Национальное и применимое законодательство. Есть ли разница?

Содержание

Что такое национальное право?

Национальное и применимое законодательство. Есть ли разница?

О национальном праве многие не имеют никакого представления. При этом международные права, хотя бы как понятие, известны большому количеству людей. И хотя во многом эти понятия схожи, есть и значительные отличия. В нашей статье поговорим об этом вопросе подробнее.

Определение

Национальное право относится непосредственно к одной стране и включает в себя все особенности именно данного государства, действующие в нем законы, специфику культуры и исторические факторы.

При этом такое право на самом деле не имеет отношения к какой-то одной нации (за исключением ситуаций, когда все население государства состоит только из людей определенной национальности, что в современном мире практически не встречается). Таким образом, национальное право – это квинтэссенция всех норм и законов, действующих в стране.

Они касаются только внутренних дел, но никак не влияют на другие государства. Единственным исключением может быть ситуация, при которой национальное право полностью соответствует международному. Далее рассмотрим, в чем их отличия.

Отличия национального и международного права

Как логично следует из предыдущего описания, главное отличие заключается в том, на каком уровне действует каждый вид права. Если национальная разновидность касается исключительно отношений внутри страны, то международная больше ориентирована на регулирование возникающих ситуаций между государствами. И обе эти системы могут пересекаться.

Так, международное право оказывает сильное влияние на национальное, буквально вынуждая корректировать внутреннее законодательство для приведения его в соответствие с общепринятыми нормами.

Простыми примерами подобного можно считать права человека, интеллектуальную собственность и другие подобные элементы, которые обязательны к выполнению всеми (или большинством стран).

Интересен тот факт, что обратное влияние (национальных прав на международные) проявляется крайне редко и возможно только для ведущих стран мира или хотя бы его отдельного региона. В таком случае скорее имеет место навязывание собственных принципов более слабым оппонентам, что не всегда хорошо, хотя в случае со слаборазвитыми странами может сыграть и в плюс.

Основой национальной системы права любой страны является ее Конституция, так как ни один закон ей перечить просто не может по определению. Уже в этих рамках можно выделить несколько подчиненных элементов, базирующихся на главном в стране документе:

  • Земельное законодательство.
  • Уголовно-процессуальный кодекс.
  • Административное право.
  • Трудовое законодательство.
  • Гражданский и семейный кодекс.

Для того чтобы национальное право действительно работало, как задумывалось, все элементы обязаны работать в согласии друг с другом. То есть дополнять, но не перечить. Необходимо исключить ситуации, которые по одним правилам считаются нарушением, а по другим – нет.

К сожалению, учесть абсолютно все нюансы и согласовывать любые изменения просто невозможно, и потому конфликты случаются достаточно часто. Как результат – появляются новые изменения и дополнения, которые несут за собой дальнейшее изменение законодательства.

И так без конца или до полной реформы системы законообразования, что в принципе нереально.

Нормы

Строго регламентированных, раз и навсегда установленных норм национального права как таковых не существует.

Тем не менее, учитывая возрастающую роль идеологии глобализации в большинстве цивилизованных стран, все чаще эти нормы приводятся в соответствие с международными аналогами, что значительно облегчает взаимодействие разных стран друг с другом.

На данном этапе все чаще принятые в большинстве государств нормы начинают считаться более важными сравнительно с отличающимися от них национальными. Возникающие противоречия обычно решаются изменением действующего законодательства в отдельно взятой стране. И лишь в крайне редких случаях бывает наоборот.

Однако нередко некоторые элементы в разных странах, которые ранее не считались общепризнанными, распространяются настолько широко, что начинают требовать к себе отдельного внимания. Выливается это в формирование нового международного закона или поправок к уже действующим.

В международном праве есть понятие коллизионных принципов, когда не сразу понятно, по каким именно законам действовать. В нашем случае такой проблемы нет. Национальное право основывается на базовых принципах, логичных для каждого отдельного направления структуры.

Например, в Семейном кодексе на первом месте стоит принцип добровольности брака и равноправия. То же самое верно и по отношению к любым другим, перечисленным выше составным элементам. Принципы неоднородны для разных стран.

То, что считается нормой в одном обществе, станет абсолютно неприемлемым в другом.

На примере того же Семейного кодекса невозможно представить себе его работу (в том виде, в котором он для нас привычен) в странах с идеологией многоженства и/или главенствующим положением мужчин, где женщины о равноправии и не слышали.

Национальные права человека

Государственная система защиты прав человека условно разделяется на три основных группы:

  • Механизм защиты. Под этим определением понимают все права граждан, которые прописаны в Конституции и действующем законодательстве. Они должны сочетаться друг с другом, но не перечить. Особенно неприемлемо действие любых законов вразрез с существующей Конституцией.
  • Институт защиты – это государственные органы, главной задачей которых как раз и является наблюдение за соблюдением прав человека. Самый простой пример – полиция. Она должна как предотвращать возможные нарушения прав человека самим фактом своего присутствия, так и бороться с уже возникшими ситуациями, наказывая виновных.
  • Метод защиты. В данном случае как раз подразумевается именно фактическое или потенциальное наказание за нарушение прав человека. Каждый человек должен быть уверен, что государство в обязательном порядке повлияет на обидчиков. Кроме всего прочего, понимание того факта, что наказание обязательно будет, останавливает огромное количество потенциальных нарушителей.

Субъекты

Главным субъектом любого как иностранного, так и российского национального права является само государство, точно так же, как и в международном варианте. Однако в отличие от последнего другими субъектами считаются сами граждане и созданные ими объединения любой формы собственности.

Характерной особенностью субъектов национального права является строгое соответствие вертикали власти. То есть законы и изменения к ним принимаются на самом верху и постепенно спускаются вниз.

Обратное движение возможно только в виде просьб, предложений или рекомендаций, которые могут лечь в основу новых изменений. В некоторых случаях часть прав «верхушки» делегируется территориальным органам власти.

Например, регулирование продажи спиртного производится в России отдельными областями или регионами самостоятельно, но в рамках допустимых пределов, установленных правительством в Москве.

Российские особенности

Одной из самых основных особенностей национального права в России является выдвижение на первое место международного законодательства.

То есть в ситуации, когда то или иное действие считается нарушением по нормам страны, но не является таковым в большинстве других государств, высока вероятность, что наказания не будет. Верно и обратное.

Таким образом действуют практически все развитые народы, и на данный момент законодательство практически везде приведено к единому образцу. Такой подход помогает избегать многочисленных проблем во взаимоотношениях между странами и дает четкое понимание того, что и где можно или нельзя делать.

Тем не менее в законодательстве России точно сказано, что главенствующее положение имеют только «общепризнанные» международные нормы. То есть все остальные не имеют такой власти и обязаны подчиняться уже национальному праву.

Кроме того, учитываются исключительно те международные права, которые официально зафиксированы в договорах. Любые другие варианты неприемлемы. И что самое интересное, ни одно такое право не может противоречить действующей Конституции РФ.

Получается, что вроде как страна принимает международные правила, но фактически только те из них, которые полностью соответствуют национальным.

Особенности других стран

В Австрии все международные нормы считаются одновременно и национальными. Там система построена так, что они дополняют друг друга, а не противоречат. То же самое верно и по отношению к национальному праву таких государств, как Германия, Испания, Италия и многие другие.

Тем не менее в некоторых случаях действуют определенные оговорки. К примеру, в Испании международные правила считаются национальными только после их публикации именно в этой стране.

То есть при определенном желании можно какой-то невыгодный закон просто не освещать, и нарушением это считаться не будет. А во Франции все подобные договоры, правила или нормы считаются действующими только при условии, что они с одинаковым успехом работают и другой стороны соглашения.

Получается, что нельзя просто заключить какой-то договор с Францией и не выполнять его на территории своей страны, так как он не будет иметь смысла.

Вывод

В общем и целом на текущем этапе развития государств национальное право постепенно становится все менее влиятельным и востребованным.

В ближайшем будущем возможен вариант согласования между странами единого законодательства, которое и будет использоваться как внутри страны, так и за ее пределами.

Однако неизбежно будут возникать проблемы и конфликты, связанные с особенностями культурного фактора разных народов, и, скорее всего, полностью исключить отдельные формы национального права, действующие только в рамках одной страны (или даже отдельных ее регионов) будет невозможно еще очень долго.

Источник: http://fb.ru/article/331361/chto-takoe-natsionalnoe-pravo

Чем отличается национальное водительское удостоверение (права )от международного

Национальное и применимое законодательство. Есть ли разница?

Вы не знаете, какие особенности оформления международного и национального водительского удостоверения? Выясним, чем такие документы отличаются и где считаются действительными.

Многие граждане мечтают о водительских правах и наступает момент, когда такая мечта осуществляется.

Но выданные в России удостоверения не считаются действительными в других странах. А все дело в отличии правил, законодательных норм, регулирующих дорожное движения в различных государствах.

Если у вас возникла необходимость выехать за границу, и вы желаете иметь там возможность садиться за руль, стоит получить международные водительские права.

Рассмотрим, чем отличается национальное и международное удостоверение водителя.

Различия во внешнем виде удостоверений

Современные водительские права национального образца отвечают требованиям международной Конвенции о движении транспортных средств.

Может выдаваться удостоверение по таким категориям:

  • А – дает право управлять мотоциклами;
  • В – машинами, вес которых составляется до 3,5 т, на которых можно перевозить до 8 человек;
  • С – авто свыше 3,5 т с прицепами, масса которых не превышает 750 кг;
  • Д – автомобилями, предназначенными для перевозки более 8 человек с прицепами до 750 кг;
  • Е – машиной, прицеп которой имеет массу более 750 кг.

Как выглядит национальный документ:

  1. Его делают на пластиковой основе размером 54 на 86 мм.
  2. Права имеют розовый оттенок.
  3. На них нанесено ФИО водителя и другие его паспортные данные.
  4. Указывается номер удостоверения.
  5. Ставится наименование и печать уполномоченных структур, которыми документ выдан.
  6. Есть подпись собственника.
  7. Отмечена категория.
  8. Все сведения вписаны латиницей и дублируются русским.
  9. Наносится штрих-код, с которого считывается информация инспекторами, остановившими водителя.

Международные права также имеют установленный образец:

  1. Это небольшая книжка размера А6.
  2. Сведения вписываются от руки или набираются на компьютере и бланк распечатывается.
  3. Вся информация представлена на латинице. Допускается использование арабского шрифта.
  4. На лицевой стороне указывают:
    • дату, когда документ был выдан;
    • срок действия документа;
    • субъект России, где было выдано удостоверение и инстанцию, что оформила его;
    • номер и серию национального водительского удостоверения;
    • печать, поставленную представителем ГИБДД, подпись должностного лица.
  5. На второй странице указывают данные об ограничении на право вождения конкретной категорией транспортных средств.
  6. Третья страница должна содержать данные о водителе (его паспортные данные). Здесь же ставится овальная печать напротив той категории ТС, управлять которыми лицо имеет право. Возле неразрешенных категорий ставится крестик.

Есть ли отличия

Рассмотрим, какие особенности каждого удостоверения. Опишем общие и отличительные черты.

В прохождении медкомиссии

Чтобы получить возможность сесть за руль, следует пройти медкомиссию на водительские права (как национальные, так и международные).

Но стоит сделать одну оговорку – действующая справка, которая выдавалась при оформлении обычного удостоверения, будет действительной и при получении международного документа.

Гражданин вправе обратиться в любое медицинское учреждение – государственное или частное, если у него есть лицензия на проведение медосмотра и выдачу заключения.

Но лучше пройдите врачей по месту жительства, иначе есть риск, что представители ГИБДД отнесутся с недоверием к справке, выданной в другом субъекте.

Медицинские работники выдают документ, который имеет регламентированную форму, действующую по всей стране. Причем, медицинская справка утвержденной формы используется при получении национальных и международных прав.

Для того чтобы пройти медицинскую комиссию, стоит подать:

  • паспорт;
  • копию военного билета;
  • старые права (если есть);
  • фото.

В пакете документов для оформления

Предоставляются:

При получении национального образцаДля получения международного ВУ
Заявление, в котором излагается желание получить удостоверениеЗаявление
Удостоверение личности (паспорт, военный билет и т. д.)Водительские права, которые действуют в пределах страны
МедсправкаМедицинская справка
Старые права, если естьГражданское удостоверение личности
Документ о регистрацииСправка, в которой стоит отметка о временной регистрации
Карточка водителя (при смене или продлении полученного ВУ)Платежка, что подтвердит оплату госпошлины
Платежный документ о внесении госпошлиныФото (матовое)
Документ, которым можно подтвердить, что вы прошли обучение вождениюОбразец подписи на чистом листе бумаги
2 фотокарточки (если получаете старый образец)Могут затребовать загранпаспорт
Доверенность на управление ТС

В порядке получения

Национальный и международный образец можно получить, представив справки по месту проживания или временного жительства или в любом ближайшем удобном подразделении ГИБДД.

Международные права выдаются под роспись. Но вам оставят обычное удостоверение.

Отказ в выдаче вас ожидает в таких случаях:

  1. Заявителем не представлено все необходимые документы.
  2. Водитель лишен права садиться за руль или он находится в розыске.
  3. Поданные документы числятся, как утерянные/похищенные, не составлены в соответствии с требованиями или являются поддельными.

Национальный документ будет выдан после:

  • получения медицинской справки;
  • прохождения обучения;
  • сдачи экзаменов по теории и практике.

Кроме того есть такие нюансы:

Национальные праваМеждународные
Получить категорию А водитель вправе с 16 лет, В, С – с того момента, как лицо станет совершеннолетним, Е – если есть стаж управления ТС от года (ст. 26 Закона о безопасности дорожного движения).Международные права можно получить при наступлении совершеннолетия.
Срок действия – 10 летВыдаются на период до 1, 3, 5 лет. Но есть ограничение – МВУ нее может быть действительным дольше, чем НВУ, на основании которого оно выдавалось

Если аннулируется национальный документ, тои международный будет считаться недействительным.

В том случае, если имеются особые медицинские показания к вождению, графы документов должны содержать соответствующие отметки. Прописываются условия, при выполнении которых лицо может сесть за руль.

Если установленные ограничения выполняются, то и национальные, и международные права будут считаться действительными.

Оба вида водительских прав будут аннулированы в таких случаях:

  • истекло время действия документа;
  • внесено правки в данные гражданина (сменено фамилию, имя и т. д.);
  • документ стал негодным из-за износа, порчи;
  • права выдавались при предоставлении поддельных документов;
  • лицо имеет медицинские противопоказания к управлению автомобилем.

В обучении на права

Отличие процедуры оформления международного образца водительского документа – оно выдается на основании национальных прав. То есть, вам не придется специально обучаться и сдавать дополнительные экзамены.

Хотя экзамен и не сдается, возите с собой доверенность на управление транспортом, даже при выезде за пределы Российской Федерации.

В размере наказаний за нарушения

Так как международные права выдаются на базе российского удостоверения, нельзя отправляться в поездку за границу без национального документа. Так, если вас лишили права управлять транспортом в Российской Федерации, запрещается управление машиной и за границей.

Вы можете ездить с международными правами и в России, но в таком случае придется всегда брать с собой и национальный документ. Но не стоит предъявлять международное ВУ инспектору, который вас остановит.

Если вы попадетесь работнику ГИБДД без национального документа (а только с международным), придется заплатить штраф по водительскому удостоверению размером 500 рублей. (ч. 1 ст. 12.3 КоАП). К тому же налагается запрет на использование ТС – оно будет отправлено на штраф-стоянку.

При выезде за границу стоит изучить правила дорожного движения в той стране, где вы будете находиться. Ведь незнание не освобождает от ответственности. И штрафы за границей при нарушении правил ПДД немаленькие.

Национальный документ граждане обязаны менять каждые 10 лет. Управление транспортом с просроченным удостоверением наказывается штрафами.

Замена международного удостоверения может осуществляться в любое удобное время. Неважно, окончился срок действия документа, или нет – штраф вам не грозит.

В стоимости получения

Сколько придется заплатить при оформлении водительского удостоверения:

  • если это международный образец – 1,6 тыс. рублей (ст. 333.33 ч. 2 НК);
  • если национальные документ – 2 тыс. госпошлина (плюс 1,5 тыс. стоит практика вождения, 3,5 тыс. — экзамен). Подробные расценки указаны в гл. 25.3 Налогового кодекса.

Где действует

Международное законодательство имеет 2 документа, которыми регулируется признание водительских прав национального и международного образца.

Это «Международная Конвенция о ДД». Подписаны такие документы в 1949 (Женева) и 1968 г (Вена). Многие страны подписали такое соглашение. Но есть и такие, которые отказались.

Обычные права вам выдадут на 10 лет, по истечению которых придется их менять. Такой документ действителен только в России.

Международное удостоверение действует в странах, которыми подписано Женевскую и Венскую конвенцию. Документ будет оформлен на языке того государства, который его выдает. Ездить с такими правами можно в большинстве европейских стран.

Итак, перечислим основные отличия национального и международного удостоверения водителя:

  1. Международный образец может быть использован самостоятельно, без наличия национального.
  2. Чтобы получить международные права не придется сдавать какие-либо экзамены.
  3. Международное водительское удостоверение имеет ограниченный период действия.
  4. Вам нельзя будет пользоваться обычными правами за пределами страны.

Информация об отличиях в оформлении и действии водительских прав позволят вам не только быстрее получить заветный документ, но и соблюсти ряд правил, установленных законодательством.

: Национальное водительское удостоверение vs Международное водительское удостоверение

Источник: http://provodim24.ru/chem-otlichaetsja-nacionalnoe-voditelskoe-udostoverenie-ot-mezhdunarodnogo.html

В чем особенности международных и национальных прав в 2019 году

Национальное и применимое законодательство. Есть ли разница?

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей.

Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость.

Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский.

Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов.

Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

В день обращения открываются все имеющиеся категории и оформляется удостоверение.

Применение за границей

Национальные права за границей требуются в любом случае. Следует учесть, что в ряде государств, входящих в Венскую конвенцию, в которых для управления машиной международные права не нужны, сдача автомобиля в прокат осуществляется только на основании этого документа. Есть и другие ограничения, поэтому лучше иметь с собой оба типа удостоверения.

Вопрос о том, какой именно документ – международное водительское удостоверение или национальное – выбрать, не имеет смысла. Международные права, как уже сказано, невозможно получить, не имея водительского удостоверения, выданного в стране гражданства.

Замена водительского удостоверения и получение МВУ:

Источник: https://emigranto.ru/spravochnaya/vyezd-za-granicu/otlichie-mezhdunarodnykh-prav-ot-obychnykh.html

Чем отличаются международные водительские права от обычных

Национальное и применимое законодательство. Есть ли разница?
Время чтения: 5 минут

Если вы собираетесь арендовать автомобиль или мотоцикл за границей, то во многих странах вам не обойтись без так называемых международных прав.

Этот документ можно получить, предъявив уже имеющееся российское национальное удостоверение.

Но чем отличаются международные водительские права от обычных? Какие законы нужно знать водителю, готовому сесть за руль за рубежом, и может ли один документ заменить другой? В нашей статье вы найдёте ответы на все перечисленные вопросы.

Национальными называются права, действительные на территории страны, которая и выдала водителю документ. В каждой стране есть собственные законы, определяющие правила получения водительских удостоверений и пользования ими. Например, в России это Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 («О допуске к управлению ТС»), а также, конечно, ПДД РФ.

Что касается международных прав, все нормы, связанные с данным удостоверением, были определены Женевской конвенцией по безопасности дорожного движения от 1949 года. На официальном сайте ЮНЕСКО можно найти актуальную версию закона, определяющего права и обязанности водителя, готового управлять автомобилем в разных странах мира.

В 1968 году была подписана  Венская конвенция о дорожном движении, согласно которой, страны ее подписавшие, обязались признавать на своей территории национальные права других стран-подписантов. Но Венскую конвенцию подписали не все страны, а некоторые подписали, но не ратифицировали.

В странах, не подписавших конвенцию 1968 года или ее не ратифицировавших для управления транспортными средствами (ТС) необходимо иметь кроме национальных ВУ еще и международные.

Особенности национальных и международных прав

По сути, и внутренние, и международные права служат одной цели.

Они подтверждают, что человек сдал теоретический и практический экзамены в ГИБДД и умеет управлять транспортным средством, соблюдая правила движения.

Но международные и внутренние права — не взаимозаменяемые документы. Согласитесь: если бы они не имели отличительных особенностей, не было бы никакого смысла оформлять два разных удостоверения.

Национальные права

Права, действующие на территории РФ, оформляются во множестве отделений ГИБДД. Получить их можно практически в любом крупном городе. Этот документ содержит следующую информацию (сведения написаны на русском языке, предусмотрено дублирование транслитом):

  • Ф.И.О.;
  • фотографию;
  • дату и место рождения;
  • категорию, обозначающую, транспортными средствами какого типа водитель умеет управлять;
  • дату и место выдачи прав;
  • номер и серию документа;
  • место проживания водителя.

Национальные права выдаются после сдачи экзаменов и оплаты пошлины. Она составляет 500 рублей, если документ печатают на обычной бумаге, 2 тыс. рублей — если на пластике, 3 тыс. рублей  – нового образца, на пластике с чипом .

Кстати, в последнее время изменился не только материал удостоверения. Если вам это интересно, прочитайте побольше о водительском удостоверении нового образца.

Международные права

Как нетрудно догадаться, международные права и выглядят по-другому, и используются в иных ситуациях. Разница между этими документами обусловлена как минимум удобством: дорожные инспекторы за рубежом обучены работе с отдельной категорией удостоверений.

Что касается внешнего вида таких прав — вот какая информация содержится на внешней стороне документа:

  • дата и место выдачи;
  • срок действия;
  • номер национального удостоверения;
  • страна, гражданином которой является владелец.

На оборотной стороне международных прав указан список стран, для которых данный документ актуален. Таким образом, это свидетельство — всего лишь приложение к национальному: оно даже не содержит ФИО владельца.

Госпошлина при получении такого документа составляет 1 600 рублей. Рекомендуем вам узнать больше о том, что такое международное водительское удостоверение, и посмотреть, как оно выглядит на фото.

Основные отличия обычного и международного документа

Мы разобрались, чем отличается национальное водительское удостоверение от международного, но пока уделили внимание в первую очередь внешним признакам.

Но отличается ли срок действия национальных прав РФ и международных? Нужно ли сдавать дополнительные экзамены, чтобы получить удостоверение, позволяющее управлять транспортным средством за границей? И какие нюансы нужно знать, предъявляя права инспектору на родине и за рубежом? Продолжим изучение вопроса, интересующего и туристов, и потенциальных мигрантов.

Срок действия

Первое отличие водительского удостоверения от международного — срок действия. Согласно приказу МВД РФ от 20 июля 2000 г. № 782, российские права действительны в течение 10 лет с момента получения. Конечно, если человека лишают прав за нарушение, когда он теряет документ или меняет паспортные данные, возникает необходимость получить новое удостоверение.

А вот международные права действительны в течение 3 лет. При этом их срок действия прекращается, как только заканчиваются национальные права, — но не наоборот.

Правила получения

Ещё один нюанс, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного, — правила оформления. Чтобы получить национальные права в РФ, человек должен закончить автошколу и сдать два экзамена: сперва вытянуть билет и продемонстрировать знание ПДД, а затем показать свои навыки на практике, отправившись в поездку по городу с инструктором.

А вот для оформления международного свидетельства дополнительных испытаний проходить не нужно. Получить МВУ можно в некоторых отделениях ГИБДД, причём они есть не в каждом городе. Так, в Москве на 2019 год функционирует всего три точки, где выдают подобные документы, — на основании уже имеющихся бумаг и заявления.

Использование за рубежом

Наконец, выехав за границу, можно на своём опыте понять, чем отличаются водительские права международного образца от национальных. Дело в том, что одних национальных прав, как и одних МВУ, недостаточно, чтобы подтвердить свои навыки управления ТС.

В какой бы стране из подписавших только Женевскую конвенцию вы не находились, отсутствие одного из этих документов, обнаруженное при проверке за рубежом, грозит как минимум штрафом. При этом инспектор дорожного движения, конечно, в первую очередь будет рассматривать международные права.

 Впрочем, это не повод оставлять национальные права в гостинице, ведь они призваны подтвердить актуальность вашего документа.

В список стран, где принято поступать именно так, входят:

  • Египет;
  • Индия;
  • Ирландия;
  • Китай;
  • Кипр;
  • Япония;
  • США.

Можно ли пользоваться международными правами вместо обычных

Итак, теперь для того чтобы в полной мере разобраться в интересующей нас проблеме, осталось ответить только на один вопрос. Какой документ лучше предъявлять, если вас остановили на дороге в России: международное водительское удостоверение или национальное? Не оштрафуют ли водителя, который почему-то оставил дома внутренние права, зато взял с собой «книжечку» МВУ?

Увы, сотрудник ГИБДД не отнесётся с пониманием к человеку, который готов предъявить только международные права. Это обусловлено как минимум тем, что актуальность МВУ нужно ещё доказать, а подтверждается она информацией, зафиксированной на лицевой стороне обычных прав.

К тому же, как инспектор может быть уверен, что человек просто забыл права, а не лишился их из-за аварии или попросту не потерял? Узнав, что у вас нет с собой национального удостоверения, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением или выписать штраф в размере 500 рублей.

Исключение из правил

Отдельно стоит сказать об обратной ситуации, когда может быть допустимо предъявление национальных прав вместо МВУ за рубежом. Как было уже сказано, такое возможно в странах, подписавших Венскую конвенцию.

Если же вы едите в страну, подписавшую только Женевскую конвенцию и никак не успеваете оформить международное удостоверение, вы можете уже там разыскать местного юриста, который возьмётся за перевод российских прав.

Полученный документ нужно будет нотариально заверить.

И всё-таки заранее получить МВУ куда легче, чем искать специалистов в другой стране. Во-первых, такой вариант требует значительных трат времени и денег. Во-вторых, он сработает, только если вы получили национальные права до 1 марта 2011 года.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.