Десять наиболее частых ошибок, которые допускают ПФР и ФСС РФ при проведении проверок

Содержание

Выездные проверки ПФР и ФСС

Десять наиболее частых ошибок, которые допускают ПФР и ФСС РФ при проведении проверок

Проверки Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (ПФР и ФСС) — относительно новая форма контроля за деятельностью фирм. Связано это с тем, что страховые взносы применяются только с 2010 года.

До 2010 существовал единый социальный налог (ЕСН), которым управляла налоговая служба. С 2010 года ПФР и ФСС сами проводят совместные или раздельные проверки.

И если о налоговых проверках бизнесмены имеют хотя бы какое-то представление, то проверки ПФР и ФСС не так известны, и мало кто знает, чего ожидать.

Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.

Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов.

Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется.

Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.

Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.

Внеплановую проверку могут провести, если:

  • в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
  • организация ликвидируется или реорганизуется;
  • организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:

  1. несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;

  2. у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);

  3. отчетность не предоставлялась в срок;

  4. организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;

  5. применение льгот на уплату страховых взносов;

  6. задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;

  7. суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;

  8. неоднократное предоставление корректировок;

  9. налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».

Что готовить и чего ожидать?

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Решений должно быть два:

  • первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
  • второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).

Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов.

Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их.

Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Результаты проверки

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу.

Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов.

Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.

Источник: https://e-kontur.ru/blog/13310

Проверка ПФР и ФСС – помощь при камеральной и выездной проверке пенсионного фонда и фонда социального страхования

Десять наиболее частых ошибок, которые допускают ПФР и ФСС РФ при проведении проверок

Объем отчислений на обязательное страхование достаточно велик – в среднем более 30% от ФОТ. К таким взносам относятся:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 22%;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (взносы в ФСС России) – 2,9%;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) – 5,1%;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 0,2 – 8,5 %

Виды проверок взносов во внебюджетные фонды

Проверять уплату этих взносов должны специальные подразделения Пенсионного фонда России или Фонда социального страхования России. Такой вид проверок достаточно нов и специфичен для отечественной практики.

Камеральные проверки ПФР России и ФСС РФ проводят планово, независимо друг от друга. Если говорить о выездных налоговых проверках, то плательщик страховых взносов может попасть под проверку ПФР России и ФСС РФ в соответствии с утвержденным планом на год или под внеплановую проверку.

Проверки, проводимые в соответствии с утвержденным планом, проводятся ПФР России и ФСС РФ совместно. План проверок формируется в соответствии с определенными критериями, находящимися в открытом доступе, однако, сам план проверок является закрытой информацией. Внеплановые выездные проверки пенсионный фонд и фонд социального страхования проводят независимо друг от друга.

Кстати, одной из самых распространенных причин внеплановой проверки является мотивированная или не мотивированная жалоба сотрудника компании на нарушение законодательства о страховых взносах. Уверены ли Вы, что не можете столкнуться с этим?

Значение проверки взносов во внебюджетные фонды

Штрафы по нарушениям, выявляемым в ходе такой проверки, весьма существенны:

  • 20% от не уплаченной суммы страховых взносов или суммы взносов на травматизм, если компания допустила ошибку не преднамеренно,
  • 40% от не уплаченной суммы страховых взносов или суммы страховых взносов на травматизм, если компания умышленно занизила в отчетности сумму страховых взносов и сумму взносов на травматизм, бремя доказывания наличия умысла в снижении суммы взносов ложится на сотрудников ФСС и ПФР.

Таким образом, риск попасть под проверку ПФР России и ФСС РФ у компании высок, а практики прохождения таких проверок многие плательщики не имеют. Кроме того, штрафные санкции для организаций одни из самых высоких в налоговом праве, что является еще одной причиной отнестись к подготовке к выездным проверкам ФСС и ПФР достаточно серьезно.

Наши специалисты, имея опыт успешного прохождения камеральных и выездных проверок фондами, готовы оказать Вам всестороннюю квалифицированную помощь на всех этапах проверки.

Налоговое консультирование крупнейшего представителя химической промышленности

Клиентом является крупнейший производитель химической продукции в Восточной Европе, лидер отрасли с объемами поставок произведённого сырья до 100 тысяч тонн в год.

Консультантом анализировались проблемные вопросы налогового учета, связанные с получением целевого процентного займа в иностранной валюте, а также с порядком учёта в расходах затрат на приобретение экспедиторских услуг при применении различных базисов поставки.

Анализируемые вопросы являются важным компонентом деятельности группы компаний, т.к. она осуществляет значительный объем поставок производимой продукции по всей территории России, а также за ее пределы.

Полученные клиентом квалифицированные консультации по данным налоговым вопросам имели, по оценке клиента, важное значение для осуществления его предпринимательской деятельности способствовали принятию эффективных бизнес-решений.

Трансфертное ценообразование в отрасли «FinTeсh»

Клиентом является российская компания, разрабатывающая уникальное высокотехнологическое оборудование, используемое при проведении банковских транзакций.

Клиент поставлял оборудование для совместного проекта Московского Кредитного банка (банк ТОП-10 в России) и «Mastercard» по созданию нового для России платежного инструмента, который принимается в более 7 миллионов торговых площадок в 107 странах мира.

Работа Консультанта заключалась в подготовке трансфертной документации, предусмотренной российскими налоговым правом, для обоснования соответствия уровня цен рыночному уровню в сделках клиента.

Уникальность продукции требовала сложного подбора и обоснования правил ценообразования, что было эффективно сделано Консультантом. Документы по сделкам были представлены в налоговые органы и признаны надлежащими для подтверждения соответствия закону.

Налоговая проверка крупной федеральной сети

Клиентом является крупная федеральная сеть в сфере проведения досуга, ведущая свою деятельность более чем в 30 городах России и СНГ и имеющая в настоящий момент долю рынка до 20%. Консультант был привлечен клиентом в ходе камеральной налоговой проверки.

Консультантами были подготовлены квалифицированные письменные ответы на многочисленные запросы налогового органа о предоставлении пояснений и документов, направленные в адрес компаний группы.

Запросы налогового органа касались сложнейших аспектов актуального налогового законодательства Российской Федерации (специализированные аспекты налогообложения прибыли).

После направления клиентом подготовленных Консультантом мотивированных возражений, налоговые органы полностью отказались от предъявляемых ранее в отношении группы компаний претензий и требований.

Источник: https://pravo.cliff.ru/nalogovaya-praktika/soprovozhdenie-nalogovykh-proverok/proverki-pfr-i-fss/

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р

Десять наиболее частых ошибок, которые допускают ПФР и ФСС РФ при проведении проверок

В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

2. Признать распоряжение Правления ПФР от 11 мая 2010 года N 127р “Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов” утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Мануйлову Т.Н. и заместителя Председателя Правления ПФР Колесника А.П.

ПредседательПравления ПФРА.Дроздов

Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫраспоряжением Правления ПФРот 3 февраля 2011 года N 34р

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по проведению и оформлению результатов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Цель выездной проверки – осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, территориальные фонды ОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах. Факты нарушений законодательства, выявленные в ходе выездной проверки, должны быть документально подтверждены.

Настоящие Методические рекомендации рассматривают вопросы планирования и проведения выездных проверок только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Действие Методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010.

II. Планирование выездных проверок

2.1. Порядок планирования проверок

Условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.

Целями планирования являются:

– отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;

– обеспечение своевременности проведения плановых проверок;

– обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.

Планирование выездных проверок является подготовительным этапом проведения выездных проверок и состоит в определении:

– перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;

– сроков их проведения;

– периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

– кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Основными этапами процесса планирования являются следующие процедуры, представляющие собой:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.

На стадии планирования выездных проверок рекомендуется провести полный анализ проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

2.2. Составление плана-графика

2.2.1.

На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов, формируется ежегодный план-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.

2.2.2.

Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации (части 3 и 12 статьи 35 Закона N 212-ФЗ).

В случае включения в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов, имеющих обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), специалисту территориального органа ПФР до 25 декабря рекомендуется сообщать в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения о необходимости включения его в план-график.

2.2.3.

В плане-графике рекомендуется отражать:
– наименование плательщика страховых взносов;
– регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР;
– идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН);
– код причины постановки на учет (далее – КПП);
– месяц начала проверки;
– проверяемый период;
– основания (критерии) для включения плательщика в план-график;
– ответственное за проведение выездной проверки подразделение территориального органа ПФР.

2.2.4. Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902278851

Совместные выездные проверки ФСС и ПФР: порядок и правила проведения | ЭнтерФин

Десять наиболее частых ошибок, которые допускают ПФР и ФСС РФ при проведении проверок

Для контроля за полнотой и корректностью уплаты страховых взносов субъектами хозяйствования соответствующие подразделения ФСС и Пенсионного фонда РФ могут организовать проведение выездной проверки предприятия (ИП). С этой целью разрабатывается специальный план проверки.

Работники вышеупомянутых ведомств проводят аудит бухгалтерской первички предприятия по юридическому адресу, по которому оно зарегистрировано. Тщательно проверяется статья расходов «Расчеты с персоналом по оплате труда», к которой относятся все виды социальных взносов и гос.

пособий.

С какой периодичностью проводятся совместные выездные проверки?

План выездной проверки должен быть разработан в строгом соответствии с Письмом ПФР №ТМ-30-24/13848 и Письмом ФСС №02-03-08/13-2872.

Кроме того, выездные проверки могут быть не только плановыми.

Для того, чтобы проконтролировать платёжную дисциплину предприятий или индивидуальных предпринимателей, фонды соцстрахования и управления Пенсионного фонда РФ могут отправлять своих сотрудников на внеплановые проверки. Они могут быть как совместными, так и самостоятельными, то есть каждый из проверяющих выезжает на проверку отдельно.

Частоту проведения таких проверок законодатель не ограничивает. Единственное, для внеплановых выездных проверок нужны веские основания, а именно:

1) планируется реорганизация или полная ликвидация субъекта хозяйственной деятельности;2) поступила жалоба от наёмного работника предприятия о том, что ему выплатили пособие не в полном объёме или другим образом нарушили страховое законодательство;

3) предприятие подало заявление о возмещении ему понесённых расходов.

При этом, стоит учитывать, что производить такую проверку необходимо по окончании отчётного периода (как правило, это календарный год). Максимальный период времени, который может охватить одна выездная проверка – три предшествующих года (например, если проверка проводится в конце 2016 года, она может охватить 2014-2016 года).

По продолжительности выездные проверки могут длиться до двух месяцев. Точкой отсчёта принято считать дату принятия решения о такой проверке, а её завершением является день, когда подписан соответствующий акт.

По какому принципу выбираются предприятия для выездной проверки?

В большинстве случаев, фонды соцстрахования и органы Пенсионного фонда планируют выездные проверки к плательщикам страховых взносов, которые:

допустили расхождение данных в отчётах по страх. взносам;

показали расходы, которые финансируются из бюджета фондов (например, были оплачены больничные листы, соц. пособия и другие выплаты по страховым случаям);

нарушили сроки сдачи отчетности (РСВ-1);

в ФОТ имеют необлагаемые страх. взносами выплаты;

применяют льготные тарифы для расчёта страховых платежей;

в случае проведения проверки и выявления нарушений, не предоставили никакого объяснения в свою защиту;

имеют непогашенную недоимку по уплате страх. взносов, срок неуплаты которой превысил 2 года;

входят в число крупнейших плательщиков страховых взносов;

сократили выплаты наёмным работникам, в то время как их численность не уменьшилась;

неоднократно подавали скорректированные отчёты в ПФ за один и тот же расчётный период;

по информации, переданной в фонды налоговиками, могут выплачивать персоналу «серую» зарплату, чтобы уклониться от уплаты общеобязательных платежей.[

Расписание плановых объединённых проверок в обязательном порядке должно быть опубликовано на официальном сайте ФСС, чтобы любой субъект хозяйствования имел возможность ознакомиться с ним. Кроме того, такая информация показывается и в личной карточке предприятия (ИП).

Примерный список документации, подлежащей проверке

Узнав о предстоящей выездной проверке, в первую очередь, бухгалтерию интересует, как же документы потребуют для ознакомления сотрудники фондов соцстраха и Пенсионного фонда? К ним относится вся документация, касающаяся ведения хозяйственной деятельности предприятия, а также учета начислений по расчетам с наёмными работниками.

Так, проверяющие могут потребовать:

уставные документы, лицензии, если таковые имеются;

бухгалтерскую первичку по зарплате и выплаченным пособиям;

КУДиР (для субъектов хозяйствования, работающих на «упрощёнке»);

учётную политику предприятия и документы кадрового делопроизводства (приказы, штатное расписание);

поданные отчёты в ФСС и ПФ РФ

документы, подтверждающие учёт денег (наличных и безналичных)

больничные листы, приказы о выплате матпомощи и так далее.

Проверяющие имеют полное право сделать ксерокопию любого документа и попросить заверить его главу проверяемого предприятия.

Административные санкции, применяющиеся по результатам проверок

Наиболее распространёнными ошибками, которые допускают в своей работе предприятия (ИП), являются:

отсутствие локальных актов (учётной политики предприятия, положения об оплате труда и других);

неправильно ведётся кадровое делопроизводство (не заполняются личные карты или трудовые книги наёмных работников, а также некорректно заполняется командировочная документация);

неправильно оформляются листы временной нетрудоспособности;

нарушена кассовая дисциплина.

По факту окончания совместной проверки должен быть составлен соответствующий акт, в котором будут отображены все выявленные нарушения или указание на их отсутствие.

Если же проверяющими будут найдены нарушения, руководящее лицо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должно быть привлечено к административной ответственности.

В основном, это административные штрафы:

1. В случае нарушений в сдаче отчетности РСВ-1, штраф составит 5% от суммы страховых взносов, которую предприятие должно было уплатить в фонды. При этом, сумма штрафа не может быть меньше 1 000 руб.

, но и не должна превышать 30% суммы страховых взносов, уплаченных предприятием за предыдущие три месяца.2. Если предприятие не уплачивало страховые взносы или же произвело расчёт не в полном объёме, ему выставляется недоимка 20% от суммы.

Кроме того, если проверяющие установят, что такие действия были умышленными, недоимка может возрасти до 40% от суммы неуплаченных страх. платежей.

3. Если какой-либо из затребованных инспекторами документов не будет им выдан для ознакомления, такие действия наказываются штрафом в размере 200 рублей за один документ.

В любом случае, чтобы уберечь себя от штрафов, необходимо до начала выездной проверки произвести сверку всех платежей с фондами, уплатить задолженность (если таковая имеется), а также упорядочить всю кадровую документацию на предприятии.

Важно помнить, что с 01.01.2017 года Закон РФ №212-ФЗ утратит юридическую силу. Все вопросы, касающиеся страховых взносов, в том числе, в Фонд медстрахования и в Пенсионный фонд, будут регулироваться главой 34 Налогового кодекса РФ.

С более подробной информацией по аудиту предприятий государственными органами можно ознакомиться на сайте интернет-бухгалтерии «энтерфин». мы систематически освещаем все актуальные изменения в законодательстве, чтобы наши клиенты шагали в ногу со временем и не допускали ошибок в процессе ведения хозяйственной деятельности

акт, ЕНВД, ликвидация, НДС, счет 09.07.2017

Источник: https://enterfin.ru/sovmestnye-vyezdnye-proverki-fss-i-pfr-poryadok-i-pravila-provedeniya/

Проверки ПФР

Десять наиболее частых ошибок, которые допускают ПФР и ФСС РФ при проведении проверок

С начала 2012 года компаниям следует очень внимательно отнестись к исчислению страховых взносов. Изменение тарифов провоцирует специалистов Пенсионного фонда контролировать правильность применения новых норм.

Естественно, ревизоры не способны обойти все организации. В план проверок попадут те компании, деятельность которых вызовет сомнение у сотрудников ПФР.

Попытаемся узнать, на какие критерии опираются специалисты фонда при включении фирмы в график контрольных мероприятий.

Зона риска

Специалисты ПФР формируют план выездных контрольных мероприятий на основе документов, которые имеет в своем распоряжении Пенсионный фонд. Перед тем, как включить компанию в график проверок на следующий год, сотрудники ведомства проводят следующие исследования:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков их представления, уменьшение платежей при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, наличие значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, резкое изменение численности работающих в организации людей в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности по страховым взносам;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Если в процессе этой работы ревизоры сталкиваются с противоречиями, ошибками, механизмами расчета взносов, которые кажутся им подозрительными, сотрудники ПФР включают компанию в план проверок. Какие же нюансы кадровой политики организации контролеры считают признаком того, что в фирме имеется факт занижения страховых взносов. Специалисты обращают внимание на работу предприятия:

  1. Если налогоплательщик относится к категории крупнейших.

  2. Компания несвоевременно представляет индивидуальные сведения.

  3. Фирма осуществляет значительные выплаты сотрудникам, которые не облагаются страховыми взносами.

  4. Организация применяет пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим.

  5. Предприятие имеет несоответствие в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (а также не предоставляет пояснений).

  6. Юридическое лицо демонстрирует задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

  7. Компания уменьшает сумму начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников.

  8. Организация неоднократно вносит изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

  9. По сведениям ФНС, предприятие замечено в применении схем минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Более всего ревизоры заинтересованы в выявлении схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Эти нарушения наносят самый большой урон бюджету. Также контролеры обращают внимание на применение фирмой пониженных тарифов. Поэтому следует заранее проверить и подготовить документы, которые подтверждают основания для применения льготных условий уплаты взносов.

Контролеры относятся с недоверием к платежам, которые перечисляет фирма индивидуальным предпринимателям. В этом случае проверяющие будут искать доказательства выведения из штата сотрудников, чтобы не платить за них страховые взносы.

Если подозрительные признаки у предприятия появляются в течение года, специалисты ПФР могут назначить внеплановую проверку, чтобы как можно быстрее пресечь нарушение закона.

Внезапный визит

Ревизоры могут появиться на пороге компании совершенно внезапно. ФЗ № 212 не содержит положений, обязывающих органы контроля над уплатой страховых взносов каким-либо образом заранее уведомлять плательщиков о планируемом контрольном мероприятии.

В отличие от планов проверок других ведомств, ПФР держит свой график закрытым, поэтому познакомится с ним в сети не удастся. На каждый год ревизоры из внебюджетных фондов должны составлять графики проверок до 25 декабря предыдущего года.

Однако нет документа, который бы обязывал ПФР размещать план в открытом доступе.

https://www.youtube.com/watch?v=WFp_OShOS_Y

Ревизоры заинтересованы в раскрытии схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Поэтому любое несоответствие показателей в отчетности навлечет на компанию проверку.

В рамках выездного контрольного мероприятия ревизоры имеют право запрашивать документы, относящиеся к трехлетнему периоду деятельности предприятия, предшествующему календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Это общая норма.

Однако есть нюанс, поскольку страховые взносы введены Законом № 212-ФЗ с 2010 года, контролеры не могут требовать документы за годы, предшествующие принятию этого документа. Представить бумаги нужно в течение 10 дней со дня вручения требования об их предъявлении.

В ходе проверки сотрудникам ПФР должны быть представлены сведения об оплате труда, учредительные документы, а также расчеты страховых взносов по формам РСВ-1 ПФР. Перечень документов, которые могут запросить проверяющие, Законом № 212-ФЗ не ограничен. Единственное исключение, в части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.

№ 167-ФЗ сказано: Пенсионному фонду РФ в ходе проверок запрещено требовать и получать у плательщиков страховых взносов сведения, составляющие коммерческую тайну. Однако, для того чтобы инспекторы действовали единообразно в рамках своих новых полномочий, ПФР разработал методические рекомендации по организации проведения выездных проверок.

Приложение № 1 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов» содержит исчерпывающий список документов, которые имеют право запрашивать контролеры в ходе проверок.

Нередко начало проверки сотрудниками ПФР обусловлено указанием налоговой службы на определенные нарушения организации. Бухгалтеру следует знать, что несмотря на прямое участие ФНС в деле, запрашивать документы, относящиеся к налоговой отчетности, сотрудники ПФР не могут.

Однако, прежде чем отказывать ревизорам в предоставлении бумаг, стоит предложить им решить ситуацию «мирным» путем. Сейчас у контролеров есть легкий способ получить сведения о компании, если они считают их наличие необходимым.

Информация может быть запрошена сотрудниками ПФР напрямую у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом.

Что касается периодов и сроков проведения проверки, то в большинстве случаев контролеры присутствуют в организации неделю, после чего с документами переходят на свою территорию для написания акта проверки. По закону контрольное мероприятие должно проводиться не более двух месяцев, или месяца, если проверяют только обособленное подразделение.

Запрещенный прием

Не только ПФР может контролировать деятельность организации, но и сотрудники компании в праве проследить, соблюдают ли ревизоры закон во время проведения выездной проверки.

Так плановые выездные проверки Пенсионный фонд и Фонд социального страхования обязаны проводить только вместе. «Одиночные» мероприятия незаконны.

Однако внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться этими ведомствами независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106).

Перед началом проверки фонды выставляют решение о проведении мероприятия и требование о представлении документов. При этом, хоть проверка и проводится совместно, каждое из ведомств изучает только те расчеты, которые ему подконтрольны.

То есть ревизоры должны представить руководителю организации два решения и два требования от сотрудников ФСС и ПФР соответственно. Формы этих документов утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.

Как и налоговики, инспекторы фонда не могут быть допущены на предприятие без удостоверения, а также если они не значатся в решении о проведении проверки.

Изымать бумаги или компьютерную технику контролеры фондов не вправе. В отличие от налоговиков, они не могут привлекать полицию, а также требовать документы у контрагентов страхователя. Проводить опросы работников (например, о суммах зарплаты) фондам тоже запрещено.

По письменному уведомлению для дачи показаний может быть вызван только сам страхователь (если это индивидуальный предприниматель) или его официальный представитель (скажем, директор компании). Об этом говорится в пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ.

Если ревизоры превысят свои полномочия, то результат проверки можно будет оспорить.

По общему правилу, ревизия должна проводиться на территории плательщика страховых взносов. Но если он не в состоянии предоставить для этого помещение, проверка может проводиться и по месту нахождения территориального отделения ПФР.

Расплата за ошибку

Чем может закончится проверка ПФР? Какие санкции за несоблюдение законодательства могут применить к компании сотрудники фонда? За непредставление в установленный срок расчета по отчислениям организации грозит штраф в размере 5 процентов от суммы взносов, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления документа, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). После 180 дней просрочки предоставления расчета, компании придется заплатить 10 процентов от суммы взносов за каждый следующий месяц, но не менее 1000 руб. (п. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

Непреднамеренное занижение базы для начисления взносов карается штрафом в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Если деяние совершено умышленно, штраф составит уже 40 процентов (п. 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). При этом не отменяется необходимость перечислить сокрытые от государства средства.

По итогам

В последний день выездной проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ревизии по форме 12-ПФР к приказу № 957п в двух экземплярах, один из которых вручается страхователю, а второй – приобщается к материалам контрольного мероприятия.

В течение двух месяцев после этого ими подготавливается акт по форме 17-ПФР к приказу № 957п также в двух экземплярах. Требования к составлению данного документа приведены в Приложении № 28 к приказу № 957п. В случае отказа представителей компании подписать этот документ, в нем делается соответствующая запись.

Акт должен быть вручен под расписку плательщику страховых взносов в течение 5 рабочих дней с момента подписания, и если страхователь всячески уклоняется от получения бумаги, она отправляется в компанию почтой. В этом случае документ будет считаться полученным на 6-й рабочий день с момента отправки.

Поэтому юристы не советуют скрываться от ревизоров. Если руководство компании считает результаты проверки неверными, представить свои возражения и документы, подтверждающие их обоснованность, можно в течение 15 дней с момента получения акта (п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Руководство ПФР не вправе уклониться от рассмотрения претензий, в противном случае компании не составит большого труда оспорить результаты контрольного мероприятия.

Юлия Мешкова, генеральный директор юридического бюро «Виртус-Лекс»

05 Апреля 2012, 12:00

Источник: http://www.raschet.ru/articles/6/5856/text/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.