Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

Содержание

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений.

В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н.

По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка.

Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности.

Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.

), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации.

Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар.

Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга.

На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

ДатаДебетКредитСумма, руб.операции
31.08.201491-263 / ООО «Икс»118 000,00Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

ДатаДебетКредитСумма, руб.операции

Источник: http://buh-aktiv.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete/

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

Формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете происходит по разным правилам. Рассмотрим, в чем состоят отличия между ними.

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Порядок образования бухгалтерского резерва

Как формируется налоговый резерв

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Итоги

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной.

Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч.

в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст.

13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

  1. Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
  2. Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
  3. Формируются с разделением долгов по аналитике.
  4. Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
  • изменению величины резерва;
  • восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
  • списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
  1. При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
  • на прочие расходы-доходы — в БУ;
  • на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
  1. Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
  2. Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.

Порядок образования бухгалтерского резерва

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.

Как формируется налоговый резерв

В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.

О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

  • оценки долга как сомнительного;
  • признания контрагента неплатежеспособным;
  • определения вероятности погашения долга;
  • установления размера образуемого резерва.

Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва.

И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов.

Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.

Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества.

Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей.

Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.

Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.

Итоги

Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/poryadok_formirovaniya_rezervov_po_somnitelnym_dolgam/

Размер резерва по сомнительным долгам

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

статьи:

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

2. Учетная политика по сомнительным долгам

3. Приказ по сомнительным долгам образец

4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

5. Восстановление резерва по сомнительным долгам

6. Использование резерва по сомнительным долгам

7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками

8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.3

10. Резерв по сомнительным долгам в балансе

11. УСН резерв по сомнительным долгам

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

2. Учетная политика по сомнительным долгам

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

Источник: https://azbuha.ru/raschety-s-kontragentami/razmer-rezerva-po-somnitelnym-dolgam/

Что такое резерв по сомнительным долгам

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

Функционирование любой организации невозможно без работы с просроченными задолженностями ее дебиторов. Для того чтобы в бухгалтерской и налоговой отчетности данные об имеющихся долгах были достоверными, а само наличие этих долгов не угрожало финансовой и экономической стабильности предприятия, создают резерв по сомнительным долгам (РСД). Поговорим подробнее об этом понятии.

Законодательная база

В рамках бухучета создание резерва по сомнительным дебиторкам в отношении любой ДЗ, отнесенной специалистом классу сомнительных, обязательно для каждой организации. Базовый регламент по работе с РСД содержится в следующих нормативных документах:

  • часть вторая Налогового кодекса РФ;
  • ФЗ №117 в редакции от 29 декабря 2014 года с доп. и изм., которые вступили в силу 1 марта 2015 года;
  • Положения по ведения бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенное в обращение приказом Министерства финансов №34н 29 июля 1998 года;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,которое было утверждено приказом Минфина №43н 6 июля 1999 года;
  • Приказ Министерства финансов №49 в редакции от 8 ноября 2010 года;
  • Положение по бухучету об изменении оценочных значений №21/2008, которое было утверждено 6 октября 2008 года приказом Минфина РФ №106н.

Внимание! Сомнительный долг – это задолженность одного из клиентов или контрагентов организации, которая не была погашена им в установленный договорными обязательствами или законом срок.

Также к сомнительным относят дебиторки, не обеспеченные никакими гарантиями, вроде залога или задатка, банковской гарантии или поручительства и т. д.

, которые контрагент, по экспертной оценке, не сможет закрыть в нужный кредитору срок.

Создание РСД: правила и особенности

Резерв по долгам сомнительного типа формируется компанией по итогам инвентаризации имеющихся у нее дебиторок. Инвентаризацию бухгалтер должен проводить в последний день отчетного периода, а акт о ее итогах становится документальным основанием для дальнейших действий с РСД.

Для каждого обнаруженного в процессе проверки должника проводят анализ его финансового положения, а затем определяют вероятность того, что денежные средства по договору будут внесены им в срок.

Используя полученные данные, рассчитывают размер необходимого для каждого из дебиторов резерва.

Методы создания резерва по сомнительным долгам

Для формирования РСД, в зависимости от ситуации, применяется один из трех способов:

  1. Интервальный – сумма регулярных отчислений в РСД рассчитывается бухгалтером с определенной периодичностью (один раз в месяц или квартал). При расчетах определяют процент от общего объема задолженности, с учетом сроков ее существования.
  2. Экспертный – на основании анализа поведения и материального состояния должника экономисты компании определяют, какую часть из общего объема имеющихся у него сомнительных долгов он сможет погасить в срок. В этом случае РСД по данному должнику определяется как разница между имеющимся долгом и планируемой суммой погашения.
  3. Статистический – проводится анализ имеющихся у юрлица ДЗ по каждому виду за последние несколько лет. На основании анализа определяется среднегодовая сумма дебиторок компании. Именно в ее размере и формируется резервный фонд.

Необходимо помнить! При подсчете размеров РСД сумму задолженности берут с учетом НДС.

Выбирая способы и методики, по которым будет рассчитываться резерв сомнительных долгов, предпринимателю следует принимать во внимание специфику деятельности и особенности учета своей компании.

Кроме этого, необходимо учитывать, какое влияние будет оказывать РСД на основные показатели бухгалтерской и налоговой отчетности. Выбранные методы должны быть отображены в учетной политике организации.

Например, для экспертного способа потребуется четко установить критерии оценки материального состояния компаний-дебиторов, а для интервального – объем процентов, которые будут отчисляться в резерв.

Кстати! Можно использовать процентные значения, применяемые в налоговом учете. Согласно им, размер РСД может составлять половину суммы общего долга, если он возник 45–90 дней назад, или 100% — для ДЗ старше 90 дней.

Необходимые документы

При возникновении любой сомнительной ДЗ бухгалтер компании обязан создать соответствующий РСД. В качестве документального основания для перевода дебиторки в категорию сомнительных, в зависимости от выбранного компанией типа учетной политики, могут выступать:

  • справка-расчет, составленная бухгалтером;
  • экспертное заключение от экономиста;
  • профессиональное суждение.

Данный документ подается руководителю предприятия. После ознакомления с ним руководитель выпускает приказ о создании в бухучете организации соответствующего РСД. В приказе необходимо прописать:

  • полную сумму ДЗ;
  • полное наименование предприятия, по вине которого возник долг;
  • размер РСД;
  • ФИО и должность лица, ответственного за формирование резерва.

Только на основании этого документа бухгалтер компании может приступать к дальнейшим действиям.

Правила отображения РСД в бухгалтерской отчетности

В бухучете для проводок с применением резерва по сомнительным дебиторкам используют счет 63. Чтобы сформировать резерв, выполняют проводку: Дебет 91/2 «Прочие расходы» — Кредит 63. Дальнейшие отчисления на счет РСД также списываются в категорию прочих расходов.

Важно! Объем РСД в рамках бухучета не ограничивается.

В балансе юрлица данные о ДЗ отображаются за вычетом объемов сформированного РСД. Итоговую цифру вносят в строку 1230.

В случае погашения (как полного, так и частичного) долга дебитором, РСД может быть подвергнут восстановлению. В этой ситуации его сумма добавляется к прочим доходам предприятия и заносится на счет 91.

Также восстановление РСД возможно, если по итогам следующего за годом его создания года обнаружено отсутствие оплаты от должника. Процедура восстановления здесь производится так же, как и при погашении ДЗ.

Если дебиторка из разряда сомнительных перешла в категорию безнадежных, она списывается с баланса предприятия за счет средств РСД. Перед этим проводится инвентаризация сомнительных ДЗ, а также подготовка документов, доказывающих безнадежность долга. Списание проводят в адрес 62-го счета.

Важно! Даже после списания ДЗ, следует в течение пяти лет следить за финансовым положением должника с целью выявления возможности взыскания списанных сумм.

Особенности работы с РСД в налоговом учете

Налоговый кодекс лимитирует сумму, которую предприятие имеет право выделять на резерв по сомнительным долгам. Это может быть не более 10% от объема выручки компании, полученной в периоде, за который был создан РСД. При этом значение выручки для расчетов берется без НДС. Напомним, что в бухгалтерском учете такие ограничения отсутствуют.

Важно! Размер отчислений в адрес резерва, в указанных налоговой пределах, каждый предприниматель устанавливает для своей компании самостоятельно. Предельные значения прописываются организацией в учетной политике.

Кроме этого, существуют и другие отличия использования РСД в налоговом и бухгалтерском учете. Так, согласно положениям бухучета создание резерва является обязательным для каждой сомнительной дебиторки. Налоговый учет оставляет эту возможность на усмотрение бухгалтера. То есть, согласно его правилам, формирование РСД переходит из разряда обязанностей в разряд прав компании.

Кстати, в рамках налогового учета ДЗ признается сомнительной только при условии, что она соответствует всем указанным ниже требованиям:

  • не оплачена в нужный срок;
  • не подкреплена гарантийными обязательствами;
  • связана с оплатой поставок товаров/работ/услуг;
  • не является возвратом аванса;
  • не связана с оплатой договорных санкций;
  • не является оплатой переданных компанией имущественных требований или прав.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, НК РФ запрещает формирование резерва по такой дебиторке.

Важно! Если предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения, формирование РСД, согласно требованиям российского Налогового кодекса, для него невозможно.

Бухучет отводит размер отчислений в РСД на усмотрение компании-кредитора. Зато налоговый учет строго лимитирует их, в зависимости от продолжительности просрочки:

  • 0% — если ДЗ существует менее 45 дней;
  • 50% — по ДЗ, образованным от 45 до 90 дней назад;
  • 100% — для просроченных выплат, возникших более 90 дней назад.

Внимание! В налоговом учете расходы на пополнение РСД считаются внереализационными расходами компании.

Размер РСД определяют по итогам инвентаризации дебиторок. Данную процедуру рекомендуется проводить в последний день налогового периода. Если компания работает по авансовой схеме расчетов, для нее периодичность проведения инвентаризации ДЗ составляет 1 месяц. Все остальные налогоплательщики выясняют размер резервов и объем дебиторок ежеквартально.

Это важно и для правильного отображения в налоговых документах списания РСД, если оно произошло по причине окончания срока исковой давности по долгу. Процедура списания должна быть проведена в том же отчетном периоде, когда вышел срок истребования задолженности, а не тогда, когда у сотрудников компании нашлось время на инвентаризацию.

Данное требование закреплено письмом Министерства Финансов РФ №03-03-06/1/38 от 28 января 2013 года.

Важно! Данные о списании ДЗ в налоговой и бухгалтерской отчетности должны совпадать! В противном случае бухгалтеру компании придется проводить корректировку уже сданных налоговых деклараций.

Источник: https://znaemdengi.ru/dolgi/chto-takoe-rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

Что такое резерв по сомнительным долгам и как он создаётся?

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

: 28 июня 2018

Всё чаще многие фирмы сталкиваются с такой проблемой, как просроченная дебиторская и кредиторская сомнительная задолженность. Чтобы данные об имеющихся долгах были максимально достоверными, необходимо создание резерва по сомнительным долгам. Именно потому даже для небольшой фирмы, относящейся к субъектам малого бизнеса, важно создавать этот резерв.

Когда необходимо создание резерва по сомнительным долгам?

Делается это тогда, когда имеет место быть дебиторская задолженность, которую признают сомнительной. Таковой является задолженность, погашение которой оказывается сомнительным в определённые сроки. Также к сомнительным относятся долги, которые не обеспечены соответствующей гарантией.

Для отнесения задолженности к разряду сомнительной необходимо подготовить и привести порядок следующие документы:

  • готовый акт инвентаризации по дебиторскому долгу;
  • документ, подтверждающий факт приёмки-передачи произведённого товара;
  • имеющаяся переписка с должником (сюда же входит предоставление претензионного письма должнику);
  • договор на поставку продукции либо договор купли-продажи товара (в таком договоре обязательно должно быть прописано время погашения долга).

Чтобы все данные, которые прописываются в документах по финансовой отчётности, все активы, обязательства фирмы должны пройти корректуру с учётом всех имеющихся оценочных значений.

Так, если говорить о дебиторской задолженности, то оценочным значением для неё является именно резерв по сомнительным долгам.

Баланс по имеющемуся долгу отражается в отчётности за вычетом средств из имеющегося резерва.

Не все знают: резерв по сомнительным долгам непременно должен быть включён в расходы по налогам. Получается, что для бюджета фирмы будет выгодно оформление такого резерва для налогового учёта.

В последний год создания резерва перестало оказываться правом отдельно взятых организаций. Теперь это является обязанностью.

Законодательство по бухучёту не предусматривает какого-либо фиксированного размера сомнительного резерва. Но при этом нет никакого препятствия при признании «дебиторки» безнадёжной для ведения бухгалтерского учёта.

Формирование резерва по сомнительным долгам в системе налогообложения и бухучёте имеет существенные различия. Резервы в налоговом и бухучёте имеют различия по:

  • Расхождениям, появившимся, если размер отчислений в бухучёте оказывается на 10 процентов выше имеющейся выручки, получаемой от реализации. При этом у фирмы начинают появляться постоянные разницы в учёте.
  • Расхождениям, которые возникли из-за неверного, а точнее, разного определения срока по резервированию. При этом в бухгалтерском учёте начинают создаваться вычитаемые временные различия. Они то и ведут к появлению отложенного резерва.

Оценочное значение обычно меняют перечисления в фирменный резерв по сомнительным долгам. Так, в бух.

учёте все эти изменения оценочных значений отображаются в расходах за тот отчётный период, в который такие изменения имели место быть.

Получается, что все резервные отчисления должны отражаться в бухгалтерском учёте ровно с этой же периодичностью, с какой у фирмы делается бухгалтерская отчётность.

В бухгалтерском учёте все суммы, сделанные  как резерв по сомнительным долгам, отображаются обычно на дебет счёта 91, который носит название «Прочие расходы, доходы», отображается он даже на кредит счёта 63, называемый в бухучёте «Резервы по сомнительным долгам».

Проведение инвентаризации и расчёт резерва

Для формирования резерва по сомнительной задолженности должна быть сначала проведена инвентаризация задолженности. Размер выплат в резерв может быть определён исключительно из возможностей должника.

Не стоит забывать учитывать при этом и вероятность погашения им долга. Лишь после того, как ситуация будет оценена максимально трезво и профессионально, можно говорить о размерах резерва в конкретном случае.

Когда решение о производстве резерва будет принято, бухгалтеру необходимо тщательно ознакомиться с информацией, отражённой в акте ИНВ-17, а затем проанализировать этот документ. Нужно это для того, чтобы проще было выявлять сомнительные долги, связанные с предоставлением услуг либо товаров на договорной основе.

Когда все долги будут выявлены, необходимо будет начать расчёт размера отчислений в резерв по каждому конкретному долгу. Тогда, чтобы сделать это максимально грамотно, бухгалтеру необходимо самостоятельно найти вероятность того, что каждый из этих долгов будет погашен. Чем больше шанс погашения, тем меньше средств придётся отчислять в резерв.

Все требования, которые предъявляются к инвентаризации при наличии сомнительных долгов, нашли своё отражение в Методических указаниях о ведении инвентаризации, финансовых обязательств (пункт 3.54). При этом мониторинг всей имеющейся сомнительной задолженности необходимо делать постоянно.

Приходиться он должен на ту дату, когда сдается бухгалтерская отчётность. Также важно отслеживать в течение 5 лет шанс взыскания уже списанной безнадёжной задолженности. Вот тут порядок списания дебиторской задолженности. Одновременно необходимо отслеживать имущественное состояние должника.

Мониторинг сомнительной задолженности необходимо делать регулярно.

При проведении учёта в бухгалтерии дебиторская задолженность должна быть отражена уже с учётом вычета образовавшегося резерва. Такие данные важно отражать в разъяснениях, идущих к бухгалтерскому балансу, к отчёту об имеющихся финансовых результатах.

Что в последующем времени может произойти со сделанным резервом долгов?

Резерв может быть восстановлен потому, что покупатель не произвёл оплату. Делается это по итогам года,  последующим за годом, когда был создан резерв. Сумма резерва будет включена в состав прочих расходов.

Восстановление может произойти и из-за того, что долг был погашен. Сумма резерва включается в состав прочих расходов.

А ещё резерв может быть использован. За счёт него погасится имеющая безнадёжная задолженность. Порядок действия чётко прописан в Положении по ведению бухгалтерского учёта.

Можно ли перенести резерв дебиторских долгов на следующий год?

Положение по ведению отчётности в бухгалтерии подразумевает возможность переноса суммы резерва по сомнительным долгам на последующий год. Это возможно, если до конца текущего года объём резерва не будет полностью израсходован. При этом остаток резерва будет включаться в расчёт финансовых результатов отчётного года.

Сумма неиспользованного финансового остатка должна быть отнесена к счёту 91, а точнее, к субсчёту, который называется «Прочие расходы». Данные расходы также берутся в учёт при формировании отчётов при выборе резерва на момент окончания только текущего года.

Чтобы упростить ситуацию можно брать такой вариант, как корректировка суммы резерва, остающегося при подведении итогов года. Под этим подразумевается не полное списание резерва, а уменьшение либо увеличение его размера. Тогда вы сможете избежать внесения ещё каких-либо записей по расходам по счёту 91.

Чтобы избежать повышения активов, дебиторская задолженность обязательно должна быть указана с вычетом резервной суммы. Как уже было сказано, в налоговом и бух.

учёте начисления по сомнительному долгу имеют ярко выраженные существенные отличия. Так, в бухгалтерском учёте фирма своими силами устанавливает порядок расчёта по долгам, являющимся сомнительными.

Сумма расчета может быть вычислена одним из последующих методов:

  • С использованием информации по прошлым отчётным периодам. При этом в расчёт берётся удельный вес всей суммы, которая не была уплачена за несколько прошедших лет.
  • С использованием каждой суммы по отдельности пропорционально имеющемуся сроку просрочки. Интересно, что аналогичный метод может быть также использован в налоговом учёте.
  • Для каждого долга возможно отдельно определить размер дебиторки, которую не вернут. Полученную цифру следует вносить в резерв.

Важно брать в учёт, что сомнительными никогда не будут считаться следующие долги:

  • Задолженность по штрафам, которая появилась из-за того, что условия договора не были соблюдены.
  • Долги, полученные в результате переуступки прав требования.
  • Суммы, имеющиеся по договорам займа.
  • Дебиторский долг по обязательствам поставщиков. Также не учитывается долг, появившийся из-за недопоставки товаров.

Когда вариант формирования резерва по сомнительным долгам изберётся, можно переходить к подтверждению выбора. Так, если по решению руководства будет использоваться метод экспертной оценки, то необходимо тщательно прописать все критерии отнесения долга в резерв, считаемого сомнительным. Если был выбран пропорциональный метод, требуется установка процентных значений.

Выбирая вариант формирования резерва, научитесь брать в расчёт смысл его создания. От величины резерва зависит чистота активов фирмы. Для того чтобы отчётность была совершенной, размер долга должен быть обязательно минимальным.

Формирование резерва по сомнительным долгам в бухучёте проходит с учётом счёта 63. При этом аналитика и расчёты будут прописываться по каждому должнику отдельно.

К типовым проводкам при формировании сомнительного резерва относят:

  • Счёт 91-2 – производство резерва по сомнительным долгам;
  • 76 – проводка по НДС при списанной дебиторской задолженности;
  • Счёт 51 – возврат долга должником частично либо полностью;
  • Счёт 51/63 – полное погашение дебиторского долга;
  • 63 – списанные задолженности, признанные ранее сомнительными.

Разница в данных в бухгалтерском и налоговом учёте

В бухгалтерском учёте суммы по сомнительным задолженностям на счетах отражаются исключительно после принятого решения руководителя. Если говорить о налоговом учёте, то при наличии просроченной дебиторской задолженности от 90 дней сумма должна быть учтена в полном объёме.

В налоговом учёте неиспользованная сумма резерва может быть перенесена на последующий год. В бухгалтерском учёте такую сумму важно отражать в финансовых результатах по дебиторке при годовом отчёте.

В бух. учёте при формировании резерва в учёт берётся исключительно неоплаченная задолженность за реализованный товар. В расчёт не берется сумма за реализованное имущество должника.

В налоговом учёте неиспользованную сумму резерва можно переносить на следующий год.

В этом учёте все основы формирования резерва по сомнительным долгам чётко отражены в статье 266 Налогового Кодекса РФ. В данной же статье чётко прописан порядок её производства.

Для целей налогообложения важно только отобразить сам факт имеющегося резерва, а не его расчёт. Решение о производстве либо изменении резерва должно быть принято только для начала года. После этого в течение года его уже не получится поменять.

Это важно!

Все отчисления, идущие в общий резерв по сомнительным долгам, обычно относят к внереализационным расходам. При этом налогооблагаемая база по налогу на прибыль будет уменьшена.

Заниматься производством резервов по сомнительному долгу и вписывать их в расходы в ходе налогообложения могут только те фирмы, которые уплачивают налог на прибыль. Если используется режим УСН, то использование такого резерва невозможно.

В заключение посмотрите небольшое видео об использовании резерва по сомнительным долгам как инструмента оптимизации налогов:

Любое предприятие по итогам года должно формировать резерв по сомнительным долгам (суммы, возврат которых маловероятен). При этом расчёт сумм в налоговом и бух. учёте порой значительно различается.

Когда руководитель фирмы решает проводить все эти суммы в отчётности и в учётных документах, то все корректировки бухгалтеру придётся вносить вручную.

При этом важно учитывать, чтобы отчётность была максимально благополучной для банков, размер резервов должен быть как можно меньше.

Источник: https://dolgofa.com/buhgalterija/rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.