Как применять новые нормы расхода ГСМ

Содержание

Как применять новые нормы расхода гсм

Как применять новые нормы расхода ГСМ

Статьи по теме

В прошлом номере мы коротко говорили об опубликованных сравнительно не так давно новых нормах смазочных материалов и расхода топлива на автомобильном транспорте, установленных Минтрансом России. К налоговому законодательству данный документ прямого отношения не имеет, но бухгалтеру однако необходимо принять его к сведенью.

До издания нового документа, утвержденного Минтрансом России 29 апреля 2003 года (его официальное наименование — Руководящий документ Р3112194-0366-03), действовали смазочных расхода материалов и нормы топлива на автомобильном транспорте, утвержденные этим же ведомством 29 апреля 1997 года. Прошлый документ гласил, что утвержденные им нормы действуют до 1 января 2002 года. Потом данный срок два раза продлевался: первый раз — до 1 января 2003 года, второй — до 1 июля 2003 года 1 .

Абзац 4 Руководящего документа Р3112194-0366-97 отменил воздействие прошлых норм. Так, с 29 апреля действуют новые смазочных расхода материалов и нормы топлива.

В целом они изменились несущественно. Кое-где они мало увеличены, а где-то, наоборот, снижены. Добавлено большое количество новых моделей, марок и модификаций машин, для которых ранее нормы отсутствовали.

Но это не основное. Принципиально важно то, что сам факт появления нового документа породил вопросы, кто и как обязан использовать нормы расхода ГСМ.

Для чего необходимы нормы

«Руководящий документ рекомендован для транспортных фирм, организаций, предпринимателей и др. независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и особый подвижной состав на шасси машин на территории РФ». Так Минтранс России определяет круг пользователей новых норм.

Читаем дальше: «Нормы расхода горючих (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода горючего, для ведения статистической и своевременной отчетности, других себестоимости видов и определения перевозок транспортных работ, планирования потребности фирм в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению фирм, энергосбережения режима и осуществления экономии потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.».

Итак, нормы предназначены в числе другого и для «осуществления расчетов по налогообложению фирм». Но не нужно это принимать практически. Новые нормы касаются налогообложения не напрямую, как, к примеру, нормы суточных, а только косвенно, и вот из-за чего.

При расчете налогооблагаемой прибыли необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ. Как мы знаем, исчерпывающего перечня затрат, признаваемых в целях налогообложения прибыли, она не содержит. Данный перечень открыт, но в нем нашлось место для затрат на содержание служебного транспорта, к числу которых относятся и затраты на приобретение ГСМ.

Речь заходит о подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Данный пункт не ограничивает затраты на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Соответственно затраты на приобретение ГСМ не нормируются. И однако нормы, утвержденные Минтрансом России, необходимо принимать к сведенью при расчете налога на прибыль.

Но основанием для этого есть не статья 264, а статья 252 Кодекса.

Мы неоднократно писали, что при признании затрат необходимо выполнять три критерия, установленные 252-й статьей Кодекса. В частности, затраты должны быть экономически оправданны. В случае если затраты организации на приобретение ГСМ существенно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговой администрации честные вопросы.

И это логично: нормы Минтранса России — прекрасно продуманы и в полной мере разумны. И не смотря на то, что они разрабатывались не для налоговых расчетов, но смогут быть использованы инспекцией в суде и, как представляется, будут являться убедительным доводом для судей.

Итак, с возникновением новых норм подход к их применению не изменяется. Затраты на приобретение ГСМ напрямую так же, как и прежде не нормируются. Но в случае если ваша «девятка», проехав 1000 км, «съела» не 7500 л бензина, как ей положено Минтрансом России, а 16 800, как Mercedes-Benz S600, такую «прожорливость» нужно будет обосновать.

Или не включать превышение в затраты.

Как вычислить нормативный расход ГСМ

Разобравшись с вопросом, для чего необходимы нормы, возможно переходить к следующему: как их использовать. Но прежде необходимо сообщить пара слов о

документах, подтверждающих затраты на приобретение ГСМ. Так как как раз из них берется информация для расчета нормативного расхода горючего.

Для подтверждения факта приобретения ГСМ нужны утвержденный кассовые чеки и авансовый отчёт. А дабы подтвердить их расход пригодятся путевые страницы.

Формы путевых страниц для разных видов транспорта утверждены распоряжением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Большинство данных в этих формах нужна прежде всего для начисления заработной платы водителю. Нас же интересуют графы, где указан пробег (либо время работы — для спецмашин).

Порядок списания затрат на приобретение ГСМ в налоговом учете зависит от расходов признания и метода доходов, что использует организация. При способе начисления в расходах согласится цена купленных и израсходованных ГСМ. При кассовом способе прибавляется еще один критерий — ГСМ должны быть оплачены.

Ну и, очевидно, и в том и в другом случае необходимо принимать к сведенью экономическую обоснованность затрат, другими словами соответствие фактического расхода ГСМ нормативному.

Нормативный расход горючего

Выяснить нормативный расход горючего возможно посредством формул, каковые приведены в Руководящем документе. Их шесть и различаются они в зависимости от вида транспортного средства: для легковых и грузовиков, автобусов, самосвалов, особых и специальных машин.

Несложнее всего вычислить нормативный расход горючего для автомобилей . Для этого используется формула 1.

Формула 1. Нормативный расход горючего для автомобилей

Нормативный расход горючего (л) = 0,01. Базисная норма (л/100 км). Пробег автомобиля (км). 1+ 0,01. Суммарный поправочный коэффициент (%)

Суммарный поправочный коэффициент — это сумма коэффициентов, учитывающих условия и особенности автомобиля его эксплуатации (см. таблицу).

Пример 1

Столичная организация обладает автомобилем ВАЗ-2109. Автомобиль находится в эксплуатации более 5 лет. Из путевых страниц видно, что его пробег в ноябре 2003 года составил 1800 км.

Вычислим нормативный расход горючего.

Базисная норма расхода бензина для ВАЗ-21099 — 7,7 л на 100 км. Дабы вычислить нормативный расход, необходимо учесть поправочные коэффициенты.

Первый коэффициент связан с работой в зимний период. В Москве, как направляться из приложения 2 к комментируемому документу Минтранса России, данный период продолжается 5 месяцев — с ноября по март. В течение этих месяцев используется предельная надбавка в 10%.

Конкретную величину Минтранс России рекомендует региональным либо местным органам власти выяснить своим распоряжением, а при отсутствии для того чтобы документа — начальнику организации своим приказом.

Помимо этого, региональные и местные власти (или начальники организаций) смогут уточнять окончания периода и дату начала применения зимней надбавки в которых рекомендуют пределах для данного региона (по согласованию с региональными либо местными работами Гидрометцентра России). В большинстве случаев распоряжение об установлении зимней периода и надбавки ее применения утверждается каждый год ближе к наступлению зимнего периода. В Москве, к примеру, в октябре.

В случае если распоряжение не принято, зафиксируйте надбавку самостоятельно. В отечественном примере воспользуемся предельной ее величиной — 10%.

Второй коэффициент связан с работой в городах с населением более чем 3 млн. человек. На данный момент, согласно данным переписи, в столице живут около 10,5 млн. человек. Исходя из этого в этом случае мы смело можем применить еще один поправочный коэффициент — 25%. (Эта величина используется, в случае если местные власти или начальник организации не установят меньшее значение.)

Третий коэффициент связан со сроком эксплуатации автомобиля. Для автомобилей, у которых он превышает 5 лет, коэффициент образовывает 5%, снова же в случае если местные власти или начальник организации не установят меньшее значение.

Возможно кроме этого посчитать надбавку за прогрев автомобиля при средней за сутки температуре ниже +5 °С (1 ч прогрева это, в соответствии с нормам, лишние 10 км пробега). Но, допустим, в ноябре организация решила этого не делать.

Тогда суммарная надбавка составит 40% (10% + 25% + 5%). Нормативный расход горючего будет равен 194 л [0,01. 7,7. 1800. (1 + 0,01.

40%)].

, которые вам, наверника будут интересны:

Источник: http://kbrbank.ru/kak-primenjat-novye-normy-rashoda-gsm/

Как применять новые нормы расхода ГСМ

Как применять новые нормы расхода ГСМ

В прошлом номере мы кратко рассказывали об обнародованных недавно новых нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленных Минтрансом России. К налоговому законодательству этот документ прямого отношения не имеет, но бухгалтеру тем не менее нужно принять его во внимание.

До издания нового документа, утвержденного Минтрансом России 29 апреля 2003 года (его официальное название — Руководящий документ Р3112194-0366-03), действовали нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные этим же ведомством 29 апреля 1997 года. Прежний документ гласил, что утвержденные им нормы действуют до 1 января 2002 года. Впоследствии этот срок дважды продлевался: первый раз — до 1 января 2003 года, второй — до 1 июля 2003 года1.

Абзац 4 Руководящего документа Р3112194-0366-97 отменил действие предыдущих норм. Таким образом, с 29 апреля действуют новые нормы расхода топлива и смазочных материалов.

В целом они изменились несущественно. Кое-где они немного увеличены, а где-то, напротив, снижены. Добавлено много новых моделей, марок и модификаций автомобилей, для которых ранее нормы отсутствовали. Однако это не главное. Важно то, что сам факт появления нового документа породил вопросы, кто и как должен применять нормы расхода ГСМ.

Зачем нужны нормы

«Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др. независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации». Так Минтранс России определяет круг пользователей новых норм.

Читаем дальше: «Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.».

Итак, нормы предназначены в числе прочего и для «осуществления расчетов по налогообложению предприятий». Однако не следует это воспринимать буквально. Новые нормы касаются налогообложения не напрямую, как, например, нормы суточных, а лишь косвенно, и вот почему.

При расчете налогооблагаемой прибыли нужно руководствоваться главой 25 НК РФ. Как известно, исчерпывающего списка расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли, она не содержит. Этот список открыт, но в нем нашлось место для расходов на содержание служебного транспорта, к числу которых относятся и расходы на приобретение ГСМ. Речь идет о подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Этот пункт не ограничивает расходы на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Соответственно расходы на приобретение ГСМ не нормируются. И тем не менее нормы, утвержденные Минтрансом России, нужно принимать во внимание при расчете налога на прибыль. Но основанием для этого является не статья 264, а статья 252 Кодекса.

Мы не раз писали, что при признании расходов нужно соблюдать три критерия, установленные 252-й статьей Кодекса. В частности, расходы должны быть экономически оправданны.

Если расходы организации на приобретение ГСМ значительно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговой инспекции справедливые вопросы. И это логично: нормы Минтранса России — хорошо продуманы и вполне разумны.

И хотя они разрабатывались не для налоговых расчетов, но могут быть использованы инспекцией в суде и, как представляется, будут служить убедительным аргументом для судей.

Итак, с появлением новых норм подход к их применению не меняется. Расходы на приобретение ГСМ напрямую по-прежнему не нормируются. Однако если ваша «девятка», проехав 1000 км, «съела» не 7500 л бензина, как ей положено Минтрансом России, а 16 800, как Mercedes-Benz S600, такую «прожорливость» придется обосновать. Либо не включать превышение в расходы.

Как рассчитать нормативный расход ГСМ

Разобравшись с вопросом, зачем нужны нормы, можно переходить к следующему: как их применять. Однако прежде нужно сказать несколько слов о документах, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ. Ведь именно из них берется информация для расчета нормативного расхода топлива.

Для подтверждения факта приобретения ГСМ необходимы утвержденный авансовый отчет и кассовые чеки. А чтобы подтвердить их расход понадобятся путевые листы.

Формы путевых листов для различных видов транспорта утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Большая часть данных в этих формах необходима в первую очередь для начисления заработной платы водителю. Нас же интересуют графы, где указан пробег (или время работы — для спецмашин).

Порядок списания расходов на приобретение ГСМ в налоговом учете зависит от метода признания доходов и расходов, который применяет организация. При методе начисления в расходах признается стоимость приобретенных и израсходованных ГСМ.

При кассовом методе прибавляется еще один критерий — ГСМ должны быть оплачены.

Ну и, разумеется, и в том и в другом случае нужно принимать во внимание экономическую обоснованность расходов, то есть соответствие фактического расхода ГСМ нормативному.

Нормативный расход топлива

Определить нормативный расход топлива можно с помощью формул, которые приведены в Руководящем документе. Их шесть и различаются они в зависимости от вида автотранспортного средства: для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей.

Проще всего рассчитать нормативный расход топлива для легковых автомобилей. Для этого применяется формула 1.

Формула 1. Нормативный расход топлива для легковых автомобилей

Нормативный расход топлива (л) = 0,01 ? Базовая норма (л/100 км) ? Пробег автомобиля (км) ? 1+ 0,01 ? Суммарный поправочный коэффициент (%)

Суммарный поправочный коэффициент — это сумма коэффициентов, учитывающих особенности автомобиля и условия его эксплуатации (см. таблицу).

Нормы расхода ГСМ: когда и как применять

Как применять новые нормы расхода ГСМ

Деятельность любой организации, в которой присутствуют автомобили и другие транспортные средства, всегда сопряжена с расходами, связанными с эксплуатацией автомобилей, в частности, затратами на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ).

С ростом стоимости ГСМ в нашей стране, руководители компаний всё чаще ищут ответы на ряд важных вопросов Какие существуют инструменты, помогающие контролировать расход топлива? Как снизить расходы на ГСМ, но сохранить эффективность работы всей организации?

В настоящее время существует ряд механизмов, которые активно используются для контроля и оптимизации расходов на ГСМ. В данной статье мы рассмотрим, как и когда осуществлять нормирование расходов на ГСМ.

Как нормировать?

Общий принцип нормирования расходов основывается на сравнении нормативных затрат на ГСМ с фактически списанными расходами, и как следствие, управляющее воздействие на выявляемые экономию и главное – перерасход.

Существует два метода списания ГСМ:

  1. На основании данных о фактически выработанном топливе. При этом следует ежемесячно в специальном акте подтверждать остатки бензина в баках автотранспорта.
  2. По нормам расхода, утвержденным руководителем организации, с учетом марки и модели эксплуатируемых автомобилей, степени износа, условий работы. Или же при списании ГСМ можно использовать «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», установленные распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р.

Проще использовать нормы и поправочные коэффициенты Минтранса, однако можно разработать собственные нормы для организации. Чаще всего собственные нормы принимают организации с большим парком транспортных средств, поскольку процесс разработки собственных норм является достаточно трудозатратным:

  • издается приказ директора о необходимости провести замеры расхода топлива по маршрутам и в различных условиях;
  • оформляются актами по каждому автомобилю результаты замеров;
  • утверждаются внутренние нормы расхода топлива, например, в форме Положения о контроле за расходом бензина.

Чтобы при этом избежать вопросов со стороны налоговиков, необходимо подтвердить, что принятые в учетной политике нормы учитывают реальные транспортные условия и техническое состояние транспортных средств. Ведь только таких подробных расчетов расхода топлива по каждой автомашине будет достаточно, чтобы у проверяющих не возникло сомнений в обоснованности затрат.

Чтобы списать затраты на ГСМ, они должны быть экономически обоснованы. Под этим налоговики понимают ситуацию, когда фактический расход ГСМ не превышает нормы расхода топлива, утвержденной в организации. Это действует и для общей, и для упрощенной системы налогообложения

Учитывайте особые условия

Существует возможность учета расходов на ГСМ в повышенном размере дает распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Нормы расхода ГСМ могут повышаться при работе автотранспорта в следующих условиях:

  • в зимнее время года (в зависимости от климатических районов страны) – с 5% до 20%;
  • на дорогах общего пользования в горной местности (в зависимости от высоты над уровнем моря) – до 20%;
  • на дорогах общего пользования со сложным планом (в зависимости от категории трассы) – до 30%;
  • в городах (в зависимости от количества жителей) – до 25%;
  • при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, – до 10%;
  • при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д. с пониженной скоростью – до 35%;
  • при обкатке новых и вышедших из капремонта автомобилей – до 10%;
  • при использовании кондиционера или установке системы «климат-контроль» при движении транспортного средства – до 7% от базовой нормы.

Таким образом, для регулирования расхода ГСМ следует установить различные режимы его использования в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

IT в помощь

На помощь в решении практически любых бизнес-процессов приходит программное обеспечение Главное выбрать удобный для себя инструмент, чтобы при минимуме усилий получить максимальный результат.

Для отслеживания нормативных и фактических расходов на ГСМ можно использовать привычный всем Excel. Однако, для того, чтобы сделать учет и контроль более удобным, зачастую используют специализированные программные продукты.

С их помощью можно учитывать в автоматическом режиме поступление и расход ГСМ по автотранспортным средствам, по водителям и по видам, контролировать отклонение фактических затрат от нормативных, формировать отчетность и т.д.

Если случился перерасход

Любые отчеты имеют смысл лишь в сравнении с предыдущими или последующими показателями. Если Вы увидели, что факт расходования ГСМ значительно отклонился от нормы, нужно проанализировать причины и принять решение.

Помните, что факт повышенного расхода не всегда свидетельствует о нелегальной утечке топлива. Возможно, нужно пересмотреть нормирование. Допустим, не учтены зимние нормативы, и ГСМ по-прежнему списываются по летним нормативам. Также на расходы топлива могут влиять и другие факторы: по городу или трассе ехал автомобиль, с грузом или без и т д.

Обязательно нужно получить объяснительную водителя о перерасходе, после чего принимается решение — учесть ли перерасход при налогообложении прибыли, списать ли за счет собственных средств компании или удержать с водителя.

Таким образом, каждая организация сама оценивает важность учета расходов ГСМ, выбирает соответствующие механизмы оптимизации затрат, в частности использует нормы расходы ГСМ, как эталон, относительного которого будет выявляться экономия или перерасход.

Да, можно списывать ГСМ в размере фактических затрат, но обоснованными затратами будут только расходы в пределах установленных в учетной политике норм.

Самостоятельно разрабатывают нормы расхода ГСМ организации с большим парком, либо в которых доля таких расходов является существенной. В противном случае можно использовать стандартные нормы, установленные распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р и соответствующие повышающие коэффициенты.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/43409-normy-rashoda-gsm-kogda-i-kak-primenyat.html

Нормы расхода топлива на 2019 год от Минтранса РФ: последняя редакция, таблица, скачать

Как применять новые нормы расхода ГСМ

Минтранс РФ ввел новые нормы расхода топлива на 2019 год. В статье удобная таблица с лимитами в последней редакции, которую можно скачать. Таблица поможет правильно учесть расходы на топливо и снизить риск возникновения претензий со стороны налоговиков.

Внимание! Уточнить, скорректировать и правильно отразить в учете топливные расходы вам помогут следующие документы:

Вести учет топливных расходов удобно в программе БухСофт. Она подходит для организаций и ИП. Программа включает в себя выгрузку проводок в 1С, автоматическое формирование всей отчетности и многое другое.

Сравнить тарифы и цены ⟶

Как изменил нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ

Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2019 год – распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.

Новые марки автотранспорта в приказе Минтранса по нормам расхода топлива на 2019 год

В перечень вошли такие отечественные марки автомобилей, как Lada Granta, Lada Priora, Lada Vesta, УАЗ-Patriot и другие, перечисленные в таблице 1.

Таблица 1. Новые марки автомобилей в приказе Минтранса № АМ-23-р

Новый повышающий коэффициент для городов-миллионников

Изменения ввели отношении транспорта, который используют:

  • в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек – норму повысили на 25%;
  • в городах с населением свыше 5 миллионов человек – норму повысили на 35%.

Новый порядок применения повышающего коэффициента к нормам расхода ГСМ в 2019 году

Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать: 

  • в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет; 
  • в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.

Напомним, что расходы на топливо нормируют: 

  • по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля); 
  • по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы); 
  • по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров); 
  • по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС); 
  • по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).

Изменения в части предельных значений зимних надбавок

Они заключаются во внесении в таблицу предельных значений зимних надбавок к нормам скорректированных в соответствии с Конституцией названий субъектов РФ.

Так, из Крыма выделили город федерального значения Севастополь. Из Сахалинской области – Курильский, Ногликский, Охинский и другие районы.

Новый порядок расчета базовой нормы расхода ГСМ, рекомендованный Минтрансом на 2019 год

Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:

  1. Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
  2. На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 “Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности”.

Нормы расхода топлива на 2019 год: таблица

Основные нормы расхода топлива на 2019 год приведем в таблице 2.

Таблица 2. Все нормы расхода топлива на 2019 год

Обязательно ли применять нормы расхода топлива Минтранса РФ

Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.

Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании. 

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1050-normy-rashoda-topliva-na-2019-god-mintrans-rf-poslednyaya-redaktsiya

Расчет нормы расхода топлива

Как применять новые нормы расхода ГСМ

Способы подсчета нормы расхода бензина своего автомобиля полезно знать каждому автовладельцу. Это поможет правильно оценить финансовые затраты при длительных поездках, а также общую стоимость грузовых и пассажирских перевозок. Существует множество вариантов подсчета расхода бензина на автотранспорте. Вопрос лишь в том, для каких целей это нужно.

Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива, а также норма его расхода при различных условиях работы.

Гсм и путевой лист

Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая). ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.

Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом Налоговый кодекс РФ не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта.

Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа.

Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение.

Простая формула подсчета ГСМ

Есть несколько очень простых способов подсчета расхода бензина и иного топлива. К примеру, вычислить моментальный (мгновенный) расход, то есть количество топлива, потребляемого в данный момент времени, можно при помощи встроенного бортового компьютера.

На нем отображается много полезной информации, включая средний расход бензина на 100 км, норма расхода топлива за текущую поездку и моментальный расход.

При помощи бортового компьютера можно легко задать параметры новой поездки и увидеть на экране необходимое для нее количество бензина или дизеля.

Но что делать, если в автомобиле нет такого компьютера? Использовать формулу:

Расход топлива на 100 км = потраченное количество топлива (л) / количество пройденного пути (км) * 100

Чтобы не подсчитывать все вручную, можно воспользоваться стандартным калькулятором, встроенным в операционную систему Windows 7, 8, 10 . Для этого во вкладке «Вид» калькулятора выбираем раздел «Листы» и нажимаем на строчку «Экономия топлива (л/100 км)»:

Далее лишь остается ввести исходные значения в графы «Расстояние (километры)» и «Расход топлива (литры)» и нажать на кнопку «Вычислить»:

Вернуть калькулятор в стандартный режим работы можно при помощи одновременного нажатия на клавиши Ctrl и F4.

Чтобы проверить расход топлива «от полного бака» автомобиля, необходимо:

  1. На автозаправке залить полный бак;
  2. Записать текущий километраж (пробег), выставленный на спидометре;
  3. Использовать автомобиль до тех пор, пока не появится сигнал о критическом уровне топлива в баке;
  4. Снова заправить полный бак;
  5. Записать количество пройденных километров со времени предыдущей заправки и количество залитого в последний раз бензина;
  6. Использовать приведенную выше формулу.

Такой способ подсчета расхода бензина имеет серьезные погрешности. Лучше всего проводить ее регулярно, это поможет выявить зависимость расхода бензина от погодных факторов, дорожных условий и других переменных.

Как подсчитать нормативный расход бензина?

Существует и более профессиональный способ подсчета расхода бензина или дизеля, установленный распоряжением Минтранс России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Для каждой модели, марки и модификации автомобиля указанным распоряжением установлена своя норма расхода топлива, которая зависит, в том числе, и от условий работы транспорта, его классификации и назначения.

Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

  • где – нормативный расход бензина, в литрах;
  • Hs – базовая норма расхода бензина по отношению к пробегу автомобиля, в л/100 км (свои цифры для каждого вида и типа транспорта есть в приложении к указанному распоряжению Минтранса);
  • S – пробег автомобиля, в км;
  • D – повышающий или понижающий поправочный коэффициент, по отношению к норме, в процентах. Все поправочные коэффициенты представлены в распоряжении Минтранса.

Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях.

При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным. К примеру, в формулу нельзя вставлять коэффициент за использование кондиционера в зимнее время.

А вот климат-контроль используется в любое время года.

В качестве примера расчета возьмем следующие условия: легковой автомобиль марки ГАЗ-24-10 используется в горной местности на высоте от 300 до 800 метров над уровнем моря, а общий пробег за заданный промежуток времени составляет 244 км.

В соответствии с информацией, представленной в распоряжении Минтранса РФ № АМ-23-р, базовая норма расхода топлива для автомобиля нашей модели составляет 13 литров на каждые 100 километров (Hs). Надбавка (поправочный коэффициент D) за работу в горных условиях равна 5%.

Отсюда подсчет нормативного расхода бензина в рамках пробега 244 км:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л

Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива

О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю. При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:

  • В холодное время года используются повышающие коэффициенты расхода топлива, в зависимости от региона. На Юге – от +5% до +7%, в Центре и на Урале – от +10% до +12%, в Сибири и на Севере — +15%, на Крайнем Севере – от +18% до +20%;
  • Повышающий коэффициент действует и при использовании автомобиля в населенных пунктах. В городах с населением более 3 миллионов человек — +25%, от 1 до 3 миллионов человек — +20%, от 250 тысяч до 1 миллиона человек — +15%, от 100 до 250 тысяч — +10%;
  • Для старых автомобилей старше 5 лет с пробегом более 100 тыс. км — +5% расхода топлива. Для автомобилей старше 8 лет и пробегом более 150 тыс. км — +10%.

Особые поправочные коэффициенты подставляются в формулу и при использовании кондиционера или климат-контроля (+7%), при перевозке нестандартных и тяжеловесных грузов (от +15% до +35%) и даже при использовании грузовых автомобилей без учета перевозимого груза (+10%). Дополнительно, для подсчета нормы расхода топлива в случае грузового автотранспорта используется метод спутникового слежения за его перемещениями.

Источник: https://sudovnet.ru/avtoyurist/raschet-normy-rashoda-topliva/

Нормы расхода ГСМ на 2018-2019 годы (Минтранс РФ) – Юридический справочник движимого имущества

Как применять новые нормы расхода ГСМ

Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
  • расчета налогообложения.

Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).

Особенности расчета

Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

Коэффициенты учитываются следующие:

  • население района;
  • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
  • загрузка автомобиля;
  • время года и погодные условия;
  • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм.

Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%.

Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

Рекомендации Минтранса РФ

Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23.

Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями.

К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

В 2018-2019 годах действует таблица с рекомендациями, утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

Минтранс РФ при списании топливных ресурсов рекомендует придерживаться правил:

  • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
  • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
  • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
  • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
  • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.

Источник: http://dvigist.ru/likbez/normy-rashoda-gsm.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.