Новый порядок исчисления акцизов по нефтепродуктам

Сущность акцизного налогообложения операций с нефтепродуктами

Новый порядок исчисления акцизов по нефтепродуктам

Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации

Уральский Государственный Аграрный Университет

Институт экономики финансов и менеджмента

Контрольная работа

по дисциплине

«ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

на тему:

«АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА»

Выполнила:

 студентка 4 курса

специальности УП, ГСП

Белова В.Ф.

 Проверила:

Заспалова И.П

Москва

2013 г.

Введение 3

1. Сущность акцизного налогообложения операций с нефтепродуктами 5

1.1 История возникновения и развития акцизов на нефтепродукты 5

1.2. Характеристика основных элементов акциза по операциям с нефтепродуктами 10

2. Порядок исчисления и уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами 16

2.1. Специфика исчисления сумм акциза по операциям с нефтепродуктами и применения налоговых вычетов 16

2.2. Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность 23

Заключение 28

Список используемых источников 32

Введение

Акциз – является косвенным налогом. Он устанавливается на отдельные виды товаров. И как любой косвенный налог включается в цену товара.

Известно, что акцизы являются одной из древних форм налогообложения. Первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Новый этап восстановления акцизов в Российской Федерации связан с переходом к рыночным отношениям и становлением налоговой системы, а также принятием Налогового кодекса РФ.

Налогообложение операций с нефтью и нефтепродуктами всегда являлось важным источником формирования доходной части бюджетов различных уровней.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что нововведения в сфере акцизного налогообложения вызвали массу споров и противоречий среди плательщиков акцизов на нефтепродукты. Данная тема, касающаяся акцизов по операциям с нефтепродуктами, является довольно проблематичной и требует к себе особого внимания, так как в настоящее время наша страна претерпевает «топливный кризис».

Целью написания контрольной работы является анализ сложившейся ситуации в области порядка исчисления и уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами в Российской Федерации.

Реализуют цель следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы об акцизах по операциям с нефтепродуктами;
  2. Выделить особенности исчисления и уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами;
  3. Исследовать порядок исчисления и уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами на примере ОАО «Нефтяная компания «Альянс».

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы по установлению, исчислению, уплате акцизов по операциям с нефтепродуктами.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Структура, объем, и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1.1 История возникновения и развития акцизов на нефтепродукты

Группа товаров, объединяемая понятием “нефтепродукты” (ГСМ), в большинстве стран является подакцизной. А широкое распространение налогообложение нефтепродуктов получило после энергетического кризиса 70-х гг. 20века.

В РФ акцизы установлены на следующие виды ГСМ, определенные в целях применения главы 22 Налогового кодекса (НК) как нефтепродукты:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин.

До 1 января 2001 г. единственным подакцизным нефтепродуктом был автомобильный бензин, а дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей облагались налогом на реализацию горюче-смазочных материалов. После отмены данного налога они были включены в перечень подакцизных товаров.

С одной стороны, акцизы на нефтепродукты в России играют роль платежа за пользование автодорогами, с другой – нет стопроцентного соответствия круга плательщиков этих акцизов кругу пользователей автодорог.

С 1 января 2003 г. вступила в действие принципиально новая система налогообложения акцизами нефтепродуктов на территории РФ – был введен порядок налогообложения нефтепродуктов, предусматривающий перенос части налоговой нагрузки с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю этими товарами.

Ключевым моментом нового порядка налогообложения являлось то обстоятельство, что возникновение объекта налогообложения ставилось в зависимость от наличия у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, соответствующего документа, определенного законом как свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (свидетельство).

Система налогообложения акцизами нефтепродуктов была построена таким образом, что каждый имеющий свидетельство продавец нефтепродуктов, начисливший при их получении акциз, при условии подтверждения факта уплаты акциза покупателем, имеющим свидетельство, имеет право на налоговый вычет уплаченной суммы акциза. То есть действовал зачетный механизм, аналогичный НДС. По нефтепродуктам, направляемым на реализацию в розницу, лицами, имеющими свидетельство, сумма акциза не могла быть предъявлена к вычету, а также прерывалась цепочка вычетов и при реализации лицу, не имеющему свидетельства.

Введение с 1 января 2003 г. принципиально нового порядка налогообложения нефтепродуктов было вызваны целым рядом причин.

Во-первых, в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств появилась необходимость компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ.

Для этого в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 №176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год” поступления от акцизов на нефтепродукты стали распределяться следующим образом: 40% – в федеральный бюджет,60% – в бюджеты субъектов РФ. 

Кроме того, были проиндексированы ставки акцизов на нефтепродукты на 45%.

Новый порядок налогообложения нефтепродуктов был призван перенести налоговую нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что, как предполагалось, позволит распределять уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях, в то время как прежний порядок позволял собирать акциз только в тех субъектах РФ, где имеются крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а их не так много.

Во-вторых, эта мера была направлена на решение существующей в сфере потребления и реализации подакцизных нефтепродуктов проблемы налоговых потерь в результате значительных объемов реализации автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте. Этот порядок, позволяющий отследить всю цепочку от производителя до потребителя, должен был вывести этот нефтепродукт из тени. С 1 января 2003 г. на прямогонный бензин была установлена нулевая ставка, что позволило отслеживать его оборот.

В-третьих, при осуществлении контроля налогообложения нефтепродуктов по всей цепочке “производитель – посредники – продавец” налоговые органы имели возможность администрировать не только акциз, но также и НДС, и налог на прибыль, так как отслеживаются объемы оборота нефтепродуктов и прибыль, получаемая от их перепродажи.

Источником нелегальных оборотов автомобильного бензина являлась широко распространенная на АЗС, нефтебазах и ряде других организаций сферы снабжения нефтепродуктами практика получения и реализации некачественного автомобильного бензина, нелегально производимого на АЗС и нефтебазах способом смешения с высокооктановыми добавками приобретаемых ими “без акцизных” стабильных прямогонных бензиновых фракций.

Кроме того, так как получение налогового вычета продавцом по нефтепродуктам, реализованным лицам, имеющим свидетельство, не зависел от факта уплаты акциза покупателем, имели место злоупотребления, которые привели к значительным потерям бюджета. За четыре года недоимка по акцизам на нефтепродукты выросла в 16 раз.

В ряде случаев имеющий свидетельство покупатель, получив от имеющего свидетельство поставщика нефтепродукты по цене без акциза, начислив по этим нефтепродуктам акциз, получал отметку на реестрах счетов-фактур – основание для применения налогового вычета продавцом нефтепродуктов – уплачивал лишь незначительную часть начисленной суммы (или не уплачивал ее вообще), после чего налоговую отчетность более не представлял и по своему местонахождению не обнаруживался.

До 1 января 2007 г. объект налогообложения акцизами по подакцизным нефтепродуктам принципиально отличался от объекта налогообложения по другим подакцизным товарам. В соответствии с введенным порядком объектом налогообложения акцизами признавались операции по получению нефтепродуктов налогоплательщиком. Под получением понимается:

  • приобретение нефтепродуктов в собственность;
  • оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
  • оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.

Объектом обложения акцизами также являлась передача собственнику, не имеющему свидетельства, нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья.

В 2005 – 2006 гг. в НК были внесены две существенные поправки, касающиеся вопросов взимания акцизов на нефтепродукты.

Во-первых, с 1 января 2006 г. ставку акцизов на прямогонный бензин изменили. До этого момента в стране в течение двух лет прямогонный бензин, являясь подакцизным товаром, облагался по нулевой ставке.

Вместе с тем, учитывая, что прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, в целях избежания повышения цен на нее был введен новый порядок исчисления акциза на прямогонный бензин, предусматривающий выдачу свидетельства на переработку прямогонного бензина, наличие которого у лица, производящего на основе прямогонного бензина продукцию нефтехимии, не только определяет его обязанность как плательщика акциза начислить по полученному (приобретенному) прямогонному бензину акциз, но и дает ему право, во-первых, получать его (от имеющих свидетельство поставщиков) по цене без акциза, а во-вторых, на налоговые вычеты начисленной суммы.

Во-вторых, с 1 января 2007 г.

прекращено действовавшее в течение 4-х лет использование зачетной системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами. Одновременно был внедрен действовавший до 2003 г. в России порядок уплаты таких акцизов организациями – производителями нефтепродуктов.

В отношении прямогонного бензина система свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, сохранена. Так, по прямогонному бензину, реализуемому для производства продукции нефтехимии, сохранен прежний зачетный порядок исчисления акцизов с выдачей свидетельств.

Ставки акцизов на нефтепродукты оставались без изменения с 2005 по 2009 год. Однако в связи с кризисной ситуацией в экономике и снижением доходов субъектов РФ возникла необходимость проиндексировать и эти ставки акцизов.

С 1 января 2010 года изменился порядок уплаты налога . Установлена единая дата уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем

С 1 января 2011 года были увеличены ставки акцизов на нефтепродукты. 

1.2. Характеристика основных элементов акциза по операциям с нефтепродуктами

Подакцизные нефтепродукты 

В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса РФ к подакцизным товарам относятся следующие виды нефтепродуктов:

– автомобильный бензин;

– дизельное топливо;

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– прямогонный бензин.

Законодательство о налогах не устанавливает, что относится к подакцизным нефтепродуктам (за исключением прямогонного бензина). Поэтому согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ при определении автомобильного бензина, дизельного топлива, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей необходимо руководствоваться нормативными актами иных отраслей законодательства.

Источник: http://student.zoomru.ru/nalog/sushhnost-akciznogo-nalogooblozheniya-operacij-s/259844.2264356.s1.html

Сумма акцизы на нефтепродукты: размер ставок, расчёт

Новый порядок исчисления акцизов по нефтепродуктам

Размеры акциз на нефтепродукты в 2017 году

К облагаемым этим сбором  нефтепродуктам, согласно статье 181 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), относятся:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла, используемые в карбюраторных, дизельных или инжекторных двигателях.

В данной статье мы разберем основные правила исчисления таких сборов для этих продуктов, за исключением отправляемого для дополнительной переработки прямогонного бензина.

 Загрузка …

Кто является плательщиком  и что является объектом налогообложения?

Согласно статьи 182-ой НК РФ, в качестве объекта обложения принимаются  операции по реализации на территории России произведенных продуктов, относящихся к подакцизным. Под реализацией понимается передача права собственности на конкретный товар. Реализация же их  становится объектом налогообложения в случае, когда её производят  их непосредственные производители.

Бывают случаи, когда  объектом  обложения признается не реализация, а передача. Основное отличие этих операций в том, что при передаче собственник не меняется, однако производители все равно должны начислять сумму этого сбора (статья 182 НК РФ).

К таким операциям на территории РФ относятся:

  • передача произведенных из давальческого сырья товаров или его собственнику, или  иным лицам (включая  получение в собственность в качестве оплаты услуг по изготовлению). Другими словами, если что-то производится из давальческого сырья, то акциз всегда платит переработчик;
  • передача внутри организации произведенных ею продуктов с целью дальнейшего изготовления из них  не облагаемых этим сбором  продуктов; исключение составляют такие операции с прямогонным бензином, произведенным самой организацией, для дальнейшего изготовления нефтехимических материалов;
  • передача произведенных материалов для собственных нужд;
  • передача таким материалов, произведенных самой организацией,  в свой уставный капитал, либо в паевые кооперативные фонды, либо как взнос по договору о совместной деятельности;
  • передача, при которой хозяйственное товарищество или общество произведенные им облагаемую этим налогом продукты  передает своему участнику, или его наследнику (правопреемнику) в случае  его выхода  из этого товарищества или общества;
  • передача облагаемых продуктов, которая была изготовлена по договору простого товарищества, участнику или правопреемнику такого договора, если его доля имущества либо выделяется из общей собственности участников такого договора, либо происходит раздел этого имущества;
  • передача изготовленной на предприятии продукции в качестве давальческого сырья.

Как уже было сказано выше, плательщиками этих налоговых сборов выступают производители. Но есть одна операция, при которой их платит посредник.

Этой операцией является реализация такими посредниками товаров, которые они получают либо в качестве конфискованных решением суда, либо бесхозяйственных, либо полученных путем отказа в пользу государства (они  должны быть обращены либо в государственную, либо в муниципальную собственность).

Если нефтепродукты изготовлены за пределами РФ, то акциз возникает при их ввозе в Россию, и уплачивается на таможне (для всех государств, кроме Республики Беларусь). Кроме того, производством считается любое смешивание нефтепродуктов, посредством которого на выходе получается продукт, который попадает под  обложение этим сбором  (пункт 3 статьи 182 НК РФ).

Стоит сказать, что данные операции признаются производством только в тех случаях, когда после смешивания получается товар с более высокой утвержденной ставкой, чем его ингредиенты. Такая поправка действует с 1 января 2009-го года, и с этого момента акциз не платится, если при смешивании получается продукт с равной или более низкой, чем у его компонентов, ставкой исчисления.

Другими словами, этот сбор не будут платить организации или частные предприниматели, которые, например, получают автомобильный бензин следующим смешиванием:

№Полезная информация
1прямогонного бензина с присадками с высоким октановым числом
2при добавлении в бензин веществ, которые улучшают его качество, но не меняют показатель его октанового числа (к примеру, различных моющих присадок)

Обложение нефтепродуктов, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь,  регулируется Соглашением между правительствами  этих стран, которое вступило в силу 1 января 2005 года.

 По нему его платят  по месту постановки на учет отечественных налогоплательщиков, а не на таможне.

Кроме того,  не облагаются ввозимые продукты, если их назначение – давальческое сырье, с последующим вывозом полученной продукции за пределы РФ.

Если же  подакцизные товары произведены на территории Республики Беларусь из российского давальческого сырья, а затем ввозится обратно в Россию, то этот сбор платит организация, которая осуществляет обратный ввоз.

Размер  ставок в 2017-ом году

Акцизы на нефтепродукты в 2017 году установлены следующие (руб/тонна):

  • автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу – 13 100;
  • автомобильный бензин, соответствующий 5-му классу – 10 130;
  • дизтопливо – 6 800;
  • моторные масла – 5 400;
  • прямогонный бензин – 13 100;
  • бензол, ортоксилол, параксилол и авиационный керосин – 2 800;
  • средние дистилляты – 7 800.

Как рассчитать сумму исчисления или налоговый вычет?

Любая сумма этого налога (в том числе при операциях  импорта) рассчитывается путем умножения налоговой базы на  соответствующую налоговую ставку.

Согласно статье 187 НК РФ, определение налоговой базы производится по каждому виду такого продукта  отдельно.  Все эти виды перечислены в статье 193 НК РФ, а их количество равно количеству ставок.

Для тех видов продукции, на которые определены специфические налоговые ставки, налоговой базой является объем либо реализованных, либо переданных товаров в его натуральном выражении (например, вес в тоннах).

Закрепленное пунктом 2 статьи 199 НК общее правило определяет, что  суммы акцизов, которые платит покупатель, приобретая облагаемый ими продукт, включаются в его стоимость.

Исключением из этого правило является ситуация,  когда такие товары предназначены для дальнейшего использования в качестве  сырья с последующим изготовлением из них  других видов продукции, облагаемой этим сбором. В таком случае  уплаченные суммы этого сбора принимают к вычету.

При этом необходимо, чтобы ставки на компоненты и на полученную из них  продукцию  были рассчитаны на одинаковые единицы измерения налоговых баз.

Примером такой операции, к которой применимы вычеты, может служить  изготовление из прямогонного бензина – автомобильного, либо получение автомобильного бензина с более низким показателем  октанового числа.

К вычету принимают только те суммы налогов, которые были выплачены фактически, причем они  применяются только в той части стоимости сырья, облагаемого акцизом,  которая фактически включена в производственные расходы.

Применение налоговых вычетов в случае производства продукции из сырья, предоставленного на давальческой основе

В этом случае акциз начисляет  как сам производитель давальческого нефтепродукта, так и его переработчик. Налоговые вычеты в таких ситуациях позволяют исключить двойное налогообложение. Другими словами, при такой операции сумма выплаты сбора  уменьшается на ту сумму, которая уже уплачена собственником  давальческого сырья.

Товары, изготовленные из давальческого сырья, может и дальше служить основой  для производства подакцизных товаров, причем тоже – на давальческой основе.   Если результатом такой вторичной переработки является продукт, облагаемый акцизом, то налоговые вычеты принимаются при наличии следующих документов:

  • копии первичных документов, которые подтверждают факт того, что налогоплательщик предъявил собственнику сырья рассчитанную акцизную сумму по тем продуктам, которые были получены как результат первичной переработки;
  • платежные документы с банковской отметкой, которые подтверждают  факт того, что собственник сырья выплатил стоимость производства с включенной в него суммой акциза.

Применение вычетов в ситуациях, когда для производства применялась технология смешивания (с 1 января 2009-го года)

Как мы уже сказали ранее, действующая редакция 182-ой статьи  НК РФ (пункт 3)  приравнивает к производству любые виды смешивания товаров, производимого  в местах их реализации и  хранения, результатом которого является получение подакцизной продукции.

К примеру, если организация покупает бензин с октановым числом 92 и добавляет в него моющую присадку, которая не меняет октановое число полученного улучшенного бензина, то ставка остается такой же, как на приобретаемый бензин Аи-92. Дополнительный сбор в этом случае организация не платит,  поскольку он уже выплачен продавцу сырья.

Однако, на практике такое возможно не всегда. К примеру, если  нефтепродукт, применяемый в качестве сырья, организация покупает не у его производителя, а у перекупщика, который плательщиком этого сбора не является.

Еще раз вспомним, что право на налоговый вычет в части суммы акциза, которая уплачивается при покупке  продукта,  имеют  налогоплательщики, которые используют этот продукт  для изготовления другой продукции, также облагаемой этим налогом.  Налоговые вычеты принимаются в случае наличия  счетов-фактур и предоставления расчетных документов, которые подтверждают  подтверждающих выплату акциза продавцу сырья.

Стоит сказать, что выделять эту сумму  в расчетных документах отдельной строкой и предъявлять её покупателю в момент реализации продукции имеет право только её производитель.

Исходя из этого,  налогоплательщик, который использует такие продукты в качестве сырья, имеет право на налоговый вычет лишь в том случае, если эти продукты были куплены не у перекупщика, а у непосредственного производителя.

Также напомним, что  с 1 января 2009 года этот сбор не платится, если в процессе смешивания получается товар, акцизная ставка для которого равна или меньше аналогичной ставки на первичный продукт.

Необлагаемые операции

Такими операциями являются:

  • передача облагаемой продукции между внутренними подразделениями организации, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками, с целью изготовления из них другой облагаемой продукции. Для примера можно привести операцию, при которой бензин одной марки передается в другое подразделение этой же организации с целью изготовить из него бензин другого сорта. Причем это подразделение может находиться на другой территории, но не является самостоятельным налогоплательщиком. Такая операция этим налогом не облагается.
  • от выплаты освобождаются также экспортные операции по вывозу продукции, в случае соблюдения в их процессе ряда условий.  Право на освобождение от таких выплат имеет только их непосредственный плательщик, который является  производителем вывозимой продукции (под эту категорию попадают изготовители продуктов из  давальческого сырья). Такое освобождение регламентируется пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ.  Такое право остается у налогоплательщика и тогда, когда экспортная операция проводится другой организацией, на основании поручения налогоплательщика-производителя или собственника давальческого сырья. Такое поручение должно быть оформлено либо договором комиссии, либо договором поручения,  либо агентским договором.

В случае, когда облагаемый сбором нефтепродукт куплен на территории РФ, а затем его покупатель  перепродает его за пределы страны, то от уплаты  не освобождается ни перепродавец, осуществляющий экспортную операцию, ни производитель этого товара. Также ни тот, ни другой не имеют права на возмещение ранее уплаченных сумм этих сборов.

Освобождение экспортных операций от выплаты производится на основании предоставленного в налоговые органы банковского поручительства или банковской гарантии.

Это необходимо для того, чтобы подтвердить факт обязанности банка выплатить как саму сумму акциза, так и возможные пени, если:

  • налогоплательщик в течение 180-ти календарных дней с даты  реализации не предоставит в налоговые органы документы, которые подтвердят факт вывоза продукции за территорию РФ;
  • если он сам не оплатит сбор и возникшие пени.

В случае отсутствия таких банковских гарантий, налогоплательщик должен оплатить всю сумму этого сбора в установленном на внутреннем рынке порядке, а в последующем,  после предоставления в налоговые органы подтверждающих  экспортную операцию документов, подать эту сумму к возмещению, которое регламентируется  203-ей статьей  НК РФ.

В Украине изменились акцизы на бензин, дизтопливо и сжиженный газ

Источник: https://neftok.ru/transportirovka/aktsizy-na-nefteprodukty-v-2017-godu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.