Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

Содержание

Как быстро провести специальную оценку условий труда до конца 2014 года

Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

С этого года аттестацию рабочих мест сменила специальная оценка условий труда. Проводить спецоценку труда теперь обязаны все компании. Но в некоторых случаях возможна отсрочка. Расскажем, какие компании должны провести специальную оценку до конца года и как это сделать.

Каким компаниям надо пройти специальную оценку условий труда

С этого года специальная оценка условий труда обязательна для всех компаний. Методику специальной оценки условий труда утвердил Минтруд России приказом от 24.01.14 № 33н.

Но пока новую оценку могут не проходить те предприятия, у которых есть действующие результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест.

Правда, если при этом появились новые рабочие места или изменился технологический процесс, спецоценку условий труда провести все равно придется.

Еще один повод пригласить к себе специалистов по оценке условий труда, даже при наличии результатов аттестации, – в компании работают сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам спецоценки выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо будет платить дополнительные страховые взносы.

Оценку необходимо делать не реже одного раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ). Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.

Так, если до 2014 года в компании была аттестация рабочих мест, то со дня ее завершения провести оценку потребуется только через пять лет (ч. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ).

А если компания ранее не проводила аттестацию мест, а в прошлом году была освобождена от нее, то в этом году надо обязательно сделать специальную оценку условий труда.

Роструд также советует компаниям, у которых нет действующих результатов аттестации рабочих мест, не затягивать с оценкой условий труда. Со следующего года максимальный штраф за отсутствие специальной оценки или аттестации увеличится с 50 до 80 тыс. рублей, а за повторное нарушение — до 200 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Как провести специальную оценку условий труда

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда состоит из четырех этапов.

Первое, что надо сделать – создать комиссию и утвердить график

Перед проведением оценки необходимо издать приказ руководителя (см. образец), в котором утвердить график оценки и состав комиссии.

В нее включают специалиста по охране труда (его функции может выполнять директор), представителей профсоюза (если есть), а также других работников компании. В комиссии должно быть нечетное число человек — 3, 5 и т. д.

Председателем комиссии назначается руководитель компании (ст. 9 закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

В порядке деятельности комиссии надо прописать, что должен делать каждый из ее участников и в какие сроки. Например, поручить составить список рабочих мест можно тому сотруднику, который раньше занимался аттестацией в компании. А работникам, от которых необходимы документы для оценки, надо поручить заранее подготовить эти бумаги, чтобы ускорить работу эксперта.

В приказе надо утвердить также график оценки (ч. 1 ст. 9 закона № 426-ФЗ). Но до начала мероприятия стоит записать только сроки подготовки материалов для оценки и общие сроки мероприятия. График спецоценки конкретных рабочих мест станет известен после заключения договора с оценивающей компанией.

Второе – составить список рабочих мест

Комиссия составляет перечень рабочих мест, которые надо оценить, а также список аналогичных (ч. 4 ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Аналогичными считаются места, где трудятся работники одной и той же профессии, должности, где офисы однотипные, с одинаковыми кондиционерами, отоплением, освещением и т. п.

Если такие места есть в компании, оценку можно проводить только в отношении 20 процентов от их общего числа. Например, если 10 мест аналогичных, оценить можно только два.

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, распечатайте, сохраните или перешлите своим коллегам. 

В отличие от аттестации рабочих мест специальную оценку условий труда надо проводить и для офисных рабочих мест. Например, если сотрудники работают только за компьютером или с оргтехникой. Оценивать не требуется лишь условия труда дистанционных работников и тех, кто трудится дома (ч. 3 ст. 3 закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

Третье – заключить договор и передать документы

Рабочие места, которые попали в список, оценивают эксперты специальной организации (ст. 19 закона № 426-ФЗ). Оценщика можно выбрать из перечня на сайте rao.rosminzdrav.ru и подписать с ним договор.

Затем надо собрать и передать экспертам должностные инструкции, техническую документацию, сертификаты оборудования и иные необходимые для оценки документы (п. 4 приказа Минтруда от 24.01.14 № 33н).

После завершения мероприятий оценочная компания составляет отчет. Его должны подписать эксперты и участники комиссии.

Если кто-то из комиссии не согласен с результатами, он вправе в письменном виде высказать свое особое мнение, которое прикладывается к отчету (п. 95 приказа № 33н).

Четвертое – подать декларацию соответствия

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, надо составить декларацию соответствия и подать ее в инспекцию труда по местонахождению (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ).

Срок представления — не позднее 30 дней с даты подписания председателем комиссии отчета об оценке. Форма декларации есть в приказе Минтруда России от 07.02.14 № 80н. Декларация, как и результаты оценки, действует пять лет.

Если в дальнейшем на рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается (ч. 7 ст. 11 закона № 426-ФЗ).

Кому можно списать расходы на проведение спецоценки

Все расходы на проведение специальной оценки условий труда компания вправе учесть. Это нам подтвердили в Минфине России. Главное, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены.

Обоснованность заключается в том, что спецоценка труда обязательна. А значит, компания не может избежать этих расходов. Заказать услуги можно у аккредитованных организаций.

Они сами определяют стоимость мероприятий, и работодатель не может повлиять на эту цену.

Следовательно, если у компании есть акт выполненных работ и отчет оценщика, то она вправе списать всю стоимость мероприятий (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Компаниям на упрощенке запретили списывать расходы на спецоценку труда

Такой неблагоприятный вывод сделал Минфин России в письме от 16.06.14 № 03-11-06/2/28551. Расходы на специальную оценку условий труда не названы в закрытом перечне затрат на упрощенке (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому Минфин решил, что и учесть их не получится. До 2014 года чиновники делали аналогичные выводы в отношении аттестации (письмо Минфина России от 18.02.13 № 03-11-06/2/4248).

Конечно, позиция Минфина спорна. Ведь спецоценка труда обязательна, и она определяет воздействие вредных факторов на сотрудников (ч. 1 ст. 3 закона от 28.12.13 № 426-ФЗ). То есть фактически связана с контролем за процессами производства. А расходы на подобные услуги относятся к материальным (подп. 6 п.

1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Правда, споры не исключены, а судебная практика не сложилась. Но высока вероятность, что УФНС или судьи поддержат компании. Используя аналогичные аргументы, Минфин недавно разрешил списывать расходы на медосмотр на упрощенке (письмо от 24.02.14 № 03-11-11/7618).

Спецоценку условий труда можно профинансировать за счет ФСС

Профинансировать мероприятие и уменьшить на его стоимость страховые взносы на травматизм компании вправе согласно приказу Минтруда России от 10.12.12 № 580н.

Если не учитывать расходы, то в графе 5 Книги учета достаточно показать взносы в периоде, когда компания уменьшила их на сумму оценки. В Минфине нам это подтвердили.

Если компания решит списать стоимость оценки, то в книге надо сделать особые записи.

Источник: Газета «Учет. Налоги. Право»

Источник: http://www.rosekspo.ru/node/1672

Проводим специальную оценку условий труда

Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

♦  Рубрика: Зарплата и кадры, Кадровый учет, Охрана труда.

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Проведение соут пошаговая инструкция – СИЗ, нормы, инструкции

Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

ОГЛАВЛЕНИЕ

• Суть спецоценки условий труда                        • Когда требуется внеплановая СОУТ?

• Кому необходимо проводить                              • Кто проводит спецоценку?

• Что подлежит спецоценке?                               • Результаты специальной оценки условий труда

• Сроки проведения плановой СОУТ                    • Ответственность за нарушения (штрафы)

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям — физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий.

Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно.

В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных довступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда.

Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая соут?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ.

Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места.

Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Источник: http://rossiz.ru/provedenie-sout-poshagovaya-instruktsiya/

Специальная оценка условий труда

Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества  и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ.

Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны.

  Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

***

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.

К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.

Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.

Проверить наличие сертификата

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.

Скачать образец приказа о проведении СОУТ

В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.

Немного истории.

Источник: http://okhrana-truda.com/usloviya-truda/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

Проведение СОУТ пошаговая инструкция

Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

До 2014 года практиковалась аттестация трудовых мест, теперь на основе ФЗ 426 введено проведение СОУТ – пошаговая инструкция специальной оценки условий труда. Итоги обследования вносятся в отчет 4-ФСС. Внесение этих данных обязательно для всех страхователей.

Начнем с определения СОУТ. Это процедура, по итогам которой обнаруживаются вредные и тяжкие параметры на производстве, и оценивается их влияние на трудящихся.

Проведение СОУТ пошаговая инструкция – специальной оценки условий труда: кто и когда ее проводит?

Правовой акт 426 гласит, что обследование выполняется в отношении полного списка трудовых мест. Исключение составляют работники, которые осуществляют деятельность на дому или дистанционно.

Важно! Оценке подлежат трудовые места, где работа связана с компьютером и другой оргтехникой. Ранее эти места не учитывались.

Оценка трудовой обстановки проводится 1 раз за 5 лет. Если ранее проводилась аттестация, то спецоценку можно не проводить ближайшие 5 лет.

Для чего нужна СОУТ (специальная оценка условий труда)

Итоги проведения спецоценки  применяются страхователями в следующих ситуациях:

  • Как обоснование трат на усовершенствование трудовых условий с целью их компенсирования из ФСС.
  • Для определения добавочной ставки страховых взносов в органы ПФР учитывая класс условий работы на трудовом месте. Величина добавочной ставки отражена в 212 ФЗ.
  • Для определения размера скидки или прибавки к страховой ставке на обязательное социальное страхование от трагических случаев и болезней.
  • Для определения трудящимся гарантий и возмещений, которые закреплены трудовым законодательством.
  • Другие ситуации в соответствии с 426 ФЗ ст. 7.

Методика проведения СОУТ пошаговая инструкция

Для этого по гражданскому договору привлекается специальная организация. Действия, совершаемые при проверке, содержатся в 426 ФЗ. Они следующие:

Директор компании выносит приказ о членах комиссии, ее председателе со списком определенных работ по СОУТ. Помимо этого подготавливается график ее проведения.

В комиссию необходимо включить мастера по охране труда. Что делать, если его нет? ТК говорит, что такой мастер необходим в штате сотрудников организации, если число трудящихся выше, чем 50 человек. Если их меньше, то эту роль может взять на себя директор или поручить ее иному лицу.

Важно! Перед началом этого мероприятия кадровая документация должна быть в порядке. Так как именно с нее начинается проверка.

  1. Создание списка трудовых мест, которые нужно оценить.

Созданная комиссия должна определиться со списком трудовых мест, по которым будет проведена СОУТ пошаговая инструкция. Так же она обнаруживает аналогичные трудовые места. Если выявлены аналогичные места, то СОУТ проводится касательно 20% этих трудовых мест, а итоги используются ко всем подобным трудовым местам.

Подобные трудовые места это те, которые размещены в подобных помещениях на предприятии, оснащенные равной системой вентиляции, подачи тепла, света, проветривания, и работники трудятся по той же специальности, и осуществляющие те же функции в одном режиме трудового дня.

Для этого кадровик должен проверить правильность составления штатного расписания.

  1. Подписание соглашения со специальной компанией на проведение СОУТ пошаговой инструкции специальной оценки условий труда.

Выбирая лабораторию для осуществления проверки, нужно чтоб у нее были соблюдены определенные требования, которые утверждены ст. 19 ФЗ 426. Компания должна быть аккредитована.

Полный список таких компаний размещен на странице Минтруда.

  1. На данном этапе специальная организация распознает вероятные вредоносные факторы на производстве и проводит их обмеривание в случае их обнаружения.
  2. Подача декларации пригодности условий.

На те трудовые места, на которых не обнаружены вредоносные факторы, директор подает декларацию в трудовую инспекцию о соответствии обстановки занятости государственным запросам по охране труда. Такая декларация имеет срок годности, которая составляет 5 лет. Если за период ее действия не возникло несчастных случаев, то продолжает действовать еще 5 лет.

  1. Отнесение трудовых мест к классам (подклассам).

Если в процессе проведения проверки были выявлены места с вредными факторами, то организация распределяет эти места по классам опасности. Характеристики того или иного класса содержится в ст. 14 426 ФЗ. Эти сведения учитываются при установлении добавочной ставки по страховым взносом.

После проведения проверки специальная организация оформляет отчет и представляет его директору предприятия. В нем должны быть подписи всех членов комиссии, а так же председателя.

После этого, в течение 30 дней все работники должны быть ознакомлены со следствием проведения СОУТ. В случае наличия у предприятия собственного сайта итоги оценки на нем нужно так же разместить.

Важно! О том, что проводилась проверка специальной оценки условий труда и итоги ее проведения необходимо внести в отчет 4-ФСС таблица 10.

Все образцы документов можно скачать в сети интернет.

В данной статье мы рассмотрели тему «Проведение СОУТ пошаговая инструкция». В заключении стоит отметить, что не нужно бояться проведения СОУТ, ведь это выгодно для работодателя. А все затраты произведенные по осуществлению такой оценки будут возвращены страхователю органами ФСС. А так же поспособствует налаживания контактов с трудящимися.

Источник: http://SOUT-Kazan.ru/provedenie-sout-poshagovaya-instrukciya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.