Минфин готовит масштабные изменения в ПБУ и стандарты бухучета

Содержание

Изменения в бухучете в 2018-2019 гг.: 402-ФЗ и новые ФСБУ

Минфин готовит масштабные изменения в ПБУ и стандарты бухучета

Изменения в бухучете в последнее время идут одно за одним. И это неудивительно — отечественные стандарты бухучета давно нуждались в обновлении.

Изменения в бухучете в последнее время идут одно за одним. И это неудивительно — отечественные стандарты бухучета давно нуждались в обновлении.

В сложившейся ситуации сложнее всего приходится бухгалтерам, которые помимо своих основных обязанностей теперь постоянно должны разбираться в новых законодательных актах и кардинально менять привычные способы учета.

В статье разберемся, как не затеряться в этой бесконечной веренице бухгалтерских новшеств и к чему готовиться в ближайшие годы.

Федеральный закон “О бухгалтерском учете”: что нового

Закон “О бухгалтерском учете” — основополагающий документ, который устанавливает единые нормы ведения бухучета и отчетности. Сейчас бухучет регулируется 402-ФЗ, который вступил в действие с 2013 года. За свой недолгий срок существования в него уже было внесено несколько существенных поправок.

Таблица изменений в ФЗ “О бухгалтерском учете”

2014Уточнили перечень учреждений, имеющих право на “упрощенку”.
2016Академии наук лишили статуса “организаций госсектора”.
2017Нормативные акты Центробанка РФ включили в перечень документов, регулирующих бухучет.
2018Все действующие ПБУ признали федеральными стандартами.

В мае 2018 года Минфин разработал новый законопроект о внесении изменений в 402-ФЗ, который пока еще находится на рассмотрении. Поправками предусмотрено:

  • Требование бухгалтера по оформлению первички станет обязательным для всех сотрудников.
  • Необязательно наличие бухотчетности в бумажном варианте, достаточно электронного с цифровой подписью уполномоченных лиц.
  • Центробанк получит право издавать акты, которые могут противоречить ФЗ.

Помимо ФЗ, бухгалтерский учет регулируется и другими подзаконными актами.

Масштабный проект Минфина: на смену ПБУ приходят ФСБУ

В 2017 году Минфин решил заменить привычные ПБУ и начал разработку федеральных стандартов бухучета. Проект продолжает осуществляться в рамках программы на 2018-2020 года. На данный момент порядок учета для различных объектов БУ регламентируют 24 ПБУ.

Потребность в таком масштабном обновлении нормативно-правовой базы по бухучету назревала давно. Новые ФСБУ позволят приблизить его к мировым стандартам и современному уровню развития экономики. В рамках аналогичных программ Минфина на 2016-2018 и 2017-2019 года в некоторые ПБУ уже были внесены коррективы. Разберем наиболее значимые из них.

Новшества в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

В августе 2017 года ввели в действие поправки в ПБУ 1/2008, касающиеся требований к формированию учетной политики учреждений. Изменения произошли по следующим пунктам:

  • организации получили право самостоятельно выбирать способ организации бухучета;
  • при разработке УП приоритет необходимо отдавать стандартам МСФО;
  • организации получили право при выборе способов бухучета руководствоваться критерием рациональности;
  • организации на УСН получили право формировать УП руководствуясь критерием рациональности;
  • определили условия, при которых организация может отойти от ПБУ 1/2008;
  • отменили пояснительную записку об изменениях в УП.

В целом требования к формированию учетной политики стали менее жесткими. Поэтому многие организации смогли выбрать более удобные и рациональные способы ведения бухучета.

Коррективы в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств в инвалюте»

Поправки в ПБУ 3/2006 были приняты в 2017, но вводятся в действие с начала 2019 года. В соответствии с ними:

  • организации за пределами РФ, включающие в бухотчетность данные дочерних обществ, также будет руководствоваться ПБУ 3/2006;
  • если нет официального курса инвалюты ЦБ РФ, стоимость актива нужно будет пересчитывать по кросс-курсу этой валюты;
  • организации смогут вести учет курсовых разниц в порядке, предусмотренном МСФО;
  • разработаны общие правила для пересчета активов и обязательств в ВЭД.

Хотите проверить свои знания по бухгалтерскому учету?

Пройдите бесплатный тест “Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в РФ”, чтобы получить объективную оценку своих знаний и навыков.

Тесты по бухгалтерскому учету

Новые ФСБУ, которые запланированы на 2019–2022 годы

Программа Минфина на 2018-2020 года предполагает создание 14 новых ФСБУ и внесение правок в уже существующие ПБУ. Новые стандарты будут вводиться в действие не все разом, а последовательно.

То есть, уже с 1 января 2019 года в силу вступает первый стандарт нового поколения — “Запасы”, который заменит всем хорошо известный ПБУ 5/01 “Учет МПЗ”. В соответствии с ним буквально всем придется:

  • пересмотреть методологию расчета себестоимости продукции;
  • оценивать запасы по справедливой стоимости согласно МСФО;
  • научиться прогнозировать последствия покупки запасов;
  • включать в себестоимость проценты и остальные долговые расходы;

И это далеко не все новшества. Бухгалтерам лучше заранее начать готовиться ко всем грядущим переменам, ведь их масштаб таков, что учет придется менять кардинально.

“Новая жизнь” госучреждений: новые ФСБУ и инструкции по бухучету

С января 2018 года госучреждения первыми осуществили переход на новые ФСБУ. В действие ввели сразу 5 стандартов:

  • Концептуальные основы
  • ОС
  • Обесценение активов
  • Аренда
  • Представление бухотчетности

Эти стандарты привнесли в бюджетный учет и порядок формирования отчетности много нового, но на этом изменения не заканчиваются. В рамках проекта по разработке новых ФСБУ планируется введение в действие еще 24 стандартов.

Важно!

Чтобы привести бюджетный учет в соответствие с новыми стандартами, Минфин внес изменения и в другие нормативные документы: КОСГУ, инструкции по бухучету, планы счетов.

8 мая 2018 года вступили в силу обновленные инструкции 157н и 147н. В них закреплены порядок формирования счетов бухучета и рекомендации по оформлению записей для госучреждений.

Учетная политика для целей бухучета: нужны ли коррективы

В связи со вступлением в силу новых ФСБУ и внесением коррективов в ПБУ 1/2008 учетная политика на 2019 нуждается в основательном пересмотре. Изменений придется внести немало, поэтому к работе над ней лучше приступить как можно раньше.

Важно!

Отсутствие или неактуальность приказа об УП — серьезное основание для штрафа.

В обновленной УП для целей бухучета на 2019 год не забудьте:

  • использовать право самостоятельно выбирать наиболее рациональные способы учета;
  • разрабатывая собственные методики бухучета, опираться в первую очередь на принципы МСФО;
  • закрепить новые методы учета МПЗ, их оценки и определения себестоимости согласно новому ФСБУ “Запасы”.

Ознакомьтесь с образцом учетной политики на 2019 год, чтобы разобраться какие пункты нуждаются в пересмотре.

Грядущие изменения в бухучете: сила и масштаб влияний на работу бухгалтера

Для бухгалтеров наступили нелегкие времена. На законодательном уровне полным ходом осуществляется сближение отечественного бухучета с МСФО.

Поэтому приходится постоянно изучать новые методики учета, требования к оформлению бухотчетности и приспосабливаться к этим изменениям.

В ближайшее время новшеств будет только больше, ведь программа разработки ФСБУ нового поколения в самом разгаре и план по введению их в действие расписан вплоть до 2022 года.

В условиях такой масштабной трансформации системы бухучета самое сложное — не запутаться во всех новых законодательных актах и научиться применять их в своей работе. На помощь приходят вебинары для бухгалтеров — онлайн-семинары, на которых эксперты-лекторы кратко и доступно рассказывают о грядущих новшествах и дают практические рекомендации по их применению.

Хотите быть в курсе всех “новинок” бухучета и избежать “авралов” на работе?

Вебинары для бухгалтеров — современный способ информирования о всех новшествах законодательства без отрыва от работы и личной жизни. Это концентрат из самой свежей информации и возможность получать ответы на сложные вопросы бухгалтерского учета.

Записывайтесь на вебинары для бухгалтеров, чтобы первыми узнавать о важных изменениях в законодательстве!

Вебинары для повышения квалификации бухгалтеров

Также рекомендуем:

Источник: https://finacademy.net/materials/article/izmeneniya-v-buhuchete

Все ПБУ по бухучету на 2018-2019 годы – перечень

Минфин готовит масштабные изменения в ПБУ и стандарты бухучета

Все ПБУ по бухучету на 2019 год в деятельности хозсубъектов должны применяться обязательно, если иное не установлено конкретным источником права. Какие ПБУ действуют в нынешнем году, а какие ожидаются в последующих, расскажем в нашей статье.

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2019 году

Новые ПБУ в 2018–2021 годах

Итоги

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п.

3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета.

К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Новые ПБУ в 2018–2021 годах

С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

№ п/пНазвание проекта ПБУПредполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения
Разработка новых федеральных стандартов
1.1Запасы2019
1.2Нематериальные активы2020
1.3Аренда2022
1.4ОС2020
1.5Незавершенные капвложения2020
1.6Дебиторка и кредиторка2020
1.7Документы и документооборот2020
1.8Доходы2022
1.9Некоммерческая деятельность2021
1.10Бухгалтерская отчетность2021
1.11Участие в зависимых организациях и совместная деятельность2021
1.12Расходы2022
1.13Финансовые инструменты2022
1.14Добыча полезных ископаемых2022
Внесение изменений в текущие ПБУ
2.1ПБУ 18/022020
2.2ПБУ 13/20002020
2.3ПБУ 16/022020

Итоги

Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ. В 2019 году их действует 24. Со временем они будут заменяться новыми бухгалтерскими НПА — федеральными стандартами.

Узнать больше о специфике ПБУ вы можете из статей:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/vse_pbu_po_buhuchetu_-_perechen/

Российские стандарты бухучета можно не применять. Но далеко не всем

Минфин готовит масштабные изменения в ПБУ и стандарты бухучета

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/

Как формировать учетную политику организации «по-новому». Измененная редакция ПБУ 1/2008.

6 августа 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/20081.

Изменения более детально регламентировали процесс выбора учетной политики организации, приблизили бухотчетность к международным стандартам и устранили несоответствие норм “старого” ПБУ и федерального законодательства, а заодно уточнили несколько понятий.

О сути новшеств и о том, нужно ли менять учетную политику организации, рассказывают специалисты ГК “ГНК”.

На кого распространяется ПБУ

Согласно п.1 ПБУ 1/2008, на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора.

Филиалы и представительства иностранных компаний могут формировать учетную политику либо в соответствии с ПБУ, либо, исходя из правил, установленных в “своей” стране (но только в случае, если последние не противоречат МСФО).

Как следует из текста нормативного правового акта, на ИП, адвокатов, нотариусов ПБУ не распространяется.

Право на выбор

Новый п. 5.1 ПБУ 1/2008 закрепил право компании на выбор способа ведения бухучета, ранее установленное ФЗ “О бухгалтерском учете” от 06.12.2011 N 402-ФЗ – независимо от выбора других организаций.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 402-ФЗ, компании должны самостоятельно составить учетную политику, руководствуясь законодательством о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Теперь это прописано и в ПБУ.

Исключение здесь то же, что и в 402-ФЗ: дочерние общества. Согласно ч. 14 ст.

21 закона № 402-ФЗ, организация, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. П.5.

1 ПБУ гласит: в случае если основное общество утверждает свои стандарты, то его дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из них.

Как выбирать учетную политику?

По общему определению, учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Так, учетной политикой для целей бухучета в компании устанавливают рабочий план счетов, формы первичных документов, правила документооборота, а также оговаривают способы и методы учета материалов, распределения доходов, определения выручки и пр.

Как и ранее, формировать учетную политику необходимо, руководствуясь федеральными стандартами (ч.3 ст. 8 402-ФЗ). ПБУ подробно разъясняет этот момент – с учетом пробелов в федеральных стандартах. Минфин подробно прокомментировал изменения в ПБУ в Информационном сообщении от 2 августа 2017 г. № ИС-учет-9.

Отметим, что с 19 июня 2017 г. и до принятия федеральных стандартов их роль исполняют ПБУ (п.1.1 ст. 30 402-ФЗ).

В целом, при определении учетной политики организация может столкнуться с тремя ситуациями.

Ситуация 1. В федеральном стандарте указан единственный вариант ведения бухучета по конкретному вопросу (например, активы, полученные безвозмездно, следует учитывать по их рыночной стоимости – ПБУ 9/99 “Доходы организации”)

То есть компании ничего не остается, как выбрать способ, представленный в стандарте.

Ситуация 2. Стандарт описывает несколько способов ведения учета по конкретному вопросу.

Например, годовая сумма амортизации основных средств может определяться:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (ПБУ 6/01 “Учет основных средств”).

Способов определения величины текущего налога на прибыль сегодня два – на основе налоговой декларации по налогу на прибыль либо на основе данных, сформированных в бухучете (ПБУ 18/2 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”).

В этом случае организация выбирает любой из представленных способов.

Однако делает это не произвольно, а на основе критериев, установленных теми же ПБУ 1/2008 – с учетом установленных положением допущений (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требований (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). Главное при выборе, как отмечает Минфин, «формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета».

В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Требование рациональности заключается в том, что бухучет необходимо вести, ориентируясь на:

  • условия хозяйствования;
  • величину организации;
  • соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (обновленный п. 6 ПБУ 1/2008).

Несущественная информация здесь – данные, от наличия, отсутствия или способа отражения которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

Пример: запасы чистящих и моющих средств для уборки в ООО, которое занимается подбором персонала. Это необходимая статья расходов организации, однако очевидно, что от отражения расходов на чистящие средства экономические решения организации не зависят. Для учета расходов чистящих и моющих средств есть два пути.

Первый – учитывать их поступление и расход на субсчете счета 10 «Материалы». Но тогда придется списывать с этого субсчета каждый флакон или коробку чистящего средства, что вряд ли является рациональным. Поэтому второй путь – составление одного документа на списание израсходованной бытовой химии, и списание одной проводкой по истечении какого-то периода, например, ежеквартально.

Таким образом вместо нескольких бухгалтерских записей остается одна.

В любом случае, примеров подобной информации в ПБУ не приводится, таким образом, все остается на усмотрение организации.

Ситуация 3. В стандарте не содержится никакой информации относительно способа ведения учета по конкретному вопросу

Тогда компания разрабатывает этот способ самостоятельно. Но опять же – по определенному алгоритму, руководствуясь последовательно:

  • международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);
  • федеральными и отраслевыми стандартами по аналогичным или связанным вопросам;
  • рекомендациями в области бухучета (новый п.7.1 ПБУ 1/2008).

То есть в первую очередь при разработке способа учета бухгалтеры компании обращаются к МСФО. Если в МСФО по аналогичным вопросам нужной информации нет, следует обратиться к федеральным или отраслевым стандартам бухучета. Если же и МФСО, и отечественными стандартами ситуация не урегулирована, необходимо обратиться к рекомендациями в области бухгалтерского учета.

Если организация находится на УСН, то в данном случае (способы ведения бухучета по конкретному вопросу не определены) она может разработать собственный способ, руководствуясь даже не стандартами, а исключительно требованием рациональности ( п.7.2 ПБУ 1/2008).

Исключение из правил

Вышеприведенный алгоритм выработки учетной политики обязателен не для всех компаний. Некоторым организациям дозволено вовсе игнорировать российские стандарты, – если они противоречат нормам МСФО. К таким организациям относятся компании, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, составляемую в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (ч. 5 ст. 2 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности”).

В целом, ПБУ устанавливает, что “данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО”, однако, если применение способа, описанного в стандарте, препятствует соблюдению международных требований, то стандарт можно не соблюдать. Однако, если компания выбрала такой путь, ей придется объяснить, почему она это сделала.

Для этого в бухгалтерской отчетности компании необходимо будет указать каждый непримененный способ учета и описать его; раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено; описать, каким образом это требование будет нарушено.

Отступление от правил

Еще ряду организаций позволено отступить от требований к формированию учетной политики, но в исключительных случаях.

Такими считаются случаи, когда формирование учетной политики в соответствии с общими нормами приводит к недостоверному представлению в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • финансового положения компании;
  • финансовых результатов ее деятельности;
  • движения ее денежных средств.

ПБУ 1/2008 установлены следующие условия, при которых можно применить так называемый “альтернативный способ ведения бухучета” (это новое понятие, введенное изменениями в ПБУ 1-2008):

  1. определены обстоятельства, которые препятствуют достоверному представлению вышеуказанных данных в отчетности;

  2. возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

  3. этот альтернативный способ обеспечивает достоверное представление о финансовом положении компании, ее финансовых результатах и движении денежных средств.

Если компания принимает альтернативный способ учета, она обязана раскрыть следующую информацию о нем:

  1. наименование федерального стандарта бухучета и способа, от которого компания вынуждена отступить (плюс краткое описание этого способа);

  2. обстоятельства, препятствующие достоверному представлению информации и их причины;

  3. содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления вышеуказанных данных;

  4. предоставить сравнительный анализ (сверку) всех показателей отчетности в формате “до” (по общим правилам) и “после (но “альтернативным” правилам”), а также величину корректировка каждого показателя.

Пояснительная записка больше не нужна

ПБУ 1/2008 дополнено рядом других новшеств. Отменена обязанность предоставления пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Ее роль будут играть пояснения в составе самой отчетности (в старой редакции ПБУ о пояснительной записке говорилось в пп.24 и 25. В новой редакции п. 24 изменен, 25 – утратил силу (Приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н).

Таким образом, понятие “пояснительная записка к бухгалтерской отчетности” из документа исчезло).

Также отменены два требования о раскрытии информации (факт неприменения утвержденного и опубликованного, но не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету и требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным. Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета. Уточнено толкование некоторых терминови др.

Менять или не менять?

Необходимо ли вносить изменения в учетную политику в связи со вступлением в силу поправок в ПБУ? Специалисты ГК «ГНК» считают, что компании необходимо проверить свою учетную политику на соответствие новому ПБУ, так как, согласно ч.

6 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г.

№ 402-ФЗ, изменения в учетную политику необходимо вносить в том числе и в случаях, когда изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;

И, если текущая политика ему в какой-либо степени противоречит, ее необходимо изменить. При этом учтите, что, согласно п. 14 ПБУ 1/2008, обновленная учетная политика начнет действовать с 6 августа 2017 г.,

Если текущая учетная политика организации согласуется с новым ПБУ, менять что-либо нет необходимости.

1 Приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н “О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н”, зарег. в Минюсте России 25 июля 2017 г. № 47517

учетная политика МСФО

Источник: https://otchetonline.ru/pomoshh-buxgalteru/buhuchet/65993-rossiyskie-standarty-buhucheta-mozhno-ne-primenyat-no-daleko-ne-vsem.html

Семинар

Минфин готовит масштабные изменения в ПБУ и стандарты бухучета

22 мая 2018 вступил в силу Приказ Минфина России от 18.04.2018 № 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 – 2020».

Уже разработаны проекты первых ФСБУ: «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения», «Дебиторская и кредиторская задолженности», «Аренда», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Проекты ФСБУ разработаны на основе МСФО, а это значит, что бухгалтерам пора начинать готовиться к наступающим изменениям, потому что наскоком организовать учет по-новому не получится.

На мастер-классе «Изменения в бухучете: поправки в ПБУ и новые ФСБУ» мы проанализируем основные положения новых ФСБУ и сравним их с действующими ПБУ. Не оставим без внимания и наши любимые налоги, особенно по тем позициям, где правила учета различаются для целей бухгалтерского и налогового учета.

Целевая аудитория

Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, бухгалтеров,  аудиторов, финансовых директоров, специалистов по налогообложению, которым необходимо быть в курсе последних изменений в законодательстве о бухгалтерском учете.

В программе семинара:

  • Ход выполнения Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 -2020 годы. Проекты ФСБУ, вводимые в действие в соответствии с Программой в первую очередь: к чему готовиться в переходный период. Изменения в Закон о бухучете, вступившие в силу с 19 июля 2017 г. (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ).
  • Поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Принцип рациональности, концепция достоверности, иерархия требований. Сближение учетных политик по РСБУ и МСФО как средство сокращения затрат на трансформацию отчетности. Налоговые последствия выбора.
  • Проект федерального стандарта бухучета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
  • Возможности сближения бухгалтерского и налогового учетов после введения новых федеральных стандартов и МСФО. Классификация разниц.
  • Перспективы изменений в законодательной и нормативной базе по налоговому учету.
  • Проект федерального стандарта «Основные средства». Сравнительный анализ основных положений проекта, действующего ПБУ 6/01 и МСФО.
  • Различия в бухгалтерском и налоговом учете основных средств. Проект федерального стандарта «Незавершенные капитальные вложения».
  • Проверка внеоборотных активов на обесценение.
  • Проект федерального стандарта «Нематериальные активы». Сравнительный анализ основных положений проекта, действующего ПБУ 14/2007 и МСФО. Различия в бухгалтерском и налоговом учете нематериальных активов и НИОКР для собственных нужд.
  • Проект федерального стандарта «Запасы». Сравнительный анализ основных положений проекта, действующего ПБУ 5/01 и МСФО. Различия в бухгалтерском и налоговом учете запасов.
  • Ожидаемые изменения в бухгалтерском учете доходов с 1 января 2020 г. в соответствии с основными положениями IFRS 15 «Выручка по контрактам с заказчиками», в том числе по договорам строительного подряда. Различия группировки доходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
  • Перспективы изменений порядка учеты аренды на основе IFRS 16 «Аренда». ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», вступающий в силу с 1 января 2020 г. Новые виды разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
  • Проект федерального стандарта «Дебиторская и кредиторская задолженность». Понятие дисконтирования. Модель ожидаемых кредитных убытков.
  • Применение положений ПБУ 18/02 при выявлении разниц в признании доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете. Переход к балансовому методу расчета отложенных налогов с 1 января 2019 г.
  • Сфера применения стандартов МСФО и рекомендации по подготовке к переходу на Международные стандарты финансовой отчетности.
  • Ответы на вопросы.

Документы:

  • оплата семинара происходит по счету согласно договору публичной оферты
  • для оперативного обмена документами убедительная просьба иметь при себе доверенность на подпись документов (образец будет направлен менеджером вместе с приглашением на семинар)
  • по окончании семинара будет выдан сертификат о повышении квалификации
  • для получения сертификата ИПБ РФ в объеме 10 ак.часов необходимо отправить за 5 рабочий дней до начала семинара скан членского билета, аттестата и платежных поручений за предыдущий и текущий год на адрес e.novikova@gradient-alpha.ru

В стоимость включено:

  • участие в семинаре
  • кофе-брейк и обед во время проведения семинара 
  • письменные принадлежности, методические материалы 
  • сертификат о повышении квалификации

Остались вопросы? Задайте их специалисту УМЦ “Градиент Альфа”

Тел: (495) 740-12-64 E-mail: seminar@gradient-alpha.ru

Запись закончена

Источник: http://umc.gradient-alpha.ru/umc/courses/paid/buxgalteru/seminar-izmeneniya-v-buxuchete-popravki-v-pbu-i-novyie-fsb

Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

Минфин готовит масштабные изменения в ПБУ и стандарты бухучета

В новой редакции ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный федеральными стандартами бухучета. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них.

Но если в федеральных стандартах ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму.

А именно разработать свой способ, последовательно применяя следующие документы: сначала международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и в завершение — рекомендации в области бухучета. Об этом говорится во вновь созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность.

Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).

Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них.

Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности.

Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.

К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения.

До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации.

Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Учетная политика дочерних компаний

Добавлено положение для организаций, которые являются дочерними структурами основной организации.

Если «материнское» предприятие утвердило стандарты бухучета, обязательные для применения всеми «дочками», то дочерние структуры обязаны выбирать способы учета исходя из данных стандартов.

Во всех остальных случаях способы учета выбираются независимо от того, какие способы приняты в других компаниях (вновь созданный пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Когда от федеральных стандартов можно отступить

Подразумевается, что применение федеральных стандартов и разработка собственных стандартов обеспечивает достоверную картину финансового состояния организации.

Но в исключительных случаях это может, напротив, исказить истинное положение дел. Согласно вновь созданному пункту 7.3 ПБУ 1/2008 компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов.

Но не всегда, а при выполнении следующих условий:

  • определены обстоятельства, из-за которых нельзя достоверно отразить в бухотчетности финансовое состояние, финансовые результаты и движение денежных средств организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухучета, позволяющий устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухучета не приведет к появлению других обстоятельств, которые исказили бы бухотчетность компании;
  • организация в своей отчетности раскрывает следующую информацию; наименование и краткое описание федерального стандарта, от которого она отступила; обстоятельства, исказившие финансовую картину, и содержание альтернативного способа. Плюс к тому компания должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность

Ряд организаций обязаны вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО.

И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять.

Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.

Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации.

В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.

Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу

Поправки коснулись пункта 23 ПБУ 1/2008, посвященного нормативным правовым актам (НПА), не вступившим в силу.

Прежде там говорилось, что компания должна раскрыть в отчетности факт неприменения не вступившего в силу НПА, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено.

Вместо него появилось другое, согласно которому, организация, начавшая добровольно применять НПА до его вступления в силу, обязана раскрыть данный факт в бухотчетности.

Пояснительную записку составлять не нужно

В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать.

Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п.

 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2017/9/12646

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.