Налоговое преступление и наказание: версия Верховного суда

Верховный суд против ужесточения наказания за налоговые преступления

Налоговое преступление и наказание: версия Верховного суда

В Беларуси на каждые 350 осужденных приходится только одно лицо, судимое за уклонение от уплаты налогов. Ущерб государству от налоговых преступлений оценивается в десятки миллиардов рублей.

В Верховном суде Беларуси не видят необходимости ужесточения наказания за преступления, связанные с нарушениями налогового законодательства.

Министерство по налогам и сборам в марте вновь высказалось за ужесточение наказаний за неуплату налогов для субъектов хозяйствования, предложив увеличить размер штрафов в пять раз по сравнению с нынешним.

Поправки в Уголовный кодекс не нужны

Заместитель председателя ВС Беларуси Валерий Калинкович считает достаточно строгими действующий механизм санкций за налоговые преступления.

“На сегодняшний день уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, относится к категории менее тяжких преступлений и предусматривает наложение альтернативных санкций.

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере — это тяжкое преступление, там максимальный срок лишения свободы — семь лет.

Это достойный срок наказания, я считаю”, — заявил заместитель председателя ВС в интервью Sputnik.

Он отметил, что также не видит необходимости сегодня вносить системные поправки в Уголовный кодекс.

“Кодекс достаточно четко сформулирован, содержит в себе все необходимые позиции для того, чтобы определить, имело ли место умышленное уклонение от уплаты налогов или же это были просто технические ошибки в различных расчетах, нарушение срока представления декларации о доходах. Поэтому я бы не говорил, что нам сегодня нужны какие-то системные поправки”, — сказал Калинкович.

Зампред ВС также отметил, что Генпрокуратура намерена в этом году серьезно изучить налоговое законодательство, и Верховный суд при необходимости готов к этой работе подключиться. “Но к каким результатам приведет эта работа, пока нельзя сказать. Поэтому я бы не спешил с какими-либо предложениями об изменении налогового законодательства”, — сказал он.

Алгоритма вынесения приговоров у судов нет

Собеседник Sputnik отметил, что у белорусских судов различных инстанций нет четкой установки на вынесение жестких приговоров по налоговым преступлениям.

“Говорить о том, что суды действуют по заданной схеме, нельзя. Это не соответствует закону и реальной ситуации”, — сказал зампред ВС.

Он пояснил, что вопрос назначения наказания находится только в компетенции суда, который рассматривает уголовное дело. При этом суд учитывает характер преступления, личные данные лица, которое его совершило, последствия преступления, поведение обвиняемого после совершения преступления. При этом уголовное законодательство содержит ряд моментов, которые обязывают суд смягчить наказание.

“Сегодня судебная статистика свидетельствует, что основное количество осужденных за уклонение от уплаты налогов приговаривается не к лишению свободы, а к другим видам наказания.

В значительной части случаев ими возмещается ущерб. Этим и объясняется такой подход судов к применению мер наказания.

Поэтому никакой кампании, никаких заданных алгоритмов решений нет и быть не может”, — подчеркнул заместитель председателя ВС.

Ложные банкротства расследовать сложней, чем убийства

Калинкович рассказал, что периодически в суд поступают материалы на функционеров тех или иных фирм, которые занимаются тем, что помогают субъектам хозяйствования уклоняться от уплаты налогов и предоставляют фальшивые документы о товарах и их стоимости, которые потом используются в органах налогового учета. Это сопровождается незаконной предпринимательской деятельностью.

“Есть также основания утверждать, что как способ уклонения от уплаты налогов, выступает и деятельность лжепредпринимательских структур”, — сказал собеседник Sputnik.

Он также отметил, что самыми сложными для рассмотрения среди экономических преступлений являются дела о ложном банкротстве предприятий. “Единичные осужденные, и не в каждом году они есть.

На самом деле, это дела высшей степени сложности, и не каждое дело об убийстве с этим сравнится”, — сказал зампред ВС, напомнив, что последнее дело о ложном банкротстве рассматривалось около четырех лет назад.

Деньги иностранных инвесторов воруют местные структуры

За последние несколько лет в Беларуси накопилась неутешительная статистика прекращения государством инвестиционных договоров с крупными инвесторами из-за неисполнения ими своих обязательств.

Первым в рейтинге таких случаев стоит заключенный в 2007 году договор государства с зарегистрированной в офшоре Люксембурга компанией “Polar Stars Group S.A.

” договор на разработку белорусских месторождений бурых углей и горючих сланцев с примерным объемом инвестиций в два миллиарда долларов.

Как рассказал Калинкович, на сегодняшний день судебная практика республики не знает случаев, когда бы иностранный инвестор за экономические махинации попал под суд.

“Речь идет о том, что это преступления, связанные с хищениями, с незаконной предпринимательской деятельностью. Но вот так, чтобы мы иностранного инвестора под суд затянули и судили — не припомню такого”, — сказал зампред ВС.

По его словам, здесь правильно было бы рассматривать работу созданных при участии инвестора белорусских компаний для реализации инвестпроектов.

“Надо разбираться, посредством кого он тут действует. Он же сам сюда не приезжает и не сидит на денежном мешке. Создаются определенные структуры, назначается персонал. Да, этот персонал иногда начинает эти деньги воровать, но это уже не к инвестору вопросы, а к персоналу”, — заметил собеседник Sputnik.

Ущерб государству — десятки миллиардов рублей

По данным ВС, сегодня в Беларуси на каждые 350 осужденных приходится только одно лицо, судимое за уклонение от уплаты налогов. Чаще всего осужденные уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. За 2014 год примерно 80% фигурантам “налоговых дел” были назначены наказания, не связанные с лишением свободы.

Говоря о размере ущерба от таких преступлений для государства, Калинкович отметил: “Трудно посчитать до копейки, учитывая, что эти преступления имеют высокую степень латентности. Но речь идет о десятках миллиардов рублей, если не больше”.

По его словам, материалы уголовных дел свидетельствуют, что в ряде случаев и предприниматели, и руководители субъектов хозяйствования сознательно идут на то, чтобы вообще не отчислять никаких налоговых платежей. “А это уже не вопросы налогового законодательства, законодательной базы, а вопросы личного отношения человека к установленным в государстве и в обществе правилам и требованиям”, — заметил Калинкович.

Источник: https://sputnik.by/economy/20150326/1014478042.html

налоговое преступление. мотивы, цели, место и время совершения

Налоговое преступление и наказание: версия Верховного суда

В соответствии с ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

  1. событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
  2. виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
  3. обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
  4. характер и размер вреда, причиненного преступлением;
  5. обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
  6. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  7. обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
  8. обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Учитывая особенности расследования налоговых преступлений представляется обоснованным более подробно остановиться на некоторых аспектах, подлежащих установлению по  данной категории уголовных дел.

К налоговым преступлениям законодатель традиционно относит составы, предусмотренные  ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Анализируя диспозиции ст. 198, 199 УК РФ можно сделать вывод, что по уголовным делам о налоговых преступлениях необходимо доказывать:

  • наличие недоимки (суммы неуплаченного налога), выявленной при проведении проверки налогоплательщика;
  • факт уклонения налогоплательщика от уплаты конкретных налогов (сборов);
  • наличие умысла в действиях налогоплательщика – физического лица или руководителя (главного бухгалтера) налогоплательщика – организации;
  • соответствие суммы недоимки крупному или особо крупному размеру, предусмотренному примечаниями к ст.198, 199 УК РФ;
  • совершение преступления одним или несколькими способами, перечисленными в ст. 198, 199 УК Р

Признаки объективной стороны налоговых преступлений

К уклонению от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена ст.198, 199 УК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 28.12.2006 № 64 относит умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере, повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

В Определении КС РФ от 24 октября 2013 г.

№ 1616-О данная идея получила развитие: по смыслу законоположений НК РФ, ответственность налогоплательщика за совершение неправомерных действий при исчислении налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) может наступать только в случае, если такие действия повлекли наступление последствий в виде образования у налогоплательщика задолженности перед публичным субъектом по уплате налога за конкретный налоговый период.

То есть оконченным данное преступление может считаться только тогда, когда в установленный законом срок для уплаты каждого вида налога или сбора надлежащая сумма реально не поступила в соответствующий бюджет.

Налогоплательщик не может быть привлечен к уголовной ответственности только за представление налоговой декларации или других документов с искаженными сведениями или с нарушением установленных сроков (без установления самого факта реального неперечисления налогов в бюджет).

Подобные действия не образуют состава преступления, а подпадают лишь под понятие налогового правонарушения, за которое предусмотрена ответственность в соответствии с ст. 122 НК  РФ.

Так, п.

14 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ установлено, что если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным (статья 23 НК РФ), либо включил в налоговую декларацию или в эти документы заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока ее подачи, но затем до истечения срока уплаты налога и (или) сбора сумму обязательного взноса уплатил (пункт 4 статьи 81 НК РФ), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (часть вторая статьи 31 УК РФ), то в его действиях состав преступления, предусмотренный статьей 198 или статьей 199 УК РФ, отсутствует.

Важно: для установления факта уклонения от уплаты налога (сбора) и наличия самой недоимки, следователем должны быть тщательно изучены материалы налоговой проверки.

С этой целью следует сверять даты в налоговых декларациях, платежных поручениях, направленных в банк для перечисления налоговых платежей; запрашивать в налоговых органах справки о суммах, перечисленных налогов и времени поступления их в бюджет.

Место и время совершения налогового преступления

Обязательному доказыванию в соответствии с ч.1 ст. 73 УПК РФ подлежат место и время совершенного преступления.

Говоря о месте и времени налогового преступления, следует учитывать требования налогового законодательства о порядке уплаты налогов и сборов по месту налоговой регистрации налогоплательщика в установленные сроки.

При описании места совершения преступления необходимо указывать как юридический адрес налогоплательщика, так и адрес его фактического местонахождения (офиса, квартиры, др. помещения), а также место осуществления деятельности филиалов и представительств юридического лица (помним, что обособленные подразделения должны стоять на налоговом учете по месту осуществления своей деятельности).

Время совершения налогового преступления — это налоговый период по тому виду налога, от уплаты которого уклонился налогоплательщик.  При этом налоговый период нельзя путать с отчетным периодом, т. к.

налоговая база и исчисляемая общая сумма конкретного налога определяется именно за период времени, соответствующий налоговому периоду. По каждому виду налога устанавливается также отчетный период, за который  уплачиваются  лишь авансовые платежи, учитываемые налоговым органом нарастающим итогом.

Таким образом, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Важно: в соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеют.

При расчете размера налога и (или) сбора, образованного в результате уклонения от их уплаты, необходимо принимать во внимание только те налоги, сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. В случаях, когда актом законодательства были отменены налоги или сборы либо снижены размеры ставок налогов (сборов), расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила.

Мотив и цель совершения налогового преступления

Субъективную сторону любого преступления закон составляют его мотив и цель. Относительно налоговых преступлений это особенно важно, т.к. мотив и цель неразрывно связаны с доказыванием умысла в действиях налогоплательщика.

К сожалению, следователи часто путают эти две категории, а в большинстве случаев вообще не указывают их в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении.

Отсутствие одного из обязательных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п.1-4 ч.1 ст.73 УПК РФ, может явиться основанием для вынесения оправдательного приговора или последующей отмены обвинительного приговора вышестоящей инстанцией.

Мотив преступления – это осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления; как бы источник действия, его внутренняя движущая сила. Эти побуждения вызывают у лица решимость совершить преступление. Мотив учитывается при квалификации преступления, назначением вида и размера наказания, как смягчающее или отягчающее обстоятельство.

Цель преступления – это представление лица о желаемом результате, к достижению которого оно стремится, совершая противоправное деяние. С психологической точки зрения — это то будущее, которого желает человек и которого он хочет достичь даже ценой совершения преступления. Целью налоговых преступлений является уклонение от уплаты налогов (сборов).

Мотивы могут быть различными. Основным, но не единственным является корысть, которая выражается в желании учредителей или руководителей юридического лица обогатиться, вести предпринимательскую деятельность с максимальным размером получения прибыли (без отражения в бухгалтерском учете) и ее последующим распределением и др..

В качестве мотивов преступления можно рассматривать защиту интересов предприятия незаконным способом – путем использования неуплаченных сумм налогов на нужды предприятия; удержание работников выплатой более высокой зарплаты; предотвращение разорения предприятия; создание собственного имиджа опытного и успешного хозяйственника; поддержание материальной базы предприятия; придание видимости умения руководить при полной некомпетентности; расширение хозяйственной деятельности; создание новых структурных подразделений, обособленных хозяйственных субъектов, для чего необходимы значительные материальные  средства и др.

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Способы совершения налогового преступления

Способы совершения налоговых преступлений также строго определены объективной стороной ст. 198 и 199 УК РФ. Таких способов  всего три. К ним относится уклонение от уплаты налогов (сборов) путем:

  • непредставления налоговой декларации;
  • непредставления иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
  • включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений.

В случае уклонения от уплаты налогов любым другим способом налогоплательщик (или его руководитель) может быть привлечен к налоговой или административной ответственности.

В юридической литературе и на практике неоднозначно трактуется понятие «иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным».

Некоторые практические работники в качестве таковых считают платежные поручения налогоплательщика, которые он должен направить в банк при наступлении срока перечисления конкретного налога, но не делает этого.

Такая позиция представляется весьма спорной.

Основные документы бухгалтерской и налоговой отчетности, которые должны направляться налогоплательщиком в налоговые органы, обозначены во второй части НК РФ по каждому виду налога. Одновременно с этим, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен состав бухгалтерской отчетности налогоплательщиков – организаций.

Источник: http://apgmag.com/nalogovoe-prestuplenie-obstoyatelstva-podlezhashchie-dokazyvaniyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.