Какие способы уклонения от уплаты налогов выявили инспекторы при проверках в 2011 году

Содержание

Методичка налоговиков: как выявить умысел в неуплате налогов (сборов)

Какие способы уклонения от уплаты налогов выявили инспекторы при проверках в 2011 году

Налоговики совместно со Следственным комитетом разработали методические рекомендации (Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 г.

№ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)») по  установлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц компании, направленных на неуплату налогов (сборов).

Рекомендации налоговиков следует изучить руководителям и главным бухгалтерам компаний, ведь «информирован – значит вооружен».

Методические рекомендации разосланы в адрес территориальных налоговых инспекций, а также следственных органов. Теперь сотрудники Следственного комитета в рамках представленных им полномочий будут проводить проверочные, следственные и иные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговиками, и установление дополнительных доказательств.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Умышленные и неумышленные деяния

Прежде всего, отметим, что наличие умысла в неуплате (неполной уплате) налогов (сборов), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, карается штрафом в повышенном размере – 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Установленные в ходе проверки налоговиками доказательства совершения умышленной неуплаты налога (сбора) направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, как это предусмотрено п.3 ст.32 НК РФ.

Как свидетельствуют статистические данные за 2016 г., количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно выросло. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 140 УПК РФ).

Важно!

На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции – до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).

При этом следует различать виновные деяния (умышленные и по неосторожности) и невиновные деяния (например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ЦЕНА

В рекомендациях приводятся конкретные примеры умышленных и неумышленных действий.

Например 

К налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера компании.

В рекомендациях отмечено, что не могут быть правомерными основаниями невиновности компании личностные и профессиональные обстоятельства сотрудников компании, что в итоге влечет налоговую ответственность в виде штрафа размером 20% от неуплаченных сумм.

 ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Примеры схем уклонения от уплаты налогов (сборов)

В качестве примера умышленного совершения налогового правонарушения налоговики приводят заключение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

Использование фирмы-однодневок происходит, как правило, умышленно. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

Классической схемой уклонения от уплаты налогов является применение фиктивных сделок, с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) – завышения расходной части либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной компанией.

КРИТЕРИИ ФИРМ – «ОДНОДНЕВОК»

 Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Отметим, что такие понятия, как «схема дробления бизнеса» либо «дробление бизнеса», не установлены ни в НК РФ, ни в иных федеральных законах, в том числе регулирующих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Тем не менее на практике основные претензии налоговых органов сводятся к тому, что юридические лица (через которые происходит перераспределение доходов – для сохранения права на применение УСН, либо передача «излишних» площадей – для сохранения права на применение ЕНВД) созданы исключительно ради получения необоснованной налоговой выгоды.

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Важно!

В последнее время сложилась обширная судебная практика (как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов) в отношении возможности дробления бизнеса для сохранения применения специальных налоговых режимов. Если в результате дробления бизнеса созданные компании или ИП самостоятельно не осуществляют хозяйственную деятельность, то суд поддерживает позицию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды (Решение арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2015 г. №А27-8705/2015). 

 СПЕЦРЕЖИМЫ РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ

Как доказывается умысел

Как отмечено в рекомендациях, субъективная сторона устанавливается прямыми и косвенными доказательствами. К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

В рекомендациях приводятся конкретные примеры того, как суды мотивируют вину.

ПРИМЕР

Так, в одном из дел в подтверждение вины ИП налоговым органом были представлены соответствующие доказательства:

  • чеки незарегистрированных ККТ;
  • авансовые отчеты за период, предшествовавший созданию компании, которая выдавалась налогоплательщиком в качестве контрагента;
  • приобретение векселей у таких «контрагентов» с использованием налички в крупных размерах;
  • указание во всех копиях документов (договоров, актов приема-передачи векселей) руководителем «контрагента» одного физического лица, в то время как по учредительным документам и данным ЕГРЮЛ руководителем созданного общества значится другое физическое лицо;
  • отсутствие до момента создания юридического лица возможности получения из официальных источников сведений о его государственной регистрации.

Важно!

Суть этих примеров сводится к тому, что компанией создан формальный документооборот между участниками сделок в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Об этом свидетельствуют следующие факты: документы от имени контрагентов фактически оформлялись представителями самого общества (учредитель и руководитель организации-налогоплательщика одновременно являлся учредителем и руководителем фирм-однодневок, работник налогоплательщика одновременно являлся руководителем фирмы-однодневки, при этом в ходе допроса оба показали, что фактически руководство фирмами-однодневками не осуществляли, ставили подписи на документах).

Об умысле может свидетельствовать наличие в помещении компании печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций и другие следы создания фиктивного документооборота.

Работа по установлению умысла проводится одновременно с работой по установлению и закреплению фактов совершения налоговых правонарушений, предусмотренных ст.122 НК РФ.

В рамках проводимых мероприятий налоговиками в ходе налоговой проверки исследуются:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
  • договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
  • доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
  • должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
  • пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

С целью качественного сбора доказательств умысла налоговикам рекомендовано организовывать проведение выездных налоговых проверок с участием сотрудников ОВД и сотрудниками следственных органов.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» – 1 ЧАСТЬ

Опросники для сотрудников и руководителя компании

При доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) налоговикам рекомендуется запрашивать пояснения налогоплательщиков.

В приложении к рекомендациям приведены перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению при проведении проверок.

Важно!

Налоговикам рекомендовано обязательно задавать вопросы, связанные с выбором контрагентов, процедуре подписания договоров, учету ТМЦ сотрудникам и руководителю компании (Приложения №1,№2 к рекомендациям).

Руководителя компании могут ожидать вопросы следующего характера:

  • вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность компании?
  • если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность компании, то каким образом это происходит?
  • Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
  • какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?
  • одобрение того или иного контрагента – это решение единоличное или коллегиальное?
  • если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
  • знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?
  • какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?
  • кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад? 

Ничего принципиально нового в рекомендациях не содержится. Приведенные схемы уклонения от уплаты налогов (сборов) размещены на официальном сайте налоговиков и приведены в Концепции планирования системы выездных налоговых проверок. 

 ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

 НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА? 

Источник: https://rosco.su/press/metodichka_nalogovikov_kak_vyyavit_umysel_v_neuplate_nalogov_sborov/

Бизнес Развитие: адвокатура и консалтинг СПб

Какие способы уклонения от уплаты налогов выявили инспекторы при проверках в 2011 году

По налоговым преступлениям ( ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ) действует особый порядок возбуждения уголовных дел, отличный порядка от возбуждения дел по иным экономическим составам УК РФ.

Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки?

Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ.

Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так являются распространенным поводил для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.
В 2017 — 2018 г.

наши адвокаты все чаще сталкивались с уголовными делами по уклонению от уплаты налогов, поводом для возбуждения которых послужили расследования других преступлений, таких как обналичивание (ст. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств за рубеж (ст.

193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193.

1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Могут ли привлечь собственника компании к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары.

В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом.

Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

Звоните! 8-921-786-43-15

В случае вероятного доначисления ФНС существенных сумм, которые у Вас не будет возможности покрыть, мы рекомендуем в ходе налогового спора прибегать к помощи адвоката, разбирающегося не только в налоговом, но и в уголовном законодательстве, а не к услугам юристов, не имеющих права работать по уголовным делам. Это позволит избежать критических ошибок в ходе налогового спора с ИФНС и сократит риски уголовного преследования.

За какой период могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Ранее возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям было возможно только на основании фактов, покрытых периодом налоговой проверки – трехлетним периодом.

Теперь следователь ограничен только сроками исковой давности.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от состава налогового преступления могут составлять два года (для небольшой тяжести) или шесть лет (для средней тяжести).

В 2019 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

Уголовному преследованию подлежит уклонение от уплаты налогов с организации (ст 199 УК РФ) в только в крупном и особо крупном размере, неоплата налогов на меньшую сумму является только административным нарушением.

Уклонение от уплаты налогов в крупном размере:

более 5 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате налогов или более 15 млн. руб. — размер увеличен с середины 2016 г.

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере:

более 15 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате налогов или более 45 млн. руб.

При уклонении от уплаты налогов с физического лица порог неуплаты налогов существенно ниже за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности существенно ниже — возбуждение уголовного дела возможно при неуплате в бюджет 900 тыс. за 3 года.

У подозреваемого и обвиняемого есть право на освобождение от уголовной ответственности, если налоговое преступление совершено впервые, а ущерб, причиненный бюджетной системе в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Участие ФНС в возбуждении уголовного дела по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ в 2019 г:

Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС. Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует.

Обновленная ст. 144 УПК РФ предусматривает следующий порядок:
Получив от органов дознания сообщение о налоговом преступлении (которые, описаны в статьях ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ст.

199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199.

1 Неисполнение обязанностей налогового агента Уголовного Кодекса), следователь (если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик.

В налоговый орган следователь направляет обосновывающие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.Получив запрос, налоговый орган должен в течение 15 суток направить в ответ свое заключение.

Законом предусмотрено три опции ответов налоговой инспекции:

  • направление заключения, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась;
  • проинформировать о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу;
  • проинформировать об отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.
  • Оценив ответ налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

    В случае если налоговый орган не уложился в отведенный 15-дневный срок, решение принимается без учета их мнения, более того закон позволяет возбудить дело и до получения из налогового органа ответа при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    На практике, данная формулировка позволяет следователю возбуждать уголовное дело через несколько дней после получения сообщения о преступлении или выявления признаков уклонения от уплаты налогов в рамках расследования иных дел и не дожидаться ответа МИФНС. (См.: п. 7 -9 ФЗ от 22.10.

    2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

    Что касается порядка инициирования налоговым органом возбуждения уголовного дела, то в соответствии со 32 НК РФ и ст.

    140 УК РФ, ФНС обязано направить материалы в правоохранительные органы, только после вступления решения о доначислении налогов в законную силу и невыполнении налогоплательщиком требования ФНС об уплате недоимок, пеней и штрафов в установленные НК РФ сроки.

    Однако, на практике если речь о крупном размере, то МИФНС направляет материалы в следственные органы непосредственно после вынесения решения о привлечении к ответственности, не дожидаясь окончания процесса обжалования. Чаще всего в таком случае следственный комитет проводит доследственную проверку и выносит формальный отказ в возбуждении уголовного дела, который отменяй прокуратура. Это дает возможность следственным органам готовить материал к возбуждению до решения суда по налоговому спору, неоднократно отказывая в возбуждении дела, а потом проводя доп проверку.

    Виды налоговых проверок

    Какие способы уклонения от уплаты налогов выявили инспекторы при проверках в 2011 году

    Т. Чанышев, адвокат
    Р. Дубинниковв, юрист

    Это вторая статья из серии «На предприятие пришла проверка». Она в свою очередь открывает цикл статей о взаимодействии предприятия с Федеральной налоговой службой.

    • выездные, это проверки, которые проводят, как правило, на территории налогоплательщика;
    • камеральные, это проверки налоговых деклараций и расчетов, которые налогоплательщик сам направил в налоговый орган, проводятся они по месту нахождения налогового органа;
    • в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. 

    По результатам именно выездных проверок делается львиная доля доначислений налогов, штрафов и пеней.

    • комплексные и выборочные;
    • контрольные;
    • плановые и внеплановые;
    • «встречные».

    Комплексные и выборочные проверки

    При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке – по какому-то одному или нескольким налогам.

    https://www.youtube.com/watch?v=IMMtqL7Xm60

    Особый вид выборочной проверки – тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

    Отметим, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль по этой группе (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

    Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок ее участников по налогам, которые указанная группа не исчисляет и не уплачивает, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

    Например, налоговики в 2014 г. пришли с проверкой в некое ООО «Икс».

    Директору предприятия они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этим налогам за 2011–2013 гг., то есть проведут выборочную проверку.

    Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011– 2013 гг., то есть провести комплексную проверку.

    Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать. 

    Контрольная проверка

    Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

    Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из ФНС.

    Налоговая инспекция проводит повторную проверку только в одном случае: если фирма представила уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная. Будет проверен период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока.

    Контрольная проверка схожа с выездной: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, опрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

    Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача – проверить фирму, то при контрольной – проверяющих.

    Например: региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку организации, занимающейся добычей полезных ископаемых. Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

    Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

    Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия – это проверка работы налоговой инспекции.

    Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако факт сговора необходимо доказать. 

    Плановые и внеплановые проверки

    Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе: налоговые инспекторы являются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

    Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

    Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

    1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).

    2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.

    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.

    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах», о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.

    6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.

    7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.

    8. Построение деятельности «цепочки контрагентов» без разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.

    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.

    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.

    12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском. 

    «Встречная» проверка

    В Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка». Однако инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

    В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

    Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Проводить «встречную» проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

    Чтобы организовать «встречную» проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

    Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

    Способы: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

    Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Инспекторы не вправе требовать ранее представленные документы.

    В случае получения налоговиками необходимых документов их передают в инспекцию, которая направила поручение об истребовании документов. На это закон дает три дня. Такой же срок действует в случае, если от контрагента получено сообщение об отсутствии нужных документов. 

    Итак, первый вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вашего делового партнера

    В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала «встречная» проверка. Один из ее возможных результатов – отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера.

    В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС.

    Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия, об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей: налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

    Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не так лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

    Намного сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже – цифры в документах партнеров различаются: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры с одинаковыми реквизитами, но разными цифрами.

    А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Эти бумаги можно будет предъявить в суде. В такой ситуации налоговики могут обратиться в полицию, где возбудят уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

    Если сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. и при этом она превышает 10% подлежащих уплате сумм или составляет более 6 000 000 руб., это уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

    Уклонением в особо крупном размере считается неуплата суммы, составляющей за такой же период более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм, или превышающей 30 000 000 руб.

    Второй вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вас

    Если проводится «встречная» проверка вашей фирмы, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

    Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках «встречной» проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили в вашей компании нарушения.

    По итогам «встречной» проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст.

    89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

    Документы, которые требует инспекция в рамках «встречной» проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера.

    Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны.

    Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

    Обратите внимание: инспекторы вправе требовать документы (информацию) о конкретной сделке у всех ее участников (иных лиц) и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно.

    Компании должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса. 

    Камеральные проверки

    По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Как правило, ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

    Камеральную налоговую проверку расчета финансового результата инвестиционного товарищества налоговая инспекция проводит по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ).

    В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести «встречную» проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (об этом читайте выше). 

    Виды неналоговых проверок

    В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают Федеральный закон от 22 мая 2003 г.

    № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

    Эти проверки связаны не с налогами, а с тем, как ведутся кассовые операции, используется контрольно-кассовая техника.

    Источник: https://os1.ru/article/2286-vidy-nalogovyh-proverok

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.