Как узнать являются ли ваши компании взаимозависимыми, а сделки контролируемыми по договорам займов?

Контролируемые сделки

Как узнать являются ли ваши компании взаимозависимыми, а сделки контролируемыми по договорам займов?

Уже второй год действуют положения налогового законодательства, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее – Закон N 227-ФЗ). В рамках данной статьи поговорим о том, какие сделки признаются контролируемыми, а также об обязанности налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках.

Примечание. Названным Законом введен в действие разд. V.1 “Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании” Налогового кодекса.

Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сделать это нужно в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором они совершены.

Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях, которые по выбору налогоплательщиков могут быть представлены в налоговый орган на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Для чего же следует подавать в налоговый орган сведения о контролируемых сделках?

Примечание. Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Разделом V.1 НК РФ, по сути, введен новый вид налоговой проверки: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Такая проверка проводится на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Примечание. Форма извещения о контролируемых сделках и Порядок направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@.

Итак, проверка контролируемых сделок – это форма налогового контроля за соответствием цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами (а также в приравненных к ним сделках), рыночным ценам. В случае различия цен могут быть пересчитаны суммы сделок и доначислены налоги.

Согласно п. 4 ст. 105.3 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.

5 НК РФ, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций;

2) НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;

3) НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки – добытое полезное ископаемое, которое признается объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) НДС (в случае, если одна из сторон сделки – организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения такой обязанности).

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).

Итак, давайте сначала определимся с тем, какие лица признаются взаимозависимыми, затем рассмотрим некоторые условия, при наступлении которых сделка будет признана контролируемой.

В последней части статьи ознакомим читателей с заключительными положениями Закона N 227-ФЗ.

Какие лица признаются взаимозависимыми?

Налоговый кодекс гласит: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет более 25%;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50%   состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации,  единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;
  • организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга),  родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные),  полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. Так, в соответствии со ст. 105.

2 НК РФ долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая одной организации доля, пропорциональная количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой признается доля, которая устанавливается в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Пример. Иностранная организация A владеет 75% акций компании B. Последней, в свою очередь, принадлежит 30% акций российской торговой компании C. Также компании A принадлежит 15% акций компании D, которая является собственником 40% акций российской торговой компании C.

В такой ситуации доля косвенного участия иностранной организации A в уставном капитале российской торговой компании C составит 28,5% (75 x 30 + 15 x 40).

Соответственно, иностранная организация A и российская торговая компания C могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Правила, описанные выше, применяются также при определении доли участия физического лица в организации. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 105.2 НК РФ в ходе судебного разбирательства могут учитываться дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.

Обратите внимание на следующее:

1.

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) на экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

2. Прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. В то же время указанные организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

3. Если, по мнению организаций и (или) физических лиц, особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, эти организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

4. Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Какие сделки признаются контролируемыми?

Итак, как уже отмечалось, контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, не обо всех операциях, совершенных между взаимозависимыми лицами, следует подавать сведения в налоговый орган.

Делать это нужно, только если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает установленный лимит.

Во-вторых, сделки могут быть признаны контролируемыми, даже если они совершены не между взаимозависимыми лицами (так называемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами). Но обо всем по порядку.

Участие третьих лиц (посредников)

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если эти лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

  • не выполняют в этих сделках никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Поясним: сделка, совершенная, по сути, с лицом, не являющимся взаимозависимым (посредником), может быть признана сделкой, совершенной между взаимозависимыми лицами.

То есть, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, при этом агент, который совершает сделку от своего имени, не является взаимозависимым лицом ни с тем, ни с другим, и посредник не выполняет никаких функций, кроме организаторских, не принимает на себя никаких рисков и не использует собственных активов, сделка для принципала и конечного покупателя будет признана сделкой, осуществленной между взаимозависимыми лицами.

Примечание. Положения этого пункта в части признания контролируемыми сделками сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

И вот что важно: Налоговым кодексом прямо не установлен лимит суммы доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми. На этом основании Минфин в разъясняющих Письмах делает вывод, что все сделки

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kontroliruemye-sdelki-vzaimozavisimye-lica

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Как узнать являются ли ваши компании взаимозависимыми, а сделки контролируемыми по договорам займов?

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими.

И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды.

Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.  

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.  

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами.

Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога.

К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.

1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:  

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5281

Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями

Как узнать являются ли ваши компании взаимозависимыми, а сделки контролируемыми по договорам займов?

Взаимозависимость субъектов бизнеса является предметом пристального внимания налоговых органов.

При выявлении в ходе проверок подозрительных сделок инспекторы в первую очередь будут проверять, не совершались ли они со «своими» организациями или ИП.

Если это так, риск получить обвинение в необоснованной налоговой выгоде существенно возрастает. Но значит ли это, что сделок с подконтрольными и зависимыми организациями (ИП) следует избегать?

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса.

Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б.

Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Допустимы ли операции между зависимыми лицами

Закон не может запретить двум компаниям провести сделку только потому, что их руководители являются, например, родственниками. Более того, принцип проявления должной осмотрительности заставляет тщательно проверять контрагентов и не работать «с кем попало».

В связи с этим выбор поставщика, возглавляемого хорошо знакомым и проверенным человеком, кажется вполне логичным. Однако это верно лишь в том случае, если исполняется требование пункта 1 статьи 105.3 НК РФ: в такой сделке нельзя устанавливать особые условия.

Другими словами, заключать договор с зависимой организацией нужно на тех же условиях, на которых он был бы заключен с совершенно «незнакомой» компанией.

Под условиями сделки в данном случае понимается не только цена, но и все прочие. Например, преференция своему покупателю в виде бесплатной доставки и/или страховки может быть сочтена особым условием сделки.

Конечно, в том случае, если прочих своих клиентов компания таким вниманием не балует. То же самое можно сказать о предоставлении зависимой организации отсрочки платежа.

В общем, любые условия работы с организациями или ИП, которые так или иначе являются зависимым или подконтрольными, должны быть абсолютно рыночными.

Если придерживаться указанного выше принципа, то совершать операции с зависимыми лицами можно. Конечно при условии, что обе стороны сделки являются добросовестными налогоплательщиками и исправно исполняют свои обязанности. Тогда у налоговой инспекции не будет никаких поводов придраться к операции.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет.

Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты.

Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Последствия

Итак, между взаимозависимыми лицами могут быть заключены сделки контролируемые и «обычные», то есть те, которые не являются таковыми. И проверяться они будут по-разному.

Сделка относится к контролируемым

Если налоговая инспекция выяснит, что компания провела контролируемую сделку без соответствующего уведомления, об этом факте будет сообщено в центральный аппарат ФНС. Дело в том, что сама территориальная ИФНС не имеет полномочий осуществлять проверку правильности исчисления налогов при проведении контролируемых сделок — это зона ответственности Федеральной службы.

Получив информацию из территориального органа, ФНС осуществит проверку сделки в отношении правильности исчисления упомянутых выше налогов. В результате может быть принято решение о корректировке цены операции, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налогов одной из сторон сделки.

Но есть одно обстоятельство, которое вряд ли позволит поставить «на поток» такие доначисления. Дело в том, что в соответствии со статьей 105.18 НК РФ, вторая сторона также может применить «новую» цену ФНС для целей налогообложения.

В результате этой корректировки ее налогооблагаемая база, вероятнее всего, уменьшится: раз выше цена, значит, выше и расходы. Получается, что эта сторона уплатила «лишний» налог, который должен пойти к возмещению либо вычету.

Так что смысл в доначислениях по контролируемым сделкам есть далеко не всегда.

Прочие сделки

Сделки между взаимозависимыми лицами, не относящиеся к разряду контролируемых, входят в зону проверки ИФНС. При малейшем отклонении от рыночных условий инспекторы будут искать мотив. Точнее, будут считать, что мотив есть — это получение необоснованной налоговой выгоды, и заниматься поиском доказательств этого.

Необоснованной налоговой выгодой считается занижение налоговой базы, неправомерное применение льгот, вычетов или возмещения. В общем, все, что так или иначе привело к уменьшению налоговых обязанностей компании или ИП.

При оценке операций инспекторы принимают во внимание наличие цели и разумного обоснования сделки, ее соответствие обычаям делового оборота. Особое внимание уделяется установлению факта реальности операции.

Ведь если она была осуществлена лишь на бумаге — это «железная» причина признать налоговую выгоду необоснованной.

Занижение налоговой базы можно увидеть даже в таком распространенном механизме кредитования бизнеса, когда учредитель дает компании беспроцентный заем. Ведь если бы организация обратилась за кредитом в банк, то ей бы пришлось уплачивать проценты. Поэтому налицо особые условия сделки между зависимыми лицами — компанией и ее учредителем.

И теоретически последнему может быть доначислен НДФЛ в размере недополученных им процентов по займу. В особенности если его организация применяет специальный режим налогообложения, который не учитывает фактическую выручку, например, УСН с объектом «доходы».

При этом размер не полученного учредителем дохода будет рассчитываться, исходя их процентов, под которые выдаются сопоставимые займы.

Сегодня доначисления и штрафы из-за необоснованной выгоды по налогам, в том числе в результате сделок с зависимыми компаниями, являются обычной практикой.

Так что в этом отношении сделки, не попадающие под определение контролируемых, можно назвать даже более «перспективными».

Таким образом, в чем бы ни заключалась суть сделки с зависимым лицом, если ее условия не соответствуют рыночным, она может привлечь внимание ИФНС.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/kak-bezopasno-provodit-sdelki-mezhdu-vzaimozavisimymi-kompaniyami

Налоговики хотят контролировать цены по любым сделкам взаимозависимых лиц

Как узнать являются ли ваши компании взаимозависимыми, а сделки контролируемыми по договорам займов?

Вопрос об осуществлении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами на сегодняшний день является предметом многочисленных споров и дискуссий. Разрабатывая раздел v.

1 НК РФ, законодатель стремился ограничить возможность проверки цен в сделках.

Такое право предоставлено только ФНС России и только в отношении контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами, о чем прямо указано в пункте 1 статьи 105.17 НК РФ.

Однако сами налоговики сочли возможным проведение проверок с использованием методов трансфертного ценообразования нижестоящими инспекциями и в случаях, когда сделки не отвечают критериям контролируемости.

Мотивируется это направленностью действий сторон на получение необоснованной налоговой выгоды. Так, в совместном письме Минфина и ФНС России от 16.09.14№ ЕД-4-2/18674@ разъяснено, что кодекс не ограничивает возможность применения норм трансфертного ценообразования только контролируемыми сделками.

Разделяя в названной норме сделки между взаимозависимыми лицами на контролируемые и неконтролируемые, ее положения разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов России.

Таким образом, проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами.

Суды допускают сопоставление с рыночными цен в неконтролируемых сделках

Со ссылкой на вышеуказанное письмо, АС г. Москвы в решении от 11.06.15 № А40-204810/2014 по делуООО «Нефтегазовая компания „ИТЕРА“» отклонил доводы компании об отсутствии у инспекции оснований для проверки цен по сделкам.

И хотя в итоге данное дело было разрешено в пользу налогоплательщика, суд пришел к выводу о неверном применении метода сопоставимых рыночных цен: инспекция за рыночную ставку по займам приняла ставку по депозитным банковским вкладам на основании данных, полученных из системы «СПАРК» — выводы суда можно считать неблагоприятными для налогоплательщиков. Суд указал, что проверка цен в сделках, которые не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной проверки.

Еще одним делом, в котором инспекция определила рыночную ставку по займам, выданным взаимозависимому лицу, стало дело ОАО «Коми Тепловая Компания». Компания заключила договор беспроцентного займа с взаимозависимым лицом.

По мнению инспекции, компания должна была отразить во внереализационных доходах проценты, определенные по рыночной ставке, и произвести самостоятельную корректировку налоговой базы. Для выбора рыночной процентной ставки инспекция использовала информационный ресурс «СПАРК».

В качестве сопоставимых она взяла данные о сделках по выдаче займов по договору банковского вклада на дату проведения сделки. Доход компании был определен исходя из минимального значения интервала рыночных цен.

Компания сочла неправомерным доначисление налога на прибыль, указав на отсутствие дохода в виде процентов и несопоставимость условий договора займа с условиями договора банковского вклада. Но в первой инстанции суд отклонил эти доводы, сославшись на положения статьи 105.3 НК РФ.

Суд указал, что сделки по предоставлению беспроцентного займа взаимозависимому лицу могут являться примером создания или установления коммерческих и финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между независимыми лицами.

А также отметил, что при определении условий займа компании необходимо было руководствоваться сведениями из общедоступных источников о ставках банковских вкладов кредитных организаций в данном регионе.

Однако апелляция решение по делу ОАО «Коми Тепловая Компания» отменила ввиду очевидной несопоставимости условий сделок при выдаче займа кредитными и некредитными организациями (постановление Второго ААС от 11.06.15 № 02АП-2934/2015). Признав факт взаимозависимости заемщика и заимодавца, суд отметил со ссылкой на пункт 2 статьи 105.

3 НК РФ, что проверка цены по контролируемым сделкам относится к компетенции ФНС России и не может осуществляться территориальным налоговым органом. Но в данном случае сделка не являлась контролируемой.

Что касается получения сторонами сделки необоснованной налоговой выгоды, то, по мнению суда, такую направленность действий лиц нижестоящий налоговый орган при проверке цены сделки не доказал.

Говоря о подходе судов к вопросу о правомерности осуществления территориальными налоговыми органами ценового контроля, стоит упомянуть также дело ООО «ГРАНИТДОМДОРСТРОЙ» (постановление Тринадцатого ААС от 30.04.15 № 13АП-5882/2015).

Суд указал на отсутствие у инспекции оснований для проверки цен по сделкам 2012 года, так как совершение сделки между взаимозависимыми лицами не свидетельствует о направленности действий сторон на получение необоснованной налоговой выгоды.

То есть действия инспекции были признаны неправомерными не в связи с отсутствием у нее полномочий на проведение проверки цен, а в связи с недоказанностью получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Выводы о возможности проведения территориальной инспекцией контрольных мероприятий в порядке, предусмотренном статьей 105.17 НК РФ, уже нашли свое отражение в актах кассации. Например, в постановлениях АС Восточно-Сибирского от 02.04.15 № А10-2463/2014 (по делу ООО «Горная компания»),Поволжского от 05.09.14 № А72-17219/2013 (по делу ООО «Спецстиль») округов.

Анализ судебной практики позволяет заключить, что на сегодняшний день позиция по рассматриваемому вопросу, выраженная в письмах контролирующих органов, закреплена в арбитраже.

Суды соглашаются с тем, что методы трансфертного ценообразования могут применяться в отношении неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами при проведении камеральных и выездных проверок территориальным налоговым органом.

Правомерность проведения такой проверки суды оценивают исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, но в основном с точки зрения наличия или отсутствия у налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды, а не наличия фактических полномочий у территориальных инспекций.

Хотя все же по сути спорным является вопрос о правильности такого подхода к применению правил трансфертного ценообразования посредством «разграничения полномочий в части контроля цен» по уровням налоговых органов. И, безусловно, этот вопрос заслуживает отдельного внимания.

Ценовой контроль в неконтролируемых сделках: сменится ли вектор судебной практики?

Отсутствие прямого запрета на проведение ценового контроля низовыми инспекциями и позиция, приводимая ФНС России в своих письмах, привели к парадоксальным последствиям. Получается, что, совершая с взаимозависимым лицом сделки, не подпадающие под критерий контролируемости, налогоплательщик находится в более уязвимом положении, нежели при совершении контролируемых сделок.

В отношении контролируемых сделок подается уведомление, готовится документация, обосновывающая рыночность примененных цен, эти данные проверит специализированное подразделение ФНС России в течение двух лет после подачи уведомления. Но компании, у которых нет контролируемых сделок, заранее не готовятся к проверке цен, не составляют документацию и вынуждены делать это уже по факту появления претензий налогового органа.

Из-за расширительной практики — возможности проверки низовыми инспекциями цен в абсолютно любых сделках — налогоплательщики будут вынуждены подтверждать рыночность цен не только в контролируемых сделках, но и в сделках с взаимозависимыми лицами, не отвечающих критерию контролируемости.

Такое расширение круга сделок, которые могут подвергаться ценовому контролю, нецелесообразно, так как подтверждение рыночности цен в сделках требует существенных затрат.

В случае совершения с взаимозависимым лицом незначительных по сумме сделок расходы на подтверждение и контроль цены в них могут превысить доход от самих сделок.

Определенная уязвимость налогоплательщика в случае проверки цен по неконтролируемым сделкам также заключается в том, что в территориальных налоговых органах инспекторы зачастую не знают специальных правил раздела v.1 НК РФ. Это приводит к тому, что при проверке они сразу прибегают к определению цены на основании экспертизы без каких-либо обоснований неприменимости методов трансфертного ценообразования.

Стоит отметить, что сам Минфин России готов пересмотреть подход к возможности контроля цен в сделках низовыми инспекциями. В письме от 19.06.15 № 03-01-18/35527 он фактически признал недопустимой такую практику в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми.

Согласно данным разъяснениям, ценовой контроль на уровне выездных и камеральных проверок возможен. Но только в отношении сделок, цена в которых для целей налогообложения определяется в соответствии со статьей 105.

3 НК РФ: товарообменные и бартерные сделки, безвозмездная реализация товаров, работ, услуг, передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, различные способы оплаты труда в натуральной форме.

Если указанные сделки совершаются взаимозависимыми лицами, но не отвечают признакам контролируемых, для целей определения фактической цены возможно применять методы, установленныеглавой 14.3 НК РФ (аналогичная позиция изложена в письме от 18.10.12 № 03-01-18/8–145).

Но в случаях, не указанных выше, если объем доходов по сделкам взаимозависимых лиц не превышает установленные статьей 105.

14 НК РФ суммовые критерии, то такие сделки не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам как в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов, проводимой ФНС России, так и в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

Если территориальный налоговый орган предполагает, что сделки могут быть признаны контролируемыми, но по ним не представлены налоговые уведомления или же они содержат недостоверные данные, то он может подготовить информационное письмо в ФНС России, изложив факты, свидетельствующие о занижении сумм налогов. На основании этой информации может быть проведена повторная выездная проверка.

Данная позиция Минфина России может кардинально изменить существующее направление судебной практики по данному вопросу. По сути, применяемый ранее налоговиками подход противоречит тем задачам, которые ставил перед собой законодатель, разрабатывая раздел v.1 НК РФ, и является крайне невыгодным для бизнеса.

Ведь, как показывает практика, территориальные инспекции в настоящее время в рамках проверок обращают внимание на все сделки с взаимозависимыми лицами как потенциально направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, компании проходят ценовой контроль не в связи с подачей уведомления и исключительно в отношении сделок, указанных в нем, а в отношении более широкого круга сделок по мере предоставления отчетности в инспекцию.

В настоящее время ценовой контроль будет производиться налоговыми органами по любой из трех моделей, о допустимости которых Минфин России разъяснил в письме от 18.10.12 № 03-01-18/8–145: 

— проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (абз. 7 письма); 

— проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в сделках между взаимозависимыми лицами, если положениями части второй Кодекса установлено, что налоговая база исчисляется исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (абз. 10 письма); 

— проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в случае установления уклонения от налогообложения посредством манипулирования ценами и установления необоснованной налоговой выгоды (абз. 12 письма).

В первой модели контроль осуществляет непосредственно ФНС России, во второй и третьей моделях — территориальные налоговые органы в форме выездной или камеральной налоговой проверки.

Должны ли налоговики проверять уровень цен только в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами? Давайте попробуем найти доказательства от противного. Если налоговики не должны проверять уровень цен по неконтролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами, значит эти цены можно считать априори рыночными. Однако в пункте 1 статьи 105.

3 НК РФ априори рыночными считаются исключительно цены в сделках между невзаимозависимыми лицами. Таким образом, наше утверждение прямо противоречит положениям названной нормы. А значит, все цены в сделках между взаимозависимыми лицами в принципе подлежат контролю. По моему мнению, судя по приведенной судебной практике, судьи учитывают этот момент.

Тем не менее Минфин России в последнем письме от 19.06.15 № 03-01-18/35527 дал противоположные разъяснения. Согласно им, если сделки между взаимозависимыми лицами не подпадают под ценовой контроль по правилам статьи 105.14 НК РФ, то налоговики не имеют права проверять их на соответствие рыночным ценам.

Однако это мнение министерства никого ни к чему не обязывает и с ним могут не согласиться как налоговики, так и судьи.

Минфин и ФНС России в совместном письме от 16.09.14 № ЕД-4-2/18674@ пишут о возможности проверки цен территориальными налоговыми органами по неконтролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами, но не раскрывают, каким образом должен доказываться факт манипулирования ценами.

На практике в рамках проверок подобные сделки признают направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.

И если суды и принимают решения в пользу компаний, то не из-за запрета возможности контроля цен, а по иной причине: недоказанность наличия необоснованной налоговой выгоды, несопоставимость условий сделок, на основании которых проверяющие произвели доначисления. И мнение, выраженное Минфином России в письме от 19.06.

15 № 03-01-18/35527, ничего не меняет из-за оговорки, что данное письмо не содержит правовых норм и не является нормативным актом. При выездных и камеральных проверках налоговики, скорее всего, будут придерживаться более ранего совместного письма. А чтобы проверка не выглядела только контролем за ценами, на их несоответствие могут указать в конце акта, отметив сначала мелкие недочеты.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3824-nalogoviki-hotyat-kontrolirovat-tseny-po-lyubym-sdelkam-vzaimozavisimyh-lits

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.