Как решить налоговый спор в судебном порядке

Содержание

Налоговые споры – что это такое, судебная практика, урегулирование, рассмотрение

Как решить налоговый спор в судебном порядке

2 записи

В большинстве случаев, налогоплательщики исполняют свои обязательства справно перед системой налогообложения, но вникать в нормы самого права начинают только в случае возникновения какого-либо конфликта.

Ведь можно разрешить все споры, связанные с налоговой еще до возникновения досудебного разбирательства, не доводя до самого суда.

Основные сведения

Предстоящее компании разбирательство в суде при судебных спорах не будет отображаться на вашей деятельности и налоговый спор – это конфликт, в котором будут участвовать со стороны инспекции обычные люди с собственным мнением.

Нужно помнить, что досудебная подготовка компании к спору играет важную роль, ведь грамотно подготовленные доводы в период проверки будут являться основательными при разрешении спора.

Что это такое

Законодательство не имеет четкого определения налогового спора. Как правило, за ним понимают наличие разногласий между налоговой организацией и налогоплательщиком.

Большая часть споров возникает по инициативе самой налоговой, когда отсутствуют какие-либо действия со стороны плательщика.

Налогоплательщики тоже могут обращаться в суды за несогласием предъявленного акта налоговой.

Частыми причинами таких обращений являются:

  1. Применений штрафных санкций или пени.
  2. Блокирование банковских счетов.
  3. Применение ответственности и т.д.

Элементы судебных разбирательств

Востребованность в судебном разбирательстве возникает только тогда, когда налогоплательщик не соглашается с результатами проведения расчетов самой налоговой службы.

Это первопричина обращения в судовую инстанцию. Налоговые споры подчиняются арбитражным судам за материальным и процессуальным ведением дела.

Налоговые споры разрешаются согласно законам о налогах. Обжалование актов или иных справок от налоговой структуры можно обжаловать лишь в административном порядке.

Чем можно отличить налоговые споры от других видов:

  1. Субъективный состав.
  2. .
  3. Наличие неразрешенного конфликта.

Наличие субъекта и процессуальной формы, с применением характера спора определяет общие признаки процессуальных правоотношений в налоговых спорах.

Нормативное регулирование

В вопросах, касающихся разрешения налоговых споров нужно руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ, АПК РФ.

Чтобы не допустить серьезных ошибок в ходе действия, желательно более детально ознакомиться с содержанием ст.5 НК РФ, пунк.1, обз.1,3.

В отношении ареста на владеемое имущество в качестве исполнения налоговых обязательств нужно руководствоваться ст.77 НК РФ.

Если интересует ответственность за нарушение налогового законодательства в целом, то можно обратиться к ст.101 НК РФ.

Особенности урегулирование налоговых споров

Всем известно, что налоговая система не идеальная, к сожалению. Не увесистая и довольно громоздкая база не позволяет подкрепить все как надо.

Говоря простым языком, лазеек достаточное количество для хитрых налогоплательщиков. Даже опытные юристы могут найти сноски на законы, чтобы перекрыть один другим, при этом суть и смысл первого спора могут поменять русло.

Что уже говорить о простых гражданах, которые в системе налогообложения мало ориентируются. К тому же индивидуальные предприниматели и некоторые компании имеют ограничения механизма в судебной практике. Очень сложно определить верное направление и определить нужный закон для разбирательства.

Существующая классификация

База системы налоговых споров обширная. На какие виды можно разделить или соотнести такие процессы?

Итак, условно разделяют споры на те, что подразумевают отсутствие исполнения прямого обязательства налогоплательщика (не выплаты, несоблюдение сроков и т.д.) и на те, что связаны с нарушениями по факультативным обязательствам.

За взимание сумм налогообложения разделяют по расчетам и перечислениям за прямыми суммами и косвенными.

При этом фактическое содержание различается в зависимости разногласий от состава и общего понимания системы Налогового кодекса.

В отношении предоставляемых актов на обжалование ведут различия по спора за нормативными документами и ненормативными. Классификация споров определяется также за предметом требования или разногласия.

Доказательства при рассмотрении

Существуют значительные отличия между применяемыми доказательствами в спорах по налоговой системе и в гражданско-правовых:

  1. Документы, применяемые в налоговом учете.
  2. Документы налогового контроля.
  3. Подвиды гражданско-правовых документов.
  4. Документы компании для организации и распорядительства.
  5. Справки от уполномоченных на то структур.
  6. Экспертные заключения и т.д.

Следовательно, за ст.64 АПК РФ, может послужить доказательственным материалом то, что в достаточной мере является основанием в установлении обстоятельств, где обосновываются требования всех участников процесса.

Какие документы можно прикрепить к процессу:

  1. Доказательства письменного и вещественного характера.
  2. Если имеются, объяснения.
  3. Показания свидетелей.
  4. или аудиозаписи и т.д.

Практика письменного доказательства встречается в арбитражном процессе. Тут практикуются подлинники и копии материалов, но в обязательном порядке заверенные согласно законодательству.

Как правило, если применяется в деле копия какого-либо документа, то подлинник должен также присутствовать.

База доказательств означает достаточное количество необходимого материала для судебного процесса, чтобы в достаточной мере определить позицию налогоплательщика. Такая база может насчитывать разного вида справки, счета, отчеты и т.д.

В отношении юридических лиц и предпринимателей, их права защищают адвокаты с высоким опытом, а также иные юридические организации (ст.59 АПК РФ ч.3).

Если с государственными органами

Как правило, именно с госорганами чаще всего возникают ситуации спора по налоговой системе. Одна из сторон является налоговой структурой, либо же более вышестоящая инстанция.

Второй стороной являются физические лица или предприниматели, юридические лица. Также это могут быть третьи лица, участники процесса, к которым не применяются претензии от налоговой службы.

Когда возникают споры:

  1. При нарушениях сроков подачи отчетной документации.
  2. Отсутствие подачи требуемых документов.
  3. Отсутствие платежей полностью или с нарушениями сроков уплаты за транспортным налогом и т.д.
  4. Вычеты за имуществом.
  5. Возмещение НДС.
  6. Наличие ведения незаконного бизнеса.
  7. Привлечение к административной ответственности и т.д.

Более детально в этом вопросе можно ознакомиться в содержании ст.119 и ст.122 НК РФ, а также в ст.14 НК РФ по налоговому контролю и в ст.87 НК РФ для проверок.

Возникающие нюансы

Часто при рассмотрении налоговых споров возникают определенные нюансы, которые связаны с другими видами законодательства – финансового, таможенного, трудового.

Обычно налоговый спор не разрешается быстро и иногда кажется, что доводы предоставлены суду, а постановление судья не принимает. Главное – быть уверенным в своем мнении и не отступать от своего.

В суде

Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела о наложении административных взысканий.

Административные дела по поводу обжалования правовых актов персонального действия или бездействия субъектов властных полномочий, которые относятся к интересам определенного лица, разрешаются административными судами по месту жительства истца.

Административное исковое заявление подается в суд в виде письменного иска лично истцом либо его представителем.

Если иск подан с соблюдением всех запросов и нет причин для его возвращения, либо отказа в открытии дела, судья не позже следующего дня после подачи иска выносит решение об открытии дела.

Копия решения сразу отправляется участникам спора с данными об их правах и обязанностях. Ответчику отправляются также копии иска и прилагаемых к нему документов.

Сопровождение дел в административных судах относительно признания недействительными и отмены постановлений налоговых органов имеет некоторые особенности, определенные предметом доводов по делу.

При разрешении споров о признании недействительными органов обязанность относительно доказательства правомерности своего постановления, действия либо бездействия возлагается на ответчика, если он спорит с административным иском.

Досудебный способ

В данное время соответственно со ст. 101 НК РФ досудебное регулирование совершается по правовым нарушениям, которые выявлены в ходе проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно ст. 101.2 НК РФ постановление о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за осуществление нарушения в сфере налогов может оспариваться в порядке суда только после его обжалования в вышестоящую налоговую организацию.

Период для обращения в суд считается со дня, когда лицу, по отношению к которому вынесено данное постановление, стало известно о вступлении его в силу.

Налогоплательщик, обращаясь в суд, обязан удостоверить факт прохождения досудебного процесса регулирования спора.

К заявлению в суд нужно приложить документ, который удостоверяет факт обращения в вышестоящую организацию по поводу обжалования вынесенного постановления.

Судебная практика

При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду нужно обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора.

Дела по экономическим спорам и дела, связанные с совершением предпринимательской деятельности по общему правилу подведомственны арбитражному суду.

: налоговые споры — все, что важно знать налогоплательщику

Судебные споры, которые появляются по инициативе компаний, ИП, сводятся в основной своей массе к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налогового органа.

Взаимоотношения между налоговыми органами и плательщиками налогов могут получать конфликтный характер.

Обычно это вызвано присутствием объективных противоречий между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и физических лиц, организаций, обязанных уплачивать налоги и сборы, — с другой.

Налоговые споры нужно попытаться решить в досудебном порядке, в противном случае следует обращаться в суд.

Источник: http://yurday.ru/spor/nalogovyj-spor/

Основные правила разрешения налоговых споров

Как решить налоговый спор в судебном порядке

Разрешение налоговых споров, осуществляемое в соответствии с правилами налогового и процессуального законодательства, призвано защищать права юридических лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или устанавливать правоту действий и решений инспекций ФНС. Рассмотрим основные правила формирования и направления документа об обжаловании, подведомственности и подсудности споров данной категории, порядок их рассмотрения и вынесения решения по существу.

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Куда обращаться с жалобой?

Документ об обжаловании

Принятие документа об оспаривании

Решение налоговых споров в суде

Особенности рассмотрения налоговых споров в органе ФНС

Итоги разрешения налоговых споров

Итоги

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

  • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
  • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • оставление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя права устранить все указанные в отказе нарушения и повторно направить жалобу в тот же орган для разрешения спора по существу — п. 3 ст. 139.3 НК.

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

КритерийАрбитражный судСуд общей юрисдикции
Срок рассмотрения3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)
Бремя доказыванияНалоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС
Опубликование решенияНе регламентируется закономМожет быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)
Пределы рассмотренияСуд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)
Судейский составРассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Итоги

Заключительные выводы:

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/osnovnye_pravila_razresheniya_nalogovyh_sporov/

Налоговые споры у физических лиц

Как решить налоговый спор в судебном порядке

Физическим лицам Налоговые споры у физических лиц

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

15 ноября 2016

Решение налоговых споров у физических лиц не такое уж и редкое явление. Налоговое законодательство предусматривает, что физическое лицо тоже может считаться налогоплательщиком, даже если не ведет предпринимательскую деятельность.

Основной массив налогового бремени на физическое лицо для него незаметен. Поскольку расчет и удержание налога происходит без его прямого участия. Но есть и такие ситуации, когда гражданин самостоятельно должен рассчитать, задекларировать и уплатить налог.

И если в этом процессе будет допущена ошибка, есть повод для конфликта с налоговой службой.

Какие налоги платит физическое лицо?

Основным налогом для физ. лиц, закрепленным на федеральном уровне, является налог на доходы (НДФЛ). Он уплачивается практически всеми гражданами.

Но в большинстве случаев НДФЛ удерживается еще работодателем до выдачи зарплаты, поэтому лицу самостоятельно не нужно заявлять о своих доходах.

Но если доходы будут получены из другого источника, тогда уже лицо становится обязанным подать декларацию и в установленные сроки уплатить нужную сумму.

НДФЛ может уплачиваться не полностью, в законе есть ряд послаблений в виде налоговых вычетов, получаемых на различных основаниях. Очень часто спорные ситуации как раз и возникают вокруг применения вычетов.

А вот такие налоги как налог на имущество или транспортный налог исчисляются без участия владельца. Все данные в налоговую службу попадают из органов, ведущих соответственный учет объектов налогообложения.

В связи с изменениями методики расчета налога на недвижимость, где вместо инвентарной стоимости теперь применяется кадастровая стоимость, возникает много споров из-за размера налогов, а именно из-за размера кадастровой стоимости, которая не всегда соответствует рыночной стоимости конкретной квартиры.

Порядок решения налоговых споров у физических лиц

Но в большинстве случаев чтобы обратиться в суд, нужно получить решение по жалобе от вышестоящего органа. Оно может удовлетворить заявителя, и тогда можно обойтись и без судебного разбирательства. Таким образом законодатель разгружает судебную систему.

К тому же административный порядок обжалования занимает намного меньше времени, и не нужно составлять исковое заявление. Да и формальные требования к процедуре здесь не такие строгие как в суде.

Привлечение юриста к решению налоговых споров

С целью избежать конфликта с налоговой стоит обращаться к юристу только когда возникают вопросы об особенностях налогообложения будущих сделок, поинтересоваться какие налоги придется уплатить и в каике сроки. Ну а если спор уже в разгаре, самостоятельные попытки его решения могут еще больше усугубить состояние налогоплательщика. Специалист же быстро найдет допущенные ошибки и способы их исправления.

Что такое налоговый спор?

Налоговый спор — это ситуация, когда физическое лицо, являющийся налогоплательщиком категорически не согласен с документами и мнением налоговой инспекции или любого налогового органа по любому вопросу касающегося налогообложения. Такие ситуации встречаются все чаще в современном обществе при взаимодействии граждан и налоговой.

Поступления денежных средств от налоговой в бюджет являются частью дохода государства, поэтому порой встречаются случаи излишнего стремления налоговых органов увеличить размер налоговых поступлений от физических лиц в том числе.

Одним из важных налогов оплачиваемыми гражданами является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Зачастую налоговые органы руководствуются только Налоговым кодексом и не учитывают другие действующие законодательные нормы.

В результате недопонимания между налоговой и физическими лицами иногда возникают налоговые споры.

Какие бывают налоговые споры?

Юристы и специалисты по налогам юридической компании «ОКТАВИАН» делят налоговые споры на два вида:

  • Споры, которые возникли по инициативе налоговой; 
  • Споры, которые возникли по инициативе гражданина физического лица (налогоплательщика)

Примеры налоговых споров, исходящих от физического лица:

  • Налоговые органы отказывают физическому лицу, являющимся налогоплательщиком, в предоставлении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).
  • Налоговые органы уклоняются от возврата излишне оплаченной ранее налогов и сборов.
  • Налоговые органы необоснованно отказывают налогоплательщику в возмещения убытков, произошедших по их вине из-за каких-либо незаконных действий или бездействий;

Примеры налоговых споров исходящих по инициативе налоговых органов:

  • При не оплате налогов или несвоевременной оплате, налоговая начисляет пении, штрафы, может привлечь к различным видам ответственности;
  • Незаконное привлечение к налоговой ответственности.

Как урегулировать налоговый спор?

Можно попробовать в досудебном порядке защитить свои нарушенные права обратившись с жалобой или претензией в вышестоящей инстанции. Здесь Вам потребуется консультация опытного юриста по налоговым спорам, который проанализирует возникшие разногласия, и в случае обнаружения нарушения законодательства — составит жалобу или претензию в вышестоящий орган власти.

Данный вид урегулирования налогового спора носит административный порядок рассмотрения и наиболее простой.

Вы не оплачиваете госпошлину для подачи в суд и достаточно быстро по времени получаете решение вышестоящего органа государственной власти.

Если Вам не удалось административным методом положительно решить налоговый спор в свою пользу, ты можно обратиться в суд. Любой налогоплательщик вправе при нарушении его законных прав или свободы обратиться в суд.

Юристы по налоговым спорам помогут:

  • собрать необходимые доказательства для обращения в суд;
  • составят досудебную претензию и направят ее;
  • составят исковое заявление и предоставят Ваши интересы в суде на всех стадиях рассмотрения.

Налоговые споры являются одними из самых сложных направлений юриспруденции. Это отрасль права требует от юриста специальных познаний и практики в области налоговых споров. В компании «ОКТАВИАН» работают юристы с соответствующими знаниями и опытом. В случае возникновения налогового спора обращайтесь к нам ежедневно в рабочие дни с 9-00 до 18-00. 

Источник: https://www.oktavian.org/nalogovye-spory-u-fizicheskix-lic/

Категории налогоплательщиков и виды налогов

Как решить налоговый спор в судебном порядке

Налогообложение является одной из основных функций правового государства, без этого оно просто немыслимо.

Фискальная система каждой страны, как и процедура уплаты налогов, зачастую является сложной для понимания, и споры могут быть следствием не только умышленного нарушения требований законодательства, но и различных подходов к толкованию норм права.

И в первом, и во втором случае вам придётся столкнуться с тем, что государственные органы будут с особой тщательностью защищать свою позицию и вряд ли войдут в ваше положение. Принцип: «незнание, не освобождает от ответственности», здесь используется в полную силу.

Для более детального понимания процесса, стоит рассмотреть сначала вопрос о том, кто такой налогоплательщик, какие у него есть права и обязанности, каким образом разрешение налоговых споров можно обернуть в свою пользу.

Всех налогоплательщиков можно разделить на две основные категории:

  • Физические лица (каждый человек, проживающий и получающий доходы на территории определенного государства).
  • Юридические лица (предприятия, зарегистрированные или осуществляющие свою деятельность в стране).

С уверенностью можно утверждать, что налоговые споры — это самая сложная категория исков, которые рассматриваются в судах России.
Практика свидетельствует о том, что споры с налоговыми органами можно разделить на следующие категории:

  • Стороны представляют разные позиции того, как можно применять и толковать законодательство.
  • Истец и ответчик дают разную оценку обстоятельствам спора.
  • Споры касаются процедуры налогообложения.

Даже при наличии четкой классификации, виды налоговых споров — это понятие относительное. Они могут содержать сразу несколько вышеперечисленных аспектов, исход и решение которых напрямую обусловлено видом налогов.Налоговое споры и их разрешение зависят непосредственно от схемы начисления налога и его типа.

С точки зрения теории, существует множество критериев, классифицирующих налоги, к примеру, субъект назначения (центральные, местные, федеральные бюджеты).

По объекту налогообложения выделяют прямые налоги, оплачиваемые непосредственно гражданином страны или юридическим лицом, являющимся резидентом государства, а также косвенные (ими облагаются товары, деятельность и оказание определенного вида услуг).

Имеет значение и характер налогообложения.

Существуют налоги с пропорциональной, регрессивной и прогрессивной ставкой. Помимо этого, налог можно классифицировать по источникам получения прибыли: например, налог на землю, акцизный, на экспорт определенных товаров. Эта группа очень обширна и может меняться в соответствии с законодательством.

Необходимо отметить, что налоговые споры — процесс довольно длительный. Даже определить подсудность в некоторых ситуациях бывает непросто. Ниже будут рассмотрены пути решения конфликтов с фискальными органами, а также варианты, при которых возможно провести досудебное урегулирование налоговых споров.

Механизм разрешения споров с фискальной службой

Подведомственность налоговых споров — это основа правовой деятельности налоговой, которая устанавливает сферу ее ответственности. Процессуальные нормы регулируют деятельность должностных лиц и сферу их компетенции.

Такими полномочиями, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, обладают федеральные и местные фискальные службы. Любые действия их представителей можно обжаловать путем обращения в высшие инстанции.

Следует отметить, что этот порядок не исключает возможность того, что налогоплательщик вправе защищать свои законные интересы через суд.

Налоговые споры и их разрешение подразумевает, как правило, обжалование решений инспекторов после проверок, их действия или наоборот — бездействия.
Существует два варианта того, как можно провести налоговые споры и их разрешение:

  • Досудебный порядок.
  • Решение споров в форме судебного разбирательства.

Как показывает практика, второй вариант всегда более эффективен. Поскольку обращение и подача жалоб из инстанции в инстанцию внутри службы ни к чему не приводит.

В суде вы имеете право отстаивать свои интересы и объективно оценивать заключение проверки.

Обращение осуществляется путем открытия административного производства об обжаловании или признании недействительным акта государственного органа, а подсудность является для них сдерживающим фактором.

Для успешного проведения судебного разбирательства важно помнить основные требования к исковому заявлению. Разрешение споров имеет четкие временные рамки. Законодательство устанавливает трехмесячный срок для обжалования, с момента принятия решения налоговым органом. Согласно ст.

 125 Кодекса административного судопроизводства заявление необходимо подавать в письменной форме, указывая полное наименование суда, в который подается иск.

Нужно указать полное название ответчика, с указанием его местонахождения, а также информацию о том, какие именно интересы или нормы законодательства были нарушены.

После формирования полного пакета документов, заявление необходимо отправить заказанным письмом с уведомлением — это поможет вам обезопасить себя и представить доказательства при дальнейших тяжбах. Подведомственность споров позволяет ограничить круг заинтересованных сторон и обратиться непосредственно в необходимую инстанцию.

Еще один сложный вопрос, возникающий при судебном разбирательстве — это подсудность. Статья 138 Налогового Кодекса России предусматривает возможность решать споры в порядке судебного разбирательства. Но определение того, в какой именно суд вам нужно обратиться, является очень сложной задачей.

Сразу стоит отметить, что виды налоговых споров не имеют значения, когда вы определяете подсудность. Главный критерий при этом — местонахождение государственного органа и его принадлежность к суду на основании общих принципов административного судопроизводства.

В отношении органов ФНС Российской Федерации действует другой принцип — в качестве первой инстанции может рассматриваться только Верховный Суд РФ.

Обращаясь в суд, истец также должен понимать, каким может быть принятое решение и его последствия. Самый лучший вариант — это признание постановления неправомерным. Вместе с тем, нормативный акт не аннулируется, а сохраняет свою юридическую силу. Также неплохой помощник в данной ситуации — практика коллег или изучение подобных случаев.

Говоря о сроках разбирательства, налоговые органы обязаны предоставить решение не позднее тридцати дней с момента получения претензии.

Помимо судебного рассмотрения, существует также возможность обжаловать принятое против вас решение в арбитражном порядке на основании Арбитражно-Процессуального Кодекса.

Особенности досудебного рассмотрения жалоб

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров — это еще один вариант отстаивания интересов. Среди его главных преимуществ — возможность избежать судебных расходов и сэкономить время, которое требуется для получения ответа по вашей жалобе. Согласно 138 НК РФ, которую мы уже упоминали, досудебное урегулирование налоговых споров обязательно.

Обжалование акта фискальной службы происходит путем подачи заявления, его условно можно разделить на два вида:

  • в апелляционном порядке обжалуют решения, еще не вступившие в законную силу;
  • вторая категория подразумевает спор по решению, которое уже вступило в законную силу, но при этом налогоплательщик считает, что его права были нарушены.

Есть множество примеров того, как правильно провести досудебное урегулирование налоговых споров и какие именно действия могут быть обжалованы, в том числе и в досудебной процедуре. Это и отказ возмещения определенного вида налога, и требование оплатить штраф (пеню) или налог, решение о взыскании дополнительного налога, безосновательный отказ налоговых органов предоставить вычет и т.д.

Следует помнить, что налогоплательщику для соблюдения требования об обязательном досудебном решении налоговых споров, достаточно направить апелляционную жалобу, соблюдая сроки, установленные Налоговым Кодексом.

Споры с налоговыми органами допускают возможность представительства интересов налогоплательщика компетентными специалистами. Для этого должны быть соблюдены все необходимые формальности.

Законными представителями компании любой формы собственности могут быть только лица, которые имеют право вести дела организации на основании уставных документов или доверенности.

Важно помнить, что при необходимости защищать интересы физического лица доверенность должна быть нотариально заверена.

Государственные органы вправе оставить жалобу без рассмотрения. Практика свидетельствует, что большинство подобных ситуаций происходят по следующим причинам:

  • Невыполнение законодательных требований по оформлению жалобы, недостаточная информация.
  • Налогоплательщик пропустил сроки обжалования.
  • Неправильно определена подсудность.
  • До этого налогоплательщик уже обращался в фискальные органы для обжалования решения на тех же основаниях.

Помните, что у специалистов есть пятнадцать дней для того чтобы изучить вашу ситуацию и принять решение. В отдельных случаях только руководитель или его заместитель могут принять решение о том, чтобы продлить срок сбора информации. Заявителю должны сообщить об этом не позже трех дней.

(28 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: http://VoprosYuristam.ru/spory/nalogovye.html

Особенности рассмотрения налоговых споров в суде

Как решить налоговый спор в судебном порядке

Когда субъекты предпринимательской деятельности не согласны с тем как налоговый орган выполняет управленческие функции, возникает налоговый спор. Разрешить налоговый спор можно путём его обжалования. Современное законодательство РФ предусматривает несколько способов обжалования:

– обжалование в вышестоящий налоговый орган;

– обжалование в орган надзора;

– обжалование в суд.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

 Способ и процедура такого обжалования различается в зависимости от предмета спора:

– процедура обжалования нормативных актов налоговых органов;

– процедура обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Давайте рассмотрим особенности налоговых споров по порядку.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган

В вышестоящем налоговом органе обжалуется любой ненормативный акт территориального налогового органа – налоговой инспекции.

Ненормативный акт налоговой инспекции – это решение в любой форме, затрагивающее только конкретного гражданина, предпринимателя или юридическое лицо. Решение о привлечении к административной ответственности, доначисление налога, аннулирование разрешительного документа, и т.д.

Такие акты вначале обжалуются только в вышестоящем налоговом органе. Делается это в интересах самих же граждан и бизнеса, из-за процессуальных особенностей налоговых споров.

Дело в том, что каждое решение налогового органа принимается на основании той или иной проверки, в рамках которой исследуется наличная у проверяемого и в налоговом органе документация.

Если необходимой документации недостаточно для того, чтобы сделать вывод о правомерности действий проверяемого, налоговая инспекция критически оценивает наличные документы, и делает вывод, что надлежащие документы поданы не были.

Здесь речь идёт о тех документах, подача которых не является обязательной в рамках отчётности. В таком случае единственный способ доказать правоту – подать дополнительные документы. А возможно это в рамках рассмотрения жалобы на решение налогового органа.

В то время как суд не признает незаконным решение налогового органа, по причине не учёта документов, которые ему не подавались. Таким образом, если бы налогоплательщики имели  право на разрешение налоговых споров в арбитражных судах сразу, они могли проиграть дело уже в момент подачи жалобы. Такая проблема есть на Украине, где налогоплательщик имеет возможность прямого обжалования ненормативного акта налоговой в суд.

Порядок обжалования в вышестоящий орган

Жалоба на ненормативный акт подаётся через территориальную налоговую инспекцию, которая в течение трёх дней с момента получения обязана направить жалобу по назначению. В жалобе необходимо указать:

– реквизиты, включая полное наименование, адрес и налоговый номер;

– реквизиты вышестоящего налогового органа;

– название обжалуемого ненормативного акта, включая серию, номер и дату издания;

– суть нарушений, допущенных налоговым органом, с нормативным обоснованием;

– требования;

– способ получения ответного решения.

Жалоба подписывается лично и представителем или адвокатом с оформленными полномочиями.

Составляя жалобу (скачать шаблоны жалоб) нужно уделить особое внимание нормативно-правовой аргументации. Вышестоящий орган не будет выстраивать обоснование невиновности.

Кроме ссылки на законы и кодексы, не забудьте указать подзаконные акты, регулирующие деятельность должностных лиц. Важно правильно выстроить требования.

Если налоговая инспекция приняла незаконное решение, то вы должны требовать его отменить, если вы оспариваете действие или бездействие – нужно требовать признать его неправомерным, и обязать произвести требуемое действие.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

Сроки подачи и рассмотрения жалобы зависят от предмета обжалования. Если жалоба подаётся на сам ненормативный акт, то её срок составляет один год, который исчисляется с момента принятия такого акта.

Если же суть спора – действие или бездействие налогового органа, связанное с принятием или исполнением того или иного ненормативного акта, то установленный годичный срок исчисляется с того момента когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав, или должен был об этом узнать.

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган может отменить решение налоговой инспекции, изменить его, обязать совершить действия, или отказать в удовлетворении жалобы. В отличие от суда налоговые органы вправе отходить от требований налогоплательщика. Он может изменить решение налоговой инспекции, которое вы просили отменить.

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа вы можете обжаловать его в Федеральную налоговую службу, или вправе сразу обжаловать в арбитражном суде.

Апелляционная жалоба на решение вышестоящего органа

Федеральная налоговая служба редко придерживается иной правовой позиции, чем территориальные органы.

Но если ваши права были нарушены не только в момент принятия обжалованного решения, но и в процессе рассмотрения первичной жалобы, есть смысл обратиться с жалобой в Федеральную налоговую службу.

К апелляционной жалобе предъявляются такие же требования, как и к первичной жалобе, но требуется указать, в чём неправомерность решения вышестоящего налогового органа. Подать апелляционную жалобу можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия решения вышестоящего налогового органа.

Особенности рассмотрения налоговых споров арбитражными судами

Арбитражные суды рассматривают дела:

– про отмену ненормативных актов налоговых органов после обжалования по вертикали;

– процессуальные споры: про признание незаконными действия или бездействия налоговых органов после обжалования по вертикали;

– про обжалование ненормативных актов Федеральной налоговой службы, несвязанных с рассмотрением жалоб на решения территориальных налоговых органов;

– про обжалование любых нормативных актов налоговых органов.

Чтобы начать судебный процесс составляется исковое заявление. Если вы собираетесь обжаловать ненормативное решение, то заявление, которые вы подавали в вышестоящий налоговый орган, послужит хорошей основой для иска с уже готовым обоснованием.

Но важно помнить, что арбитражный суд не может изменять решения налоговых органов. Суд может его отменить полностью или частично, либо оставить в силе.

Если вы обжалуете действия или бездействия налогового органа, суд может признать действия незаконными и обязать налоговый орган осуществить требуемое.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

Особенность налоговых споров в арбитражном суде в том, что налоговый орган обязан доказать правомерность решения или действия. Если он не сможет этого сделать суд примет положительное для вас решение. Своего рода презумпция неправомерности действий и решений налогового органа.

Подать иск в арбитражный суд на налоговый орган можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия спорного решения или осуществления действия.

Решение арбитражного суда на общих основаниях арбитражного процесса можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров касаются и территориальной подсудности. Истец вправе предъявить иск к налоговому орган, как по своему месту проживания, так и по месту нахождения налогового органа. Лучше всего обращаться в арбитражный суд подальше от налогового органа, тем самым гарантирую максимальную беспристрастность.

Действие ненормативного акта налогового органа при обжаловании

Само по себе обжалование решения налогового органа не влечёт за собой автоматического приостановления действия. Решение будет исполняться, к вам будут приходить судебные исполнители, накладывать аресты, и осуществлять прочие исполнительные действия. Но исполнение такого решения можно приостановить.

Если вы обжалуете решение по вертикали, вместе с жалобой нужно подать заявление о приостановлении действия спорного решения. Но это возможно только в том случае если вы получите банковскую гарантию выполнения ваших налоговых обязательств, которая будет действительна ещё полгода, с момента подачи жалобы.

При рассмотрении процессуальных налоговых споров можно приостановить выполнение решения. Судья не требует банковских гарантий, но нужно аргументировать необходимость приостановления выполнения решения, невозможностью дальнейшей отмены действий осуществлённых во исполнение спорного решения.

У налогоплательщиков есть широкие права на защиту от неправомерных действий налоговых органов. Но при подготовке жалоб и исковых заявлений лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов, чтобы по результатам обжалования у вас была максимальная выгода.

Для консультаций Вам нужно обратиться к нашим Специалистам.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/osobennosti-rassmotreniya-nalogovyh-sporov-v-aritrazhnom-sude/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.