Критерии для выездной налоговой проверки

Содержание

12 критериев, которыми пользуется налоговая для назначения проверки

Критерии для выездной налоговой проверки

Вы здесь

28.11.2017

12 критериев, которыми пользуется налоговая для назначения проверки

Как налоговая выбирает, к кому поедет на проверку – ключевой вопрос для большинства организаций. Ответ на него найти очень просто: критерии, которыми пользуется налоговая, общедоступны и не изменяются, они закреплены в Приказе ФНС России №MMB-7-2/461@. Всего таких критериев 12, поэтому вы легко можете оценить насколько велик риск того, что налоговая нагрянет именно к вам.

Критерий 1: соответствие среднему значению налоговой нагрузки

Если налоговые платежи организации меньше, чем в среднем у прочих организаций, работающих в той же отрасли, это повод для проверки. Усреднённый показатель рассчитывается на основе данных Росстата по зафиксированной в приказе ФНС №MM-3-06/333@ схеме.

Критерий 2: в течение периодов предоставления отчётности организация указывает, что её деятельность убыточна

Достаточно два года сдавать убыточную отчётность, и это уже будет поводом для проверки. С каждым следующим годом шанс визита налоговых инспекторов будет возрастать.

Критерий 3: расходы растут стремительнее, чем доходы

Если в новых отчетных периодах плательщик показывает более высокий темп увеличения расходов, чем доходов, это вызывает у налоговой подозрения.

Критерий 4: слишком большие суммы вычетов в декларации

Если по вычеты по НДС за год будут больше, чем 89% от общей суммы исчисленного налога, это почти однозначный повод для назначения проверки.

Критерий 5: ИП указывает в декларации за год расходы незначительно меньшие, чем доходы

Для назначения проверки достаточно, чтобы расходы превысили 83% от итоговой суммы доходов.

Критерий 6: в организации среднемесячная зарплата одного рабочего меньше, чем в среднем для указанного вида деятельности

Во внимание принимаются данные Росстата для региона, в котором ведёт деятельность плательщик.

Критерий 7: показатели, которые дают право на использование специальных налоговых режимов, несколько раз были близки к пороговому значению

Если показатели организаций, которые используют спецрежимы налогообложения, составляют 95% и более от предельного значения больше одного раза за период, инспекторы вами заинтересуются.

Критерий 8: налогоплательщик отказывается ответить на запрос налоговой инспекции

Если в процессе осуществления камеральной проверки у налогового органа возникли вопросы к декларации или другим данным, он направит организации требование исправить ошибки или представить необходимые пояснения в течение 5 дней. При отсутствии реакции от организации назначают проверку. 

Критерий 9: исходя из бухгалтерии, рентабельность организации существенно ниже средней

Инспекция исходит из статистических данных: если рентабельность по бухучёту ниже среднего для отрасли показателя на 10% и более, это риск для организации.

Критерий 10: организация заключила договор, не получив при этом экономическую выгоду

Если организация оформляет отношения с контрагентами, не имея на это разумных экономических причин (не получает существенной прибыли или даже получает убытки), это свидетельствует о использовании противозаконных схем.

Критерий 11: организация более одного раза меняла налоговую инспекцию по изменению адреса

Достаточно двух переездов – и, соответственно, снятий с учёта в налоговой, чтобы инспекция заинтересовалась.

Критерий 12: организация осуществляет деятельность с повышенным налоговым риском

Наиболее размытый критерий: предположительное получение необоснованной налоговой выгоды – иными словами, нарушение закона. О такой деятельности могут свидетельствовать характерные признаки фирм-однодневок у ваших контрагентов – например, отсутствие:

  • Документов, которые подтверждают полномочия руководителя организации или её должностного лица, ответственного за сделку;
  • Личных контактов лиц, принимающих участие в сделке;
  • Данных о госрегистрации организации-контрагента в ЕГРЮЛ;
  • Информации об адресе организации;
  • Сведений о способе, которым была получена первая информация о контрагенте (например, ссылок на рекламу или сайт фирмы).

Чем больше подобных признаков, тем выше шанс того, что налоговая сочтёт вашего контрагента недобросовестным и начнёт пристальную проверку вашей деятельности.

Чтобы вы могли оценить свои риски назначения проверки, мы подготовили таблицы со средними данными по налоговой нагрузке, рентабельности деятельности и среднемесячной зарплате в Свердловской области. Скачайте таблицы и сравните свои показатели. 

Актуальные статьи каждую неделю

Источник: https://Osnova.capital/blog/12-kriteriev-kotorymi-polzuetsya-nalogovaya-dlya-naznacheniya-proverki

12 критериев риска выездной налоговой проверки

Критерии для выездной налоговой проверки

Их ровно 12. Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает по каким критериям они оценивают ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/333@, в котором указаны эти критерии:

  1. Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так — сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  2. По балансу у вас убытки больше 2 лет подряд.
  3. Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  4. Расходы по отчетности растут быстрее, чем доходы.
  5. Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основание для выездной проверки могут быть жалобы граждан о выплате «серых» зарплат.
  6. Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн. рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн. руб. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юр.лиц 25% от общей доли.
  7. Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  8. Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» – компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  9. Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на ее запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  10. Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведет к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой и следить за такой компанией труднее.
  11. Уровень рентабельности по отчетности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для данного вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  12. Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.

Последний пункт сам по себе не ясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей.

То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и прочее.

Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка.

Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчетности проходят постоянно.

Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее.

На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда  налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у нее есть.

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой.

Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики».

Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас. Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума на сколько это зависит от нас.

Но если проверка все таки пришла, то от штрафов скорее всего не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму.

P.S.  Некоторые опытные бухгалтеры на больших предприятиях на этот случай имеют заготовленные «ошибки», которые и «позволяют» найти налоговикам. Но это уже совсем другая история…

Источник: https://kontakt72.com/stati/risk-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

12 критериев для выездной налоговой проверки

Критерии для выездной налоговой проверки

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений — доначислят и оштрафуют.

В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога — только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП.

Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей.

Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли.

Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов.

Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами.

ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность.

Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду.

Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной долей вычета. Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем.

Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы.

Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/12-kriteriev-dlya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Критерии для выездной налоговой проверки

Ежегодно Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит плановые выездные проверки субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Для рядовых граждан принципы формирования списков кандидатов на подобные мероприятия не представляют интереса.

Однако владельцам бизнеса в любых сферах предпринимательства стоит знать о том, по каким критериям отбираются физические и юридические лица в эту группу.

Рекомендуем по настоящей теме так же почитать статью нашего эксперта по вопросам, связанным с налоговыми проверками, налогового адвоката Павла Тылика «Мораторий на плановые проверки в 2018 году…», а так же посмотреть видео на эту тему. 

Ещё несколько лет назад в налоговых органах практиковалась методика тотального контроля, предполагающая отслеживание деятельности всех действующих предприятий на территории страны. По итогам прошедшего отчётного периода представители данной структуры формировали списки практически вслепую, что существенно снижало эффективность самих проверок.

Однако с недавних пор концепция была полностью переработана, и сегодня действует принцип отбора по категориям риска. Данные аспекты регламентируются приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*461@, где чётко описаны приоритетные признаки нарушений действующего законодательства.

Дюжина критериев, как гарант стабильности: для чего предпринимателю необходимо знать о 12 ключевых пунктах?

Казалось бы, анализ действий сотрудников ФНС не должен касаться тех, кого они собираются проверять. Но даже в самом приказе сказано, что установленные критерии общедоступны и могут применяться субъектами финансово-хозяйственной деятельности для решения имеющихся проблем и недочётов.

Таким образом, знание и глубокий анализ с последующими действиями, направленными на искоренение нарушений, являются главным способом выхода из образовавшейся группы риска.

Налоговая проверка: как налоговые органы принимают решение о её проведении?

Пункты, которые мы перечислим ниже, касаются не только конкретных сфер или направлений, но и общей организации бизнеса, взаимодействия между подразделениями, партнёрами, контрагентами и посредниками, а также, непосредственно, самой налоговой отчётности, являющейся ключевой базой для получения необходимой информации. Но это не единственный источник. Налоговый орган может использовать и другие:

  • внебюджетные фонды;
  • выписки и справки по расчётным счетам из банков;
  • сведения от правоохранительных органов и многое другое.

Собрав воедино все данные, налоговая определяет, включать или не включать субъект в список на проверку.

Н2: Отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

В этом разделе перейдём к рассмотрению самих пунктов, заявленных в приказе ФНС, разберём каждый в отдельности и попробуем предоставить доступную трактовку слов автора данного положения.

Налоговая проверка: 12 рисков, и как их избежать:

  1. Уровень налоговых отчислений ниже, чем у других предприятий, занятых в данной сфере деятельности. Если налоговый орган регулярно обнаруживает в обязательных платежах отклонение от среднестатистических показателей, это может стать причиной для внесения организации в список проверяемых.

    Данные рассчитываются на основании общей статистики по конкретному региону, отрасли и в целом.

  2. Согласно отчётности, убыточное предприятие продолжает существовать и функционировать более 2 лет.

    В случае если компания показывает отрицательный баланс и документально подтверждает лишь расходы, при этом, продолжая свою деятельность, налоговый орган может расценить это, как незаконную схему ведения бизнеса.

  3. Расходы превышают доходы на протяжении нескольких отчётных периодов.

    Компания функционирует в своей сфере деятельности, но уровень затрат на существование превышает фактический заработок.

  4. В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов.

    Если организация на протяжении отчётного периода превышает отметку в 89% от общей налоговой базы, списанной на НДС, такая модель поведения может вызвать подозрение у проверяющей инстанции.

  5. Сумма ежемесячной зарплаты среднестатистического работника субъекта финансово-хозяйственной деятельности отличается в меньшую сторону от общепринятых показателей.

    Допускается, что данная цифра может существенно разниться, в зависимости от региона, где функционирует компания. Поэтому статистика из Росстата берётся по конкретному населённому пункту.

  6. Доходы и расходы физических лиц-предпринимателей приблизительно равны. Если быть более точными, сумма расходов за отчётный период превышает 83% от общего показателя доходов.

    Естественно, подобные случаи могут не означать попытку обмана, но озаботиться доказательством данного факта стоит заранее. О том, как это сделать, поговорим ниже.

  7. Частое употребление специальных режимов налогообложения. Некоторые группы субъектов имеют право на применение особых форм расчёта с территориальным налоговым органом.

    Однако чрезмерное использование данного права является веским поводом для инициирования проверки со стороны соответствующей инстанции.

  8. Партнёрская деятельность без очевидной экономической выгоды. В данном случае имеется в виду взаимодействие с контрагентами, посредниками, заказчиками и прочими представителями смежных сфер деятельности без материального вознаграждения.

  9. Частая смена юридической локации предприятия. Если за отчётный период адрес предприятия несколько раз менялся с последующей перерегистрацией в других налоговых подразделениях, подобные манипуляции могут вызвать вопросы у проверяющих.
  10. Ошибки, допущенные в налоговой документации, по требованию ФНС не исправляются и никак не объясняются.

    Допустить неточность или неправильно произвести расчёты в бланках отчёта может каждый. При этом орган, проверяющий данные документы, находит некорректно указанные данные и уведомляет об этом налогоплательщика, чтобы тот исправил или пояснил причину указанных данных. При отсутствии какой-либо реакции на подобные уведомления интерес к вам возрастёт.

  11. Отсутствие целесообразности дальнейшего ведения бизнеса. Показатель рентабельности, высчитываемый из официальных документов, предоставляемых бухгалтерией, является одним из ключевых. Если он существенно отличается от среднестатистического по отрасли в масштабах страны, дополнительных объяснений перед налоговой избежать будет сложно.

  12. В деятельности компании просматриваются активные действия по налоговой оптимизации, сопряжённые с определёнными рисками. В частности, манипуляции, направленные на минимизацию налоговых вычетов, могут привести к финансовым потерям в дальнейшем. Подобные поступки могут быть мотивированными, если руководство использует незаконные методы ведения бизнеса.

Как видим, проверяющие оценивают практически все аспекты деятельности, не упуская из-вида даже мелких деталей. Однако если ваше предприятие не имеет недочётов, описанных выше, это не гарантирует отсутствия его в следующем списке проверяемых. Любые сомнительные контакты, пробелы в информации о партнёрах, с которыми вы имеете дело, тоже могут стать причиной попадания в поле зрения налоговиков.

Налоговая проверка: уверенность в завтрашнем дне только с бухгалтерским центром!

Уследить за всеми процессами в документообороте довольно сложно. Особенно, если вы не являетесь профильным специалистом. Грамотно организованная бухгалтерия во главе с экспертом позволит минимизировать ущерб от сотрудничества с проблемными партнёрами и посредниками. Таковых определяют следующие факторы:

  • отсутствие чётко прописанных лиц, ответственных за совместные мероприятия (купля-продажа товаров, подписание сделок и договоров, переговоры и т.д.);
  • партнёр не ведёт публичной деятельности и не рекламирует свои услуги, в результате чего информация о нём в открытых источниках отсутствует;
  • нет данных об обязательной государственной регистрации, юридическом адресе и фактическом местонахождении мощностей контрагента.

Если подобные факты были замечены бухгалтерским отделом, необходимо удалить любые сведения о сотрудничестве с подобными лицами, так как, в противном случае, налоговый орган может счесть взаимодействие с ненадёжными контрагентами за попытку обмана государства.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок: что делать, если вы попали в список?

Ранее мы указывали, что далеко не каждый субъект, имеющий в своём «послужном списке» один или несколько недочётов из вышеприведённого перечня, является нарушителем или действует вразрез законодательству. Обстоятельства могут складываться самым разным образом, и перестраховаться от негативных моментов на 100% не удастся даже самым осторожным владельцам бизнеса.

https://www.youtube.com/watch?v=XgDm-1VEmCc

Но и бездействовать в данной ситуации не стоит. Обнаружив огрехи в налоговой отчётности, необходимо устранить их в кратчайшие сроки, после чего направить в налоговый территориальный орган уточнённую декларацию с подробными выкладками по образовавшимся вопросам.

Кроме того, стоит сформулировать разъяснительное письмо, в котором будут описаны все мероприятия, направленные на искоренение факторов риска. Если предприятие уже внесено

в список на проверку, ФНС вынуждено будет провести камеральные мероприятия в рамках своей структуры. На данном этапе анализируются лишь данные, находящиеся в свободном доступе. Орган не имеет права требовать никаких дополнительных документов от проверяемого.

Если же ваших усилий для налоговой будет недостаточно, и она сохранит намерения провести выездные мероприятия, для них уже потребуется соответствующее разрешение от центрального органа. Чтобы его получить, придётся разъяснить свои действия и мотивировать их, подтвердив основания документально.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kriterii-otbora-nalogoplatelshhikov-dlya-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Критерии, используемые при назначении выездных налоговых проверок

Критерии для выездной налоговой проверки

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности”, 2009, N 4

Выездные налоговые проверки считаются одной из эффективных форм налогового контроля, осуществляемого в РФ. Планирование выездных проверок занимает важное место в организации работы контрольных органов.

Каковы критерии отбора налогоплательщиков, используемые при формировании плана работы налогового органа? Что учитывается при отборе? Кто устанавливает данные критерии? Являются ли они едиными на всей территории РФ? В статье приведен порядок планирования выездных налоговых проверок с учетом действующего законодательства.

30 мая 2007 г. Приказом ФНС России N ММ-3-06/333@ (далее – Приказ N ММ-3-06/333@) утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция).

Данная Концепция разработана в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий, предоставленных им НК РФ.

В соответствии со ст. 87 НК РФ одной из форм налогового контроля является проведение выездных проверок, в результате которых решается большое количество задач. Наиболее важные из них:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

Однако выездные налоговые проверки должны проводиться таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение не только интересов государства, но и законных прав налогоплательщиков, в том числе повышение защищенности налогоплательщиков от неправомерных действий и требований налоговых органов, а также создание максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов, установленных налоговым законодательством РФ.

Разработанная ФНС Концепция предусматривает определенный подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, единый для всех налоговых органов Российской Федерации.

С момента внедрения Концепции процесс планирования выездных налоговых проверок стал доступным для заинтересованных лиц. В настоящее время существуют документы, содержащие критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Данные критерии основаны главным образом на оценке риска совершения налогового правонарушения.

Несмотря на тот факт, что Концепция разработана для налоговых органов, налогоплательщики также могут обладать информацией о критериях их отбора для проведения выездных проверок.

Отметим, что алгоритм отбора налогоплательщиков определен Концепцией и основан на качественном и всестороннем анализе информации, которой обладают налоговые органы.

Источники информации, являющиеся для налоговых органов основополагающими при назначении выездных проверок

Во-первых, информация из внутренних источников, то есть информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

Во-вторых, информация из внешних источников. Иными словами, информация, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Анализ информации, проводимый с целью отбора налогоплательщиков для осуществления выездных налоговых проверок, заключается в проведении следующих видов анализа финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков:

  • анализа сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики. Данный анализ позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализа сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимого по каждому виду налога (сбора). Цель данного анализа – контроль за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализа показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. С помощью результатов данного вида анализа можно определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени. Кроме того, возможно выявление противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствия информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Необходимо отметить, что приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа ФХД которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Приложение 2 к Приказу N ММ-3-06/333@ содержит Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Критерии). В настоящее время налогоплательщик может самостоятельно оценить риски результатов своей финансово-хозяйственной деятельности на основании показателей разд. IV Концепции и установленных Критериев.

Концепцией утверждены 12 критериев.

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Ниже приведем основные критерии, используемые налоговыми органами при формировании плана выездных проверок по налогоплательщикам – бюджетным учреждениям.

Основные критерии, используемые при назначении выездных налоговых проверок

Критерий – налоговая нагрузка. В случае если у налогоплательщика такая нагрузка находится на уровне ниже ее среднего значения по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается вероятность включения данного налогоплательщика в план выездных проверок.

Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведены в Приложении 3 к Приказу N ММ-3-06/333@ .

В Приложениях 3 и 4 к Приказу N ММ-3-06/333@ приведены показатели налоговой нагрузки и рентабельности за 2006 и 2007 гг.

При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Пример 1. Бюджетное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность – организует и проводит спортивные мероприятия. Руководство учреждения приняло решение самостоятельно произвести расчет налоговой нагрузки по приносящей доход деятельности.

По данным учреждения за 2007 г.:

  • сумма уплаченных налогов составила 280 200 руб.;
  • выручка (оборот) – 1 548 100 руб.

Налоговая нагрузка по данным учреждения равна 18,1% ((280 200 / 1 548 100) руб. x 100%).

Согласно Приложению 3 к Приказу N ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка по деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта в 2007 г. составляла 21,9%.

Таким образом, налоговая нагрузка у учреждения ниже среднего значения по данному виду экономической деятельности. Вследствие этого оно может быть включено в план выездных проверок по критерию 1.

Самостоятельно рассчитав налоговую нагрузку и сверив полученные результаты с необходимым значением, бюджетное учреждение в дальнейшем может принять меры по определению причин, виновных лиц, допустивших нарушение, а также повышению налоговой нагрузки при осуществлении своей внебюджетной деятельности.

Критерий – отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Следует отметить, что осуществление учреждением внебюджетной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет также увеличивает шанс его попадания в план выездных проверок.

Пример 2. Бюджетное учреждение здравоохранения оказывает платные медицинские услуги. Доходы и расходы от осуществления данной деятельности учитываются отдельно от бюджетных средств по смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности и отражаются в бухгалтерской отчетности в отдельном столбце.

По данным учреждения и представленной налоговой отчетности:

  • результатом осуществления учреждением внебюджетной деятельности в 2006 г. явился убыток в размере 80 000 руб.;
  • в 2007 г. бюджетное учреждение также получило убыток – 46 000 руб.;
  • по итогам 2008 г. деятельность учреждения вновь оказалась убыточной. Отрицательный финансовый результат (в целях налогообложения) составил 36 000 руб.

Таким образом, учреждение, получающее убытки в течение более двух календарных лет, должно быть включено в план выездных проверок на 2009 г.

Критерий – отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Необходимо отметить, что доля вычетов по налогам не должна превышать определенные размеры. Так, например, по налогу на добавленную стоимость доля вычетов не должна превышать 89% от суммы начисленного с налоговой базы налога за период 12 месяцев.

Пример 3. Бюджетное учреждение оказывает платные услуги, облагаемые НДС.

По данным налоговой декларации по НДС за 2008 г., представленной учреждением в налоговый орган:

  • сумма налога на добавленную стоимость за 2008 г. равна 360 000 руб.;
  • сумма налоговых вычетов за 12 месяцев 2008 г. – 330 800 руб., что составляет 91,9% от суммы начисленного налога.

Итак, поскольку доля налоговых вычетов по НДС – 91,9% (более 89%) от суммы начисленного налога, учреждение удовлетворяет критерию 3 и может быть включено в план выездных проверок.

Со стороны администрации бюджетного учреждения должны быть приняты меры по выявлению и устранению причин возникновения данного факта, а также недопущению его повторения в дальнейшем.

Критерий – опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий оценивается по налогу на прибыль организаций. По нему выявляется несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности темпам роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным финансовой отчетности.

В таком случае рассматриваются как минимум два налоговых периода (финансовых года) в целях определения динамики роста доходов и расходов.

Пример 4. Бюджетное учреждение, предоставляющее платные образовательные услуги, является плательщиком налога на прибыль.

По данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. :

  • по строке 040 Приложения 1 к листу 02 выручка от реализации составила 1 900 000 руб.;
  • по строке 130 Приложения 2 к листу 02 сумма признанных расходов – 1 560 000 руб.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.

По данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 г. :

  • по строке 040 Приложения 1 к листу 02 выручка от реализации составила 2 242 000 руб.;
  • по строке 110 Приложения 2 к листу 02 сумма признанных расходов – 2 199 600 руб.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/4091-kriterii-ispolzuemye-naznachenii-vyezdnyx-nalogovyx-proverok

Критерии для выездной налоговой проверки

Критерии для выездной налоговой проверки

Выездные проверки были и остаются самым эффективным способом налогового контроля. Читайте, какие критерии для выездной налоговой проверки используют контроллеры. Проверьте, грозит ли выездная проверка вашей компании.

В силу ограниченности ресурсов, как временных, так и физических, налоговики не могут проводить выездные проверки слишком часто. Поэтому выездную ревизию назначают только тогда, когда возможно доначисление налогов и других платежей в бюджет. А чтобы определить это, есть целая система критериев для выездной налоговой проверки.

Распространенные заблуждения о причинах выездных проверок

С выездными проверками связано несколько распространенных заблуждений. Многие думают, что проверку проводят один раз в три года. Отсюда делают вывод, что компаниям младше трех лет выездная проверка не грозит. А для организации старше трех лет она неизбежна.

Видимо, данное заблуждение связано с глубиной охвата выездной ревизии. Действительно, контроллеры могут проверять период не более трех лет, начиная с года, предшествующего проверке.

Например, если проверка назначена в 2019 году, то проверять могут 2016, 2017 и 2018 годы. Но это вовсе не означает, что выездную проверку назначают всем без исключения каждые три года, а молодым компаниям ничего не грозит.

Да и глубина проверки в три года в определенных случаях может увеличиваться.

Проверка преследует одну цель – доначисление платежей в бюджет. Удастся ее избежать или нет, целиком зависит от критериев риска проведения выездных проверок. Если по критериям налогоплательщик попадает под проверку, возраст компании не будет играть никакой роли. И наоборот, если по критериям организация не попадает под выездную ревизию, то к ней не приедут ни через три года, ни позже.

Критерии для назначения выездной налоговой проверки

Критерии для отбора налогоплательщиков на выездную проверку, перечислены в двух основных документах:

  • Налоговый кодекс РФ,
  • Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@).

Например, в п.11 ст.89 НК РФ указано, что выездную проверку могут назначить при ликвидации или реорганизации предприятия. А в п.4 ст.89 НК РФ в качестве причины повторной выездной проверки называется сдача уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога.

Кроме того, 12 критериев выездной налоговой проверки перечислены в Приложении №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@:

  1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой,
  2. Убыточная бухгалтерская отчетность на протяжении нескольких налоговых периодов,
  3. Значительная доля налоговых вычетов,
  4. Опережение темпов роста расходов над темпами роста доходов,
  5. Низкая среднемесячная заработная плата, выплачиваемая работникам компании,
  6. Неоднократное приближение к пороговым показателям, дающим право на применение специальных налоговых режимов,
  7. Максимальное приближение суммы расходов к суммам доходов индивидуального предпринимателя,
  8. Выстраивание цепочек посредников при отсутствии разумных экономических причин для таких цепочек,
  9. Игнорирование запросов налогового органа о представлении пояснений о выявленных противоречиях в отчетности,
  10. Налоговая миграция, то есть неоднократная смена юридического адреса с переходом на учет в другой налоговый орган,
  11. Значительное отклонение от среднестатистического уровня рентабельности,
  12. Высокорискованная финансово-хозяйственная деятельность.

Скачать полный перечень критериев вы можете по ссылке ниже.

Приведенные выше критерии – это не исчерпывающий перечень оснований для приезда ревизоров. В последнее время все чаще проверку назначают из-за наличия разрывов НДС. Это ситуация, когда счет-фактура, отраженный в книге покупок у покупателя, отсутствует в книге продаж у продавца.

Еще одна частая причина для выезда налоговиков – наличие контрагентов с признаками однодневки. Снизить риск такой проверки вы можете с помощью нашего специального сервиса.

Критерии для проведения выездной налоговой проверки

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Мы рассказали, какие критерии для проведения выездной налоговой проверки используют налоговики. Проверяйте регулярно свою компанию по общедоступным критериям, чтобы максимально снизить риск приезда ревизоров.

Наличие одного или даже нескольких критериев еще не означает автоматического назначения выездной ревизии. Сначала контроллеры проведут предпроверочный анализ. В его ходе налогоплательщику предложат предоставить пояснения и подтверждающие документы.

Мы рекомендуем никогда не игнорировать запросы налоговиков предоставить пояснения и подтверждающие документы. Возможно, именно ваш ответ прояснит ситуацию и отведет риск приезда контроллеров.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216366-kriterii-dlya-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.