Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

Содержание

Как часто может быть выездная проверка пенсионного фонда

Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу. Наличие долгов. В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб.

Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд. Подача «уточненок» к уменьшению. Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов. Крупнейший налогоплательщик.

Важно Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки.

Внимание В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих.
А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения.

Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации. С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов.

Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование.
И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого.

Проверяет пенсионный фонд

Суммы расхождений следует привести в таблице с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных взносов. В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные аспекты и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты страховых взносов.

Как проходят проверки пфр

  • 1 Виды проверок и их периоды
  • 2 Общий порядок камеральной проверки
  • 3 Общий порядок выездной проверки
  • 4 Виды выездных проверок
  • 5 Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке
  • 6 Как подать документы по требованию ПФР
  • 7 Оформление результатов проверок

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок. Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г.
№ 212-ФЗ. Виды проверок и их периоды Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

К вам пришли из фсс и пфр: что надо знать о выездных проверках фондов

При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-

ФЗ. Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять.

Оно считается незаконным.

Порядок проведения выездных проверок пфр

И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются.

Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице. В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч.

1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев.

Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18, содержащейся в приложении 29 к Приказу №957н. Решение по результатам выездной проверки не принимается в случае отсутствия нарушений по результатам проверки.

Материалы выездной проверки приобщаются в наблюдательное дело плательщика страховых взносов.

На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в этом, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Колосова И.

Секреты проверок пенсионного фонда

При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС. Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор. Расхождения в отчетности.

Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала.

Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку. Снижение зарплаты.

Результаты бывают разными По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам. Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения).

В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма. Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде.

Если справка – то конец проверке По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

На основании каких распорядительных документов проходят выездные проверки? Каков порядок проведения проверки? Какие документы могут затребовать проверяющие? Какие сроки установлены для проведения проверки и оформления ее результатов? На эти вопросы мы ответили в представленной статье. —Оформление доверенности Организация выездных проверов ПФР.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.

2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд.

Источник: http://law-uradres.ru/kak-chasto-mozhet-byt-vyezdnaya-proverka-pensionnogo-fonda/

Вправе ли пенсионный фонд проводить проверки – Законники

Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

  1. Выявлена недостача по взносам (недоимка). Проверяющий составляет справку по форме 3-ПФР, руководитель ее подписывает и заверяет печатью. Ее не выдают подателю отчетности, а хранят в деле. По факту этой справки в течение 3 месяцев работодатель получит требование о погашении недоимки.
  2. Выявлены ошибки в исчислении или разбег данных. В этом случае страхователь получит требование 8-ПФР о предоставлении пояснений или внесении исправлений. Сделать это надо быстро, не позже 5 дней.

Важно

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда.

ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки.

Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал.

Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Проверка пенсионного фонда: что нужно знать предпринимателю

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет.

Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч.

9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35

Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Общий порядок камеральной проверки Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР.

Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34

Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р. Камеральную проверку проводят на территории фонда.

Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать

Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички.

Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках.

Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций).

Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года.

Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ).

Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу.

Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов.

Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов».

Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ.

В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты.

Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)
Приказы об учетной политике
Расчет по форме РСВ-1 ПФР
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации
Списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг
Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных
Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно — сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.
Первичные документы по учету кадров (унифицированные формы № Т-1, Т-2, Т-3, Т-5, Т-5а, Т-6, Т-6а, Т-8, Т-8а, Т-11, Т-12, Т-13, Т-49, Т-51, Т-53, Т-54 и пр.)
Кассовая документация (приказ о назначении кассира, журнал регистрации ПКО и РКО, кассовая книга, отчет кассира, приходные и расходные кассовые ордеры, договор с центром техобслуживания ККТ, журнал кассира -операциониста, справки-отчеты кассира -операциониста, X-отчеты, Z-отчеты)
Банковские документы (выписки, платежные поручения и пр.)
Расчетные документы (счета и пр.)
Трудовые книжки работников
Договоры гражданско-правового характера
Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)
Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)
Унифицированная форма государственного статнаблюдения № П-4
Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ)

* Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.07 № ММ-3-06/308@.
** Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2011/5/4741

Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

В 2017 году администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование передали налоговым органам. Однако ПФР по-прежнему вправе проводить проверки работодателей, в том числе выездные. Читайте, что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке.

При проведении выездных проверок сотрудники ПФР руководствуются Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (Распоряжение Правления ПФ РФ от 03.02.2011 №34р).

Поскольку с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в ПФР передано налоговым органам, Методические рекомендации применяются с некоторыми ограничениями. Расскажем, что проверяет ПФР при выездной проверке.

Место проведения проверки

В соответствии с п.5 Методических рекомендаций выездная проверка проводится на территории работодателя. Им может быть как организация, так и индивидуальный предприниматель. Работодатель обязан предоставить сотрудникам ПФР помещение на своей территории.

Если у работодателя нет возможности разместить сотрудников Фонда в своем помещении, то они будут работать по месту нахождения территориального органа ПФР. Проверка все равно будет считаться выездной.

Если же работники пенсионного фонда совсем не получат доступ на территорию проверяемой компании, то они начислят страховые взносы расчетным методом (п.5 Методических рекомендаций).

Специалисты ПФР могут не попасть на территорию компании, если последняя отсутствует по своему юридическому адресу. Или если руководитель компании отказался пускать проверяющих.

Тогда они начислят страховые взносы, исходя из имеющихся сведений об организации и сведений о других аналогичных организациях. Такая тактика общения с контроллерами может оказаться весьма затратной.

Период и срок проведения проверки

Плановой проверкой может быть охвачено не более трех календарных лет, предшествующих текущему году.  Например, в 2018 году могут проверить 2015-й, 2016-й и 2017-й годы. Нужно учитывать, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в ФОМС и ПФР передано налоговым органам.

Срок проведения выездной проверки ограничивается двумя месяцами. Однако руководитель территориального органа ПФР может приостановить проверку на срок до шести месяцев, а в некоторых случаях – до девяти.

Что и как проверяют

Охват проверки зависит от проверяемого периода:

  • За периоды до 1 января 2017 года сотрудники ПФР могут изучать полноту, точность и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также полноту персонифицированного учета,
  • За периоды после 1 января 2017 года – только полноту персонифицированного учета.

Основные вопросы, подлежащие анализу, перечислены в п.7.5 Методических рекомендаций:

  • Категория плательщика страховых взносов,
  • Своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений,
  • Правильность определения объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления взносов,
  • Правильность определения сумм, не облагаемых страховыми взносами,
  • Точность расчета сумм страховых взносов.

Для проверки этих вопросов сотрудники ПФР запрашивают документы, перечисленные в Приложении 1 к Методическим рекомендациям:

  • Учредительные документы,
  • Учетная политика,
  • Лицензии,
  • Расчеты по страховым взносам,
  • Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов,
  • Трудовые договоры и трудовые книжки,
  • Регистры бухгалтерского учета,
  • Организационно-распорядительные документы: положения, приказы, инструкции и другие локальные акты,
  • Платежные и расчетные ведомости и т.д.

Вы можете скачать полный перечень по ссылке ниже:

Проверяющие сопоставляют данные первичных документов с регистрами бухгалтерского учета и отчетностью, полученной от работодателя. Дополнительно привлекаются сторонние источники.

Например, из банка могут запросить справку о движении денежных средств, чтобы проверить полноту и своевременной выплаты заработной платы.

А еще увидеть, не перечисляет ли компания своим работникам денежные средства помимо заработной платы и подотчетных средств, чтобы выявить «серые» зарплатные схемы.

Как оформляют результаты

В последний день выездной проверки сотрудники ПФР составляют справку по форме 15-ПФР (утв.Постановлением Правления ПФР от 11.01.2016г. №1п). В течение следующих двух месяцев составляют акт о проведенной проверке, его вручают проверяемому страхователю в течение пяти рабочих дней.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216240-chto-proveryaet-pensionnyy-fond-pri-vyezdnoy-proverke

Готовимся к выездной проверке Пенсионного фонда

Что проверяет пенсионный фонд при выездной проверке

Уже в следующем году Пенсионный фонд РФ начнет проводить первые выездные проверки учреждений. То, как будут проходить контрольные мероприятия, чиновники фонда уже разъяснили. Подготовиться к проверке поможет наш материал.

Какие периоды проверяет ПФР

То, как образовательные учреждения исчисляют и уплачивают взносы по пенсионному и медицинскому страхованию теперь проверит ПФР. Такое право у фонда появилось с 1 января 2010 года. Это следует из статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212 – ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).

Иными словами, проверить учреждение специалисты фонда могут только за период с 1 января 2010 года. Более ранние периоды по-прежнему проверяют налоговики (ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ).

При этом инспекторы не могут выносить решения по результатам контрольных мероприятий (определение ВАС РФ от 4 марта 2008 г. № 2206/08).

Все материалы по проверке они должны передавать в региональные отделения ПФР, и уже специалисты фонда выносят решение о привлечении (об отказе в привлечении) учреждения к ответственности (письмо ПФР, ФНС России от 31 августа 2010 г. № АД-30-24/9291, № ММВ-22-2/422@). Проводить проверки специалисты фонда могут совместно с ФСС России (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ) либо самостоятельно.

Порядок проверок регламентируется статьями 33, 35 – 39 Закона № 212-ФЗ. Также Правление ПФР разработало временные методические рекомендации по выездным проверкам – распоряжение от 11 мая 2010 г. № 127р (далее – Рекомендации).

Место проверки, периодичность и сроки

Территориальные органы ПФР ежегодно формируют планы – графики выездных проверок на следующий год (п. 2.4 Рекомендаций). Однако эти сведения до организаций не доводятся. Поэтому учреждение может и не знать о предстоящих контрольных мероприятиях.

Проверку проводит территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика страховых взносов

Если у образовательного учреждения нет возможности предоставить проверяющим помещение, то контрольные мероприятия могут проходить на территории фонда.

Выездная проверка в отношении учреждения может проводиться не чаще чем один раз в три года (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Определяя данный срок, специалисты фонда не учитывают проверки обособленных подразделений образовательного учреждения (п. 1.5 Рекомендаций).

То есть, например, в течение года могут проверить и само образовательное учреждение, и его филиалы Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки (п. 5.1 Рекомендаций).

Продолжительность самой проверки учреждения не может быть более двух месяцев, а его обособленного подразделения – более месяца (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, п. 6.1 Рекомендаций).

Началом проверки считается день, когда будет вынесено решение о проверке. Окончанием – день составления справки о проведенной проверке. Время проверки может быть приостановлено. Но только в случае, если необходимо истребовать документы, получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

Также проверка может быть приостановлена для перевода документов на русский язык (ч. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Срок, на который может быть приостановлена проверка, не должен превышать шести месяцев (ч. 18 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При этом если поверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов, то срок может быть увеличен на три месяца.

Приостановление и возобновление проверки оформляют соответствующими документами (они предусмотрены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», далее – приказ № 957н).

Ход проверки

Перед началом выездной проверки ревизоры должны предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки по форме 9 – ПФР (ч. 1 ст. 36 Закона № 212 – ФЗ). Сама форма решения утверждена приказом № 957н. Без этих документов проверяющих можно не пускать на территорию образовательного учреждения.

В остальных ситуациях допустить контролеров к месту проверки учреждение обязано. В противном случае проверяющие составляют акт по форме 13 (утвержден приказом № 957н).

Его подписывают специалисты территориального органа ПФР и уполномоченный представитель образовательного учреждения (п. 4.2 Рекомендаций).

Если плательщик взносов отказывается подписать бумагу, об этом также делается соответствующая запись в акте. Документ приобщают к материалам проверки.

Порядок представления документов

Чтобы получить от учреждения необходимые для проверки документы, контролеры составляют требование по форме 14, утвержденной приказом № 957н (ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

Без такого требования документы лучше не представлять. Срок, в течение которого необходимо сдать затребованные документы, составляет 10 рабочих дней. Отсчитывается он со дня вручения требования (ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Если по каким-либо причинам образовательное учреждение не может представить документы, то об этом нужно письменно уведомить проверяющих (на следующий день после получения требования). В уведомлении необходимо указать причины, по которым документы не могут быть представлены.

На основании этого документа проверяющие решают, продлевать срок представления бумаг или нет (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Принять решение специалисты фонда должны в течение двух дней.

Запрашиваемые документы представляются в виде копий, которые надо заверить подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иным уполномоченным лицом учреждения и печатью. Заверять копии у нотариуса не нужно. Также стоит учесть, что проверяющие не могут изымать подлинники бумаг.

Какие документы проверят прежде всего

Контролеры могут запросить у учреждения следующие документы как общего и юридического характера, так и финансовые:

  • учредительные документы;
  • приказы об утверждении учетной политики
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за проверяемые периоды;
  • книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • бухгалтерскую отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;
  • трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физлицами;
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы бухгалтерского учета.

Перечень не является исчерпывающим, и контролеры могут потребовать и другие документы, относящиеся к правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов. Все эти документы должны относиться к проверяемому периоду, который указан в решении о проведении проверки.

На что обратят внимание контролеры

Cпециалисты Пенсионного фонда, как правило, проверяют:

  • полноту устранения выявленных предыдущей выездной проверкой нарушений, а также наличие в проверяемом периоде аналогичных ошибок;
  • своевременность представления расчетов по взносам;
  • соответствие показателей, отраженных в расчетах, данным бухгалтерского учета;
  • полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово – хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов.

При необходимости проверяющие могут вызывать на основании письменного уведомления руководителей или представителей организации для дачи пояснений (п. 7.3 Рекомендаций).

Если выявлены нарушения

На основании выявленных ошибок проверяющие доначислят взносы и вынесут решение о привлечении плательщика к ответственности. Отметим и такой момент. Если у образовательной организации отсутствует учет объектов обложения, то контролеры самостоятельно могут определить сумму задолженности (расчетным путем).

Также это возможно в случае, если, исходя из представленных документов, нельзя определить сумму страховых взносов или если учреждение не пустит контролеров к месту проверки.

Результаты проверки

В последний день ревизии контролеры составляют справку о проведенной выездной проверке по форме 12-ПФР (приведена в приказе № 957н). В ней фиксируют предмет и сроки проверки. Один экземпляр вручают образовательному учреждению (ч. 23 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Далее составляется акт проверки по форме 17-ПФР в двух экземплярах (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). На это проверяющим отводится два месяца со дня составления справки о проведенной проверке.

Документ подписывают контролеры и представитель проверяемого учреждения. Если учреждение отказывается подписывать акт, то на нем делается соответствующая запись.

В акте отражают все нарушения, выявленные в ходе проверки.

Один экземпляр в течение пяти рабочих дней с даты подписания вручают проверяемому учреждению (его уполномоченному представителю) под расписку. Это определено частью 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ.

Если учреждение не желает его принять, то этот факт также отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом с уведомлением по местонахождению плательщика взносов.

https://www.youtube.com/watch?v=7mg0ago0V9g

В этом случае датой вручения считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

Учреждение может представить письменные возражения по акту и приложить к нему соответствующие документы. Это необходимо сделать в течение 15 дней с даты получения акта (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

По истечении этого срока руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР начинает рассмотрение материалов проверки с целью принятия окончательного решения. На это ему отведено 10 дней после получения возражений. Данный срок может быть продлен, но не больше чем на месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Учреждение имеет полное право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). О времени и месте его уведомляют.

По результатам рассмотрения выносится одно из двух решений: о привлечении плательщика взносов к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

В первом случае в решении указывают обстоятельства правонарушения и применяемые меры ответственности, а также размер выявленной недоимки, соответствующих пеней подлежащего уплате штрафа (ч. 9 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). В нем также указывается срок, в течение которого его можно обжаловать, и порядок обжалования.

Во втором случае в решении отражают обстоятельства, послужившие основанием для отказа, смягчающие обстоятельства, а также (при наличии) сумму недоимки и пеней.

Принятое решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней со дня вручения его учреждению.

Копия решения вручается плательщику взносов в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения (ч. 13 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Учреждение вправе обжаловать решение в вышестоящем органе ПФР или в суде (гл. 7 Закона № 212 – ФЗ). Одновременное обжалование в двух инстанциях не исключается (ст. 53 – 56 Закона № 212). Срок на такое обжалование – три месяца.

Важно запомнить:

Выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года. Проверить могут за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки. Проверка не может продолжаться более двух месяцев, а обособленного подразделения – более одного месяца.

Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В последний день контрольных мероприятий контролеры составляют справку о проведенном мероприятии. А в течение двух месяцев со дня ее составления – акт проверки.

По акту проверки можно представить возражения.

Статья напечатана в журнале “Учет в сфере образования” №11, ноябрь 2010 г.

Источник: Журнал “Учет в сфере образования”

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/157-gotovimsya-k-vyezdnoj-proverke-pensionnogo-fonda.html

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.