Налогообложение отдельных операций в Таможенном союзе

Акцизное налогообложение в Таможенном союзе

Налогообложение отдельных операций в Таможенном союзе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ”

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по дисциплине: «Таможенные платежи в различных таможенных процедурах»

на тему: «Акцизное налогообложение в Таможенном союзе»

Выполнила:

студентка ЮТД- 515

Соловьева А.С.

Рецензент:

Комарова Е.В.

Москва 2012

Введение…………………………………………………………………….3

1.           Теоретические аспекты исчисления акцизов

      1. Понятие акциза, роль и место акцизов по импортным и экспортным операциям в бюджете страны…………………..5
      2. Плательщики акцизов, определение налоговой базы для исчисления акцизов, расчет и уплата акцизов……………….11
      3. Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте

товаров…………………………………………………………14

      1. Порядок взимания акцизов при импорте товаров………….18
    1. Анализ состояния акцизов в государствах-членах Таможенного союза
      1. Краткий анализ акцизов Таможенного союза ………………22
      2. Состояние акцизной политики

в государствах – членах ТС……………………………………………..25

      1. Анализ ставок акцизов на отдельные виды товаров……….28
    1. Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП
      1. Опыт стран СНГ и ЕврАзЭС………………………………..32
      2. Направления акцизной политики в ТС……………………..34

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованных источников…………………………………..43

Введение

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить.

С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Сегодня акцизы занимают видное место в налоговых системах как развивающихся стран и стран с переходной экономикой, так и в налоговых системах развитых стран, что дает основания полагать, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

Акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения бюджета.

А с учетом последних интеграционных процессов на территории стран СНГ, таких как создание Таможенного союза и Единого Экономического Пространства, необходимо унифицировать законодательство стран-участниц, регулирующее взимание акцизов для достижения наибольшей эффективности от взимания этого платежа.

Все это подчеркивает актуальность темы данной работы.

Целью данной работы выступает изучение теоретических основ акцизов, анализ системы акцизного налогообложения в Таможенном союзе, возможности унификации акцизного налогообложения в странах-участницах ТС и ЕЭП.  Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

-рассмотрение теоретических основ акцизного налогообложения;

– проанализировать состояние акцизов в государствах-членах Таможенного союза;

-изучить возможные пути гармонизации акцизного налогообложения в Таможенном союзе.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ

1.1 Понятие акциза, роль и место акцизов по импортным и экспортным операциям в бюджете страны

Акцизы  – это вид косвенного или дополнительного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф.

Акцизы устанавливаются с целью недопущения получения сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции, не обусловленной эффективностью деятельности производителя, и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.1

В соответствии с российским налоговым законодательством акцизы на отдельные виды товары включены в состав федеральных налогов. Они устанавливаются гл. 22 ‹‹Акцизы›› Налогового кодекса РФ и взимаются на всей территории Российской Федерации.

Перечень облагаемой акцизом продукции формируется в соответствии с определенными целями, среди которых, помимо фискальной, можно выделить следующие:

-необходимость перераспределения сверхвысоких доходов от производства и реализации отдельных видов продукции (например, алкогольных напитков, отдельных видов минерального сырья);

-потребность ограничения производства и потребления, “социально опасных” товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. В связи с этим традиционными подакцизными товарами являются алкогольные напитки и табачные изделия.

-необходимость перераспределения доходов высокооплачиваемых слоёв населения, посредством установления акциза на так называемые “предметы роскоши”, спрос на которые мало эластичен по цене. В мировой практике в эту категорию традиционно входят мотоциклы, легковые автомобили, а также ювелирные изделия.2

Однако состав подакцизных товаров не всегда формируется исходя из вышеуказанных принципов.

Поскольку акциз является налогом, способным оперативно увеличить доходы государства, в периоды чрезвычайных ситуаций (войн, стихийных бедствий), когда расходы государства резко возрастают, грань различия между универсальными и индивидуальными акцизом несколько стирается. В стремлении быстро увеличить свои доходы государство облагает акцизом основную массу товаров повседневного потребления.

В настоящее время перечень подакцизной продукции, действующий в российской налоговой системе, в целом отвечает классическим принципам налогообложения, включая в себя:

    1. этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе – этиловый спирт);
    2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов,
    3. алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;
    4. табачная продукция;
    5. автомобили легковые;
    6. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
    7. автомобильный бензин;
    8. дизельное топливо;
    9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
    10. прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215°С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

-лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

-препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

-парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

-подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

-виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.3

Для акцизов предусмотрены следующие виды ставок:

– адвалорные, установленные в процентах к налоговой базе;

– специфические, установленные в денежном выражении (рублях и копейках) за единицу измерения (количество, масса, объём и иные характеристики);

– комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющую.4

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения.

Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т.

е. имеет индивидуальный характер.

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается.

Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.

Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В современной ситуации 48% федерального бюджета страны формируется за счет финансовых ресурсов, поступающих от таможенных пошлин и налогов при условии, что таможенный тариф в отношении более 65% товарных позиций устанавливает адвалорную ставку таможенной пошлины.

В 2011 году в федеральный бюджет поступило более 6 триллионов 29 миллиардов рублей таможенных платежей или 103,5 процента плановой суммы доходов, администрируемых таможенными органами. Это почти на 1 триллион 700 миллиардов больше, чем в 2010 году.

Прогнозируемая сумма доходов федерального бюджета за счет таможенных платежей на 2012 год – 6 триллионов 154 миллиарда рублей.

5 В доход федерального бюджета Российской Федерации в 2011 году Центральной акцизной таможней перечислено 490 миллиардов 266 миллионов рублей, что на 1,71 % превысило установленное плановое задание. По сравнению с 2010 годом сумма перечислений возросла более чем на 180 миллиардов рублей.6

Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров.

Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара.

Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 71 087,2 млн. рублей (0,11% к ВВП).

Прогноз поступления акцизов на 2013 год рассчитан исходя из объемов импорта подакцизных товаров и ставок акцизов, установленных в главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 года.

Источник: http://referat911.ru/Tamojennaya-sistema/akciznoe-nalogooblozhenie-v-tamozhennom-sojuze/73455-1599029-place1.html

Налогообложение отдельных операций в Таможенном союзе

Налогообложение отдельных операций в Таможенном союзе

С момента создания Таможенного союза процедуры оформления и налогообложения многих сделок, заключенных между резидентами России, Казахстана и Белоруссии, значительно упростились.

Рассмотрим порядок исчисления НДС при заключении договоров лизинга, перевозки, на выполнение строительных работ и др.

Об общем порядке налогообложения НДС операций в рамках Таможенного союза читайте в РНК, 2012, № 1-2, с. 64.

По ряду операций между налогоплательщиками государств — членов Таможенного союза (ТС) предусмотрен особый порядок исчисления НДС. К таким операциям, в частности, относятся предоставление имущества в лизинг, товарообменные сделки, переработка давальческого сырья, строительные работы, услуги по транспортировке товаров по территории ТС, посреднические сделки и т. д.

Сделки по договорам лизинга

Особый порядок исчисления НДС предусмотрен для операций по предоставлению в рамках ТС имущества в лизинг на основании договоров, согласно которым к лизингополучателю переходит право собственности на предмет сделки.

Так, с даты вступления в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.08 действует следующий порядок исчисления НДС.

При вывозе предметов лизинга с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на него к лизингополучателю, применяется нулевая ставка НДС. А при ввозе с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС таких предметов лизинга НДС уплачивается налоговому органу.

Налоговая база при вывозе предметов лизинга с территории РФ.

При упомянутом вывозе лизингового имущества, к которому применяется нулевая ставка НДС, налоговая база определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости товаров, являющихся предметом лизинга, предусмотренной договором, но не более суммы фактически полученного платежа. Об этом говорится в пункте 9 статьи 1 Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол по товарам).

Налогоплательщик, передающий имущество в лизинг, имеет право на вычет сумм НДС, предъявленных ему при приобретении (либо при создании) предмета лизинга. Такие налоговые вычеты производятся в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена ТC, в части, приходящейся на стоимость предметов лизинга по полученному лизинговому платежу.

Например, российский лизингодатель, получающий в I квартале 2012 года лизинговые платежи, являющиеся частью стоимости переданного в лизинг оборудования, определяет налоговую базу по НДС в сумме, фактически полученной от лизингополучателя из Республики Казахстан или Республики Беларусь. При этом операция по передаче оборудования в лизинг, по которой определяется указанная налоговая база, должна отражаться в декларации по НДС (утв. приказом Минфина России от 15.10.09 № 104н) за I квартал 2012 года.

Подача документов, подтверждающих ставку НДС 0%. Пунктом 3 статьи 1 Протокола по товарам предусмотрено, что документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки или передачи товаров.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного учетного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика, либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена ТС.

Однако, учитывая особенность определения налоговой базы по НДС при передаче имущества по договорам лизинга (не с даты отгрузки предмета лизинга, а на момент получения лизингового платежа), 180-дневный срок, установленный для сбора пакета документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола по товарам, в отношении операций по передаче имущества в лизинг не применяется.

Налоговая база при ввозе предмета лизинга на территорию РФ. Пунктом 3 статьи 2 Протокола по товарам установлено следующее.

Налоговая база при ввозе предметов лизинга на территорию одного государства — члена ТC с территории другого государства — члена ТC по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется в размере части стоимости предметов лизинга, установленной на дату ее оплаты договором. Причем независимо от фактического размера и даты осуществления платежа.

Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства — члена ТС на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. Об этом сказано в пункте 3 статьи 2 Протокола по товарам.

Таким образом, налоговая база по предметам лизинга, ввозимым на территорию России с территории государств — членов ТС по указанному договору лизинга, определяется российским лизингополучателем на дату лизингового платежа.

Она рассчитывается в размере части стоимости товаров, погашение которой установлено договором на соответствующую дату лизингового платежа.

При этом НДС с указанной части стоимости товаров подлежит отражению в разделе I декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ (утв. приказом Минфина России от 07.07.10 № 69н) и уплате в российский бюджет.

Если имущество передается в оперативный лизинг. Рассмотренный порядок исчисления НДС не распространяется на случаи, когда имущество передается налогоплательщиком одного государства — члена ТС налогоплательщику другого государства — члена ТС по договору оперативного лизинга. Речь идет о договоре, не предусматривающем перехода права собственности от лизингодателя к лизингополучателю.

В этом случае нулевую ставку НДС лизингодатель применить не вправе, а налог при ввозе предмета лизинга на территорию государства — члена ТС, хозяйствующим субъектом которого является лизингополучатель, налоговым органам не уплачивается. При этом объектом налогообложения по НДС являются услуги по предоставлению имущества в лизинг.

Они облагаются НДС с учетом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 3 Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Протокол по услугам).

Согласно указанному подпункту такие услуги подлежат обложению НДС в том государстве ТС, которое признается местом реализации названных услуг.

Выполнение строительных работ

Порядок исчисления НДС в отношении строительных работ установлен Протоколом по услугам с учетом норм НК РФ. Так, местом реализации работ и услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, признается то государство — член ТС, на территории которого находится недвижимое имущество (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).

Это соответствует правилам определения места реализации работ и услуг, установленным главой 21 НК РФ.

Ведь на основании статьи 148 НК РФ к работам и услугам, связанным непосредственно с недвижимым имуществом, относятся, в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.

Источник: https://www.RNK.ru/article/180820-nalogooblojenie-otdelnyh-operatsiy-v-tamojennom-soyuze

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.