Нулевая ставка НДС при реализации транспортных услуг

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

Нулевая ставка НДС при реализации транспортных услуг

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Примечание:
* В статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения” рассмотрены общие вопросы налогообложения по договору транспортной экспедиции.

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

  • определение места реализации услуг;
  • определение налоговой базы;
  • порядок применения нулевой ставки и ряд других.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:
* Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения”.

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”.

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

2007 по делу № А31-384/2006-15 и № А31-11508/2005-19: “особенности определения налоговой базы (по НДС) налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, в том числе договора транспортной экспедиции, предусмотрены в статье 156 НК РФ”.

Таким образом, в соответствии с частью первой пункта 1 указанной статьи налоговая база по договору транспортной экспедиции определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

164 НК РФ).

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что “положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)”.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/14393/

7.3. Ставка НДС при перевыставлении транспортных расходов, облагаемых по нулевой ставке

Нулевая ставка НДС при реализации транспортных услуг

Описание ситуации: У нас заключен контракт с заказчиком на сервисные работы, частью которого является перевыставление расходов транспортировки и услуг таможенного брокера (выдержка из договора в приложении). Транспортировка осуществляется из-за границы и выставляется нам с НДС 0%. Далее согласно условиям договора мы выставляем нашему заказчику данные расходы с 10%-ной наценкой.

Вопрос: С какой ставкой НДС мы должны перевыставить транспортные расходы? Должны ли мы перевыставлять расходы с НДС 18%, или же только наша наценка в данном случае будет подлежать обложению НДС?

Как правильно документально оформить данную операцию? Должны ли мы в счете-фактуре разделять сами транспортные расходы и нашу наценку?

Ответ: По условиям представленного договора организация (исполнитель) оказывает заказчику услуги по техническому сопровождению работ по соединению и подключению оборудования.

Одной из составляющих стоимости услуг является “расчетная стоимость транспортировки и услуг таможенного брокера (подлежат возмещению заказчиком на основании фактических документально подтвержденных расходов, увеличенных на 10%, – увеличение суммы фактических расходов на 10% не применяется по отношению к расходам по оплате работ (услуг) аффилированных лиц исполнителя. Размер возмещения подобных расходов подлежит дополнительному согласованию с заказчиком)” (п. 4.1 “Мобилизация” разд. 2). Таким же образом предусмотрен порядок возмещения стоимости транспортировки, хранения и услуг таможенного брокера (п. 4.2 “Демобилизация” разд. 2).

Как следует из полученных нами устных пояснений, затраты на оплату данных услуг учитываются исполнителем в составе расходов по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Статьей 783 ГК РФ предусмотрено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. ст. 702 – 729), если это не противоречит положениям ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета такого договора.

Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Кроме того, условие о привлечении сторонних организаций для оказания отдельных видов услуг в целях исполнения обязанностей по основному договору (поставки, подряда, оказания услуг и др.

) может быть квалифицировано как элемент иного договора (агентирования, комиссии); в таком случае договор является смешанным. Соответственно, исполнитель определяет налоговую базу по НДС как агент (комиссионер), т.е.

как сумму дохода, полученную им в виде вознаграждения (любых иных доходов) (п. 1 ст. 156 НК РФ).

При этом вознаграждение агента, комиссионера также определяется условиями договора и может состоять из вознаграждения как такового либо из оплаты услуг агента, комиссионера и компенсации понесенных им расходов.

На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.05.2010 N 17795/09 при рассмотрении спора о признании затрат по налогу на прибыль и вычетов по НДС, примененных принципалом по агентскому договору, в соответствии с которым агент от своего имени, но в интересах принципала оказывал услуги по сбыту его продукции.

Согласно договору принципал обязуется компенсировать агенту расходы, фактически понесенные за отчетный месяц в связи с исполнением агентом своих обязательств по договору, а также выплатить вознаграждение в размере 7% от этих расходов.

Агент осуществлял на всей территории России сбыт аналогичной продукции на аналогичных условиях со всеми производителями товара соответствующей марки в России и учитывал все расходы, понесенные им при реализации этой продукции.

Определяя долю вознаграждения каждого в зависимости от его доли реализованной продукции, агент определял реальную долю расходов, приходящуюся на каждого производителя продукции – принципала по конкретному агентскому договору.

Суд указал, что существенным по делу является то обстоятельство, что агент не перевыставлял оплаченные им счета своих контрагентов, а учитывал расходы по ним как собственные затраты.

То, что в договоре и отчетах агента стоимость услуг, подлежащих оплате заводом, расшифровывалась по двум позициям: как “возмещаемые расходы” и “вознаграждение”, – не влияет на природу сумм, оплаченных заводом агенту.

В данном случае “возмещаемые расходы”, хоть они так и названы сторонами, фактически являются частью вознаграждения агента.

Следовательно, по нашему мнению, расходы, возмещаемые исполнителю, в зависимости от условий договора и порядка их учета исполнителем могут быть квалифицированы как “перевыставляемые” расходы (которые не учитываются исполнителем как свои собственные) или как вознаграждение исполнителя. Во втором случае такие расходы включаются в цену договора оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога.

То есть к цене договора возмездного оказания услуг исполнитель должен предъявить заказчику к уплате НДС по соответствующей ставке.

В рассматриваемом случае, исходя из буквального толкования условий договора, стоимость услуг сторонних организаций включена в стоимость услуг исполнителя; исполнитель учитывает данные затраты в составе собственных расходов.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации расходы на оплату транспортировки и услуг таможенного брокера входят в цену договора на оказание услуг. Соответственно, при предъявлении их к оплате заказчику исполнитель должен дополнительно предъявить к уплате НДС по ставке 18%.

Оказанные заказчику услуги отражаются в счете-фактуре с учетом требований пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ, пп. “а” п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), т.е. указывается описание оказанных услуг.

К содержанию

452

No votes yet.

Please wait…

налоги НДС

Обстоятельства: Информация, содержащаяся в смс-сообщении, ввела в заблуждение по поводу товаров, которые продаются со скидкой. 11

Read more →

40

Read more →

Задачи. 28

Read more →

Система криминалистических знаний проявляется как в принадлежности к одной науке, так и в единстве ее структурных элементов 15

Read more →

15

Read more →

114

Read more →

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих С последними изменениями и дополнениями 2018 г. 20

Read more →

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих С последними изменениями и дополнениями 2018 г. 27

Read more →

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих С последними изменениями и дополнениями 2018 г. 25

Read more →

4703

Read more →

Page 3

5

Read more →

5

Read more →

5

Read more →

4

Read more →

10

Read more →

36

Read more →

16

Read more →

37

Read more →

20

Read more →

18

Read more →

Page 4

29

Read more →

Есть судебное постановление, которым увольнение в такой ситуации признано неправомерным. 184

Read more →

Введение 94

Read more →

Понятие “бесспорная юрисдикция” (на итальянском языке – “giurisdizione volontaria”) 353

Read more →

43

Read more →

249

Read more →

175

Read more →

42

Read more →

21

Read more →

47

Read more →

Page 5

28

Read more →

66

Read more →

150

Read more →

29

Read more →

47

Read more →

29

Read more →

47

Read more →

22

Read more →

114

Read more →

84

Read more →

Источник: http://narodirossii.ru/?p=2510

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.