – (28,57 % + 33,33 %) / 2 = 30,95 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по «голове» – (71,43 % + 66,67%) / 2 = 69,05 %.
  • Сумма региональной части налога по ОП – 750000 х 17 % х 30,95 % = 39461 руб.
  • Сумма региональной части налога по «голове» – 750000 х 17 % х 69,05 % = 88039 руб.

Как платится налог на прибыль по обособленному подразделению

Исходя из нормативных требований п. 2 стат. 288 НК, уплачивать налог в бюджет субъектов нужно отдельно по ОП и фирме-«голове».

Налоговики разрешают платить суммы централизовано, то есть одной платежкой, если и подразделение, и головная фирма расположены территориально в одной местности и подведомственны одной ИФНС.

Это же правило верно в случае, когда у компании имеется несколько ОП, расположенных также в одной территории.

Для того, чтобы законно перечислять суммы налога по реквизитам налоговой одного ответственного ОП, налогоплательщик обязан письменно уведомить ИФНС не позднее 31-го декабря перед будущим налоговым периодом. При этом выполнять распределение сумм по ОП не требуется.

Но такой порядок должен оставаться неизменным. Если же создается новое подразделение, уведомление подается в 10-дневный период по окончании квартала, в котором зарегистрировано ОП. Формы уведомлений приведены ФНС в Приложении № 3 Письма № ШС-6-3/986 от 30.12.08 г.

Как подается декларация по налогу на прибыль обособленного подразделения

Согласно п. 3 стат. 288 НК юрлицами суммы авансов и налога с прибыли, включая приходящиеся на ОП, начисляются самостоятельно. Все данные о налоге подаются путем предоставления налоговой декларации. Куда именно предоставляются сведения? В соответствии с п. 1 стат.

289 контрольный орган подачи – ИФНС по адресу учета головной компании, а при наличии ОП – по адресу таких подразделений. Исключением являются ОП налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, и ОП, расположенные за пределами нашей страны (абз. 3 п. 1 стат. 289, п. 4 стат.

311).

Обратите внимание! Когда предприятием применяется централизованный способ перечисления налога, допускается подача одной декларации по группе таких ОП.

Контрольный орган – ИФНС по адресу ответственного за перечисление сумм подразделения или фирмы-«головы». В состав декларации по ОП обязательно включается Приложение 5 л.

02 с данными по подразделению (бланк в Приказе № ММВ-7-3/572@ от 19.10.16 г.).

Закрытие обособленного подразделения – налог на прибыль

Если закрыли обособленное подразделение, налог на прибыль перечисляется в общие сроки. О том, что у предприятия произошла ликвидация ОП, следует уведомить ИФНС о выборе нового ответственного за уплату сумм лица. Документ направляется в налоговые органы в 10-дневный период от даты закрытия ОП. А что делать с отчетностью?

На закрытое обособленное подразделение по налогу на прибыль декларация подаваться уже не будет. Ведь ОП фактически снято с учета. Все данные необходимо предоставлять по месту учета фирмы-«головы». А при наличии в том же регионе других подразделений, по адресу ответственного за уплату сумм лица.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/deklaraciya-po-nalogu-na-pribyl-obosoblennogo-podrazdeleniya.html

На заметку бухгалтеру расчет налога на прибыль обособленного подразделения

Обособленные подразделения: новый порядок уплаты налога на прибыль

Новости/разъясненияВопросы НДФЛАрхиврассылки

Для малого бизнеса введут единый упрощенный отчет

Ответственность за регистрацию мнимого объекта в учете

Как уволить работника в отпуске

Налог на прибыль обособленного подразделения: практические рекомендации

Для малого бизнеса введут единый упрощенный отчет

2 мая Тюменская областная дума внесла в ГосДуму законопроект № 164161-7 «О внесении изменения в ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». 

Как указывают инициаторы законопроекта, на сегодняшний день общая нагрузка по сдаче различного рода отчетов для микропредприятия может составлять до 45 форм в год.

Представление в соответствующие органы указанных форм отчетности требует временных и финансовых ресурсов, что ведет к сдерживанию развития предпринимательской деятельности.

Законопроектом предусматривается замена существующих форм отчетности, содержащих необходимые для уполномоченных органов государственной власти и  организаций сведения для контроля (надзора) и учета деятельности субъектов предпринимательской деятельности, единой упрощенной формой, сведения которой будут служить основанием для исчисления и уплаты налогов, страховых взносов. Право предоставления единой упрощенной формы будут иметь налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы и являющиеся микропредприятиями согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Документ: законопроект № 164161-7 «О внесении изменения в ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Источник: www.nalog-briz.ru

Ответственность за регистрацию мнимого объекта в учете

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Рассмотрим следующую ситуа­цию. По данным бухгалтерского учета за отчетный период в нашей организации получен убыток.

Налоговая инспекция настоятельно «предлагает» перенести часть расходов (заработную плату и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком договорам) на счет 97 для того, чтобы показать как минимум нулевой результат. Какие последствия будут для нашей организации, если мы выполним «рекомендации» налоговой инспекции?

Мнимые и притворные объекты бухучета

Заработная плата и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком в отчетном периоде договорам — это расходы данного отчетного периода. Указанные расходы могут отражаться на счете 97 только для того, чтобы избежать убытка «на бумаге», и такое действие будет трактоваться, как регистрация мнимого объекта бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 10 Феде­раль­ного закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов учета в указанных регистрах.

Для целей применения Закона № 402-ФЗ под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным — объект, отраженный в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

«Спрятав» текущие расходы, организация пытается сохранить хорошие отношения с налоговой инспекцией, но при этом вводит в заблуждение основных пользователей бухгалтерской отчетности (участников, акционеров, собственников имущества и т. п.) в отношении действительного положения дел в организации.

Как установлено в п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е.

исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими. В рассматриваемой ситуации приоритет отдан налоговой инспекции, т. е.

информация в бухгалтерской отчетности подается с целью удовлетворить именно ее требования, но полностью игнорируются требования остальных пользователей отчетности.

Кроме участников, акционеров, собственников имущества и т. п. пользователями бухгалтерской отчетности являются органы государственной статистики.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями, предоставляемые в органы государственной статистики по месту государственной регистрации организации, составляют государственный информационный ресурс.

Штраф за нарушение требований к бухучету

Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта в регистрах бухгалтерского учета трактуется в ст. 15.

11 КоАП РФ как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, за которое на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

При повторном совершении того же нарушения штраф увеличивается до размеров от 10 000 до 20 000 руб.

Виновные должностные лица также могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Согласно ст. 3.

11 КоАП РФ дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

Кто в ответе за бухучет

В формах бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 2.07.10 г. № 66н, предусмотрена подпись только руководителя организации, поэтому некоторые бухгалтеры считают, что к административной ответственности за нарушения при составлении бухгалтерской отчетности будет привлекаться только руководитель.

На самом деле руководитель отвечает за организацию бухгучета и хранение бухгалтерских документов (п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Для выполнения данной функции он обязан возложить ведение бух­учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Исключением является случай, когда руководитель может принять на себя обязанности по ведению бухучета, если руководимая им организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, или относится к субъектам среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.

Если в трудовом договоре главного бухгалтера (должностной инструкции) присутствует обязанность ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, то административная ответственность за регистрацию мнимого объекта учета возлагается на главного бухгалтера, а не на руководителя организации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете составляет два года со дня совершения административного правонарушения. При этом выявить данное нарушение в ходе проведения налоговой проверки может та же налоговая инспекция, которая и порекомендовала отразить расходы отчетного периода на счете 97.

Источник: http://uchet-service.ru/buhvip175

Налоги в обособленном подразделении: как платить НДФЛ и налог на прибыль

Обособленные подразделения: новый порядок уплаты налога на прибыль

Налоги в обособленном подразделении: как платить НДФЛ и налог на прибыль Алексей Крайнев, 14 ноября 2017 14 ноября 2017

О том, что с появлением у компании обособленного подразделения меняется порядок уплаты налогов, знает, наверное, каждый бухгалтер.

Речь идет о раздельной уплате налога на прибыль и НДФЛ. На практике у бухгалтеров часто возникают сложности, связанные с переходными периодами.

Сегодня мы расскажем, как правильно перейти на новый порядок уплаты налогов при открытии обособленного подразделения (ОП) и вернуться к обычному порядку при его закрытии.

В соответствии с п. 1 ст.

 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

А уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Таково общее правило для уплаты налога на прибыль по обособленным подразделениям. Но как именно его применять при открытии и ликвидации подразделений: когда перечислять первый платеж и последний с учетом распределения и как правильно заполнять декларации? Давайте разбираться.

Правила определения суммы ежемесячных авансовых платежей зафиксированы в п. 2 ст.

 286 НК РФ и «завязаны» на сумму ежеквартального авансового платежа за прошлый период, который в свою очередь, определяется исходя из прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала года.

Получается, что ежемесячные авансовые платежи вновь созданного обособленного подразделения можно исчислить только после того, как закончится тот отчетный период, в котором это подразделение было создано.

Поэтому обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения нового подразделения возникает у организации лишь с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором появилось ОП.

Например, если подразделение создано в июле, августе или сентябре (т.е. в III квартале), то начать перечислять авансовые платежи по месту его нахождения нужно будет с 1 месяца IV квартала, т.е. с октября.

Сделать это надо до 28 октября (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Одновременно нужно помнить, что расчет авансовых платежей фиксируется в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@). Это означает следующее.

Чтобы начать платить авансовые платежи с первого месяца квартала, следующего за кварталом создания ОП, заполнить соответствующее приложение в декларации надо уже по итогам того квартала, в котором подразделение создано.

Если продолжить наш пример, то, отчитываясь за 9 месяцев 2017 года, организация должна будет включить в декларацию по налогу на прибыль Приложение № 5 к листу 02, в котором по строке 030 отразит налоговую базу в целом по организации, по строкам 040 и 050 определит долю налоговой базы, приходящейся на обособленное подразделение (головную организацию), а по строкам 120 и 121 укажет сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих перечислению в IV и I квартале.

Иначе обстоит дело с уплатой авансовых платежей у налогоплательщиков, для которых отчетным периодом является месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ).

Поскольку они исчисляют авансовый платеж исходя из фактически полученной прибыли, то и уплачивать налог с распределением надо уже с месяца, в котором создано подразделение (письмо Минфина России от 22.02.06 № 03-03-04/1/137).

Если подразделение такой организации создано в сентябре, то авансовый платеж за сентябрь нужно будет уже распределить между бюджетами субъектов РФ.

Соответственно, исчислить авансовые платежи в рассматриваемой ситуации необходимо в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, представляемого в составе декларации за этот же период (январь –сентябрь в нашем примере).

В заключение напомним, какую дату надо указать для обозначенной выше цели. Дата создания обособленного подразделения берется из соответствующего поля раздела «Сведения об обособленном подразделении», которая находится в форме сообщения о создании обособленного подразделения (форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@).

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению

Порядок уплаты авансового платежа при закрытии подразделения установлен непосредственно в статье 288 НК РФ. Абзац 8 пункта 2 данной статьи гласит: уплата налога осуществляется в общеустановленном порядке начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором обособленное подразделение было ликвидировано.

Получается, что авансовые платежи за период, в котором подразделение закрыто, вроде бы еще нужно уплачивать с распределением. Даже если подразделение ликвидировано не в последнем месяце квартала. Однако это не так.

Как мы уже упоминали, суть ежемесячных авансовых платежей в том, что они исчисляются на основе базы за предыдущий квартал и засчитываются в счет авансового платежа за текущий квартал.

Если же подразделение было закрыто в течение квартала, то рассчитать сумму авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащую уплате в бюджет того региона, где находилось ликвидированное подразделение, по итогам того отчетного периода, в котором оно закрыто, уже не получится. Ведь такое подразделение отработало неполный отчетный период, и определить долю прибыли за этот квартал, приходящуюся на него, невозможно.

Поэтому уплату ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения подразделения нужно прекратить сразу же после его закрытия. Более того, ежемесячные платежи, уплаченные за квартал, в котором произошла ликвидация ОП, будут считаться излишне уплаченными (см. письма Минфина России от 10.08.

06 № 03-03-04/1/624 и от 24.02.09 № 03-03-06/1/82).

Компании, уплачивающие ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли, применяют те же правила, но с поправкой на величину налогового периода: авансовый платеж за месяц, в котором было ликвидировано ОП, по месту его нахождения перечислять уже не требуется.

Аналогичным образом решается и вопрос с представлением деклараций по месту нахождения закрытых подразделений.

Эта обязанность прекращается в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил налогоплательщика о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения (письмо Минфина России от 05.03.07 № 03-03-06/2/43). Это означает вот что.

Если организация получает уведомление о снятии с учета обособленного подразделения (форма № 1-5-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.

11 № ЯК-7-6/488@) до наступления обязанности по представлению декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором принято решение о ликвидации, то декларация за этот период в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного ОП уже не представляется (см. также письмо УФНС по г. Москве от 13.04.10 № 16-15/038587).

Ндфл при открытии обособленного подразделения

По правилам п. 7 ст. 226 НК РФ, российские компании, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный у работников такого подразделения НДФЛ по месту нахождения ОП. Аналогичные правила установлены п. 2 ст. 230 НК РФ в отношении отчетности по НДФЛ: справок 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ. Как правильно выполнить эти правила при создании подразделения в течение года?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к положениям ст. 55 НК РФ, где написано, как определить продолжительность налогового периода в случае создания компании в течение года.

Налоговые агенты для целей НДФЛ должны применять следующее правило: если организация создана в течение календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца этого календарного года (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).

Давайте применим данное правило к обособленному подразделению (кстати, так поступают и сами налоговики — см. письма ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@ и от 28.03.11 № КЕ-4-3/4817). Мы получим следующий вывод.

Организация должна составить отдельный 6-НДФЛ и подать его в инспекцию по месту нахождения нового ОП начиная с периода представления, в котором создано подразделение.

При этом в расчете указываются соответствующие показатели в отношении работников этого обособленного подразделения на отчетную дату (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря), определенные нарастающим итогом с момента образования ОП. В таком же порядке будут предоставляться сведения по форме № 2-НДФЛ.

Другими словами, в нашем примере с подразделением, созданным в сентябре, первым расчетом 6-НДФЛ, который надо подать по месту нахождения ОП, будет расчет за 9 месяцев.

В нем будут указаны данные о доходах сотрудника подразделения с даты его создания по 30 сентября включительно.

Аналогично будут заполнены и справки 2-НДФЛ, представляемые по месту нахождения ОП: в них будут указаны сведения о доходах с даты создания по 31 декабря включительно.

Ндфл по закрытому обособленному подразделению

Вопрос отчетности по НДФЛ по закрытому ОП мы уже частично затронули «Как закрыть обособленное подразделение: оформляем документы, увольняем работников, уведомляем контролирующие органы». Расскажем об этих правилах подробнее.  

В случае прекращения деятельности через обособленное подразделение в течение года налоговым периодом по этому подразделению будет считаться период от даты начала налогового периода до даты ликвидации (закрытия) ОП (по аналогии с п. 3.5 ст. 55 НК РФ).

В этой связи налоговые органы настаивают: до завершения ликвидации (закрытия) ОП организация должна представить расчет по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в отношении работников данного подразделения в налоговый орган по месту учета ликвидируемого (закрываемого) ОП за последний налоговый период.

То есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) подразделения (письмо ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@).

Однако напрямую в Налоговом кодексе подобная обязанность организации не установлена. Поэтому привлечь налогового агента за непредставление данных сведений именно в момент закрытия подразделения нельзя.

А значит, если данные формы отчетности по закрытому подразделению до его снятия с учета не были представлены, их нужно будет подать в инспекцию по местонахождению головной организации в общеустановленные сроки.

Например, если ОП закрыто в августе или в сентябре, то расчет 6-НДФЛ по обособленному подразделению подается не позднее 31 октября текущего года, а справка 2-НДФЛ — не позднее 1 апреля следующего года.

К сожалению, законодательство обходит стороной и порядок заполнения форм отчетности по обособленному подразделению, если они предоставляются уже после закрытия ОП (именно поэтому ФНС и настаивает на их сдаче до момента ликвидации).

На наш взгляд, расчет 6-НДФЛ, который подается в инспекцию по месту нахождения головной организации уже после закрытия ОП, нужно оформлять следующим образом.

В строке расчета «Представляется в налоговый орган (код)» нужно указать код инспекции, в которую фактически представляется расчет, в строке «Код по ОКТМО» — код ОКТМО по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, а в строке «КПП» — КПП ликвидированного подразделения. Эти выводы следуют из правил, заполнения данных полей, закрепленных в п. 2.

2 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@). В расчете указываются начисления в пользу сотрудников подразделения с 1 января по дату закрытия подразделения, а в разделе 2 — с начала отчетного периода и до даты закрытия подразделения. Уточненные расчеты по головной организации в данном случае подавать не требуется.

Схожим образом оформляются и справки 2-НДФЛ по закрытому подразделению, которые представляются в общеустановленные сроки в налоговый орган по месту нахождения головной организации. В документе указывается ОКТМО того муниципального образования, где находилось подразделение, и, соответственно, его КПП.

А в поле «в ИФНС (код)» проставляется код инспекции, в которой стоит на учете головная организация. По этим справкам нужно будет сформировать отдельный реестр, отличный от реестра справок 2-НДФЛ на сотрудников головной организации (письмо ФНС России от 07.02.12 № ЕД-4-3/1838, п. 9 Порядка представления Справки 2-НДФЛ, утв.

Приказом ФНС России от 16.09.11 № ММВ-7-3/576@).

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2017/11/12879

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.