Какие транспортно-экспедиторские услуги при перевозках (в т.ч. хранение, простой) попадают под обязательное обложение НДС при экспортных, импортных и перевозках только по территории РФ?

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

Какие транспортно-экспедиторские услуги при перевозках (в т.ч. хранение, простой) попадают под обязательное обложение НДС при экспортных, импортных и перевозках только по территории РФ?

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Примечание:
* В статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения” рассмотрены общие вопросы налогообложения по договору транспортной экспедиции.

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

  • определение места реализации услуг;
  • определение налоговой базы;
  • порядок применения нулевой ставки и ряд других.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:
* Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения”.

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”.

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

2007 по делу № А31-384/2006-15 и № А31-11508/2005-19: “особенности определения налоговой базы (по НДС) налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, в том числе договора транспортной экспедиции, предусмотрены в статье 156 НК РФ”.

Таким образом, в соответствии с частью первой пункта 1 указанной статьи налоговая база по договору транспортной экспедиции определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

164 НК РФ).

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что “положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)”.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/14393/

Налогообложение при международных перевозках и оказании транспортно-экспедиционных услуг

Какие транспортно-экспедиторские услуги при перевозках (в т.ч. хранение, простой) попадают под обязательное обложение НДС при экспортных, импортных и перевозках только по территории РФ?

Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных налогов, необходимо дать определение договору международных перевозок и договору оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Соответствующие виды договоров определены в Гражданском кодексе РФ. Статья 785 предусматривает, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Определение договора транспортной экспедиции содержится в статье 801 ГК РФ: по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

НДС

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 309-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации”. В соответствии с указанным законом внесены изменения в ст. 164 о применении 0% ставки НДС к транспортно-экспедиционным услугам по международной перевозке товаров.

Определение международной перевозки в целях статьи 164 НК РФ содержится в пп. 2.1 п. 1 данной статьи.

Международными признаются перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами РФ.

Перевозка при этом может осуществляться морскими или речными судами, судами смешанного плавания, воздушными судами, железнодорожным либо автомобильным транспортом. Иными словами, возможен любой вид транспорта.

Понятия пункта назначения и отправления приведены в письме Минфина РФ от 1 февраля 2011 г. N 03-07-08/31.

Согласно данному документу, под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком который оказывает данные услуги.

Далее, когда речь идет о необходимости представления подтверждающих документов, в письме уточняется, что перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой – на территории иностранного государства. Эта же позиция подтверждается и в Письме от 14 февраля 2011 г.

N 03-07-08/41, в котором Минфин указывает, что в случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории РФ (от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ), такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%. Следует иметь в виду, что данная ставка применяется, если речь идет об отдельном договоре перевозки между пунктами на территории РФ.

Таким образом, применение нулевой ставки налогообложения связывается с фактическим пересечением товарами границ Российской Федерации, хотя из буквального прочтения статьи 164 НК это не следует.

Данный вывод подтверждается и перечнем документов, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки НДС (п. п. 3.1 ст. 165).

К ним, в частности, относятся копии контракта, транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории РФ.

В уже цитированном Письме Минфина N 03-07-08/41 представлено несколько иное толкование пунктов отправления и назначения в целях применения НДС: под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, которые указаны в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг в отношении соответствующих товаров. При этом в Письме от 31 мая 2011 г. N ЕД-4-3/8634@ подчеркивается, что наличие данного вида договора и соответствие его требованиям Гражданского кодекса является одним из обязательных условий применения нулевой процентной ставки НДС. Это означает, что характер оказываемых услуг играет второстепенную роль, поскольку даже если они и являются транспортно-экспедиционными, но предоставляются на основании иного договора, нулевая ставка применяться не будет. Данный вывод находит подтверждение в Письмах Минфина (см., например, Письмо от 20 января 2011 г. N 03-07-08/15, Письмо от 17 января 2011 г. N 03-07-08/10).

Норма Гражданского кодекса, определяющая понятие договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, содержит также положение о том, что такой договор может предусматривать оказание иных дополнительных услуг, необходимых для доставки груза; причем перечень таких услуг не является исчерпывающим.

Закрытый перечень услуг

Однако для целей налогообложения в п. 2.1 ст. 164 НК приведен закрытый перечень услуг, отнесенных законодателем к транспортно-экспедиционным. Такими услугами являются:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов,
  • прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов,
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей,
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров;
  • хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Принятие закрытого перечня транспортно-экспедиционных услуг вызвано необходимостью повышения прозрачности процесса налогообложения и устранения споров между плательщиками НДС и контролирующими органами относительного того, какие услуги считать связанными с внешнеторговыми сделками.

В этой связи следует упомянуть о наличии арбитражной практики, где подобные разногласия уже рассматривались. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 12010/07 толкование подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в прежней редакции, т.е.

с открытым перечнем услуг) осуществляется со ссылкой на содержательный критерий, которым в данном случае признается непосредственная связь услуг с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

Так или иначе, в настоящее время следует ориентироваться на закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг. Для того чтобы определить, подпадает ли тот или иной вид услуг под действие данного перечня, министерство финансов в Письме от 31 мая 2011 г.

№ ЕД-4-3/8634@ рекомендует обращаться к классификации транспортно-экспедиционных услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские”, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Если же договором предусмотрены иные виды услуг, содержание которых не охватывается данным документом, такие услуги будут облагаться НДС по ставке 18%.

Таким образом, в целях налогообложения НДС услуги по перевозке и транспортно-экспедиционные услуги могут являться предметом одного договора, и стоимость таких услуг может не разграничиваться. В отношении транспортно-экспедиционных услуг для применения нулевой ставки НДС необходимо соблюдение следующих условий:

  • услуги оказываются в рамках международной перевозки товара (когда пункт отправления или назначения груза находится за пределами территории РФ). При этом речь может идти как об импорте, так и об экспорте товара.
  • услуги оказываются на основании договора транспортной экспедиции;
  • данный вид услуг предусмотрен закрытым перечнем, содержащимся в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Налог на прибыль

В РФ налогообложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ. К доходам, не связанным с предпринимательской деятельностью, относятся, в частности, доходы от международных перевозок (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Налоги на такие доходы удерживается у источника выплаты доходов. В том же пункте содержится определение понятия международных перевозок. Как было отмечено выше, к международным не относятся перевозки исключительно за пределами РФ.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст.

284 НК РФ доходы от международных перевозок облагаются у источника выплаты по ставке 10%.

Однако если иностранная организация является резидентом государства, с которым Россия имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, применяются положения соответствующего договора (вопрос о международных договорах не является предметом рассмотрения данной статьи).

Источник: http://www.c1offshore.com/articles/tax-international-transport/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.